Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






V. Школа ньингма.






 

В Тибете есть различные буддийские школы, то есть линии передачи учений и толкований, но выделяют четыре основные традиции, которые по-тибетски называются чолуг.

Начиная с седьмого века, когда буддизм впервые появился в Тибете в период правления царя Сонгцена Гампо (617-698)28, на протяжении девятого века, когда он достиг своего пика при правлении царя Трисонг Деуцена (790-858)29, и вплоть до одиннадцатого века, когда начали появляться другие школы, в Тибете существовала всего одна буддийская традиция. Позднее, чтобы отличать эту традицию от других, её стали называть ньингма – «старая». В одиннадцатом столетии и позже тибетские учителя буддизма и индийские учёные принесли в Тибет множество новых буддийских учений, особенно тайных, тантрических. Со временем они учредили новые линии практики и философских толкований, и эти линии, постепенно окрепнув, дали начало разным школам.

К этим новым школам относятся кагью, созданная великим переводчиком Марпой (1012-1099), сакья, основанная почтенным мудрецом Кон Кончогом Гьялпо (1034-1102), и гелуг, основанная выдающимся учёным Дже Цонгкапой (1357-1419). С точки зрения текстов и линий практики, школу ньингма можно сравнить со стволом тибетского буддизма, а другие школы – с ветвями. Однако бывали времена, когда другие школы достигли большего расцвета, чем ньингма. Многие буддийские тексты принадлежат к раннему периоду распространения буддизма – периоду ньингма – и остаются чрезвычайно важными и сегодня.

В соответствии с воззрениями буддийских учёных, весь буддизм можно разделить на две категории: Сутру, общедоступные учения, и Тантру, тайные учения. В Сутре есть два вида учений: тексты сутр Хинаяны, или обычные учения, и тексты сутр Махаяны, необычные учения. Тексты-первоисточники сутр, как махаянских, так и хинаянских, – это учения Будды Шакьямуни. Несмотря на различия в толкованиях, все четыре тибетские школы опираются на общие тексты, которые в них изучаются и практикуются.

Тексты сутр Хинаяны, которые являются основополагающими учениями буддизма, делятся на три категории и называются Трипитака: «три корзины». Как уже говорилось, это Виная – кодекс монашеского поведения, Сутра – проповеди Будды по различным темам, и Абхидхарма – трактаты по метафизике. Большая часть Винаи и множество сутр были переведены на тибетский язык во время развития школы ньингма. Монашеская линия Винаи в большинстве школ Тибета также происходит из традиции ньингма, её принёс в Тибет Шантаракшита. Полное собрание текстов Абхидхармы так никогда и не попало в Тибет. Основным источником Абхидхармы для всех школ служат труды Асанги и Васубандху. Тексты Хинаяны – это учения по основам практики: в них главный упор делается на обуздание тела, в том числе соблюдение строгой монашеской дисциплины, проживание в уединённых местах, нищенство или простую жизнь и практику покоя (шаматха) и мудрости, проникающей в суть (випашьяна).

Тибетские тексты – самый богатый источник сутр Махаяны, большинство из которых появилось в Тибете с развитием учений ньингма. Три из них: Праджняпарамита, Ратнакута и Аватамсака, – это учения по практике зарождения бодхичитты, или просветлённого ума, и шести парамит.

 

Тибетский буддизм – единственная живая традиция, в которой можно обнаружить все уровни тантрических текстов и методов практики. Тантрические тексты, принесённые в Тибет во время распространения ньингма, стали называть «старыми» тантрами, а принесённые в одиннадцатом веке и позже, – соответственно, «новыми» тантрами. Школа ньингма следует старым тантрам, а другие школы – новым. Некоторые из тантр, по большей части новые, являются учениями Будды Шакьямуни, большинство же старых тантр – это учения, которые мудрецы непосредственно получили в чистом видении от разных будд.

В соответствии с традицией старых тантр, учения делятся на шесть уровней. Это три внешние тантры: крия-йога, чарья-йога и йога-тантра – и три внутренние тантры: маха-йога, ану-йога и ати-йога, или махасандхи. В соответствии с новыми тантрами, выделяют четыре уровня: крия-йога, чарья-йога, йога-тантра и ануттара-йога. Внутренние тантрические тексты – это наставления по практике двух стадий: стадии зарождения, то есть способа восприятия и переживания явлений как чистых и совершенных, и стадии завершения, то есть практики метода обретения изначальной мудрости – единства блаженства и пустоты. Тексты трёх внутренних тантр ньингма не появлялись и не переводились заново в период поздних переводов, а большинство текстов ануттара-тантры, принадлежащих к новым тантрам, не переводилось на тибетский язык в ранний период. Таким образом, в текстах, линиях передачи и методах практики тантрической традиции ньингма и трёх других школ есть существенные различия.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.