Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Пропуск ледохода и паводка






Ледоход и паводки бывают как весной, так и осенью. На отдельных реках в южных районах РФ во время оттепелей наблюдаются зимние паводки, сопровождаемые кратковременным ледоходом. Однако для дорог и сооружений наиболее опасны паводок и ледоход весной, так как в этот период толщина льда больше, чем осенью, а скорость течения и уровень воды выше, чем осенью и зимой. Мероприятия по пропуску весеннего ледохода и паводка включают: подготовительные работы; пропуск ледохода и паводка; заключительные работы.

Подготовительные работы включают следующие мероприятия:

Осмотр и ремонт опор и ледорезов. Плоскости деревянных опор и ледорезов обшивают брусьями или пластинами, а на реках с интенсивным ледоходом - листовой сталью толщиной 2...3 мм. Высота обшивки - до линии горизонта воды при ледоходе +0, 5 м. Ремонтируют водомерные рейки. Указатель наивысшего горизонта паводка должен быть нанесен суриком на устой моста или на одну из опор.

Промеры дна у опор и ледорезов с укреплением его в необходимых местах каменной наброской. Устойчивую наброску, хорошо сопротивляющуюся воздействию водяных струй, образует угловатый, неокатанный камень. В местах, где легко заготовить хворост, можно укреплять русло тюфяками из фашин. Длина фашин 3...6 м, диаметр 0, 3...0, 7 м; длина тюфяков - до 12 м, перед спуском на дно они загружаются камнем. При больших скоростях можно укреплять русло габионами. Нужно следить, чтобы не загромоздить русло, так как это приведет к усилению размывов вместо их ликвидации.

Обследование ледовых условий в районе моста. Необходимо выявить толщину, структуру и прочность ледяного покрова, наличие участков, где можно ожидать образования заторов и торосистых участков. Проверить наличие наледей, обследовать водоемы, откуда могут появиться большие ледяные поля, временные плотины, паромные переправы, вмерзшие баржи, скопления бревен и другие предметы, которые могут быть сорваны и нанесены на мост, Установить надежные места для возможных съездов на лед. Предметы, вмерзшие в ледяной покров, должны быть своевременно удалены.

Предварительное ослабление льда и освобождение опор и ледорезов. На реках, где возможно поднятие горизонта воды, освобождают опоры от льда, делая вокруг них прорези сразу после образования ледяного покрова в начале зимы, и поддерживают их в незамерзшем состоянии всю зиму. На реках, где нет зимнего подъема воды, прорези устраивают в конце зимы до поднятия горизонта воды. Ширина прорези 0, 3...0, 5 м. После ослабления льда весенней оттепелью сделанные ранее прорези удлиняют перед мостами на 10...20 м вверх по течению. Если ожидается сильный ледоход, ледяной покров раскалывают сплошь выше по течению и ниже моста. При этом, чем толще и крепче лед, тем больше длина раскола, но не менее чем на 100 м в обе стороны от моста. В отдельных случаях - до 5 км в верховую сторону и до нескольких сотен метров в низовую. Непосредственно перед мостом ширина, на которой проводится раскалывание, должна быть равна ширине реки. У сооружений, имеющих малые пролеты, или ветхих делают майну (табл. 11.3.11).

Таблица 11.3.11

Размеры майн

Тип водотока Длина манны Ширина манны
выше моста ниже моста выше моста ниже моста
Большие и средние реки ³ 2В ³ В В (1/3¸ 1/4)В
Малые реки (5¸ 7)В В В
В - ширина реки

Раскалывание ледяного покрова позволяет обезопасить мост от ударов больших ледяных полей, а также предотвратить заторы и уменьшить давление на опоры при подвижках льда. Раскалывание проводят взрывным способом. Для подготовки лунок, через которые опускают под лед заряды взрывчатых веществ (ВВ), а также прорезей у опор используют отбойные молотки, ледобуры и ледорезные машины. Необходимо помнить, что возможность использования ледорезных машин и ледобуров зависит от состояния и толщины ледяного покрова (табл. 11.3.12).

Таблица 11.3.12

Минимально допустимая толщина льда при выполнении работ машинами

Общая масса груза, г Наименьшая толщина кристаллического льда, см, для машин Наименьшее расстояние до кромки льда, м
на гусеничном ходу на колесном ходу
До 0, 5      
0, 5-1, 0      
1, 0-1, 5      
1, 5-2, 0      
2, 0-3, 0      
3, 0-4, 0      
4, 0-6, 0      
6, 0-8, 0      
8, 0-10, 0      
10, 0-12, 0      
12, 0-15, 0      

При продолжительной оттепели и наличии мутного льда несущая способность ледяного покрова резко снижается и в расчет принимают половину его толщины.

Раскалывание ледяного покрова в ближайших водоемах. Учитывая, что в ледоходе участвует не только речной лед, но и лед, выносимый с ближайших водоемов, откуда могут появиться большие ледяные поля, необходимо раскалывать ледяной покров на всей поверхности озер, прудов и других водоемов, находящихся в пределах 5-километровой зоны выше моста. Взрывают ту часть ледяного покрова, которая не раскалывается естественным путем.

Подготовка взрывников, завоз ВВ и средств взрывания (СВ), их опробование. Потребность во взрывниках (табл. 11.3.13) и взрывчатых материалах (табл. 11.3.14) определяют, исходя из площади и толщины ледяного покрова и ожидаемого объема взрывных работ во время ледохода с учетом опыта прошлых лет. Материалы завозят за месяц до начала ледохода, хранят и используют в соответствии с инструкциями и правилами безопасности при ведении взрывных работ.

Таблица 11.3.13

Ориентировочные затраты труда взрывников на раскалывание ледяного покрова

Толщина льда, м Затраты труда, смены, на 100 м2 ледяного покрова при расстоянии между зарядами
5h 6h 8h 10h 12h 15h
0, 4-0, 7 0, 60 0, 40 0, 25 0, 20 0, 12 0, 08
0, 7-1, 0 0, 50 0, 35 0, 20 0, 15 0, 10 0, 07
1, 0-1, 3 0, 40 0, 30 0, 15 0, 10 0, 08 0.06

Таблица 11.3.14

Расход взрывчатых материалов

Толщина льда, м Расстояние между зарядами, выраженное в глубине h опускания зарядов в воду Расход на 100 м2 ледяного покрова
ВВ, кг электродетонаторы или капсюли-детонаторы, шт. огнепроводный шнур, м электропровод, м
0, 3-0, 6 5h   1, 5 1, 5  
7h   0, 8 0, 8  
10h 1, 5 0, 4 0, 4  
15h 0, 7 0, 2 0, 2  
1, 0-1, 2 5h   0, 7 0, 7  
7h   0, 4 0, 4  
10h 2, 5 0, 2 0, 2  
15h 1, 1 0, 1 0, 1  
1, 3-1, 5 5h   0, 6 0, 6  
7h   0, 3 0, 3  
10h   0, 2 0, 2  
15h 1, 3 0, 1 0, 1  

Примечание. Если для раскалывания ледяного покрова на крупные карты применяют заряды уменьшенного веса, то нормы их снижаются в 1, 7 раза.

Заготовка материалов для борьбы с размывами: мешков с песком, камней, хвороста.

Заготовка инструментов и инвентаря, необходимых при пропуске льда: багров, шестов длиной 2...3 м, ломов, топоров, пешен, лопат, досок, спасательных лодок, кругов, поясов. Для промера глубины должны быть заготовлены рейки с делениями и веревки с грузом до 10 кг. Материалы, инструмент и инвентарь хранят у моста в течение всего ледохода и паводка. На опорах моста на 1, 5 м выше ожидаемого уровня ледохода устраивают площадки для рабочих, оборудованные спасательными средствами. Потребность в спасательных средствах на один мост длиной более 100 м: лодка - 1, спасательные круги - 3...4. Кроме того, каждому работающему на пропуске ледохода выдается один спасательный пояс.

Разведение наплавных мостов, снятие паромных переправ и укрытие их в затонах.

Разработка оперативного плана пропуска ледохода и паводка.

Пропуск ледохода и паводка. К этим работам относятся:

наблюдение за проходом льда через сооружение с размельчением ледяных полей и отдельных льдин до таких размеров, чтобы они могли беспрепятственно пройти под мостом;

наблюдение за движением льда выше и ниже моста, особенно в местах, где имеются крутые повороты и излучины, способствующие образованию заторов и зажоров. В особо сложных случаях ликвидация заторов и зажоров производится взрывным способом, бомбометанием или обстрелом из минометов. Применяют минометы калибра 120 мм. Безопасное расстояние при стрельбе из минометов не менее 300 м;

наблюдение за состоянием речного русла под мостом, выше и ниже его. Измерение глубин с помощью металлической рейки или веревки с привязанной к ней гирей; обнаружение размывов и ликвидация их путем заполнения камнями, мешками с песком, бетонными массивчиками, тяжелыми фашинами и другими предметами с большим объемным весом;

наблюдения за колебаниями горизонта воды, скоростью и направлением течения, состоянием и характером ледяного покрова. Результаты наблюдений заносят в мостовую книгу;

надзор за наплавными мостами и паромами в затонах и охрана их от повреждений ледоходом.

Заключительные работы. К ним относят:

актирование разрушений, происходящих во время пропуска ледохода паводка;

очистку искусственных сооружений и приведение их в порядок после окончания ледохода и спада воды. Исправление повреждений, уборку неиспользованных материалов;

восстановление паромных переправ, наплавных и низководных мостов.

Взрывные работы в период ледохода. Если ледоход проходит спокойно без образования заторов, лед небольшой толщины, а плывущие льдины невелики, то не требуется прибегать к раскалыванию льда взрыванием. Основная работа заключается в направлении льдин шестами в пролеты моста. При этом следят, чтобы льдины не задерживались у опор.

Если плывут круглые льдины и ледяные поля или образуются заторы, их разрушают взрыванием. В качестве взрывчатых веществ используют аммонит или тротил. Средствами взрывания служат капсюли-детонаторы и огнепроводный шнур. Лед, если на него можно высадиться, подрывают, преимущественно, подводными зарядами (табл. 11.3.15). Если же высадиться нельзя или трудно сделать лунки для подводного взрыва, бросают заряды, взрывающиеся на поверхности льда.

Таблица 11.3.15

Масса подводных зарядов при разной толщине льда

Толщина льда, м Глубина погружения заряда в воду, м Масса заряда, кг, при расчете
на рыхление льда на выбрасывание льда
0, 3-0, 4 1, 4 1, 4 2, 5
0, 4-0, 5 1, 5 1, 7 3, 0
0, 5-0, 6 1, 6 2, 0 3, 6
0, 6-0, 7 1, 7 2, 5 4, 4
0, 7-0, 8 1, 9 3, 4 6, 2
0, 8-0, 9 2, 1 4, 6 8, 3
0, 9-1, 0 2, 3 6, 1 10, 9
1, 0-1, 1 2, 5 7, 8 14, 0
1, 1-1, 2 2, 7 8, 8 17, 7
1, 2-1, 3 2, 9 12, 2 21, 9
1, 3-1, 5 3, 3 18, 0 32, 3

Заторы подрывают в начале их образования. Заряды закладывают в зазоры между льдинами на глубину 1, 5-2 м. При близком расстоянии от моста следует брать заряды массой 10 кг, при большом - массой 25 кг. Разрыв должен образовать канал в самом заторе. Если река широкая (более 200 м), в заторе можно делать два канала. Длину огнепроводных шнуров у всех зарядов делают одинаковой и зажигают по команде, чтобы обеспечить одновременный взрыв.

Бросать заряды на плывущие льдины разрешается только опытным подрывникам со стажем ледокольных работ не менее двух сезонов. Масса зарядов не должна превышать 2 кг.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.