Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Великое поручение 8 страница






6. Верия: проверка проповеди Павла по Ветхому За­вету (Деян. 17: 10-15)

7. Афины: проповедь Павла в Ареопаге (Деян. 17: 16-34)

8. Коринф: делание палаток Павлом с Акилой и Прискиллой, благоприятное решение римского проконсула Галлиона, успешное положение дел (Деян. 18: 1-17)

9. Возвращение в Антиохию Сирийскую через Кен-хреи(Деян. 18: 18-21)

Г. Третье миссионерское путешествие Павла (Деян. 18: 22 — 21: 16)

1. Путешествие через Галатию и Фригию (Деян. 18: 22-23)

2. Предваряющее служение Аполлоса в Ефесе (Де­ян. 18: 24-28)

3. Ефес: христианское крещение учеников Иоанна Крестителя, успешное благовествование, мятеж под руководством Димитрия (Деян. 19: 1-40)

4. Путешествие через Македонию в Грецию и воз­вращение через Македонию (Деян. 20: 1-5)

5. Троада: падение Евтиха из окна во время пропо­веди Павла (Деян. 20: 6-12)

6. Путешествие в Милит и прощальная речь Павла перед ефесскими пресвитерами (Деян. 20: 13-38)

7. Морской путь в Кесарию и предсказание для Пав­ла несчастья в Иерусалиме (Деян. 21: 1-14)

8. Путешествие в Иерусалим (Деян. 21: 15-16)

Д. События в Иерусалиме (Деян. 21: 17 — 23: 35)

1. Принесение Павлом иудейского обета (Деян. 21: 17-26)

2. Возмущение в храме, арест Павла, защититель­ная речь перед толпой, разговор с Клавдием Ли-сием (Деян. 21: 27 — 22: 29)

3. Оправдательная речь Павла перед синедрионом (Деян. 22: 30 —23: 11)

4. Заговор иудеев против Павла и перевод Павла в Кесарию (Деян. 23: 12-35)

Е. События в Кесарии (Деян. 24: 1 — 26: 32)

1. Суд над Павлом у Феликса (Деян. 24: 1-23)

2. Беседа с Павлом Феликса и Друзиллы (Деян. 24: 24-27)

3. Суд над Павлом у Феста и требование суда кеса­рева (Деян. 25: 1-12)

4. Слушания перед Фестом и Иродом Агриппой II (Деян. 25: 13 — 26: 32)

Ж. Путешествие Павла в Рим и кораблекрушение на острове Мелит (Деян. 27: 1 — 28: 16)

3. Проповедь Павла иудеям и язычникам во время до­машнего ареста в Риме (Деян. 28: 17-31)

 

См. Деян. 1: 1-26. «Первая книга» — это Евангелие от Лу­ки. Подчеркивается избрание и наставление Иисусом апо­столов в качестве связующего звена между Ним в прошлом и христианами в настоящем, а также убедительность Его явле­ний после Воскресения. Фраза «через несколько дней после сего» относится к излиянию Святого Духа в день Пятидесят­ницы (Деян. 2: 1-4). Апостолы далее спрашивают, не восстановляет ли ныне Иисус царство Израилю, то есть не устано­вит ли Он незамедлительно мессианское Царство на земле, в котором Израилю будет отведена самая привилегированная, ведущая роль. Они подумали о такой возможности в связи с тем, что в Ветхом Завете излияние Духа Божиего ассоцииру­ется с наступлением мессианского века (Ис. 44: 3; Иез. 36: 24-27; 39: 29; Иоиль 2: 28-29). В сущности, ответ Иисуса перено­сит их внимание с мессианской хронологии, относящейся к народу Израилеву, на всемирное благовествование, имею­щее отношение ко всем народам. Таким образом, благовест­вование, в соответствии с Деян. 1: 8, будет распространяться в Иерусалиме и всей Иудее в Деян. 1 — 7, до Самарии и дру­гих прилегающих областей в Деян. 8 — 12, и в отдаленные земли в Деян. 13 — 28. И как Петру будет отведена ведущая роль при описании благовествования иудеям в основном со­держании Деян. 1 -— 12, так Павлу будет отведена ведущая роль при описании благовествования язычникам в основном содержании Деян. 13 — 28. Два мужа при Вознесении Иису­са напоминают двух мужей при Его Преображении и Воскре­сении (Лк. 9: 30-31 [Моисей и Илия]; 24: 4-7). Облако, в кото­ром Он восходит, символизирует присутствие Бога Отца, как и при крещении Иисуса, Его Преображении и Втором при­шествии. «Расстояние субботнего пути» соответствует при­мерно одному километру. (См. с. 66.) Подразумевается, что ученики Иисуса не удалились от своего местообитания свы­ше дозволенного в субботу расстояния: они соблюдают За­кон, а не нарушают его. Кроме того, они благочестивы, по­стоянно отдавая себя молитве — но не в обособлении от других людей, так как женщины, в том числе Мать Иисуса, а также Его братья принадлежат к их общине, идеальному ре­лигиозному сообществу.

Даже предательство Иисуса Иудой Искариотом не может бросить тень на идеальное сообщество; ведь предательство это произошло во исполнение богодухновенного Писания, и после него во всеуслышание совершилось справедливое воз­мездие, а освободившееся место было вскоре занято таким же предопределенным образом. Как и все апостолы, Матфий следовал за Иисусом от времени служения Иоанна Крестите­ля до Вознесения; и падение жребия на Матфия показывает, что Иисус, превознесенный Господь, избрал его для апо­стольства, точно так же, как избрал Иуду и всех остальных.

День Пятидесятницы (см. с. 61) принес обетованное кре­щение Духом Святым, описанное здесь как излияние Духа на апостолов, которые исполнились Духа. Все эти образы подразумевают изобилие. Упоминанием сопутствующего шума, подобного шуму сильного ветра, подчеркивается мощь явления и обыгрывается сходство двух греческих слов, обозначающих «ветер» и «Дух». Появление на каждом из учеников разделившихся языков, как бы огненных, сим­волизирует способность говорить на иных, иноплеменных, языках — в знак всемирности Евангелия. Пришедшие на праздник паломники не из Палестины, то есть евреи из диа­споры и прозелиты из числа язычников, изумлены тем, что слышат родные наречия от палестинцев, которые никогда их не знали. Однако собравшиеся палестинцы не понимают происходящего и потому выдвигают ошибочное и нелепое обвинение относительно пьяного бреда. См.Деян. 2: 1-47.

Петр отождествляет происшедшее с пророчеством в Иоиль 2: 28-32. Хотя предреченные небесные знамения ис­полнятся только при Втором пришествии, он упоминает их, чтобы довести цитату до изречения, имеющего всемирное значение: «Всякий, кто призовет имя Господне, спасется». Для Петра Иисус — это Господь, имя Которого означает спа­сение. В продолжение проповеди Петра подчеркиваются за­свидетельствование Иисуса от Бога чудесами и знамениями, предопределенность замысла Божиего, вина иудеев в смерти Иисуса, воскресение Богом Иисуса во исполнение Писания, небесная, а потому политически неопасная, сущность царст­вования Иисуса. Крещение говорит о покаянии, а дарование Духа говорит о прощении. Фраза «и всем дальним» указыва­ет на призвание Богом наряду с евреями и язычников тоже. Благодаря многочисленным обращениям в веру христиан­ское сообщество прирастает, а его благочестие и его сила, его бескорыстие и гармония в нем видны настолько явно, что это вызывает всеобщее восхищение и всеобщий благоговейный настрой.

См.Деян. 3: 14: 31. То, что Петр и Иоанн идут в храм в час молитвы, в девятый час (в 3 часа пополудни), доказыва­ет, что свое христианство они согласуют с иудаизмом. Совер-шенное ими чудо исцеления влечет за собой воздаяние хвалы Богу, и Петр с истинной набожностью отказывается ставить его себе в заслугу. Напротив, он говорит о Иисусе, о Его свя­тости, праведности и Воскресении, о том, что Ему принадле­жит всякая слава. Еще одно указание на вину иудеев в смер­ти Иисуса смягчено великодушным Петром («Я знаю, бра­тия, что вы, как и начальники ваши, сделали это по неведе­нию»), ссылающимся также на замысел Божий («Бог же как предвозвестил устами всех Своих пророков пострадать Хри­сту, так и исполнил»). Христианство, ввиду своего призыва к покаянию, предстает нравственно преобразующим религи­озным движением. Упоминание всеобщего возрождения указывает на всемирную сущность христианства, как ука­зывает на нее и ветхозаветная цитата о Божием обетовании, что в потомстве Авраама благословятся все «племена зем­ные». Итак, несмотря на арест апостолов саддукеями, кото­рые не верят в воскресение вообще и тем менее в воскресение Иисуса, счет вновь уверовавших идет на тысячи, а Петр, исполнившись Святого Духа, называет чудо исцеления тем, что оно собой и представляет, — «благодеянием», то есть делом, которое было в эллинистическом мире таким почетным. Его заявление о том, что человекам для спасения дано только имя Иисуса, одновременно подчеркивает, что другого пути к спа­сению нет, и подразумевает, что евангелие обращено ко всем людям. А смелость и уверенность Петра, Иоанна и всего хри­стианского сообщества доказывают их преданность Богу, приверженность истине и наделенность Святым Духом.

В описании Лукой идеального сообщества вновь говорит­ся о совместной собственности (ср. Деян. 2: 44-45); и точно так же, как за предательством Иуды последовало скорое и справедливое возмездие (Деян. 1: 15-20), лживая и ущербная благотворительность Анании и Сапфиры, противопостав­ленная безграничной щедрости Варнавы, наказана скоро и справедливо. Идеал, таким образом, остается незапятнан­ным (ср. назидательную смерть Надава и Авиудав Лев. 10: 1-11). См. Деян. 4: 32 — 5: 11.

Знамения, чудеса и присоединение верующих к Господу продолжаются. В число уверовавших входят как мужчины, так и женщины. Царит единство. Верующие, собирающиеся в притворе Соломоновом, находятся в культовом центре иудаизма, в храме. Народ по-прежнему восхищается ими и прославляет их. См. Деян. 5: 12-42. Противление вызвано за­вистью, а не каким-либо обоснованным недовольством. Вме­шательство ангелов и страх перед народом сдерживают си­недрион; и внутри самого синедриона побеждает голос рас­судка, раздающийся из уст уважаемого всем народом зако­ноучителя Гамалиила.

Когда эллинистические верующие жалуются, что вдов из их числа забывают при раздаче еды, иудаисты с готовностью соглашаются избрать для попечения о столах семь человек, принадлежащих к эллинистам — судя по их именам, грече­ским, а не еврейским и не арамейским. Возможно, поздней­шая церковная должность диакона («служителя», «помощ­ника»), занимающегося мирскими вопросами церковной жизни и, в частности, раздаянием вспомоществований, по­явилась в результате этого происшествия. См. Деян. 6: 18: 1. Присоединение к вере священников углубляет связь христианства с иудаизмом. Стефан, один из семи, не только заботится о столах. Он также совершает чудеса и знамения и проповедует. Лишь из-за бесчинства толпы и лжесвидетель­ских показаний предан он мученической смерти143. (143 Прерогативу назначать смертную казнь римляне почти безраздельно со­храняли за собой, однако при побивании Стефана камнями с самого начала и до конца совершается самосуд. Сами члены синедриона превращаются в толпу линчевателей. Они даже не озаботились вынести приговор.) Подобие его лица ангельскому, его видение славы Божией и Иисуса одесную Бога, его упование на Иисуса и молитва о прощении снимают со Стефана все обвинения, в то время как бешеный крик, безудержность и нетерпимость служат к осуждению самоуправства синедриона. Савл, у ног которого складывали одежды, чтобы удобнее было бросать камни, станет позднее апостолом Павлом, под каковым именем он известен боль­ше. (Однако два имени этого человека вовсе не соответствуют двум периодам его жизни — веры и неверия. Просто Савл — это его еврейское имя, а Павел — сходное по звучанию и до­вольно распространенное в греко-римском мире прозвище.) Речь Стефана выявляет лживость обвинений, якобы он ху­лил Моисея и Бога, храм и Закон. Напротив, сами его обви­нители виновны в такой хуле, последовав примеру своих предков, отвергших посланников Божиих, в том числе Мои­сея, и сделавшись убийцами Иисуса. Что же касается храма, то они извращают его сущность, не признавая, что Бог оби­тает в сотворенной Им вселенной, а не в построенном людьми доме, хотя об этом говорил им пророк Исайя (Ис. 66: 1-2).

Из-за убийства Стефана в Иерусалиме разрастаются гоне­ния на верующих евреев со стороны неверующих, возглавля­емых Савлом. В результате рассеяния верующих начинается благовествование в Иудее и Самарии, как это отмечено в рас­сказах о проповеди Филиппа в Самарии и других местах. См. Деян. 8: 1-40. Благодаря крещению самарян, причем женщин наряду с мужчинами, расширяется сфера принимаемых в Церковь людей. Вера и крещение самарян, прежде внимав­ших Симону, который изумлял их своими волхвованиями, подтверждают превосходство чудес и знамений Филиппа. О том же свидетельствуют вера, крещение и изумление само­го Симона.

Святой Дух не сходил на самарянских верующих до тех пор, когда Петр и Иоанн, придя к ним, помолились и возло­жили на них руки в знак единения еврейских и самарянских верующих. Эта отсрочка позволила апостолам, представля­ющим еврейских верующих, лично убедиться в том, что Бог равно принимает и самарянских верующих, как то показало сошествие на них Духа Святого в присутствии апостолов. От­каз ужаснувшихся апостолов продать Симону власть ода­рять Духом выявляет их чистоту в делах меркантильных; а просьба Симона апостолам помолиться за него подчеркивает их превосходство над этим волхвом и, следовательно, прево­сходство их евангелия над его волшбой144. (144 Попытка Симона волхва (Simon Magus) купить власть одарять Духом при­вела к образованию из его имени существительных симония и симонизм, обозначающих грех покупки или продажи церковных званий и привиле­гий. Древняя христианская традиция находила корни гностицизма, как еретического движения, у Симона) Благодаря креще­нию эфиопского евнуха, являющегося, как минимум, высо­копоставленным вельможей, продолжает расширяться сфе­ра принимаемых в Церковь людей145. (145 В рассказе об эфиопском евнухе предвосхищается миссия Павла среди язычников. Евнух посетил иудейский религиозный праздник в Иерусали­ме. Таким образом, он принадлежит, по меньшей мере, к числу боящихся Бога, а возможно, и к числу полноценных прозелитов. В иудаизме евнухи были лишены религиозных привилегий в соответствии с указанием Вт. 23: 1, однако этот закон мог быть смягчен (ср. Ис. 56: 3); или же в Книге Деяний слово «евнух» может обозначать официальный статус, а не физи­ческое состояние. Для одиноких путников, подобных Филиппу, в обычае было приставать к караванам, таким как караван евнуха. Читать вслух, как читает евнух, в древние времена было общепринято даже при чтении в одиночестве.) Лука апеллирует к космополитизму своего эллинистически настроенного круга чи­тателей. А толкование Филиппом стихов Ис. 53: 7-8 в качест­ве пророчества о Иисусе выявляет древние корни христиан­ства в иудейской традиции. Христианство — это не религия «без роду племени».

Лука возвращается к Савлу, совершающему гонения на «Путь» {Синод, перевод «последующих сему учению», Деян. 9: 2} (это первое встречающееся название христианства, хотя мы не знаем, с чем оно связано: ссылка ли это на путь Госпо­ду, приготовленный Иоанном Крестителем согласно Ис. 40: 3? или ссылка на крестный путь? или на путь праведно­сти? или же ссылка на Иисуса, путь к спасению?). Однако на дороге в сирийский город Дамаск Савл, гонитель Иисуса, превращается в Савла, проповедника Иисуса. См. Деян. 9: 1-31. То, что Савл в своих гонениях на учеников Иисуса гонит Самого Иисуса, подразумевает единство учеников на земле с Иисусом на небе; в дальнейшем это один из ведущих мотивов в богословии Павла, где слова «во Христе» и «со Христом» снова и снова выражают это единство. Согласно Деян. 9: 7, спутники Павла слышат голос Иисуса; согласно параллель­ному рассказу в Деян. 22: 9, они его не слышат. Однако раз­личие соответствующих конструкций в греческом тексте по­зволяет предположить, что в Деян. 9: 7 спутники слышат просто звук голоса, а в Деян. 22: 9 они не слышат, о чем гово­рит голос Иисуса. Обращение Савла ведет к тому, что он мо­лится, видит видение, присоединяется, как брат, к сообще­ству учеников Иисуса, получает Святого Духа, провозглаша­ет, что Иисус — сын Божий и Христос, и подвергается таким же гонениям, какие сам некогда совершал.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.