Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Рекомендации родителям в начальный период родов






Как необходимо вести себя маме Как необходимо вести себя папе
Принимать схватки спокойно и радостно (ведь это начало того события, которого так ждали оба родителя!), преодолевая свою боль концентрацией на переживаниях малыша, стремясь установить с ним внутренний контакт. Кроха, безусловно, нуждается в такой психологической поддержке и ощущает, что он не один и трудится вместе с мамой и папой. Если мама понимает, что происходит с ней и ребенком, стремится установить с ним контакт, малыш, ощущая поддержку, преодолевает этот процесс без осложнений для своей психики, быстрее адаптируясь к будущим новым условиям и испытаниям в жизни. Если же сознание мамы не готово к родовым схваткам и она начинает впадать в панику, концентрируясь только на своей боли, кричит, то ребенок начинает чувствовать себя брошенным, отверженным, также ощущает паническое состояние, оставшись один на один со страшной стихией природы рождения, что закладывает фундамент дезадаптационных состояний во всех будущих социально новых условиях. Все пережитое в этот период запечатлевается в его памяти как катаклизм и будет аналогично проявляться в трудных жизненных ситуациях. Находиться рядом с женой: 1) позаботиться о том, чтобы ничто извне не вмешивалось в священный процесс рождения (отключить телефоны, никому не открывать входные двери, выключить все теле- и радио приборы и другие информационные раздражители); 2) включить релаксационную музыкотерапевтическую или ту музыкальную программу, которую мама с малышом уже слушали на первом этапе перинатальной жизни; 3) подготовить ванную для необходимых гигиенических процедур, которые супругам лучше провести в комфортных домашних условиях самостоятельно; 4) спокойно разговаривать с малышом, поглаживая животик мамы, делать жене массажные упражнения и другие специальные вспоможения (быть опорой в прямом и переносном смыслах) для облегчения болевых ощущений в спине, пояснице, выполняя любые ее просьбы (!). Главная цель – обеспечить атмосферу общности с малышом, помогая ему преодолевать ощущения покинутости. Необходимо чувствовать буквальную близость скорой встречи-праздника и предпринимать все необходимое для преобразования физического дискомфорта малыша и мамы в душевно-духовный комфорт ожидания рождения!

 

Каждое маточное сокращение на этой стадии родов проталкивает головку ребенка в шейку матки, все больше раскрывая ее. Если оба родителя прошли специальную подготовку к сознательным совместным родам, то и папа отправляется в роддом вместе с мамой обеспечивать психологическое сопровождение рождения своего малыша.

Переживания этого периода соединяются в ассоциативных воспоминаниях ребенка в различных неприятных ситуациях дальнейшей жизни, в которых он будет ощущать себя в опасности, - в случаях физического нездоровья, особенно хирургического вмешательства, увечий, полученных в результате автомобильных аварий, на войне или в результате террористических актов и т.п. Когда мы переживаем травмирующие события в настоящем, то эмоционально ассоциативная память относит нас к перинатальным переживаниям, актуализируя прежнюю душевную и физическую боль. Поэтому человек реагирует не только на настоящую, но и на раннюю, коренную (врожденную) травму своей жизни. Вот почему совместную ответственность родителей за обеспечение условий для рождения здорового малыша невозможно переоценить.

Многочисленные противоречивые публикации по поводу положительных и отрицательных последствий для отца, присутствующего при родах, на наш взгляд, мало научно обоснованы с позиций психологии и педагогики. Наш опыт убеждает, что готовиться к родам необходимо вместе, обоим родителям - и маме и папе.

Во-первых, малыш испытывает потребность в общении не только с мамой, но, как известно, уже с пятого месяца своего эмбрионального развития и с отцом (М.А.Лазарев).

Во-вторых, чувство отцовства не возникает у большинства мужчин с появлением в доме новорожденного; мужчине необходимо пережить рождение своего ребенка вместе с женой и ребенком. Это действует как психологический механизм запуска отцовства – важнейшей социальной функции мужчины, ответственного за жизнь, здоровье и управление процессом развития своей семьи.

И, наконец, в-третьих, любящий (а не просто влюбленный) мужчина, помогающий своей жене в родах (а не просто присутствующий в качестве соглядатая), выполняет не только свои естественные функции – быть нужным в трудных ситуациях. В ситуации родов от мужа необходима, прежде всего, психологическая помощь своей любимой, которую не способен оказать ни один даже самый опытный врач-акушер или психолог. Такие совместные роды делают супружеские отношения лишь крепче. Американская же статистика (на которую чаще всего ссылаются большинство авторов-журналистов) по поводу обращений мужчин к сексопатологу после участия в родах связана, во-первых, лишь с присутствием, а не грамотным соучастием мужчины в родах, а, во-вторых, с совершенно иной культурой супружеских отношений - американизированной, где секс отождествляется с любовью. Российская же культура принципиально иная. Любовь мужчины и женщины на Руси ориентирована на духовно-душевные созидательные ценности и содержит помимо сексуальных и эмоционально-романтических взаимоотношений и отношения духовно-нравственного характера, обусловленные многовековой русской культурой развития своего Рода. Такая любовь гораздо содержательнее, психологичнее, духовно-нравственнее, что мало характерно для западно-прагматичного и, тем более, американского типа взаимоотношений (где мы не обнаруживаем национальных корней культуры отношений - их просто фактически не было, если помнить историю зарождения Америки).

Не очень маленькое примечание. Конечно, существуют объективные причины, препятствующие некоторым мужчинам соучаствовать в родах. Таковой, например, может быть доминирующий тип темперамента человека – меланхолик, которому присуща особая мнительность, ранимость, утонченная восприимчивость и чувствительность. Но на то и существует практическая психология и опытный инструктор, способный, учитывая такие особенности, развернуть эти свойства мужчины в сильном, а не слабом их проявлении. Надо готовиться к родам, а не просто уговаривать мужчину поприсутствовать. Иначе это похоже на то, как неумеющего плавать уговаривают переплыть солидный водоем без предварительной подготовки или неумеющего водить автомобиль уговаривают проехать по улице с оживленным движением автотранспорта. Конечно, это абсурд. При этом любому грамотному психологу известно, насколько гораздо более необходимым для рожающей женщины может оказаться именно чувствительный и нежный мужчина как в процессах схваток и потугов, так и в проникновенном чувствовании своего малышка и оказании ему необходимой психоэнергетической поддержки.

Кроме того, статистика медиков о существовании 30-35% мужчин, испытывающих стресс при виде рожающей женщины, особенно на стадии прорезывания головки малыша, опять же связана с элементарной неграмотностью, когнитивной, мотивационной и операциональной неготовностью мужчины к ситуации, которую любой из подготовленных мужчин воспринимает с радостью – все происходит нормально, природосообразно (!), а не с крайней степенью напряжения. А перенапряжения у неподготовленных мужчин бывают не только в роддоме, но и, например, во время ответственных экзаменов или соревнований, ссор или конфликтов на работе, что тоже нередко приводит и к сексуальным расстройствам и другим психосоматическим последствиям. Может быть поэтому мужчинам вообще рисковать не надо? Конечно, надо быть готовым к выполнению своих нормальных мужских функций, и отцовских в том числе.

 

Третий этап - перинатальная «матрица борьбы» - начинается с момента окончательного раскрытия шейки матки. Головка ребенка опускается в область таза, и начинается великая перемена в биологическом и психологическом переживании – медленном прохождении ребенка по родовому каналу.

Физически - это самый тяжелый этап родов. Невероятная сила сжимает и толкает крохотное тело младенца, которому к тому же мучительно не хватает кислорода.

Психологически же этот этап для малыша легче предыдущего, потому что теперь ребенок многое способен предпринять сам: запускается в действие заложенная мудрой природой программа, когда все силы малыша мобилизуются и он, работая ручками и ножками, прокладывает себе путь вперед, к свету в конце тоннеля.

Этот этап крайне важен для становления здоровой психики и личности ребенка, так как во время прохождения по родовым путям активно запускаются адаптивные механизмы психики. От того, насколько успешно ребенок пройдет этот этап, зависит, сможет ли ребенок успешно приспосабливаться к изменяющимся условиям социума в своей жизни, будет ли его система органов чувств мобильно и адекватно реагировать на различные воздействия извне.

Если потужной период прошел благополучно, то у малыша будет нормальный мышечный тонус и внутричерепное давление.

 

Четвертый этап – перинатальная «матрица свободы» - связана с первыми минутами и часами жизни после родов. Малыш появился на свет!

Но его испытания еще не закончились.

В животике у мамы ребенок находился в состоянии невесомости, а во внешнем мире он внезапно ощущает действие законов земного притяжения и переживает «гравитационный удар».

Первый самостоятельный вдох и последующее самостоятельное дыхание запускает принципиальные изменения в организме. Изменяется кровообращение, что перестраивает работу всех внутренних органов малыша.

Родителям нужно отследить, чтобы яркий свет родовой комнаты не ослепил глаза ребенку. Чрезвычайно важно, чтобы сразу вслед за рождением малыш увидел и восстановил визуальный контакт с мамой. Оказавшись у нее на груди, поближе к ее сердцу, дабы услышать его пульсацию (он привык к биению сердца мамы за девять месяцев), он быстрее успокаивается, а почувствовав мягкие мамины руки и ощутив вкус первых капель молозива в своем ротике, он быстрее адаптируется в незнакомом ему пространстве. Ему не менее важно восстановить визуальный и телесный контакт и с папой, (оказавшись у него на руках после перерезания пуповины), когда он, ласково улыбаясь, скажет ему первые нежные слова любви от радости встречи со своим Центром Бытия – долгожданным последователем Рода. Малыш так нуждается в этом, желая убедиться в любви и желанности своего прихода в этот мир!

Крохе необходимо, чтобы в первые часы жизни не было бы громких и резких звуков (пусть тихонько звучит знакомая ему до рождения музыка и ласковые интонации радости родителей), резких движений, яркого света, резких запахов (лучше ему ощущать естественный запах тела мамы и папы).

Если же такой естественный ход событий нарушается и его ослепит холодный свет операционной, первыми звуками окажется звон металлических медицинских инструментов, он ощутит резкий запах хлорки, а чужие руки перережут его еще пульсирующую пуповину и унесут далеко от мамы с папой, то у малыша возникает чувство страха, незащищенности, одиночества. Это в дальнейшем приводит к неуверенности в себе, недоверию к миру, агрессивности, депрессиям и нарушениям в развитии нормальных отношений с окружающими.

Таким образом, весь период дородовой жизни малыша, сопровождавшийся активными эмоционально смысловыми взаимодействиями и «взаимообращениями» родителей и малыша – продолжателя Рода, завершается непосредственной встречей всей семьи. Кульминация рождения закрепляет (или, увы, разрушает) уже накопленный опыт взаимоотношений и обусловливает направленность (здоровую, созидательно оптимистическую или болезненную, разрушительно пессимистическую) психического развития малыша уже в реалиях современного ему Бытия.

 

1.2. МИНИМАЛЬНЫЕ МОЗГОВЫЕ ДИСФУНКЦИИ:






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.