Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психолого-педагогические причины заболеваний ребенка






Симптомы соцально-педагогической атмосферы Приобретаемый ребенком психоэмоциональный опыт
· Ссоры и конфликты родителей.   · Частые и долгие командировки родителей.   · Длительные напряженные отношения между членами семьи (родителями, бабушками-дедушками и старшими детьми). · Чрезмерно преувеличенные требования к ребенку со стороны родителей. · Активно накапливается опыт негативных переживаний, постепенно трансформирующийся в хроническую тревожность, капризность, упрямство и агрессивность. · Формируется дефицит эмоционально теплых отношений и опыт дистанцированно равнодушного отношения к родителям (а в их лице ко всему обществу в будущем), инфантилизм и симптомы аутизма. · Порождает опыт тревожного ожидания опасности даже там и тогда, где и когда нет объективных оснований для этого.     · Порождают у ребенка страх разочаровать родителей в невозможности достигнуть цели и преодолеть воздвигнутые ими барьеры, что формирует заниженную самооценку, мотивацию избегания и негативное самоотношение..

 

Ребенок гораздо лучше взрослых способен интуитивно понимать потребности своих родителей и изо всех сил старается не обмануть ожидания, прикладывая огромные усилия, чтобы не разочаровать их.

Поэтому родителям необходимо помнить, что их желание поскорее увидеть своего малыша умным и уверенным в себе, самостоятельным и способным добиться многого в жизни, не пугаясь никаких испытаний, может проявляться в чрезмерных для ребенка требованиях, к выполнению которых ребенок еще не готов. Необходимо в каждой ситуации взаимодействия с ребенком отчетливо понимать, соответствуют ли эти требования возможностям малыша, хватит ли у него сил сделать это, в том числе и сил психоэмоциональных. Именно чрезмерные требования и появляющийся зачастую страх ребенка не справиться с поставленными взрослыми задачами приводит часто к хроническим негативным переживаниям а, вслед за этим – к спазмам и болям в желудке, позднее – к головным болям и т.п. И если вызванный вами доктор не обнаруживает причин для волнения, а ситуация повторяется снова и снова при одних и тех же обстоятельствах, значит родителям необходимо обратить внимание на свои отношения с малышом.

Переживание малышом своей защищенности (удовлетворения) составляет, по мнению таких ученых, как Э.Гельгорн, В.Сатир и А.Спиваковская, основу здоровой психоэмоциональной жизни человека. И, напротив, любые затянувшиеся переживания негативного содержания приводят к нарушению психоэмоциональной сферы малыша, ее неуравновешенности, разбалансированности и, как следствие, к заболеванию организма.

Психосоматическое заболевание (от греч. «psyche» - душа и «soma» - тело, т.е. влияние психологических факторов на возникновение телесных заболеваний) – один из способов взаимоотношений, общения между ребенком и окружающим его миром, прежде всего родителями. Программирование на болезнь срабатывает в психике ребенка на бессознательном уровне как защита от неблагоприятных факторов социального окружения. Поэтому, если вы замечаете у малыша расстройство желудка, головные боли, кашель и т.п. в ситуациях ожидания или уже случившихся негативно-деструктивных переживаний – попробуйте понять, в чем причина. Если это не сиюминутный каприз и проблема длится долго, а ребенок не может сам найти конструктивный способ ее решения, то необходима помощь взрослого в переосмыслении и изменении стиля общения и отношения к потребностям малыша. Если это проблема в отношениях со сверстниками – постарайтесь помочь малышу найти выход из создавшегося положения. Если же причина скрывается во взаимоотношениях малыша со взрослыми, то придется вмешаться вам: сходить и проконсультироваться у психолога образовательного учреждения, а затем поговорить с воспитателем или учителем. Необходимо найти компромиссное решение и возможно вам удастся избежать перевода ребенка в другой детский сад или школу.

Таким образом, важнейшей причиной психосоматических заболеваний является эмоциональная атмосфера и уклад жизни в семье маленького человека. Другими словами, на психоэмоциональное состояние малыша влияет не только непосредственное обращение к нему (стиль общения) взрослых, но и опосредованное влияние характера взаимоотношений взрослых.

Когда наши эмоции становятся нашими открытыми врагами и скрытыми врагами для детей?

Большинство психологов считают, что к возникновению психосоматических заболеваний приводит неправильное обращение человека со своими эмоциями. Неспособность к эмоциональному резонансу – выражению эмоционального переживания, неумение быть в контакте с собственным внутренним миром рассматривается как фактор риска и развития многих заболеваний (Бойко В.В., 1996; Куликов Л.В., 2000; Numata Y et as, 1998). Такое обращение с эмоциями срабатывает как «бактерия», рано или поздно провоцирующая болезнь (см. табл. 25).

 

Таблица 25






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.