Главная страница
Случайная страница
Разделы сайта
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Нормативы по пожарно-строевой подготовке (извлечения).
Нормативы по пожарно-строевой подготовке – это временные, количественные и качественные показатели выполнения определенных задач, приемов и действий отдельными сотрудниками (работниками), отделениями, дежурными караулами (сменами), подразделениями пожарной охраны с соблюдением последовательности (порядка), предусмотренной наставлениями, правилами, руководствами и инструкциями.
Нормативы считаются выполненными, если при работе соблюдены условия их выполнения и не было допущено нарушений требований наставлений, правил, руководств и инструкций, в том числе мер безопасности.
Если при отработке (проверке выполнения) норматива обучаемым допущена хотя бы одна ошибка, которая может привести к травме личного состава, повреждению пожарно-технического вооружения, спасательного оборудования, средств защиты, выполнение норматива прекращается и оценивается «неудовлетворительно».
Обнаруженные технические неисправности в ходе выполнения нормативов не устраняются (если они не препятствуют выполнению норматива и не создают опасности для жизни и здоровья), обучаемый после выполнения норматива должен доложить о выявленных неисправностях.
Время выполнения норматива сотрудником (работником), отделением, дежурным караулом (сменой), подразделением отсчитывается по секундомеру в порядке, изложенном в условиях норматива. Все нормативы выполняются в боевой одежде и снаряжении по сезону. Начало выполнения норматива – поданная команда (сигнал тревоги), окончание – в порядке, изложенном в условиях норматива.
Условия и время на выполнение нормативов определены для личного состава до 30 лет и летнее время.
При выполнении норматива на пожарных машинах с передним и боковым расположением всасывающего патрубка время на выполнение нормативов увеличивается на 2 секунды, с подачей воды – на 5 секунд, с подачей пены – на 7 секунд на каждый рукав рабочей и магистральной линий (по одной наиболее протяженной линии).
Таблица 182
Условия и нормы выполнения нормативов с пожарной техникой и пожарно-техническим вооружением
№ п/п
| Вид норматива
| Оценка по времени, с
| Условия выполнения норматива
| отлично
| хорошо
| удовлетворительно
|
| Надевание боевой одежды и снаряжения
|
|
|
| 1. Боевая одежда и снаряжение уложены любым способом. Пояс с закрепленным на нем карабином и пожарным топором в кобуре лежит под одеждой. Подкасник может находиться рядом с уложенной боевой одеждой или внутри каски. Брезентовые рукавицы (краги) кладутся в карманы куртки, при отсутствии карманов – под пояс.
2. Пожарный стоит в положении «смирно» в одном метре от боевой одежды и снаряжения лицом к ним.
3. Окончание: боевая одежда и снаряжение одеты, куртка застегнута на все пуговицы (крючки), пояс застегнут и заправлен под пряжку, подбородочный ремень каски подтянут.
|
| Надевание теплоотражательного костюма
|
|
|
| 1. Костюм вынут из мешка и уложен на столе (полке).
2. Пожарный в положении ”смирно” в боевой одежде и снаряжении стоит в одном метре от костюма лицом к нему.
3. Окончание: полукомбинезон одет и закреплен с помощью плечевых лямок. Куртка из металлизированной ткани одета и застегнута на все пуговицы. Шлем-маска с пелериной одета поверх каски и застегнута, рукавицы одеты.
|
| Надевание тепло-отражательного костюма ТК-800
| на правильность
| 1. Пожарный в повседневной одежде с двумя ассистентами стоит в одном метре от приготовленного костюма.
2. Надеть брюки комбинезона и сапоги
3. Надеть дыхательный аппарат со сжатым воздухом или КИП.
4. Надеть верхнюю часть комбинезона, застегнуть стягивающие ремни, закрыть защитный клапан, оставить не застегнутым один верхний стягивающий ремень и одну верхнюю кнопку защитного клапана.
5. Произвести боевую проверку КИП или открыть вентиль баллона АСВ до отказа (должен быть включен резерв дыхательного аппарата со сжатым воздухом). Включиться в дыхательный аппарат. Надеть пожарную каску
6. Окончание: капюшон и рукавицы надеты, стягивающий ремень застегнут
|
| Сбор и выезд по тревоге (с посадкой в автомобиль за воротами гаража)
| 1. Боевая одежда и снаряжение уложены так, как определено условием выполнения норматива 1.
| отделения
|
|
|
| 2. Личный состав дежурного караула находится в караульном помещении и располагается произвольно.
Посадка в автомобиль производится после того, как полностью надеты боевая одежда и снаряжение.
Разрешается застегивать боевую одежду и надевать пожарный пояс в кабине автомобиля
| караула в составе двух и более отделений
|
|
|
| 3. Окончание: автомобиль находится за воротами гаража, личный состав отделения(ий) находится в автомобиле. Дверцы закрыты.
Результат фиксируется в момент закрытия последней дверцы автомобиля(ей).
Примечание: Для автомобилей с тормозной системой «КАМАЗ» нормативное время увеличивается на 60 с.
|
| Прокладка рукавной линии со стволом (указывается ствол) длиной 40 м от колонки, установленной на гидрант
|
|
|
| 1. Пожарное оборудование сложено в одном метре от колонки. Пожарный стоит в положении «смирно» около оборудования.
2. Окончание: рукавная линия проложена, ствол присоединен к рукавной линии, пожарный на боевой позиции.
|
| Прокладка магистральной линии диаметром 77 мм
одним пожарным на:
| 1. Рукава в скатках уложены в отсеках пожарного автомобиля.
2. Окончание: линия собрана (с разветвлением) и присоединена к напорному патрубку насоса.
Результат фиксируется по последнему соединению.
| 3 рукава
|
|
|
| 4 рукава
|
|
|
| 5 рукавов
|
|
|
| 6 рукавов
|
|
|
| 7 рукавов
|
|
|
|
| Прокладка магистральной линии диаметром 77 мм
расчетом из 2-х человек на:
| 1. Рукава в скатках (в «гармошку») уложены в отсеках пожарного автомобиля.
2. Окончание: линия собрана (с разветвлением) и присоединена к напорному патрубку насоса.
Результат фиксируется по последнему соединению.
| 5 рукавов
|
|
|
| 6 рукавов
|
|
|
| 7 рукавов
|
|
|
| 8 рукавов
|
|
|
| 10 рукавов
|
|
|
|
| Прокладка магистральной линии диаметром 77 мм
расчетом из 3-х человек на:
| 1. Рукава в скатках (в «гармошку») уложены в отсеках пожарного автомобиля.
2. Окончание: линия собрана (с разветвлением) и присоединена к напорному патрубку насоса. Результат фиксируется по последнему соединению.
| 6 рукавов
|
|
|
| 7 рукавов
|
|
|
| 8 рукавов
|
|
|
| 10 рукавов
|
|
|
|
| Вязка двойной спасательной петли без надевания ее на спасаемого
|
|
|
| 1. Пожарный стоит в положении «смирно».
2. Спасательная веревка, смотанная в клубок, находится в чехле с лямкой, надетой через плечо пожарного.
3. Окончание: спасательная петля связана
|
| Вязка двойной спасательной петли с надеванием ее на спасаемого
|
|
|
| 1. Пожарный стоит в положении «смирно» в одном метре от спасаемого, лежащего на спине.
2. Спасательная веревка, смотанная в клубок, находится в чехле с лямкой, надетой через плечо пожарного
3. Окончание: спасательная петля связана, надета на спасаемого, длинный конец веревки намотан на карабин
|
| Закрепление спасательной веревки за конструкцию здания (одним из четырех способов)
|
|
|
| 1. Пожарный стоит в положении ”смирно” в одном метре от места закрепления веревки за конструкцию.
2. Спасательная веревка, смотанная в клубок, находится в чехле с лямкой, надетой через плечо пожарного
3. Окончание: веревка закреплена за конструкцию, узел надежно завязан
|
| Сматывание спасательной веревки в клубок длиной 30 (50) м
| на правильность
| 1. Пожарный стоит в положении «смирно» одном метре от размотанной веревки, один конец которой находится в руке пожарного.
2. Окончание: веревка смотана в клубок, свободный конец веревки заправлен в середину клубка уложен в чехол.
|
| Подъем по стационарной лестнице на заданную высоту:
| 1. Пожарный стоит у лестницы-палки, приставленной к стационарной лестнице, двумя руками держится за тетивы, правая (левая) нога на первой ступеньке.
2. Окончание: пожарный стоит обеими ногами на заданной высоте, закрепился за ступеньку лестницы карабином
Результат фиксируется по закреплению карабина.
Примечание: при использовании лестницы-палки время увеличивается на 5 с.
| 8 м
|
|
|
| 12 м
|
|
|
| 16 м
|
|
|
| 20 м
|
|
|
|
| Подъем по стационарной лестнице с сухой рукавной линией с присоединенным стволом (указывается ствол) на заданную высоту:
| 1. Пожарный стоит у входа на лестницу, рукавная линия в скатках находится у ног пожарного, соединительные головки соединены, один конец линии с присоединенным стволом перекинут через левое плечо, стволом к спине.
2. Окончание: пожарный стоит обеими ногами на заданной вы- соте, закрепился карабином за ступеньку лестницы, рукавная линия закреплена задержкой..
Результат фиксируется по закреплению задержки
Примечание: при использовании лестницы-палки время увеличивается на 5 с.
| 8 м
|
|
|
| 12 м
|
|
|
| 16 м
|
|
|
| 20 м
|
|
|
|
| Подъем по автолестнице, выдвинутой на:
| 1. Автолестница установлена и выдвинута на заданную высоту при угле наклона 70 градусов, пожарный стоит у входа на лестницу.
2. Окончание: пожарный достиг заданной высоты и закрепился карабином за продпоследнюю ступеньку лестницы.
Результат фиксируется по закреплению карабина.
Примечание: при использовании лестницы-палки время увеличивается на 5 с.
| 15 м
|
|
|
| 20 м
|
|
|
| 25 м
|
|
|
| 30 м
|
|
|
| 35 м
|
|
|
| 40 м
|
|
|
| 45 м
|
|
|
| 50 м
|
|
|
|
| Подъем по автолестнице с сухой рукавной линией с присоединенным стволом (указать тип ствола) на заданную высоту:
| 1. Пожарный стоит у входа на лестницу, рукавная линия в скатках находится у ног пожарного, соединительные головки соединены, один конец линии с присоединенным стволом перекинут через левое плечо, стволом к спине.
2. Окончание: пожарный достиг заданной высоты и закрепился карабином за предпоследнюю ступеньку лестницы, рукавная линия закреплена задержкой.
Результат фиксируется по закреплению задержки.
| 15 м
|
|
|
| 20 м
|
|
|
| 25 м
|
|
|
| 30 м
|
|
|
|
| Переноска и подвеска штурмовой лестницы
|
|
|
| 1. Лестница лежит седьмой ступенькой на линии старта (32 м 25 см от основания учебной башни). Пожарный стоит в удобной для него позиции у линии старта, не касаясь руками или ногами стартовой линии и не отрывая лестницы от земли.
2. Окончание: лестница подвешена в окно 2-го этажа учебной башни на всю длину крюка.
Результат фиксируется по касанию крюка о верхнюю поверхность подоконника.
|
| Подъем по подвешенной штурмовой лестнице на 4-й этаж учебной башни
|
|
|
| 1. Лестница подвешена на подоконник 2-го этажа учебной башни. Пожарный левой (правой) ногой встал на первую ступеньку, руками держится за тетивы.
2. Окончание: пожарный двумя ногами коснулся пола 4-го этажа учебной башни.
Результат фиксируется по касанию пола второй ногой.
|
| Подъем по штурмовой лестнице на 4-й этаж учебной башни
|
|
|
| 1. Лестница лежит седьмой ступенькой на линии старта (32 м 25 см от основания учебной башни). Пожарный стоит в удобной для него позиции у линии старта, не касаясь руками или ногами стартовой линии и не отрывая лестницы от земли.
2. Окончание: пожарный двумя ногами коснулся пола 4-го этажа учебной башни.
Результат фиксируется по касанию пола второй ногой.
|
| Подъем по установленной выдвижной лестнице в окно 3-го этажа учебной башни
|
|
|
| 1. Выдвижная лестница установлена и закреплена за седьмую ступеньку, первый номер стоит около лестницы, руками держится за тетивы, левая нога на первой (второй) ступеньке. Второй номер стоит между стеной и лестницей, прижимает и удерживает ее.
2. Окончание: первый номер коснулся двумя ногами пола 3-го этажа учебной башни.
Результат фиксируется по касанию пола второй ногой
|
| Установка выдвижной лестницы в окно 3-го этажа учебной башни
|
|
|
| 1. Выдвижная лестница уложена и закреплена на крыше автомобиля, находящегося в 30 м от основания учебной башни (ось задних колес совпадает с отметкой 30 м). Рукавная катушка снята.
2. Двое пожарных находятся у заднего колеса автомобиля за линией старта.
3. Окончание: выдвижная лестница снята, перенесена, установлена и закреплена за седьмую ступеньку. Первый номер стоит в полушаге от лестницы лицом к ней, второй номер стоит между стеной и лестницей.
Результат фиксируется по касанию тетивы лестницы подоконника
|
| Установка и подъем по выдвижной лестнице в окно 3-го этажа учебной башни
|
|
|
| 1. Выдвижная лестница уложена и закреплена на крыше автомобиля, находящегося в 30 м от основания учебной башни (ось задних колес совпадает с отметкой 30 м). Рукавная катушка снята.
2. Двое пожарных находятся у заднего колеса автомобиля за линией старта
3. Окончание: первый номер коснулся двумя ногами пола 3-го этажа учебной башни.
Результат фиксируется по касанию пола второй ногой.
|
| Преодоление 100-метровой полосы с препятствиями
|
|
|
| 1. Пожарный со стволом стоит в удобной для него позиции у линии старта, не касаясь руками или ногами стартовой линии (ствол находится в любом положении).
2. Окончание: препятствия преодолены, дистанция закончена; ствол примкнут к рукавной линии, рукава соединены между собой и присоединены к разветвлению.
Примечание: расстановка препятствий и условия их преодоления должны соответствовать Правилам соревнований по пожарно-прикладному спорту.
|
Условия и нормы выполнения нормативов по боевому развертыванию от основных пожарных автомобилей
Таблица 183
№
норматива
| Количество рукавов n, диаметром d
| Боевой расчет, чел
| Оценка по времени, с
| Схема боевого развертывания и условия выполнения норматива
| nм /dм
| n1 /d1
| n2 /d2
| отлично
| хорошо
| удовлетворительно
|
| –
| –
| –
|
| 26 (40)
| 29 (43)
| 32 (46)
| 1. Автоцистерна (насосно-рукавный автомобиль) установлена у гидранта.
2. Окончание: колонка навернута до отказа на стояк гидранта, всасывающие рукава присоединены.
В скобках указано время с пуском воды из напорного патрубка.
|
| –
| –
| –
|
| 39 (75)
| 45 (82)
| 52 (88)
| 1. Автоцистерна (насосно-рукавный автомобиль) установлена у водоема, укомплектована двумя всасывающими рукавами по 4 метра каждый.
2. Окончание: всасывающая рукавная линия собрана, веревка всасывающей сетки размотана, свободный конец веревки закреплен за конструкцию или всасывающий рукав. В скобках указано время с пуском воды.
|
| –
| –
| –
|
| 72 (110)
| 80 (121)
| 88 (132)
| 1. Автоцистерна (насосно-рукавный автомобиль) установлена у водоема, укомплектована четырьмя всасывающими рукавами по 2 метра каждый.
2. Окончание: всасывающая рукавная линия собрана, веревка всасывающей сетки размотана, свободный конец веревки закреплен за конструкцию или всасывающий рукав.
В скобках указано время с пуском воды
|
| -
| 2/51
| -
|
|
|
|
| 1. Автоцистерна установлена на площадке
2. Окончание: двигатель переключен на насос, рукавная
линия проложена, соединительные головки соединены, пожарный со стволом находится на позиции, водитель у насоса
| 3/51
|
|
|
|
|
№
норматива
| Количество рукавов n, диаметром d
| Боевой расчет, чел
| Оценка по времени, с
| Схема боевого развертывания и условия выполнения норматива
| nм /dм
| n1 /d1
| n2 /d2
| отлично
| хорошо
| удовлетворительно
|
| -
| 2/51
| -
|
|
|
|
| 1. Автоцистерна установлена на площадке
2. Окончание: двигатель переключен на насос, рукавная линия проложена, соединительные головки соединены, пожарный со стволом находится на позиции, водитель у насоса
| 3/51
|
|
|
|
|
| 3/77
| 2/51
| –
|
|
|
|
| 1. Автоцистерна установлена у водоема (гидранта).
2. Окончание: автоцистерна установлена на водоем (гидрант), рукавные линии проложены и соединены, пожарный со стволом находится на позиции, водитель у насоса
В скобках указано время с заполнением насоса водой
| 3 – 4
| 63 (70)
| 70 (75)
| 77 (80)
| 5 – 6
| 47 (70)
| 52 (75)
| 57 (80)
| 4/77
| 2/51
| –
|
|
|
|
|
| 67 (70)
| 75 (75)
|
|
| 63 (70)
| 70 (75)
| 77 (80)
| 5 – 6
| 54 (70)
| 62 (75)
| 68 (80)
| 6/77
| 2/51
| –
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 5 – 6
| 67 (70)
| 75 (75)
|
|
Таблица 184
Время выполнения операций с пожарно-техническим вооружением
№ п/п
| Операции
| t
| ± Dt
|
| Раскатать напорный пожарный рукав диаметром 51-77 мм на горизонтальной поверхности:
|
|
|
| одинарная скатка(для напорного пожарного рукава диаметром 51 мм)
| 4, 0
| 0, 35
|
| двойная скатка(для напорного пожарного рукава диаметром 77мм)
| 7, 0
| 0, 57
|
| Соединить напорные соединительные головки диаметром 51-77 мм
| 1, 5
| 0, 16
|
| Соединить напорные соединительные головки всасывающих рукавов диаметром:
|
|
|
| 77мм
| 4, 0
| 0, 48
|
| (не резьбовые) 125-150мм
| 6, 0
| 0, 8
|
| Установить колонку на гидрант
| 9, 0
| 1, 0
|
| Открыть крышку гидранта
| 2, 0
| 0, 2
|
| Открыть колпачок гидранта
| 2, 0
| 0, 2
|
| Подать воду в колонку
| 13, 0
| 0, 54
|
| Открыть вентиль колонки
| 8, 0
| 0, 5
|
| Переместиться с рукавной катушкой на расстоянии 100 м:
|
|
|
| без раскатки рукавов
| 35, 0
| 1, 3
|
| с раскаткой рукавов
| 40, 0
| 1, 4
|
| Раскатать напорный рукав диаметром 51-66 мм по лестничному маршу лестничной клетки
| 12, 0
| 1, 1
|
| Закрепить напорный пожарный рукав
| 2, 0
| 0, 3
|
| Опустить спасательную веревку на 1 м
| 0, 3
| 0, 03
|
| Опустить (поднять) напорные рукава в этажах зданий на 1 м
| 2, 0
| 0, 08
|
| Размотать веревку на всасывающей сетке
| 10, 0
| 1, 0
|
|