Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Мелкую моторику, необходимую для выработки хорошего почерка, лучше развивать раскрашиванием по методу Марии Монтессори;






6) обучение чтению должно значительно опережать обучение письму. Единицей информации обязательно должен быть целостный «образ-факт», который понятен ребенку, может быть им осмыслен и легко включен в систему его личного опыта. При обучении чтению – это целое слово, вернее его графическое изображение, обозначающее известный ребенку предмет. (Обучение по методу слухового анализа Д.Б.Эльконина не годится.) После того как сформируется устойчивый графический образ слова, ребенок становится способным быстро схватывать смысл написанного, т.е. читать. Далее он легко обучается разложению целого на части - различным методам анализа слова, т.е. готов изучать грамматику и правописание. В том случае, когда сформирован комплексный визуальный образ слова и ребенок понимает, что именно он анализирует, ему интересно наблюдать за превращением или образованием слов. Но если таких комплексных образов еще нет и ребенку с ММД приходится изо дня в день тренироваться в разборе-озвучивании бессмысленных слогов в процессе логопедической подготовки к чтению, то это исключительно тупое, непонятное и потому вдвойне утомительное занятие обычно навсегда отвращает его от чтения.

Основная цель при обучении чтению – понимание смысла, а не формальное проговаривание вслух. Поэтому надо дать сначала возможность понять текст, разобрав его про себя, и только потом предлагать прочитать его вслух. Когда ребенка заставляют сразу читать вслух, то ему приходится одновременно выполнять две операции. Для этого необходимо распределение внимания, которое у детей с ММД требует значительных психоэнергетических затрат. Поэтому они не понимают смысла прочитанного и не могут ни пересказать текст, ни ответить на вопросы. В итоге постоянные неприятности превращают чтение в особо ненавистную деятельность;

7) избегать отрицательных эмоций в учебных ситуациях. Излишняя требовательность в воспроизведении учебной информации заранее ставит ребенка в ситуацию неуспеха и разрушает учебную мотивацию. Отрицательные эмоции снижают способность к обучению у любого ребенка, тем более у ребенка с ММД;

8) строить урок необходимо так, чтобы на его протяжении варьировался один и тот же алгоритм или тип задания. Это необходимо потому, что при построении урока трудно учесть цикличность интеллектуальной активности учащихся с ММД.

Одним из препятствий в обучении детей с ММД является довольно быстро формирующаяся у них защитная форма деятельности. Она выражается в том, что ребенок старается делать хоть что-нибудь (все равно что), даже если не понимает, что и как надо делать. (Их опыт реакции на ситуации подсказывает им, что когда хоть что-то сделано, пусть даже неправильно, их ругают меньше, чем когда не сделано ничего.) Дети быстро привыкают «заполнять пустоты» этой бессмысленной деятельностью. Но было бы гораздо лучше, если бы в этих случаях (незнания, непонимания) они не делали ничего, так как в результате бессмысленной деятельности в памяти детей застревают какие-то абсурдные сведения, которые еще больше дезорганизуют их мышление.

У детей с ММД часто возникает проблема с закреплением материала, переводом его из кратковременной в долговременную память. Поэтому когда варьируется одна и та же тема, то в каком бы ритме ребенок не работал, он все равно будет «встречаться» только с ней. Таким образом, повышается вероятность того, что основное содержание урока будет усвоено.

Учет цикличности интеллектуальной деятельности может быть полностью обеспечен и в домашней работе. Дома у ребенка обязательно должна быть возможность работать в том ритме, в котором работает его мозг. (Как только ребенок начинает перебирать карандаши, менять ручки, снимать-надевать тапки или «мечтательно» смотреть в пространство, надо сразу прекращать занятие, даже если он позанимался 10 минут). Необходимо оставить ребенка в покое, поговорить с ним о чем-нибудь постороннем и минут через 5 вернуться к урокам. Очень важно родителям при этом сохранять спокойствие, не раздражаться и не нервировать ребенка.

Необходимо помнить, что утомление накапливается, несмотря на то, что ребенок отвлекается и отдыхает. Поэтому нелепо надеяться, что он сохранит работоспособность до позднего вечера. Самое вредное для здоровья и бессмысленное для обучения – не выпускать ребенка из-за стола, пока все уроки не будут сделаны. Настойчивые, последовательные родители, видя, что не справляются сами, нанимают репетиторов. И уже репетиторы доводят ребенка до полного переутомления и нервного истощения, так как обязаны добросовестно отрабатывать время, за которое им платят;

9) не следует с первых школьных дней приучать ребенка работать самостоятельно – он все равно не сможет. Работа ребенка должна быть продумана так, чтобы представлять из себя четкую организацию взрослыми последовательных конкретных действий ребенка, между которыми можно было бы отдохнуть. Каждую деятельность необходимо представить четкой и короткой инструкцией (желательно с опорой на схему, находящуюся перед глазами ребенка), чтобы не происходило выпадания или «замены» и перестановки отдельных частей информации, последовательности действий. Предварительные рассуждения вслух настраивают и подготавливают ребенка к деятельности, делают работу осмысленной. Когда ребенок устает, то в его рассуждениях появляются повторы, «зацикливания». Услышав это, взрослый может остановить занятие и дать ребенку отдохнуть;

10) детям с ММД необходимо внешняя фиксация промежуточных результатов мышления ребенка с ММД - опора на наглядность, что может оказать существенную помощь в усвоении материала. Это позволяет ребенку «совместить» промежуточные данные и оценить итоговый результат. Если промежуточный результат не фиксируется, а остается «на потом», то фактически он пропадает совсем и больше не фигурирует. А общий вывод ребенок делает только по последнему результату.

Эмоционально-позитивное педагогическое сопровождение ребенка с ММД показывает, что даже без лечения по мере взросления у него происходит нормализация работы мозга: сглаживается цикличность мышления, реже происходят «отключения», общее время, в течение которого он может продуктивно обучаться, значительно увеличивается.

Необходимо периодически обследовать ребенка у невропатолога и выполнять его рекомендации. Важно поддерживать здоровый образ жизни (отдых, спорт, прогулки, полноценное питание, гибкое соблюдение режима дня). При выборе спортивных занятий следует избегать таких, где велика вероятность сотрясения мозга.

Не имеет смысла тренировать у ребенка внимание или память: это не дает результатов. В первую очередь необходимо развивать «внешнюю» речь, учить ребенка рассуждать буквально вслух, что будет стимулировать стабильность межфункциональных взаимоотношений различных регуляторных уровней психики. Так как переход от одного этапа развития мозговых структур к следующему обусловлен объективными нейробиологическими законами, то задачи дидактического типа должны предъявляться в соответствии с уровнем развития функциональных систем мозга. Поэтому, как справедливо отмечают ученые А.Л.Сиротюк, Семенович А.В. и др., если задача, предлагаемая ребенку, значительно опережает актуальную для его мозга ситуацию, происходит резкое психоэнергетическое истощение, искажающее нормальное психическое развитие ребенка, что в дальнейшем проявляется в его склонности к заболеваниям, аллергическим реакциям, психоэмоциональным отклонениям, заиканию, нарушениям речи и т.д.

Здесь мы представили характеристику лишь одного из распространенных ныне отклонений (ММД) в психофизиологическом развитии малыша как следствия безответственного отношения родителей к процессу вынашивания и рождения ребенка. Психологам известны и многие другие распространенные нарушения врожденного характера, такие, как «синдром дефицита внимания», «гиперактивность», «синдром эмоционального выгорания», аутизм, множественная симптоматика дефектов речи и др.

Поэтому родителям следует четко понимать, что к родам надо готовиться с радостью и серьезно, ибо последствия русского «авось» оказываются слишком дорогостоящими для последующего исправления, коррекции и развития.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.