Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Замечания 5 страница






2. Теперь представьте, что у вас есть ветви, которые качаются на ветру... Вы прикасаетесь ими к небу, затем снова касаетесь земли... и вы мо­жете почувствовать, как энергия течет из вашей головы через ветви снова в землю, и так дальше по кругу, она возвращается к своему ис­точнику в центре земли (30 секунд).

Пока вы так дышите, вы можете себе представить, что касаетесь вет­вями всех остальных в группе, таким образом, вы все связаны друг с другом энергетическим кругом, который связывает нас всех с небом и землей. Сейчас сделайте глубокий выдох. Немного потянитесь. От­кройте глаза и будьте снова здесь, отдохнувшие и посвежевшие».


Постукивающий массаж

5 минут

Это маленькое упражнение является прекрасным способом сфокуси­ровать внимание участников перед началом занятия, а также усилить их способность к концентрации, подарив им чувство приятной свежести.

1. Участники разбиваются на пары. Один становится в удобную позу, разводит руки в стороны и закрывает глаза. Другой кончиками паль­цев начинает слегка постукивать его по макушке. Затем переходит к боковым сторонам головы, к вискам, к скулам, к челюсти, к шее и далее спускается к плечам. На плечах он переходит на постукивания всей ладонью.

2. Тот, кто делает массаж, решает сам, в каких местах он постукивает неж­но, в каких — сильнее. Затем он переходит к рукам, бедрам, коленям, к голени и, наконец, к лодыжкам.

3. Затем повторяет все в обратном порядке. Ближе к голове постукива­ния становятся слабее, а затем снова выполняются кончиками паль­цев.

 

4. Теперь партнеры меняются ролями.


 

а


Духовнаяэнергия

15 минут

Упражнение весьма наглядно показывает, какое влияние имеют наши мысли на наше тело. Принцип взят из системы тренировок айкидо — известной японской школы восточных единоборств.

1. Участники разбиваются по трое. Один из них становится посереди­не — совершенно прямо, руки разведены в стороны. Он сжимает ла­дони в кулаки. Двое других стоят по обеим сторонам от него, чтобы поднимать его под руки.

2. Участника поднимают три раза:

 

• Во время первой попытки он не делает ничего, представляя собой, так сказать, просто физическое тело.

• 'Во второй раз он мобилизует свою духовную энергию и представля­ет себе, что он легкий, очень легкий, как пушинка. Он представляет, что его энергия тянет его вверх, устремляясь через голову и делая его легче. Он может помогать себе, повторяя про себя слова: «я легкий, легкий, легкий» или «выше, выше, выше». Когда он дает своим парт­нерам сигнал о том, что он готов, те поднимают его под руки и через несколько секунд ставят обратно на землю.

• В третий раз участник внушает себе, что он очень тяжелый. Он мо­жет представить, что у него есть корни, которые держат его на земле. Он стоит как могучее дерево, глубоко уйдя в землю. Он может гово­рить себе: «я тяжелый, тяжелый, тяжелый» или «вниз, вниз, вниз». Он представляет себе, как его энергия течет сквозь ноги глубоко в зем­лю. Когда он готов, двое других поднимают его под руки. Как правило, это оказывается намного тяжелее, чем в двух предыдущих случаях.

3· Теперь партнеры меняются ролями, так что у каждого есть возмож­ность поэкспериментировать со своей духовной энергией и при ее помощи изменять свой вес. Вы можете закончить это упражнение, попросив игроков ходить по комнате и представлять, что каждый из них очень легок. Каждый внушает себе, что его энергия стремится вверх и делает его легче.

Встряска

5 минут

Еспи участники напряжены, прерывисто дышат и у них нарушается кровообращение, еспи атмосфера в группе безжизненная, потому что все эмоции просто спят, то «Встряска» — это то упражнение, которое воз­вращает энергию, прекрасно помогает избавиться от напряжения и скон­центрироваться на настоящем моменте.

1. Группа становится в круг. Каждый начинает встряхивать правую руку, начиная с кончиков папьцев, постепенно переходя к поктю и к ппечу и дапее, пока не задействует всю руку.

2. Сдепайте небопьшую паузу. Участники допжны заметить, насколько по-разному они теперь ощущают певую и правую руки.

3. Проведите ту же процедуру с левой рукой.

4. Теперь на очереди правая нога. Начинаем со ступни, переходим к ло­дыжке, голени, к колену, к бедру. Проделайте то же самое и с левом ногой.

5. Переходим к голове. Это будут движения с небольшой амплитудой, похожие на то, как кучер трясет головой, когда говорит: «Тпррру!»

 

Замечания

В итоге участники разогреются и отдохнут.

Тыдвигаешь, тебядвигают

20 минут

Если Ваши подопечные уже научились доверять друг другу, то это уп­ражнение отлично подойдет для начала занятия. Оно основано на смешении пассивной энергии «инь» с активной энергией «ян».

1. Все участники разбиваются на пары. Один из партнеров принимает на себя пассивную роль и позволяет делать с собой все, что хочет дру­гой. В течение 10 минут активный партнер двигает его самыми раз­ными способами.

2. «Партнер-инь» внушает себе, что его тело расслаблено, и воображает, что двигается в воде, или в меду, или в сиропе. Таким образом, получа­ется эффект замедленного движения. Положение тела остается неиз­менным до тех пор, пока «партнер-ян» не поменяет его.

3. «Партнер-янь» пытается, используя все свою фантазию, задействовать как можно тело своего подопечного. Он может водить своего партне­ра по комнате, усаживать или укладывать его, вращать его руки и ноги так, как ему хочется.

4. У «партнера-инь» есть возможность прочувствовать все свои мышцы и суставы: какие из них расслаблены, какие напряжены.

5. Через пять минут этот этап упражнения заканчивается, партнеры де­лятся впечатлениями, а потом меняются ролями.

Охотничийазарт

10 минут

Единственное в своем роде упражнение для пополнения энергии и духовного оживления участников. Клеющимися полосками обозначь­те небольшую по размерам площадку для игры: для двадцати участников Вам потребуется поле размером 5x5м.

1. Каждый ищет себе партнера, например, того, кто родился с ним в один месяц.

2. В этой игре нужно ловить друг друга. Тот, кто ловит, должен догнать своего партнера и осалить его, но никого больше.

3. Тот, кого осалили, разворачивается на 360 градусов вокруг своей оси, прежде чем начать охоту на партнера — заблаговременно отбежав­шего подальше.

4. Бегать нельзя, можно только ходить. Разрешается передвигаться боль­шими и быстрыми шагами, насколько это позволяет плотность движе­ния и размеры площадки.

5. Никому не разрешается покидать игровую площадку. При этом каж­дый пытается избегать столкновений с другими участниками игры.

Замечания

Если Вы предлагаете участникам эту игру в первый раз, Вы удивитесь, насколько быстро группу цивилизованных людей охватывает охот­ничий азарт. Важно, чтобы игровое пространство было небольшим. Убегающие используют остальных как прикрытие, поэтому на площад­ке царит настоящее столпотворение. В игре весьма пригодятся быст­рота реакции и умение выстраивать причудливую стратегию, а поворот на 360 градусов перед охотой на партнера придает игре дополнитель­ное удовольствие. Четко укажите на то, что нельзя бегать!

Через 3 минуты можно остановить игру. Вы увидите, что агрессии и апатии как не бывало! Эта игра — настоящий хит!

КрасныйБарон

 

10 минут

Вы ищете историческую ролевую игру? Вы ее нашли! Участники во время этого упражнения могут подвигаться и одновременно превра­титься в безрассудно отважного летчика-истребителя, который пресле­дует противника и вытворяет умопомрачительные трюки на стрекочущей, обтянутой парусиной машине. Эта игра расслабляет участников, делает их более контактными и, кроме этого, позволяет попрактиковаться в ко­ординации действий.

1. Участники разбиваются на пары и сначала выполняют упражнение в одиночестве. Для этого они встают на расстоянии нескольких мет­ров друг от друга и вытягивают обе руки вперед под любым углом. Правая рука будет небольшим самолетом, который пилотирует Крас­ный Барон, легендарный немецкий летчик-истребитель времен пер­вой мировой войны. Левая рука будет самолетом, за ручкой управления которого сидит менее воинственный пилот по имени Сноппи. Оба са­молета начинают преследовать друг друга в тех пределах, в которых могут двигаться руки игрока. Ноги при этом слегка расставлены в сто­роны, но стоят на месте.

2. Нет ничего ужасного в том, если кто-то из игроков будет имитировать звук самолетного мотора (1 минута).

3. Во втором туре игры мы вносим элемент кооперации в нашу воздуш­ную борьбу. Один из партнеров правой рукой олицетворяет самолет Красного Барона, а другой партнер левой или правой рукой изобра­жает самолет Сноппи. На этом этапе движения становятся медленнее, чтобы партнеры могли упорядочить и согласовать движения своих самолетов так, чтобы играть в воздушную войну или вытворять все­возможные фокусы вместе.

Я тоже!

10 минут

Упражнение возбуждает у участников любопытство и интуицию. Од-ному игроку придется выбирать людей из группы по какому-нибудь критерию, в то время, как другие должны будут понять причины его от­бора или — понять, почему их самих не выбрали. Тот, кто отгадает при­чину, получает право самому производить новый отбор.

1. Участники садятся на пол по кругу или просто рассаживаются по ком­нате. Один из них выходит на середину круга или комнаты и стано­вится ведущим. Он тщательно оглядывает остальных игроков, никого не упуская из вида, а затем выбирает некоторых из них и просит встать рядом с собой.

2. После того как ведущий завершит свой отбор, оставшиеся сидеть иг­роки должны попытаться угадать, по каким признакам были выбраны другие. Они начинают искать между избранными что-то общее. Мо­жет быть, у них карие глаза? Или черные ботинки? Или они холосты/ не замужем? Может быть, у них есть опыт работы за границей? Крите­рии выбора могут быть самыми разными, но лучше, чтобы они не бро­сались в глаза сразу же.


Магическое единение

10 минут

Как следует из названия, речь пойдет о том, чтобы достичь особого совпадения действий партнеров. Предложите участникам начать игру в парах, постепенно переходя к тройкам и четверкам, чтобы увели­чить степень сложности задачи. Эта игра требует полной концентрации на своих действиях и действиях партнера. Если такая концентрация по­лучается, то участники испытывают изумление и удовлетворение, дру­гими словами, состояние совершенного присутствия «здесь и сейчас». Идея этой игры была взята из детских игр австралийских аборигенов.

1.Участники разбиваются на пары и садятся за стол. У каждой пары в ру­ках должны быть монеты одинакового достоинства и как можно боль­шего размера, потому что такие монеты, когда их раскрутишь, падают 'на стол с характерным забавным бряканьем.

2. Партнеры одновременно раскручивают свои монеты — стараясь, что­бы они остановились в одно и то же время, так чтобы можно было ус­лышать только один общий звук.

3. Предоставьте игрокам достаточно времени, чтобы приспособиться друг к другу и добиться синхронности действий.

4. Когда определенный результат будет достигнут, можно попробовать игру втроем. Троим приспособиться друг к другу сложнее, и это тре­бует большего времени.

5. В конце упражнения спросите участников, что они предпринимали, чтобы достичь «магического единения».

Замечания

Для этой игры подойдут и предметы несколько большие по размерам, чем монеты. Это могут быть тарелки, бутылки, спортивные обручи. Лично я предпочитаю предметы, которые, останавливаясь, издают от­четливый звук. Тогда совершенно ясно, насколько синхронно удалось действовать партнерам.

«Пин!»

5 минут

Это отличное упражнение для начала занятия, оно расслабит каждого участника.

1. Группа образует круг. Один из участников выходит в центр круга. Он задерживает дыхание, по очереди слегка прикасается рукой к голо­вам участников и на выдохе произносит: «Пин!» (этот звук стимули­рует головной мозг).

2. Цель состоит в том, чтобы за один выдох обойти весь круг и попасть опять на свое место.

3. Результат зависит, естественно, от размеров круга и объема легких. У некоторых даже может возникнуть стимул больше заниматься спортом и меньше курить.

4. Тот, кто чувствует, что воздух у него кончился, прерывает свой обход и сразу возвращается на место.

5. Эта игра наглядно демонстрирует, насколько важно для человека глу­бокое и хорошо поставленное дыхание. Вы можете быть уверены, что к концу упражнения все ваши игроки будут дышать глубже и лучше.


«Касабланка»

10 минут

Работа в команде требует от участников готовности быть в контакте с остальными. Это упражнение как раз и помогает достичь этого.

1. Все участники встают в круг. Напомните группе фильм «Касабланка» и ту выразительную сцену, где Хампфри Богарт требует от своей парт­нерши Ингрид Бергман смотреть ему в глаза. В этом упражнении уча­стники будут обмениваться такими же глубокими и долгими взглядами.

2. Упражнение начинается. Каждый молча пытается установить контакт глазами с кем-нибудь из участников, исключая лишь своих ближай­ших соседей слева и справа. Как только обоюдный контакт устано­вился, оба партнера начинают медленно сближаться, словно

' притягиваемые магической силой, исходящей из глаз партнера. Они несколько секунд стоят друг перед другом и снова расходятся, направ­ляясь к месту в круге, которое занимал партнер. (Здесь мы, можно ска­зать, придерживаемся сюжета фильма, где герои в конце концов расстаются.)

3. В это же самое время остальные участники делают то же самое. Про­следите, чтобы количество игроков было четным, в противном случае Вам самому придется принять участие в упражнении.

4. Второй раунд этого упражнения также проходит в полной тишине. В третьем раунде позвольте игрокам действовать более темперамент­но. Пусть партнеры, когда встретятся, пожмут друг другу руки или обнимутся.

Орфей и Эвридика

10 минут

Когда игроки по ходу игры закрывают глаза, то их восприятие себя и окружающей действительности изменяется. Часто люди сводят весь спектр своих возможностей к одному каналу восприятия (чаще всего к зре­нию), а остальное додумывают. Отключив этот основной канал, мы смо­жем достичь более острого и четкого ощущения «здесь и сейчас».

1. Участники встают в пары друг напротив друга на расстоянии вытяну­той руки. Напомните им миф об Орфее и Эвридике: певец Орфей спу­стился в Аид, чтобы вернуть в мир живых свою любимую жену Эвридику. При этом он не должен был смотреть на нее, но просто чув­ствовать, что она следует за ним. Но он нарушил поставленное ему условие и, уходя из Аида, обернулся и посмотрел на жену. Так Эвриди­ка осталась в Аиде навсегда.

2. Для начала участники разогревают ладони, секунд 10 энергично по­тирая их друг о друга, пока руки не станут горячими. Затем все закры­вают глаза и держат руки на уровне груди ладонями наружу, после чего осторожно вытягивают руки вперед до тех пор, пока они не со­прикоснутся с руками партнера. Каждая пара ждет 5-10 секунд, ощу­щая, как энергия перетекает из одних рук в другие.

3. После этого партнеры разъединяют ладони и разводят руки в сторо­ны. Очень медленно каждый поворачивается на месте на 360 градусов и снова пытается с закрытыми глазами, вытянув руки, найти ладони партнера. Как только это получилось, оба открывают глаза.

4. На втором этапе партнеры вновь соприкасаются ладонями (закрыв гла­за), но в этот раз каждый поворачивается вокруг своей оси дважды и снова пытается найти ладони партнера.

5. Теперь партнеры поворачиваются вокруг оси три раза и снова ищу1 руки друг друга. Чем больше оборотов вокруг своей оси они соверша­ют, тем выше сложность задания. Участники должны действовать со­гласованно, стараться совершать все свои действия синхронно. При этом им разрешается как молчать, так и разговаривать.

Союз смеха

5 минут

Человеческий мозг располагает массой возможностей для отдыха и расслабления. Но часто мы упускаем из вида расслабляющую роль смеха, а ведь когда мы смеемся, наш мозг «перезагружается» и готов сно­ва работать.

1. Группа делится на подгруппы, по пять-семь человек. Каждая из них встает в круг и образует «Союз смеха». Правила таковы: когда руко­водитель группы дает сигнал к старту, все участники пытаются рассмешить или заставить улыбнуться остальных членов своей под­группы. Тот, кто улыбнулся или рассмеялся, покидает «Союз смеха». Он делает шаг назад и просто наблюдает за ходом игры.

2. Важное добавление: во время упражнения глаза всех участников зак­рыты, никто не имеет права прикасаться к другим. Вы увидите, как в этих условиях будут изобретательны ваши игроки.

3. Когда маленькие группы сократились до двух-трех человек, остающих­ся в круге, остановите игру и предложите этим «мэтрам» составить один круг и провести чемпионат, чтобы выявить абсолютного побе­дителя.

Замечания

Проведите это упражнение с юмором и подумайте о том, что именно взрослым людям нужны серьезные основания, чтобы вести себя бес­шабашно.

Цветарадуги

10 минут

ї то упражнение на кооперацию. Чтобы оно было успешным, каждый r__J участник должен целиком прочувствовать других, чтобы пусть мед­ленно, но найти единый ритм и настроение.

1. Участники делятся на небольшие группы по пять-шесть человек. Каж­дая подгруппа образует свой круг и выбирает ведущего, который бу­дет выполнять неожиданно простую обязанность — ему нужно только громко считать до трех. Как только ведущий сказал «три», остальные хором выкрикивают название какого-нибудь цвета: «красный, черный, голубой» и т. д. Цель состоит в том, чтобы все члены команды без пред­варительной договоренности назвали один и тот же цвет. При этом следует соблюдать такое правило: игрок не может называть один и тот же цвет два раза подряд.

2. Упражнение заканчивается, когда все игроки назовут один и тот же цвет.


Кто лишний?

5 минут

ї то упражнение очень простое и действенное, оно всегда пользуется lirZJ большой популярностью. Элемент неожиданности и необходимость вступать в контакт с другими участниками делают эту игру очень при­влекательной. В конце упражнения участники, как правило, бывают от­дохнувшими и расслабившимися.

1. Для этого упражнения понадобится достаточно много свободного ме­ста. В начале игры попросите игроков сгруппироваться по парам: «Встаньте в пары и возьмитесь за руки». Если количество игроков чет­ное, то на этом этапе никто игру не покидает.

 

2. Быстро переходите к следующему этапу и скомандуйте игрокам встать
• по трое, снова взявшись за руки. Если и сейчас число участников ока-
залось соответствующим, то из игры никто не выбывает, но шансы на
это с каждым разом повышаются. Если у ваших участников все в по-
рядке с чувством юмора, скажите, что проблемы с выбыванием будут
рано или поздно у всех. Проводите игру быстро. На следующем этапе
игроки должны образовать четверки. Тот, кто не попал в четверку,
выбывает и просто наблюдает за тем, кто из членов группы сможет
дольше всех удержаться в игре.

3. Вы называете числа по порядку до тех пор, пока количество остав­шихся участников превышает то число, которое вы называета. Важно, чтобы каждый раз группы образовывались не на базе уже имеющих­ся, а «с нуля».

4. В конце игры можно с уверенностью сказать, что все участники отдох­нули, расслабились и готовы к дальнейшей работе.

Образцы

5-10 минут

Интерес и ценность этой игры состоят в том, что никто не может пред-сказать заранее, что произойдет в дальнейшем. И это обстоятель­ство заставляет игроков что-то выдумывать. Единственное правило игры — копировать позу и движения выбранного объекта — требует кон­центрации и внимательного наблюдения.

1. Если желаете, Вы можете начать с краткого отступления о значении примеров в нашей жизни. Образец для подражания нужен каждому из нас, чтобы увеличивать наши возмозжности социальной адаптации. Сложность же состоит в том, чтобы найти подходящие образцы и за­тем в нужный момент от них отказаться.

2. В то время как руководитель группы разъясняет правила, каждый участник должен выбрать себе в качестве образца одного из своих то­варищей. Причем, желательно, чтобы «образец», не догадывался о том, кто его выбрал.

3. Каждый участник должен как можно более точно подражать тому, кого он выбрал в качестве образца — его движениям, мимике. Лучше все­го будет, если при этом участники не смотрят друг на друга напря­мую, а стараются наблюдать друг за другом незаметно.

4. После того как правила объяснены, дайте участникам возможность за­дать вопросы. Удостоверьтесь также в том, что каждый из них выбрал себе образец для подражания. Прежде чем игра начнется, участники должны на 10 секунд закрыть глаза и принять удобное положение.

 

5. Затем по Вашей команде все открывают глаза, и игра может начаться. Предложите участникам выполнить какое-нибудь действие или дайте им какое-нибудь совместное задание, в ходе которого они смогут про­являть свои индивидуальные особенности и подражать другим.

Замечания

Как правило, Вы скоро увидите, что одни и те же движения начинают распространяться по всей группе. Иногда медленно, иногда быстро,


но все игроки через какое-то время оказываются повторяющими одни и те же движения. Но иногда Вы можете замечать, что среди игроков образовалось две или даже три группы, члены которых повторяют спе­цифические движения. Результат никогда не бывает предсказуем и является еще одним доказательством того, что человеческие отноше­ния и динамика группы постоянно преподносят новые загадки.


Тыили я

5 минут

Это упражнение особенно эффективно для работы в большой группе.

За короткое время игроки начинают чувствовать себя лучше, их пульс учащается, они расслабляются и готовы к дальнейшей работе. Вам понадобится большая площадка для игры — например, лужайка, спортивный зал. Отметьте границы игровой площадки, прежде чем объяс­нять правила игры.

1. Участники как можно равномернее заполняют отведенное для игры пространство.

2. В этой игре все играют против всех. Каждый игрок пытается коснуть­ся другого первым.

3. Тот, к кому прикоснулись первым, должен встать на колени и оста­ваться в таком положении до конца игры. Как правило, это не очень долго, поскольку игра проходит быстро.

4. Понять, кто победитель, достаточно легко — собственно, это послед­ний оставшийся на ногах участник. Победителя награждают овация­ми. В игре действует правило — ни при каких случаях нельзя бегать, допускается только быстрая ходьба.

5. Часто между двумя участниками начинается спор о том, кто из них первым коснулся партнера. В этом случае разрешение ситуации очень простое: Вы даете спорящим 5 секунд на то, чтобы определиться, кто остается в игре. Если по истечении этого времени они так и не дого­ворились, то на колени встают оба.

6. Как только Вы объяснили правила, начинайте игру. Так как игра про­ходит очень быстро, можно провести второй раунд, результаты кото­рого могут быть иными.

Замечания

Для случая, когда в игре остаются двое, введите дополнительное пра вило: проигрывает тот, кто первым сделал шаг назад.


Глава 6

РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ КООПЕРАЦИИ


Красное илиголубое?

20 минут

Вэтой игре фактически принимают участие два человека, а остальная группа наблюдает за ними. Эти двое разговаривают друг с другом, пытаясь при этом так усыпить бдительность партнера, чтобы тот забыл, что должен держать кое-что в тайне. " Тайна" в этом упражнении — это обычная карточка с нарисованным на ней голубым или красным крес­том. Карточка прикреплена к спине участника. В этой игре тренируется способность вести на публике интересную и плавную беседу, увлекать собеседника, в то же время сохраняя внимательность и постоянно удер­живая в памяти собственную задачу.

 

1. Группа садится в круг, двое желающих выходят на середину. Каждому игроку к спине прикрепляется карточка с голубым или красным крес­том. Ни один из них не знает, какого цвета крест у его оппонента.

2. Группа предлагает тему для разговора. Лучше, если тема будет доста­точно увлекательной для того, чтобы игроки сразу же подхватили ее и начали беседу.

3. Игроки пожимают друг другу руки, показывая этим, что беседа нача­лась. Во время разговора руки обоих скрещены сзади, чтобы ни у кого не возникло искушения схватить партнера и повернуть его спиной к себе, чтобы взглянуть на его карточку. Желательно, если в течение беседы партнеры будут двигаться.

4. Цель обоих игроков — усыпить внимание собеседника, чтобы тот не­надолго забыл, что нельзя пускать другого себе за спину. Побеждает в этой игре тот, кто смог в течение 5 минут разговора выяснить, какого цвета карточка партнера. Игрок должен увидеть карточку собствен­ными глазами.

 

5. Проведите несколько туров этой игры с разными участниками, чтобы дать возможность нескольким участникам поупражнять свои ритори­ческие способности. В некоторых случаях бывает неплохо, если игроки сами определяют время своей беседы. Это повышает привлекатель­ность игры.

Нашакоманда

15 минут

Эта короткая процедура предоставляет группе хорошие возможности для развития ее самосознания. Любой команде необходимо время от времени говорить о том, как она развивается, каковы ее сильные и сла­бые стороны, как она справляется со своими поражениями и какие выво­ды извлекает из побед. Это упражнение как раз дает возможность группе поговорить обо всем этом, причем в нем предлагаются очень живые и за­бавные условия для обмена информацией, плюс масса возможностей для творчества. Также упражнение обладает некоторым терапевтическим эффектом, поскольку в несколько преувеличенной форме отмечает поло­жительные и отрицательные стороны жизни группы и демонстрирует, что большинство событий можно рассматривать как с позитивной, так и с не­гативной стороны.

1. Группа садится в круг и начинает вести беседу, цель которой — об­суждение развития группы как команды, ее особенности, проблемы, достоинства и недостатки. Каждое предложение, которое произносит участник, должно начинаться словами: «к счастью» или «к несчастью». Любой игрок может высказываться сколь угодно часто, но не два раза подряд.

2. Группа сама решает, когда игра должна завершиться. Если у кого-то возникло ощущение, что все важное уже сказано, или у него есть ка­кие-то другие соображения по этому поводу, он просто говорит: «К сча­стью, эта игра уже закончилась».

3. В любом случае проведите краткое обсуждение происходившего:

 

• Насколько мне понравилось это упражнение?

• Хотел бы я задать какие-либо вопросы?

• Хотел бы я что-то уточнить?

• На правильном ли пути наша команда?

• Должна ли команда сделать какие-либо выводы из этой игры?

• Каким был повод к окончанию игры?

• Как лично я чувствую себя в этой группе?


 

Развитиеидеи

15 минут

Эффективно работающие команды отличаются тем, что обращают вни-мание на идеи и предложения, высказываемые различными членами группы. Это внимание означает, что команда признает ценность любой идеи и любого человека. В командах, в которых слишком быстро, даже не выслушав, реагируют отказом на высказываемые рядовыми участниками предложения, парализуется творческая энергия и процветают соперни­чество и конфликты.

1. Разъясните членам группы цель этого упражнения. В ней речь пойдет о тренировке умения одобрять партнера, демонстрировать ему свое уважение и готовность к сотрудничеству.

2. Прежде всего объясните, как будет проходить упражнение. Два участ­ника разговаривают между собой. Каждый из них должен соглашать­ся со всем, что говорит ему собеседник, что бы тот ни сказал. Игрок №1 начинает беседу. Игрок №2 одобряет это высказывание, начиная свое предложение словами: «Да, и еще...» Первый игрок тоже согла­шается со вторым и добавляет что-то свое: «Да, и еще...»

3. Если первый игрок, например, говорит: «Пойдем в кино», второй иг­рок может, к примеру, сказать: «Да, и возьмем большую плитку шоко­лада с начинкой». Игрок №1 продолжает: «Да, и помимо того, бутылку шампанского». Игрок № 2 отвечает: «Да, и еще я хочу, чтобы пробка выстрелила». Таким образом, идет некое нарастание, поскольку каж­дое предложение подхватывается и продвигается дальше. Как прави­ло, такой диалог неизбежно заканчивается комической ситуацией.

4. Предложите группе несколько ситуаций, которые именно таким обра­зом должны быть обсуждены участниками в парах:

 

• Сотрудник и шеф застряли вместе в лифте.

• Отец и сын на пикнике.

• Два друга по пути на футбольный матч.

• Муж и жена строят планы на празднование первой годовщины и* свадьбы.

• Недавно прооперированный пациент разговаривает с медсестрой-


5. Сначала двое желающих «выступают» публично, остальные члены группы наблюдают за ними.

6. Затем все разбиваются на пары и выполняют упражнение одновре­менно. Через 2-3 минуты участники должны образовать новые пары так, чтобы у каждого из них была возможность поговорить с разными партнерами.

7. После завершения упражнения подведите итоги.


Бескорыстное внимание

10 минут

Успешная коммуникация возникает только тогда, когда каждый уде-ляет время и внимание собственной персоне и собственным идеям не в ущерб личности и идеям другого. Однако этот баланс весьма хрупок и требует от человека некоторого бескорыстия. Предлагаемое задание дает участникам возможность поупражняться в проявлении бескорыст­ного позитивного внимания, не отвлекаясь при этом на что-то внешнее или на свой собственный внутренний мир.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.