Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Объект, принципы и задачи социальной геронтологии






Учебной дисциплиной и научной теорией, изучающей социальные проблемы старости и старения, является со­циальная геронтология, изучающая обще­ственные последствия увеличения пропорции пожилых людей в населении, их социальный статус и персональ­ный опыт старения.

Социальная защита пожилых людей в Российской Федерации базиру­ется на основополагающих нормах Конституции, гаран­тируется законодательством, отвечающем международным стандартам.

Под социальной защитой можно понимать систему мероприя­тий, осуществляемых обществом и его различными структурами, по обеспечению гарантированных минимально достаточных условий жизни, поддержанию жизнеобеспечения и деятельного существо­вания человека.

Социальную поддержку можно трактовать как специальные меры, направленные на поддержание условий, достаточных для существо­вания «слабых» социальных групп, отдельных семей, личностей, испытывающих нужду в процессе своей жизнедеятельности и общественных отношений.

Социальная помощь – это система социальных мер в виде со­действия, поддержки и услуг, оказываемых отдельным лицам или группам населения социальной службой для преодоления или смяг­чения жизненных трудностей, поддержания их социального статуса и полноценной жизнедеятельности, адаптации в обществе.

Социальная работа с пожилыми людьми представляет собой разновидность человеческой деятельности, цель которой – оптимизировать осущест­вление субъективной роли людей пожилого и старческого возраста во всех сферах жизни общества в процессе жизнеобеспечения и деятельного существования лич­ности, семьи, социальных групп и слоев в обществе.

Социальная геронтология представляет собой область знания, изучающая особенности пожилых людей как определенного социально-демографического слоя, а именно: образ жизни, способы социальной адаптации к новым условиям в связи с выходом на пенсию, изменения в социальном статусе и престиже, материальном и семейном положении и социальной роли.

Рассматривая социальную геронтологию, как науку и практическую деятельность, мы имеем дело с объектно-предметными отношениями. Любая деятельность с точки зрения философии совершается в направлении от субъекта к объекту. Объект, в свою очередь, является фактором, определяющим суть и характер деятельности. Объектом социальной работы, в широком ее понимании, может быть любой человек, нуждающийся в поддержке общества, не способный решить свои проблемы без посторонней помощи. Объектом социальной геронтологии являются люди пожилого и старческого возраста, попавшие в трудную жизненную ситуацию и нуждающиеся в посторонней помощи. Предметом изучения социальной геронтологии, как науки является социальная среда, окружающая пожилых людей и социальные отношения, в которые они вступают. Предметом же практической деятельности социальной геронтологии выступает социальная ситуация клиента – пожилого человека.

Трудная жизненная ситуация – ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность человека, которую он не может преодолеть самостоятельно. В нашей стране можно выделить ряд причин трудных жизненных ситуаций, в которых наиболее часто находятся пожилые люди:

– инвалидность,

– неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью,

– малообеспеченность,

– одиночество.

Нередко случается, что пожилой человек страдает каким-либо тяжелым заболеванием, требующим, с одной стороны – дорогостоящего лечения, с другой – постороннего ухода или даже просто психологической поддержки близкого человека. В данном случае его жизненная ситуация усугубляется болезнью, низкой материальной обеспеченностью, а в случае отсутствия близких родственников или безразличном их отношении – еще и одиночеством.

Рассматривая пожилых людей как объектов социальной геронтологии их можно классифицировать, исходя из следующих биологических и социальных критериев:

1. Состояние здоровья (как физического, так и психического), которое не позволяет самостоятельно ре­шать жизненные проблемы. Сюда относятся инвалиды, больные тяжелыми хроническими соматическими и психическими заболеваниями, лица, подвергшиеся радиационному воздействию.

2. Служба и труд в экстремальных социальных условиях. К этой группе лиц относятся участники Великой Отечествен­ной войны и приравненные к ним лица, труженики тыла во время Великой Отечественной войны;

3. Пожилой, пенсионный возраст людей, в силу чего они оказались в сложной жизненной ситуации, – это одинокие пожилые люди и семьи, состоящие из пенсионеров.

Изучив объект и предмет, перейдем к формулировке цели и задач социальной геронтологии, рассмотри ее закономерности и принципы деятельности.

Цель социальной геронтологии – удовлетворение социально гарантированных и личностных интересов и потребностей лиц пожилого и старческого возраста и создание условий, содействующих улучшению или восстановлению их способностей к социальному функционированию.

Задачи социальной геронтологии:

- изучение биологической, психологической и социальной сущности старения и старости;

- изучение старения населения как демографического процесса и его социальных по­следствий;

- изучение социальных, психологических и медицинских проблем людей пожилого и старческого возраста;

- социальная адаптация пожилых людей к пенсионному периоду жизни;

- историко-культурологический анализ различных представлений о старости, характерный для разных народов.

Эффективность достижения цели и решение задач социальной работы с пожилыми людьми определяется следующими закономерностями:

- общая заинтересованность социального работника и клиента в конечных результатах их взаимодействия;

- целостность воздействия специалиста социальной работы на клиента с учетом спектра социальных, медицинских и социальных проблем пожилого человека;

- соответствие полномочий и ответственности специалиста по социальной работе;

- соответствие общего уровня развития специалиста по соци­альной работе и клиента социальных служб с учетом специфики работы с пожилыми людьми.

В постановлении Генеральной Ассамблеи ООН (1999г.) определены основные принципы в отношении пожилых людей. Эти принципы призваны «привнести жизнь в годы, добавленные к жизни», они объединены в пять групп:

1. Независимость

2. Участие

3. Уход

4. Реализация внутреннего потенциала

5. Достоинство

Принцип «независимость» подразумевает, что пожилые люди должны иметь доступ к основным благам и обслу­живанию, возможность работать или заниматься другими видами приносящей доход деятельности, участвовать в определении сроков прекращения трудовой деятельности, сохранять возможность участия в программах образова­ния и профессиональной подготовки, жить в безопасных условиях с учетом личных наклонностей и изменяющего­ся состояния, получать содействие в проживании в домаш­них условиях до тех пор, пока это возможно.

Принцип «участие» отражает вопросы вовлеченности пожилых людей в жизнь общества и активного участия в разработке и осуществлении затрагивающей их благосо­стояние политики, возможность создавать движения или ассоциации лиц пожилого возраста.

Принцип «уход» затрагивает проблемы обеспеченнос­ти уходом и защитой со стороны семьи и общества, досту­па к медицинскому обслуживанию в целях поддержания или восстановления оптимального уровня физического, психического и эмоционального состояния и предупреж­дения заболеваний, доступа к социальным и правовым услугам, пользования услугами попечительских учреж­дений и обязательного соблюдения в социальных учреж­дениях прав человека и основных свобод, включая пол­ное уважение достоинства, убеждений, нужд и личной жизни, а также права принимать решения в отношении ухода и качества жизни.

Принцип «реализация внутреннего потенциала» при­зывает к тому, чтобы пожилые люди имели возможности для всесторонней реализации своего потенциала, чтобы им всегда был открыт доступ к общественным ценностям

в области образования, культуры, духовной жизни и от­дыха.

Принцип «достоинство» затрагивает вопросы недопу­щения эксплуатации, физического или психологическо­го насилия в отношении пожилых людей, обеспечения им права на справедливое обращение независимо от воз­раста, пола, расовой или этнической принадлежности, инвалидности или иного статуса, а также от предыдуще­го экономического вклада.

Принципы ориентированы на то, чтобы при их осуще­ствлении помочь людям старшего возраста вести полно­ценную и плодотворную жизнь и обеспечить им усло­вия, необходимые для поддержания или достижения удовлетворительного качества жизни.

Закрепляя особый статус пожилых людей, Принципы ООН, по существу, представляют собой одновременно свод этических норм и рекомендаций по установлению приори­тетов в том, что касается пожилого населения. Это слу­жит воплощению в жизнь фундаментальных положений Всеобщей декларации прав человека (1948г.) о призна­нии достоинства, присущего всем членам человеческой семьи, о праве каждого на социальное обеспечение, на обеспечение по случаю наступления старости. Принципы ООН носят рекомендательный характер, но они могут и должны стать основополагающими для орга­низации социальной работы с пожилыми людьми в России.

Исходя из принципов социальной работы с лицами пожилого возраста, рассмотрим непосредственные функции социальных работников. Це­лесообразно рассматривать функциюкак роль, которую вы­полняют отдельные субъекты социальной системы в ее организа­ции, в осуществлении целей и интересов индивидов и социальных групп.

Назовем функции социальной работы в отношении пожилых людей и кратко рассмотрим их содержание:

диагностическая функция – изучение социальным работником особенностей пожилых людей, степени влияния на него микросреды и постановка «социаль­ного диагноза»;

прогностическая функция – программирование и прогнозиро­вание влияния на объекты социальной работы всех социальных институтов общества, выработка отдельной модели социального по­ведения этих объектов;

предупредительно-профилактическая (социально-терапевти­ческая) функция – приведение в действие социально-правовых, юридических, психологических, социально-медицинских, педаго­гических и других механизмов предупреждения и преодоления не­гативных явлений, организация социотерапевтической, социаль­но-бытовой, психолого-педагогической, медицинской, юридичес­кой и иной помощи пенсионерам. Таким образом, пре­дупредительно-профилактическая функция предполагает не толь­ко оказание всевозможной помощи и поддержки, но и предупреждение всевозможных негативных последствий их поведения или деятель­ности.;

правозащитная функция – использование всего комплекса за­конов и правовых норм, направленных на оказание помощи и под­держки, защиту пожилых граждан – как проживающих внутри страны, так и в той ее части, которая по тем или иным причинам оказалась за ее пределами;

социально-педагогическая функция – выявление интересов и потребностей людей в различных видах деятельности (культурно-досуговая, спортивно-оздоровительная, а также техническое и ху­дожественное творчество) и привлечение к работе с ними различных учреждений, организаций, специалистов, тренеров, организаторов культурно-досуговой деятельности и др.;

социально-психологическая функция – различные виды консуль­тирования и коррекции межличностных отношений, помощь в со­циальной адаптации и социальной реабилитации всем нужда­ющимся пожилым людям;

социально-медицинская функция – организация работы по про­филактике заболеваний, помощь в овладении основами первой ме­дицинской помощи, санитарно-гигиенически­ми нормами, способствование формированию здорового образа жизни для продления активного долголетия;

социально-бытовая функция – способствование в оказании не­обходимой помощи людям пожилого возраста, престарелым инвалидам в улучшении их жилищных условий, организации нормального быта;

коммуникативная функция – установление контактов с нужда­ющимися в той или иной помощи и поддержке, организация обме­на информацией, способствование включению различных инсти­тутов общества в деятельность социальных служб;

рекламно-пропагандистская функция – организация рекламы со­циальных услуг, пропаганда идей социальной защиты пожилого человека;

нравственно-гуманистическая функция (концент­рирует определенные свойства всех других функций) – придание социальной работе высоких гуманистических целей, создание ус­ловий для достойного функционирования пожилого человека в обществе;

организационная функция – способствование организации со­циальных служб по мес­ту жительства, привлечение к их работе общественности, направ­ление деятельности социальных служб на оказание различных ви­дов помощи и социальных услуг людям пожилого и старческого возраста.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.