Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Россия и современность






По этим и другим направлениям мы попали в ситуацию, когда соревнования уже выиграны, победители получили награды, а мы только готовимся к выходу на стартовую дорожку. Поэтому сейчас на повестку дня общество должно поставить стратегические вопросы, то есть те, к соревнованию по которым мир только готовится.

Специфика современного мира состоит в том, что точка принятия решения резко смещается во времени. Те решения, которые предполагалось принять через 10-20-30 лет, начинают разрабатываться уже сейчас, и общество начинает жить этим уже сегодня. Следовательно, эти вопросы должно обсуждать общество, а не только президент и правительство. В силу своего устройства институты власти и управления экономикой сконцентрированы на программах, которые дадут быстрый и заметный результат. Учитывая российскую специфику, это почти всегда означает перераспределение доходов от производящего класса в сторону иждивенчески настроенных слоев и конвертацию возможностей для будущих поколений в затыкание дыр, оставшихся от прошлого.

Вопрос создания новых возможностей в будущем нельзя перекладывать на имеющиеся институты, поскольку они создавались в другую эпоху и для других задач, а именно для удержания, контроля, унификации территории, народа и экономики индустриального типа. Реальным заказчиком того, какие возможности и перспективы будет иметь Россия через 10, 15, 20 лет, является общество. Оценить успешность наших действий смогут только следующие поколения, хотя мы до сих пор весьма смутно представляем, в каком мире им придется жить. Но, тем не менее, либо нам удастся освоить технологии жизни в современном мире, либо мы обрекаем себя принимать сиюминутные решения, которые заново воспроизведут ситуацию запоздалых дискуссий.

И тут мы вынуждены согласиться с Дэниелом Торнили, который сказал, что сейчас фактически все, что россияне сейчас могут поставить на карту в современном мире – это их молодые образованные люди. И это действительно так. Идея о «человеческом капитале», и о том, что именно он, а не «вещественный капитал» в современном мире определяет конкурентоспособность, известна с середины прошлого века. Это показал Теодор Шульц, который исследовал этот вопрос на примере стран Латинской Америки и США, и за это в 1979 г. получил Нобелевскую премию по экономике. С тех пор идея о приращении человеческого капитала является одной из определяющих в мире. Особенно важной она становится сегодня, если верить современным разработчикам: при наличии передовых кадров становится возможным либо разработка и запуск технологий по воссозданию ресурсов, либо создание схем, при которых ресурсозависимость не угрожает стране и обществу.

С большой долей уверенности можно сказать: качество человеческого капитала будущей России – вот та сфера, в которой мы еще не опоздали, но она как никогда актуальна в современном мире. Речь идет не о сегодняшнем работоспособном населении (тут уже ничего не поделаешь), а о следующем поколении, фактически – о наших детях, о тех, кто через 20-30 лет будет определять облик страны, и кто уже будет жить в мире, в котором сырье и другие важные сегодня ресурсы не будут цениться.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.