Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Стандарты в стоматологии: пределы разумного






(приглашение к дискуссии)

В.В.Бойко – доктор психологических наук, профессор, зав.кафедрой психологии и медицинской деонтологии СПбИНСОМ, академик международной БПА, член-корр.Петровской академии наук и искусств.

А.А.Кураскуа – генеральный директор компании «Северная Синица»,

стоматолог-хирург, имплантолог, кандидат медицинских наук.

 

На протяжении нескольких лет активно обсуждается проблема стандартов в стоматологии. Ей посвящены публикации, выступления докладчиков, о ней говорят врачи и руководители стоматологических клиник. Надо полагать, всеми движет стремление повысить качество стоматологического лечения и ответственность докторов за результаты работы, укрепить престиж стоматологии в обществе. Не исключено также, что некоторых владельцев клиник не устраивает только финансовая успешность, поскольку повышение денежной выработки (а иногда открытая погоня за рублем) без жесткого контроля качества оказания услуг может поставить клинику вне конкуренции, снизить поток пациентов и привести к рекламациям. Всем уже понятно, что вопросы регулирования отношений врач-пациент становятся все более актуальными и требуют конкретных решений.

Казалось бы, интерес к стандартизации – явление прогрессивное, однако его следует расценивать с разных точек зрения, отвечая на логичные вопросы. Приглашаем читателей «Стоматологии сегодня» к их обсуждению.

Начнем с понятия «стандарт». В словаре С.И. Ожегова находим две трактовки слова «стандарт», обнажающие его диалектическое содержание:

1. Образец, которому должно соответствовать, удовлетворять что-нибудь по своим признакам, свойствам, качествам, а также документ, содержащий в себе соответствующие сведения.

2. Нечто шаблонное, трафаретное, не заключающее в себе ничего оригинального, творческого.

Рассуждая о стандартизации и стандартах, надо сделать все, чтобы «не затрафаретить» искусство врачевания. Это во-первых. Во-вторых, давайте разберемся: что мы имеем в виду, толкуя о стандартах, – установленные признаки, свойства, качества чего-либо или документы, содержащие в себе соответствующие сведения?

Оказывается, многие участники и теоретики стандартизации под стандартами разумеют различные документы, которые порой не содержат в себе стандарты, то есть заданный образец: протоколы ведения больных; технологические руководства, разработанные авторами лечебных методик и материалов; алгоритмы проведения консультаций, консилиумов.

Протокол оказания стоматологической помощи – это нормативный документ ведения пациента, описывающий диагностические, лечебные и реабилитационные мероприятия, направленные на устранение конкретного заболевания и достижение желаемых результатов в соответствии с предложенными критериями.

Полное собрание протоколов – важнейший компонент качества лечения, включающий около 250 клинических форм патологий в разных направлениях стоматологии – терапия, хирургия, ортодонтия, ортопедия, пародонтология. Протоколы обычно выписываются идентичным образом: клиническая форма заболевания, его диагностические критерии (клинические и процедурные), лечебные мероприятии (основные и дополнительные), типовые рекомендации пациентам, условия диспансеризации (наблюдения у стоматолога), вероятные результаты (в случае эффективного и неэффективного лечения), критерии эффективности лечения.

Можно ли протокол считать стандартом, т.е. образцом, которому что-нибудь должно удовлетворять по своим признакам. Нет, поскольку протокол фиксирует перечень типичных проявлений той или иной патологии, манипуляций, критерии эффективности данного лечения. Перечень чего-либо не есть стандарт. Каждый протокол в концентрированной форме излагает самые важные профессиональные знания, касающиеся конкретной клинической формы заболевания, например начального кариеса постоянных зубов или генерализованного пародонтита. Выжимки из учебников, упоминаемые в протоколе, также нельзя считать стандартом.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.