Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Послание к ефесяиам: Церковь как тело Христово






В отличие от большинства посланий Павла, Послание к ефесянам не написано по конкретному поводу или в связи с кон­кретной полемикой. По своему характеру это — почти созер­цательное рассуждение. В теме, общей с Посланием к колоссянам, — Христос как глава Церкви, Его тела, — Послание к ефесянам сосредоточено на Церкви как теле Христовом, в то время как Послание к колоссянам подчеркивает главенст­во Христа. Послание к колоссянам предостерегает против лжеучения, принижающего значение Христа; Послание к ефесянам прославляет единство со Христом и благослове­ния, получаемые всеми верующими во Христа.

Павел, должно быть, написал послания к ефесянам и к ко­лоссянам приблизительно в одно и то же время, потому что по своей тематике эти два послания выглядят взаимосвязан­ными и потому что сообщение о Тихике почти в одинаковом виде появляется как в Еф. 6: 21-22, так и в Кол. 4: 7-8. Указа­ние, что Тихик на словах передаст дополнительные подроб­ности относительно обстоятельств и дел Павла, подразумева­ет, что Тихик одновременно отправится с посланиями в оба города, в Ефес и в Колоссы, находящиеся на расстоянии около 150 километров друг от друга. Как свидетельствует то, что Павел называет себя «узник в Господе», он, когда писал эти послания, находился в узах и знал, что узы его ради Гос­пода.

Хотя Послание к ефесянам могло быть адресовано в при­легающие к Ефесу области, а не в сам Ефес (см. обсуждение ниже), маловероятно, чтобы Павел писал его, находясь в узах в Ефесе. Что касается уз в Кесарии, то, судя по словам о том, как Павел «смело» проповедует, исполняя «посольство в узах» (Еф. 6: 20), он продолжает свое благовествование, не­смотря на заключение в узы; однако в Кесарии к Павлу мог­ли приходить только его близкие (Деян. 24: 22-23). А вот в Риме Павел действительно проповедовал для непрекращаю­щегося потока всех тех, кто посещал дом, где он находился под стражей (Деян. 28: 30-31). Итак, Послание к ефесянам, как и тесно связанные с ним послания к колоссянам и к Фи­лимону, было, по-видимому, написано во время уз в Риме.

Американский ученый Э.Гудспид выстроил теорию о том, что Послание к ефесянам написал некий приверженец Павла в конце первого столетия. Гудспид зашел достаточно далеко, чтобы предположить, что этим приверженцем был Онисим, обращенный в веру беглый раб, о котором Павел писал Фи­лимону170. Согласно этой теории, Послание к ефесянам было создано в качестве введения к своду подлинных посланий Павла и должно было дать краткий очерк содержащихся в них богословских положений. Составление свода было под­сказано ведущей ролью Павла в Книге Деяний, недавно по­явившейся. Но с другой стороны, отсутствуют рукописные свидетельства того, что Послание к ефесянам когда-либо на­ходилось в начале свода посланий Павла, как следовало бы ожидать, если бы гипотеза Гудспида была верна. Более того, древнейшая церковная традиция приписывает авторство Послания к ефесянам самому Павлу.

Слова «в Ефесе», поясняющие, кому адресовано послание (Еф. 1: 1), отсутствуют в большинстве древних рукописей. Таким образом, Павел вообще не указывает географическое местонахождение своих адресатов. Более того, отдален­ность, подразумеваемая тем, что Павел пишет, «услышав» об их вере (Еф. 1: 15), и тем, что они «слышали» о его служе­нии (Еф. 3: 2), а также отсутствие обычных дружеских при­ветствий не позволяют считать Ефес адресом этого посла­ния; ведь Павел провел там свыше двух лет и близко знал ефесских христиан, как и они его.

Согласно некоторым свидетельствам ранней традиции, адресатом этого послания может быть церковь в Лаодикии. Немецкий ученый Адольф фон Гарнак предположил, что древние переписчики исключили упоминание о Лаодикии по причине осуждения Лаодикийской церкви в Отк. 3: 14-22, а позднейшие переписчики подставили название Ефеса, так как Павел имел тесные связи с церковью в этом городе. Па­вел действительно упоминает в Кол. 4: 16 некое послание в Лаодикию. Но поскольку таких рукописей, в которых в Еф. 1: 1 говорилось бы о Лаодикии, не существует, эта замена Ефеса Лаодикией в ранней традиции, возможно, отражает лишь раннюю попытку отождествить послание в Лаодикию, упомянутое в Послании к колоссянам.

Вероятней всего, Послание к ефесянам представляет со­бой циркулярное письмо, адресованное различным церквям в регионе Ефеса. При таком допущении слова Павла в Кол. 4: 16 о послании в Лаодикию могут подразумевать Послание к ефесянам, не означая при этом, что оно адресовано исклю­чительно церкви в Лаодикии. Просто в своем обращении между находящимися в этой области церквями послание по­пало в Лаодикию и должно быть вскоре передано в Колоссы. Циркулярной адресацией послания объясняется тогда и то обстоятельство, что в нем не указано, в какой город оно на­правлено. Коль скоро единственный экземпляр послания ушел в обращение из Ефеса, а затем вернулся в Ефес, то на­звание этого города легко могло подверстаться к этому по­сланию, что, собственно, и произошло.

Подобно Посланию к колоссянам, Послание к ефесянам делится на две части. Еф. 1 — 3 содержат вероучение и об­суждение духовных привилегий Церкви, а Еф. 4 — 6 содер­жат наставления и обсуждение духовных обязанностей хри­стиан.

 

План-конспект Послания к ефесянам

Введение: приветствие (Еф. 1: 1-2)

I. Духовные привилегии Церкви (Еф. 1: 3 — 3: 21)

A. Прославление духовных благословений, предопре­деленных Отцом, исполненных Сыном и запечатлен­ных Духом (Еф. 1: 3-14)

Б. Благодарение и молитва о возрастающем познании Божией благодати (Еф. 1: 15-23)

B. Возрождение грешников только по благодати Божи­ей (Еф. 2: 1-10)

Г. Примирение язычников с Богом и их мир с евреями в Церкви (Еф. 2: 11-22)

Д. Восприятие Павлом своего благовестнического слу­жения как привилегии (Еф. 3: 1-13)

Е. Молитва об утверждении благодаря возрастающему познанию (Еф. 3: 14-19)

Ж. Славословие (Еф. 3: 20-21)

II. Духовные обязанности Церкви (Еф. 4: 1 — 6: 20)

A. Сохранение единства в разнообразии назидательных служений (Еф. 4: 1-16)

Б. Нравственное поведение (Еф. 4: 17 — 5: 14)

B. Исполненность Духом (Еф. 5: 15-21)

Г. Правила для христианского дома (Еф. 5: 22 — 6: 9)

1. Повиновение жен мужьям (Еф. 5: 22-24)

2. Любовь мужей к женам (5: 25-33)

3. Повиновение детей родителям (Еф. 6: 1-3)

4. Благочинное отношение отцов к детям (Еф. 6: 4)

5. Повиновение рабов хозяевам (Еф. 6: 5-8)

6. Честность хозяев по отношению к рабам (Еф. 6: 9) Д. Духовное противоборство с силами зла во всеоружии Божием(Еф. 6: 10-20)

Заключение: приход Тихика, прощальное приветствие и благословение (Еф. 6: 21-24)

 

После приветствия (Еф. 1: 1-2) Павел возносит хвалу Богу за духовные благословения во Христе «в небесах» (Еф. 1: 3-14). Они означают, что союз верующих со Христом влечет за собой их участие не только в Его земной смерти, погребении и воскресении, но и в Его небесном прославлении. В этом вос­хвалении у Павла очерчена роль всех трех лиц Троицы в спа­сении: Отец избирает верующих (доктрина богоизбранно­сти, Еф. 1: 4), Сын искупает их (Еф. 1: 7), Святой Дух «запе­чатлевает» их, то есть ниспослание Святого Духа верую­щим — это залог, подтверждение от Бога, что Он завершит их спасение при возвращении Христа (Еф. 1: 13-14). За сла­вословием следует благодарение и молитва о том, чтобы ве­рующие могли познать и понять всю беспредельность Божи-ей благодати и премудрости (Еф. 1: 15-23). См. Еф. 1: 1-23.

Чтобы помочь своим читателям проникнуться беспре­дельностью Божией благодати, Павел сравнивает их покор­ность греху до обращения в веру и их освобождение от этой тирании после обращения. Он также подчеркивает, что спа­сение совершенно незаслуженно; оно дается по благодати Божией, через веру, независимо от заслуг в виде добрых дел. Да, действие Бога побуждает к добрым делам, но они скорее следствие спасения, чем средство для него. Божия благодать в особенности проявляется в искуплении неевреев от языче­ства и в их равенстве с евреями в Церкви. Стоявшая между двумя этими группами преграда враждебности, символизи­руемая стеной в храмовом дворе, за которую нельзя было за­ходить язычникам171, (171В ином толковании, эта преграда суть прежний барьер между Богом и людьми, ныне упраздненный Христом) в Церкви более не существует. Но как бы ни был величествен замысел спасения, Павел и Его чита­тели сталкиваются с прискорбной реальностью гонений в на­стоящем. Павел пишет, что осознание им Божией благодати и данной ему привилегии проповедовать Евангелие предо­храняет его от уныния. Появление подобного понимания у его читателей предохранит от уныния их тоже. Поэтому раз­дел кончается еще одним восхвалением Бога и молитвой о том, чтобы читатели Павла могли укорениться в вере и ут­вердиться благодаря возрастающему духовному познанию. См.Еф.2: 1 — 3: 21.

Практические наставления начинаются с мольбы, чтобы внешнее единство отражало уже существующее духовное единство Церкви. Однако это единство подразумевает разно­образие действий каждого члена для возрастания тела, Цер­кви. У каждого верующего есть свое служение. Руководите­ли Церкви должны обеспечивать всем верующим возмож­ность исполнять их разнообразные функции. См. Еф. 4: 1-16.

Далее следуют различные наставления о святости: говори правду; при необходимости выражай праведное негодова­ние, но не впадай в грех, дав волю гневу; не воруй; воздержи­вайся от непотребных слов и сомнительных шуток. Этот под­раздел заканчивается ритмизованным трехстишием, кото­рое может восходить к раннему гимну крещения, исполняв­шемуся в момент выхода из воды:

Встань, спящий,

И воскресни из мертвых,

И осветит тебя Христос.

См. Еф. 4: 17 — 5: 14.

Призыв Павла исполняться Духом (Еф. 5: 18) показывает, что такая исполненность должна проявиться в воздержании от пьянства (по контрасту с пьяными оргиями в эллинисти­ческих культах), в радостных песнопениях, в свидетельстве и в повиновении друг другу. В частности, жены должны по­виноваться своим мужьям, как Церковь повинуется Христу, главе Церкви. Мужья должны любить своих жен, как Хри­стос любит Церковь, Свое тело. Дети должны повиноваться своим родителям. Отцы должны благочинно относиться к своим детям. Рабы должны повиноваться своим хозяевам. А хозяева должны быть добры к своим рабам.

Павел сочетает метафору тела и главы с образным пред­ставлением Церкви в качестве невесты и жены Христа, Ко­торый есть ее жених и муж. Как муж и жена физически ста­новятся одним целым («одной плотью») во взаимоотношени­ях супружества, так же Христос и Церковь становятся од­ним целым в Духе. По различным предположениям ученых, Павел мог вывести свою метафору Церкви и тела Христова из следующих источников: представления стоиков о том, что вселенная есть тело со множеством разнообразных членов; раввинистические представления о том, что люди являются членами Адамова тела в буквальном смысле; символическое или сакраментальное приобщение верующих к телу Христа, когда они едят хлеб вечери Господней; еврейская концепция корпоративной, соборной личности; и собственное учение Павла о союзе верующих со Христом.

На прощание Павел призывает своих читателей облачить­ся в данное Богом духовное вооружение и противостать диавольским силам, которые правят миром. Возможно, внеш­ний вид воина, сторожившего Павла, когда тот диктовал По­слание к ефесянам в своей домашней тюрьме, подсказал фра­зу «всеоружие Божие». Слово, переводимое как «щит», обозначает большой щит в полный рост, а не маленький круглый щит, используемый греками. Фраза «раскаленные стрелы» подразумевает стрелы и дротики, которые обмаки­вают в смолу или иной горючий материал, затем поджигают и бросают или выпускают во врага. См. Еф. 5: 156: 24.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.