Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психическое старение






Старение человека представляет собой не только биологический, но и психологический процесс. С возрастом происходит своеобразное старение психики человека, т.е. появление сходных, нивелирую­щих индивидуальность психических изменений, частью нормально­го, частью патологического характера, которые обусловлены про­цессами старения и ситуацией старения и старости.

Пожилой и старческий возраст, несмотря на нали­чие возрастных рамок, чаще всего связывают с выходом на пенсию и прекращением трудовой деятельности. Прекратив активную трудовую жизнь, большинство лю­дей постепенно смиряются с новым социальным и моральным стату­сом. На первый план для них выступают заботы о здоровье и благосос­тоянии. Старость – возраст утрат и часто – одиночества. Происходит «на­копление» болезней и возрастных «недугов». Снижается социаль­ный престиж. Ухудшается материальная обеспеченность. Становит­ся невозможным удовлетворение многих потребностей, связанных с интересами и увлечениями, возникает проблема незанятости.

С другой стороны, поскольку биологический и хронологический возраст человека может существенно различаться. Достигая пенсионного возраста у людей может сохраниться хороший жизненный потенциал, удовлетворительное состояние физического здоровья. Но, получая социальный статус пенсионера, человек ориентируется на лиц пенсионного возраста, его окружающих и дает себе личностную установку на старость.

Выход на пенсию и изменение социального статуса является стрессом для пожилого человека. Стрессовая ситуация в норме ведет к развитию адаптации – приспособлению индивида к сложившейся ситуации. Иначе говоря, пожилой человек должен каким-либо образом адаптироваться к изменению своего социального положения. Возникают индивидуально-личностные установки на старость. Британский психолог Д. Бромлей выделил пять типов приспособления в старости:

Наиболее оптимальная из них – конструктивная. Человек внутренне уравновешен, спокоен, удовлетворен эмоциональными контактами с окружающими. Он критичен в отношении к самому себе, но полон юмора и терпимости в отношении других; он принимает старость как факт, завершающий его профессиональную карьеру, оптимистически относится к жизни, принимает смерть как естественное явление, не выражая отчаяния и сожалений; жизненный баланс такого человека вполне положителен, он с доверием рассчитыва­ет на помощь окружающих.

Данные индивиды наиболее адаптированы в обществе, они находят пути самореализации в трудовой и общественной деятельности или воспитании внуков, передавая им жизненный опыт.

Защитная установка характеризует людей самодос­таточных, обладающих «психологической броней», чопор­ных, поглощенных профессиональной деятельностью. Они разделяют общепринятые взгляды и установки, избегают обнаруживать собственное мнение, не любят говорить о своих проблемах, поскольку внешняя сторона жизни значит для них больше, чем внутренние переживания. Они подвержены страху смерти и маскируют свою беспомощность перед этим фактом усиленной внешней деятельностью. Данная категория пожилых людей также может достичь высокой степени адаптации в обществе.

Среди пожилых людей отмечается также и зависимая установка, проявляющаяся в следующем. С уходом на пенсию социальная роль пожилых людей в семье изменяется. Они чувствуют себя лишними, ненужными в семье и близком окружении. Стараясь как бы компенсировать свою бесполезность, они проявляют повышенную заботу, угодливость, покладистость во всем, поскольку видят себя только как часть семьи или микросреды. Установка зависимости присуща индивидам, прояв­ляющим пассивность, и склонным к зависимости от других. Люди этой категории не имеют высоких жизненных стрем­лений и легко оставляют профессиональные занятия; се­мейная среда обеспечивает им чувство безопасности, дает ощущение внутренней гармонии, поэтому они не страдают
от эмоциональной неуравновешенности и различных стра­хов.

В пожилом возрасте также отмечается экстравертивно-агрессивная установка на старость или установка враждебности, характеризующаяся недовольством окружающими, обществом в целом, негативным восприятием любых изменений в обществе. Установка враждебности присуща «разгневанным ста­рикам», которые агрессивны, мнительны, вспыльчивы и имеют обыкновение предъявлять массу претензий к своему окружению – близким, друзьям, социальным институтам, обществу в целом. Они не реалистичны в своем восприятии старости и не могут смириться с неизбежными возрастными издержками, завидуют молодым и страшатся смерти. В исправительных учреждениях зачастую можно встретить осужденных пожилого возраста с установкой враждебности, которые всегда высказывают свое недовольство администрацией учреждения как в устной, так и в письменной форме (жалобы). Их не устраивает буквально все – медицинское обслуживание, выплата пенсий, бытовые условия. При этом прослеживается иждивенческая позиция в жизни и нежелание решать свои проблемы в сотрудничества с социальным работником.

Интравертивно-агрессивная установка враждебности, направленная на самого себя, характерна, как правило, для лиц с отрицательным жизненным балансом, которые избегают воспоминаний о прошлых неудачах и трудностях. Они не пытаются бороться со своей старостью, а пассивно воспринимают удары судьбы. Неудовлетворенная потребность в любви и сочувствии является поводом для депрессии и острой жалости к себе. Смерть рассматривается ими как освобождение от страданий.

Старость приближается к человеку двумя путями: через физическое ослабление организма и через психическое ослабление интересов. Психическое и физическое старение человека тесно взаимосвязаны между собой. Состояние психики человека может способствовать ускорению или замедлению темпов старения. Ориентируясь на «внутренний образ старика» человек задает себе своеобразную программу – установку на старение и смерть. Иначе говоря, психическое умирание ускоряет физическое и люди, которым уда­ется долго сохранить психическую активность, накладыва­ющую, в свою очередь, отпечаток на физическую актив­ность, продлевают свою молодость в годы ранней старости и отодвигают немощную, глубокую старость.

Последние десятилетия су­щественно изменили представления о возможностях людей этого возраста. В экономически развитых странах значительная часть по­жилых и престарелых людей продолжает успешную трудовую дея­тельность и ведет активный образ жизни; они стремятся как можно дольше удержаться на достигнутых позициях, не претендуя, однако, на большее.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.