Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






ТЕМА 5. Налоговая система государства

 

1. Понятие налоговой системы и ее элементы.

2. Становление налоговой системы РФ.

3. Организационные принципы построения и функционирования налоговой системы РФ.

4. Налоги и сборы, взимаемые в РФ.

5. Недостатки и противоречия функционирования налоговой системы.

6. Критерии оценки эффективности налоговой системы государства.

7. Особенности построения налоговых систем промышленно развитых и развивающихся государств (самостоятельно).

8. Законодательство о налогах и сборах РФ.

 

 

1. Понятие налоговой системы и ее элементы

В целях организации налогообложения, т.е. упорядочивания процесса установления и взимания налогов в обществе, государства создают и используют налоговые системы. Именно налоговая система обеспечивает возможность функционирования налогов в обществе.

Определения понятия «налоговая система», встречающиеся в экономической литературе, свидетельствует об отсутствии единого подхода к трактовке рассматриваемого термина и об его характеристике как в узком, так и в широком смысле.

При характеристике налоговой системы в узком смысле, ее отождествляют либо только с системой налогов, либо с системой налогов, сборов, пошлин и иных обязательных платежей, взимаемых государством в бюджет и внебюджетные фонды.

Например:

Ряд авторов характеризует налоговую систему государства как «совокупность взимаемых на его территории налогов».

Другие рассматривают налоговую систему государства как «законодательно принятую в государстве совокупность налогов и сборов, изымаемых с соответствующих субъектов налогов (налогоплательщиков)».

Налоговая система рассматривается и как «совокупностью налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей, взимаемых в установленном порядке с плательщиков – юридических и физических лиц на территории страны».

Если же в налоговую систему, помимо обязательных платежей в пользу государства, включаются и другие элементы, то налоговая система рассматривается в широком смысле.

Например:

Встречается позиция, согласно которой: «Совокупность налогов на законном основании, взимаемых на территории страны; компетенция органов власти и управления в отношении налога, включая распределение поступающих платежей по звеньям бюджетной системы; государственные налоговые органы, обеспечивающие сбор налогов – все это есть налоговая система».

Государственную налоговую систему определяют и как «совокупность императивных форм обобществления части совокупного дохода корпораций и граждан, структурированную в подсистеме подоходного, потребительских, ресурсных и имущественных налогов, а также комплекс экономико-правовых и методико– функциональных принципов, регулирующих их действия государственными органами управления в лице финансовых и налоговых администраций».

Анализ налоговых систем различных государств показывает, что, несмотря на их различия, они имеют в своем составе (структуре) сходные элементы.

Элементами налоговой системы, на наш взгляд, являются:

- виды налогов – законодательно установленные в государстве органами законодательной власти соответствующих территориальных образований;

- налогоплательщики, уплачивающие налоги и сборы в соответствии с принятыми в государстве законами;

- органы государственной власти и местного самоуправления как институты власти, которые наделены определенными правами по изъятию налогов и установлению контроля за их уплатой налогоплательщиками;

- законодательная база, регулирующая вопросы налогообложения – в нашей стране – это Налоговый Кодекс РФ, таможенное законодательство Таможенного союза, иные нормативные правовые акты по вопросам налогообложения, распоряжения, инструкции, письма по налогообложению, правам, обязанностям и ответственности субъектов налога.

Налоговая система представляет собой совокупность взаимосвязанных между собой элементов налогообложения (видов налогов, налогоплательщиков, органов налогового администрирования и налогового законодательства).

 

2. Становление налоговой системы РФ

Основы налоговой системы и система налогового законодательства Российской Федерации формировались в октябре — декабре 1991 г.

Законами Российской Федерации от 11 и 18 октября 1991 г. были установлены земельный налог и налоги, зачисляемые в дорожные фонды. 6-7 декабря 1991 г. приняты законы о налоге на добавленную стоимость, об акцизах, о подоходном налоге с физических лиц и др.

Был принят Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации». Все новые налоги вводились в действие с 1 января 1992 г.

В 1998 г. принята первая часть Налогового кодекса РФ, а с 2000 г. принимались отдельные главы второй части НК РФ, которые заменяли законы 1991 г. о соответствующих налогах.

В настоящее время совершенствование налогового законодательства Российской Федерации продолжается.

С введением в действие с 1 января 1999 года Налогового Кодекса РФ число налогов на экономическом пространстве России уменьшилось до 27 видов (16 – федеральных, 6 – региональных, 5 – местных). С 1 января 2005 года их число сократилось до 15 (10 федеральных, 3 региональных и 2 местных), с 1 января 2006 года – до 14 (9 федеральных, 3 региональных и 2 местных), с 1 января 2015 г. – увеличилось до 15 (добавился 1 местный сбор)

Указом Президента РФ от 31 декабря 1991 г. N 340 путем образования Государственной налоговой службы РФ (ГНС РФ) была создана единая независимая от Минфина России централизованная система налоговых органов.

В 1992 г. при Госналогслужбе РФ было создано Главное управление налоговых расследований, преобразованное через год в самостоятельный правоохранительный орган в сфере налогообложения — Федеральную службу налоговой полиции России. В июне 2003 г. Федеральная служба налоговой полиции России была ликвидирована, а ее функции переданы созданному в структуре Министерства внутренних дел Российской Федерации Главному управлению по расследованию экономических и налоговых преступлений.

В декабре 1998 г. ГНС РФ была преобразована в Министерство Российской Федерации по налогам и сборам (МНС) (Указ Президента Российской Федерации от 23 декабря 1998 г. № 1635 «О Министерстве Российской Федерации по налогам и сборам»).

В марте 2004 г. в результате системного изменения структуры федеральных органов исполнительной власти Министерство Российской Федерации по налогам и сборам было упразднено (Указ Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»). Функции по общей выработке стратегии развития государственной политики и ведомственному нормотворчеству в налоговой сфере были переданы Министерству финансов Российской Федерации. Функции по надзору и контролю в сфере налогообложения закреплены за созданной Федеральной налоговой службой, деятельность которой курирует Минфин России.

 

3. Организационные принципы построения и функционирования налоговой системы РФ

Организационных принципов построения и функционирования налоговых систем государств в экономической литературе выделяется достаточно много. Зачастую они просто дублируют друг друга. При этом нельзя не отметить, что совокупность конкретных принципов построения и функционирования конкретной налоговой системы конкретного государства в конкретный период времени специфична.

Наиболее важными организационными принципами построения и функционирования налоговой системы Российской Федерации, на наш взгляд, должны быть следующие:

1. Принцип единства - на всем экономическом пространстве государства для всех плательщиков должна действовать единая нормативная правовая база, регламентирующая вопросы налогообложения. Все налоги должны вводиться высшим (одним) органом государственной власти с законодательным четким закреплением единых полномочий каждого уровня власти и местного самоуправления по вопросам налогообложения. Все плательщики налогов должны обладать равными правами, выполнять одинаковые обязанности по исчислению и уплате налогов, а также нести равную ответственность за нарушение налогового законодательства. Однотипные налогоплательщики должны находиться в равных условиях: для них должны действовать единые налоговые ставки и льготы. Исходя из этого принципа, нельзя устанавливать налоги, нарушающие единство экономического пространства и налоговой системы страны и позволяющие наполнять бюджеты одних регионов за счет других. В связи с этим недопустимы налоги, которые прямо или косвенно ограничивают свободное перемещение в пределах территории страны товаров, работ и услуг или финансовых средств. Принцип единства требуется наличия единой централизованной системы управления налогообложением с единым органом управления и единой информационной базой либо объединения всех органов налогового администрирования в единую систему с центральным органом управления.

2. Принцип стабильности – требование стабильности, прежде всего, подразумевает, что в налоговой системе должно быть определено и законодательно закреплено на определенное время определенное количество и определенная структура налогов, что исключает возможность внесения каких-либо поправок, изменений и дополнений или новых налогов в течение определенного в законе периода времени. Иными словами, все элементы налоговой системы должны быть неизменными в течение определенного промежутка времени. В интересах всех субъектов налоговых отношений налоговая система должна функционировать в течение многих лет без серьезных изменений. Нестабильность в налоговой системе усугубляет противоречия между властью и налогоплательщиками, порождает механизмы сокрытия доходов, ухода от уплаты налогов, что делает налоговую систему малоэффективной.

3. Принцип рациональности – количество элементов налоговой системы должно быть оптимальным; необходимо вводить те налоги, которые экономически целесообразны и обоснованы; в государстве должно иметься минимальное количество документов, регулирующих налоговые отношения и не дублирующих действие друг друга.

4. Принцип эластичности - налоги и их отдельные элементы должны периодически совершенствоваться в соответствии с объективными потребностями социально-экономического развития страны.

5. Принцип четкого разграничения полномочий между уровнями власти по установлению и взиманию налогов разных уровней - каждый орган власти (федеральный, региональный, местный) наделяется конкретными полномочиями (правами и обязанностями) в области введения, отмены налогов, установления налоговых льгот, ставок налогов и других элементов налогообложения. При этом полномочия различных органов налогового администрирования по взиманию налогов должны быть четко разграничены и четко определены, функции этих органов не должны дублироваться. Этот принцип, имеющий исключительное значение, особенно в условиях федеративного государства, должен быть закреплен законом.

6. Принцип гармонизации – глобализация мирохозяйственных связей требует сближения принципов налогообложения и принципов построения и функционирования налоговых систем различных государств. Этот принцип направлен на создание условий для участия страны в интеграционных процессах и устранение двойного налогообложения.

7. Принцип гласности требует официального опубликования законов о налогах и иных нормативных актов, затрагивающих налоговые обязанности налогоплательщика. Исходя из этого принципа, государство обязано информировать налогоплательщика о действующих налогах и сборах, давать разъяснения и консультации о порядке исчисления и уплаты налогов.

8. Принцип максимальной эффективности налоговой системы заключен в максимизации собираемости налогов и экономичности налогообложения. Эффективность налоговой системы также подразумевает, что налоги должны стимулировать экономический рост, хозяйственную активность граждан и организаций.

 

4. Налоги и сборы, взимаемые в РФ

В РФ взимаются федеральные, региональные и местные налоги и сборы(статья 12 НК РФ). Федеральные, региональные и местные налоги и сборы устанавливаются и отменяются только Налоговым кодексом РФ.

Федеральные налоги и сборы – это налоги и сборы, которые установлены Налоговым кодексом РФ и обязательны к уплате на всей территории РФ (при условии, если налогоплательщик не использует специальные налоговые режимы, которые могут предусматривать освобождение от обязанности по уплате отдельных федеральных налогов и сборов). К федеральным налогам и сборам относятся(статья 13 НК РФ):

1. НДС

2. Акцизы

3. Налог на доходы физических лиц

4. Страховые взносы

5. Налог на прибыль организаций

6. Налог на добычу полезных ископаемых

7. Налог на наследование или дарение

8. Водный налог

9. Сборы за пользование объектами водного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов

10. Государственная пошлина

Региональные налоги – это налоги, которые установлены Налоговым кодексом РФ и законами субъектов РФ о налогах и обязательны к уплате на территории соответствующих субъектов РФ (при условии, если налогоплательщик не использует специальные налоговые режимы, которые могут предусматривать освобождение от обязанности по уплате отдельных региональных налогов). Региональные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях субъектов РФ в соответствии с Налоговым кодексом РФ и законами субъектов РФ о налогах.

К региональным налогам относятся (статья 14 НК РФ):

1. Налог на имущество организаций.

2. Налог на игорный бизнес.

3. Транспортный налог.

Представительные органы государственной власти субъектов РФ, в соответствии с порядком и пределами, которые предусмотрены НК РФ, при установлении региональных налогов определяют следующие элементы налогообложения:

- налоговые ставки;

- порядок и сроки уплаты налогов.

Также представительные органы государственной власти субъектов РФ, в порядке и пределах, которые предусмотрены НК РФ, в законах о соответствующих региональных налогах могут устанавливать налоговые льготы, основания и порядок их проведения.

Иные элементы налогообложения по региональным налогам определяются Налоговым кодексом РФ.

 

Местные налоги и сборы – это налоги, которые установлены Налоговым кодексом РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и сборах и обязательны к уплате на территориях соответствующих МО (при условии, если налогоплательщик не использует специальные налоговые режимы, которые могут предусматривать освобождение от обязанности по уплате отдельных местных налогов и сборов).

К местным налогам и сборам относятся (статья 15 НК РФ):

1. Земельный налог.

2. Налог на имущество физических лиц.

3. Торговый сбор.

Местные налоги и сборы вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований (МО) в соответствии с Налоговым кодексом РФ и нормативно-правовыми актами представительных органов МО о налогах.

Местные налоги в городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе устанавливаются НК РФ и законами указанных субъектов РФ о налогах.

При установлении местных налогов представительные органы МО (представительные органы государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт- Петербурга и Севастополя) в порядке и пределах, которые предусмотрены НК РФ, определяют следующие элементы налогообложения:

- налоговые ставки;

- порядок и сроки уплаты налогов.

В аналогичном порядке указанные органы власти также могут устанавливать налоговые льготы по местным налогам и сборам, основания и порядок их применения.

Иные элементы налогообложения по местным налогам и налогоплательщики определяются НК РФ.

 

5. Недостатки и противоречия функционирования налоговой системы

В практике хозяйствования любого государства важна не только официально утвержденная (задекларированная) налоговая система, сколько ее реальное функционирование, включая отклонения от законодательно установленных принципов и правил, бюрократизм, коррумпированность налоговой службы, необязательность выполнения налоговых предписаний. Признаками несовершенства любой налоговой системы, или иными словами, ее недостатками являются:

1. множество нормативных актов, поправок и разъяснений к действующему законодательству;

2. неясное определение налоговой базы в законодательстве;

3. множество налогов, взимаемых с одной налоговой базы;

4. сложность распределения налоговых поступлений по бюджетам разных уровней;

5. отсутствие прогрессивности в обложении прибыли и доходов;

6. нарушения системы ценообразования путем исключения отдельных субъектов или товаров из обложения добавленной стоимости;

7. множество льгот и вычетов;

8. индивидуальные льготы

Недостатки налоговой системы связаны, прежде всего, с внутренними противоречиями, заложенными в саму налоговую систему:

1. многочисленность видов налогов и высокий уровень налогообложения не способствуют развитию экономики, побуждают хозяйственных субъектов уклоняться от уплаты налогов. В результате снижается уровень собираемости налогов, бюджеты недополучают огромные суммы денежных средств, растет недоимка и преступность, т.е. усиливается противоречие между интересами налогоплательщика и развитием государства;

2. введение новых налогов при неизменном количестве ранее принятых ведет к росту цен на товары, к понижению покупательной способности населения и юридических лиц и сдерживает темпы экономического развития;

3. несправедливое распределение налогового бремени между однотипными группами налогоплательщиков (неодинаковый уровень доходов облагается одинаковыми ставками налога, отдельным налогоплательщикам или отдельным группам налогоплательщиков предоставляются индивидуальные льготы) ставит из в неравные экономические условия хозяйствования и ведет к возникновению противоречий между ними;

4. многоуровневая система налогов и система перераспределения налоговых ставок усиливает противоречия между уровнями государственной власти по поводу разграничения налогов и разделения налоговых ставок.

 

6. Критерии оценки эффективности налоговой системы государства

Степень эффективности налоговой системы оценивается не только по сумме собираемых налогов, но и по следующим критериям (иными словами требованиям, предъявляемым к налоговой системе):

1. Минимальное, но достаточное количество налогов - в настоящее время, в соответствии с НК РФ, в нашей стране взимается 15 видов налогов и сборов.

2. Простота исчисления налогов – налогоплательщикам должен быть понятен порядок исчисления налогов, определяемый законодательством.

3. Справедливость распределения налогового бремени между налогоплательщиками.

4. Рациональность налогового законодательства - в государстве должно иметься минимальное количество документов, регулирующих налоговые отношения и не дублирующих друг друга.

5. Логичность налогового законодательства - отсутствие противоречий в нормативной правовой базе.

6. Оптимальность налогообложения для социально – экономических условий конкретного государства.

7. Стабильность налогов на протяжении определенного периода времени - требования стабильности подразумевают, что в налоговой системе должно быть определено и законодательно закреплено на определенное время определенное количество и определенная структура налогов, что исключает возможность внесения каких-либо поправок, изменений и дополнений или новых налогов в течение определенного в законе периода времени. Нестабильность в налоговой системе усугубляет противоречия между властью и субъектами налогов, порождает механизмы сокрытия доходов, ухода от уплаты налогов, что делает налоговую систему малоэффективной.

7. Особенности построения налоговых систем промышленно развитых и развивающихся государств (самостоятельно)

Особенности построения налоговой системы конкретного государства определяются, прежде всего, государственным устройством страны, которое может быть федеративным или унитарным. В зависимости от этого в государстве действуют либо федеральные, региональные и местные налоги (в федеративных государствах); либо общегосударственные и местные (в унитарных государствах).

Отличия также наблюдаются в системе органов, в компетенцию которых входят управление налогообложением в государстве, а также в системе налогового законодательства.

8. Законодательство о налогах и сборах РФ

Законодательство о налогах и сборах РФ (налоговое законодательство) – совокупность нормативных правовых актов, регулирующих установление, введение и взимание налогов и сборов.

Законодательно-правовые основы налоговой системы Российской Федерации состоят из:

- законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о налогах и сборах;

- законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации о налогах и сборах:

- нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах.

Основным законом, регулирующим вопросы налогообложения в нашей стране является кодифицированный нормативный правовой акт-закон – Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ).

НК РФ устанавливает систему налогов и сборов, взимаемых в федеральный бюджет, а также общие принципы налогообложения в Российской Федерации, в том числе:

­ виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации;

­ основание для возникновения (изменения, прекращения) и порядок исчисления обязанностей по уплате налогов и сборов;

­ принципы установления, введения в действие и прекращения действий ранее введенных налогов и сборов субъектов Федерации и местных налогов и сборов;

­ права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;

­ формы и методы налогового контроля;

­ ответственность за совершение налоговых правонарушений;

­ порядок обжалования актов налоговых органов и действия (бездействия) их должностных лиц.

Действие НК РФ распространяется на отношения по установлению, введению и взиманию сборов в тех случаях, когда это прямо предусмотрено в самом Кодексе.

Все иные федеральные и региональные законы о налогах и сборах и иные нормативные правовые акты о налогах и сборах принимаются в соответствии с НК РФ.

Указы Президента РФ носят характер поручений органам исполнительной власти по разработке нормативных актов по налогообложению.

Постановления Правительства РФ устанавливают ставки акцизов и таможенных пошлин, определяют состав затрат, применяемый при налогообложении и т.д.

Нормативные акты федеральных органов исполнительной власти должны быть зарегистрированы в Министерстве юстиции РФ (Минюст России). Необходимо иметь в виду то, что даже зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке акты не влекут правовых последствий как не вступившие в силу.

Законы о региональных налогах и сборах принимаются представительными органами власти субъектов РФ.

Нормативные правовые акты органов местного самоуправления о местных налогах и сборах принимаются представительными органами местного самоуправления.

Законодательство о налогах и сборах регулирует отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в РФ, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействий) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Нормативные правовые акты о налогах и сборах подразделяются на акты органов исполнительной власти, акты исполнительных органов местного самоуправления и акты органов государственных внебюджетных фондов о налогах и сборах.

Действие актов законодательства о налогах и сборах во времени определено в ст.5 НК РФ. Акты законодательства о налогах и сборах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.

Федеральные законы, вносящие изменения в НК в части установления новых налогов и (или) сборов, а также законодательные акты представительных органов местного самоуправления, вводящие налоги и (или) сборы, вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не позднее одного месяца со дня их официального опубликования.

В соответствии со ст.6 НК РФ нормативно-правовой акт о налогах и сборах признается не соответствующим НК РФ, если данный акт:

1) издан органом, не имеющим в соответствии с НК РФ права издавать подобного рода акты, либо издан с нарушением установленного порядка издания таких актов;

2) отменяет или ограничивает права налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей, либо полномочия налоговых органов, таможенных органов, органов государственных внебюджетных фондов, установленные НК РФ;

3) изменяет определенное НК РФ содержание обязанностей участников отношений регулируемых законодательством о налогах и сборах, иных лиц, обязанности которых установлены НК РФ;

4) запрещает действия налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей, разрешенные НК РФ;

5) запрещает действия налоговых органов, таможенных органов, органов государственных внебюджетных фондов, их должностных лиц, разрешенные или предписанные НК РФ;

6) разрешает или допускает действия, запрещенные НК РФ;

7) изменяет установленные НК РФ основания, условия, последовательность или порядок действий участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;

8) изменяет содержание понятий и терминов, определенных в НК РФ, либо использует эти понятия и термины в ином значении, чем они используются в НК РФ;

9) иным образом противоречит общим началам и (или) буквальному смыслу конкретных положений НК РФ при наличии хотя бы одного из перечисленных обстоятельств.

Признание нормативно-правового акта не соответствующим НК РФ осуществляется в судебном порядке, если иное не предусмотрено НК РФ.

Прекращение действия налогового нормативного акта возможно путем прямой его отмены, при принятии нового акта равной (большей) юридической силы, в связи с истечением срока действия данного нормативного акта.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Хронический гастрит. это хроническое воспалительное заболевание желудка с перестройкой её структуры и прогрессирующей атрофией | Тема 5.1.Сестринский уход при заболевании желчного пузыря и желчных путей.




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.