Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Направления глобализации в современном мире 5 страница






Отсюда возникает реальная опасность массированного неконтролируемого вторжения в психику людей, манипулирования их сознанием. Это, естественно, вызывает обоснованную тревогу не только ученых, но широких слоев общественности. В 1996 г. в г. Сент-Луисе (США, штат Миссури) представители различных специальностей и сфер деятельности организовали " Движение в защиту культурной среды", принявшее соответствующую Хартию (The People`s Communication Charter An International Convenant of Standards), включающую международные коммуникационные стандарты. Американские ученые посредством контент-анализа большого числа телевизионных передач выяснили, что в них сохраняется представление о собственной условной реальности, где в условном времени и пространстве представлены системы доминирующих ценностей и сложившиеся к настоящему времени структуры социальных отношений, а также власти.

Манипулирование информацией позволяет добиться такого невежества современных людей, при котором они ценят то, что лишено всякой ценности, и принимают за иллюзии реальность, посвящая жизнь бесконечной погоне за фантомами и пренебрегая действительно ценным, тем, без чего невозможно достичь счастья. Людям с маниакальным упорством прививаются навыки дурного, разрушительного, развратного, патологического поведения.

В наше время уже в начале компьютерно-коммуникативной революции высказывались предположения о приближающейся утрате онтологии человеческой деятельности и ее гносеологии. То есть речь может идти об опасности виртуализации прежде всего сферы чувственного восприятия и утраты связей с реальным миром.

Доступность посредством Интернета межличностных контактов рассеянных в пространстве индивидов воспроизводит некоторые существенные черты механизма коммуникации в традиционной локальной общине, все члены которой могут вступить в прямой контакт друг с другом. В этом отношении современный мир становится похожим на одну огромную деревню. Или, учитывая различия языков, интересов, убеждений, привычек, психологического склада и т.п., мировое сообщество скорее становится неким современным подобием библейского Вавилона. В целом пока хаотический характер информационного взаимодействия во " всемирной паутине" усугубляет порожденную масс-медиа тенденцию к эклектическому смешению разнородных идей, способствует расщеплению представлений о мире на обособленные части. Вместе с тем независимо от своего желания пользователи Интернета вынуждены считаться с тем, что информационные процессы в нем, невидимые для пользователя, протекают строго в соответствии с законами пропагандистской и психологической войны, с принципами и правилами логики и математики. Вводя собственный информационный продукт в коммуникационные сети, пользователь (он же производитель) сталкивается с его оценкой: от отсутствия какой-либо реакции или проявления простого интереса, до практических предложений или многостороннего критического обсуждения. Тем самым в недрах " Всемирной паутины" складываются виртуальные, но устойчивые и воспроизводящиеся новые системы социальных связей. Многие из старых мировоззренческих принципов при этом теряют свое значение, а новые стремительно вторгаются в массовое сознание.

Интернет-корпорация ICANN присваивает доменные имена и управляет центральными серверами сети Интернет. Тот, кто контролирует раут-серверы, может заблокировать или отфильтровать любую информацию. Известно, что ICANN полностью контролируется администрацией США. 21 января 2003 г. президент США подписал директиву о создании в аппарате Белого дома Управления глобальных коммуникаций для борьбы с антиамериканскими настроениями. Весной 2005 г. в госдепартаменте США было создано новое специальное управление – Управление трансформацией политических режимов. Инфраструктура информационных стратегических наступательных операций США по свержению действующей власти в национальных государствах – это сеть фондов и благотворительных организаций. В США их более двух тысяч – от гигантов типа Фонда Форда с годовым бюджетом грантов более полумиллиарда долларов до маленьких так называемых правозащитных организаций. Фонды Форда, Сороса, Макартуров и т.п. ежегодно выделяют средства и предоставляют гранты на поддержку выступающих за демократию в Африке, Латинской Америке, Восточной Европе, странах бывшего Советского Союза, на Ближнем Востоке. Под видом заботы о демократии эти «благотворительные» организации собирают необходимую информацию, формируют пятую колонну и готовят почву для смены неугодных государственных режимов на проамериканские режимы[311].

Участие множества индивидов в процессе взаимного информационного обмена усиливает синергетические эффекты. В силу их действия в достаточно хаотическом информационном массиве Интернета образовываются " кристаллизационные точки" базовых интересов, которые могут стать центрами социального притяжения. В поле этого притяжения вполне возможно формирование сообществ нового типа – виртуальных сообществ.

Развитие электронных средств коммуникации предоставило возможность практически мгновенно перемещать гигантские капиталы с одного конца планеты на другой. В новой коммуникационной сети деньги перестали быть жестко связанными с материальным производством. В нем удерживается до восьми процентов финансовых средств, остальные задействованы в области чистой спекуляции, не имеющей ни малейшего отношения к производству материальных благ и оказанию социально полезных услуг.

Развитие коммуникационно-информационных технологии, будучи одной из важнейших предпосылок процессов глобализации, выводит обсуждение этих процессов за экономико-правовые рамки. Тенденции глобализации мира с большой степенью вероятности несут в себе зародыши новых видов общественных отношений, социальных структур, новых способов освоения действительности, новых систем ценностей. В ходе их взаимодействия, как на национальном уровне, так и в наднациональном масштабе, исторически формируются новые цивилизационные проекты.

Глобализация мира меняет жизнь людей во многих странах мира, ускоряет время и уплотняет пространство, размывает границы, резко интенсифицирует социальные процессы. Строятся информационные дома, проектируются информационные города с учетом требований информационной, а не промышленной и транспортной инфраструктуры. Апологеты глобализма надеются, что в недалеком будущем различные материалы и продукты питания будут создаваться информационными системами из элементов таблицы Менделеева, рассеянных в околоземных пространствах. Кажется, что на наших глазах формируется общество безграничных возможностей.

Мир поставлен перед лицом " нано-технологической" революции, прежде всего в области информационных и биотехнологий. Глобалистов нано-технологии интересуют с точки зрения усиления контроля над людьми. Тех, кого в Средневековье называли алхимиками, в XXI в. именуют нанотехнологами[312]. Третья часть производимой странами Запада кукурузы, соевых бобов и хлопка уже производятся по законам биотехнологии. Только в США 26 млн гектаров отведено под генетически модифицированные сельскохозяйственные продукты. Употребляя в пищу генетически модифицированные продукты человек и сам генетически модифицируется. Информационная глобализация тесно связана с культурной, которая постепенно оборачивается превращением народов мира в однообразный «продукт», а многовековые национальные традиции – в достояние этнографических музеев. Одинаковая музыка, одинаковая одежда, одинаковые «передовые» художественные вкусы, одинаковый стиль жизни – все это активно навязывается нынешней массовой культурой жителям разных континентов и стран. Естественно, пропагандируются прежде всего западные культурные штампы (кроме тех, которые хоть как-то связаны с традиционным христианством).

В условиях информационного общества впервые за время существования человека как разумного, чувствующего существа исчезает не только противоречие, но даже внятное различие между внутренним миром субъекта и окружающим его объективным миром. В информационном обществе снимается всякое различие между живым сознанием и «искусственным интеллектом». Так прослеживается единая цель процессов, связующих культурную, социально-экономическую, политическую и юридическую глобализацию с радикальными изменениями бытия человека в информационном обществе. Ведение глобализаторами психологической, биологической, экологической и генетической войн сопровождается развязыванием тотальной информационной войны.

Глобализация мира превратила информацию в один из видов современного оружия, с помощью которого и осуществляется политика глобализации. Цель этой политики – установление Нового мирового порядка, при котором на привилегированном положении должны оставаться страны «золотого миллиарда». Что же касается других стран, то их следует приучать к этому новому порядку, дезориентируя и деморализуя их население и тем самым подавляя в нем способность к сопротивлению, к антиглобалистской борьбе. С помощью информационного оружия это можно делать бескровно, воздействуя соответственным образом на человеческую психику. Открыты способы массового внушения, минуя сознание.

С. Кара-Мурза следующим образом определяет само понятие манипуляции сознанием: «Манипуляция – способ господства путем духовного воздействия на людей через програмирование их поведения. Это воздействие направлено на психические структуры человека, осуществляется скрытно и ставит своей задачей изменение мнениний, побуждений и целей людей в нужном власти направлении»[313]. В.А.Лисичкин и Л.А.Шелепин пишут об этом так: «Чтобы осуществлять глобальную власть над людьми, необходимо предварительно разрушить установившиеся взаимосвязи, традиции, нормы морали, стереотипы. Общественное сознание переходит в состояние неустойчивости, и люди не оказывают организованного сопротивления. Человеком, оказавшимся одиноким в обществе, могут эффективно управлять СМИ. Он постепенно становится их рабом и может действовать против своих собственных интересов. Ему навязывают лозунги индивидуализма, личной предприимчивости, «прав человека». На переднем плане – личность, находящаяся как бы вне общества, живущая только для себя, для удовлетворения своих желаний. Разрешено все, что не запрещено. Существует общечеловек, гражданин мира, имеющий целью только свои личные интересы. Поэтому высшая ценность – деньги. Деньги решают все, а подлинный бог – Мамона»[314].

Информационная глобализация охватывает все сферы культуры – религию, науку, искусство, нравственность, политику, юриспруденцию и т.д. Задача здесь не хитрая: национальные культурные ценности хотят подменить на американские или западные. Вот почему после «перестройки» в Россию хлынули сектанты всякого рода – вплоть до сатанистов. Вот почему самыми модными теориями в науке стали американские. Вот почему в кинотеатрах и на экранах телевидения мы видим главным образом американские боевики, детективы и триллеры. Вот почему главным «нравственным» законом стал закон джунглей. Вот почему в государственный язык Российской Федерации хлынула целая бездна англицизмов.

Современные информационные воздействия, подконтрольные глобалистам, направлены на то, чтобы лишить человека объективного представления о действительности. Информационная составляющая глобализма призвана:

– отвлекать внимание людей от насущных проблем;

– умалчивать то, что важно для людей;

– извращать сообщения в выгодном для глобализаторов свете;

– запускать в массовое сознание извращенные понятия или ложные стереотипы.

Планетарный тоталитаризм глобальной власти требует психотронной системы управления миром. Информационная революция приготовила почву для невиданного манипулирования общественным и индивидуальным сознанием.

Глобализм в экологической сфере неизбежно ведет мир к глобальной экологической катастофе. Экология планеты откровенно приносится в жертву интересам капитала. Раскрученная гонка потребительства, поглощая все больше невозобновимых ресурсов, ведет к необратимым изменениям окружающей среды с катастрофическими для всего человечества последствиями. Неконтролируемый рост хозяйственной деятельности приводит к антропогенной перегрузке планеты. Все усилия экологов прекратить разрушение окружающей природной среды были сорваны транснациональными корпорациями, особенно американскими монополиями.

В мире наблюдаются возрастание проблемы экологии, обеспечения защиты окружающей среды от весьма ин­тенсивного, порой хищнического ее использования в интересах развития современных техногенных процессов, истощение при­родных ресурсов. При всех декларациях об охране природы современные мировые экономические процессы не могут сдержать, а во многих случаях даже усугубляют и без того крайне неустойчивое положение человечества.

Глобализация мира неизбежно порождает экологический кризис. Объяснить это можно следующим образом. Старое, традиционное хозяйство, не приспособленное к новым сверхоперативным реакциям, неизбежно оказывается в тисках противоречий, ускоренно истребляя природные ресурсы в стремлении угнаться за потоком глобализации. Главной проблемой капитализма эпохи глобализации, овладевающего рынками в масштабах всей планеты, становится экологический кризис, кризис среды обитания, не приспособленной к таким масштабам изъятия ценностей, их потребления и порожденной всем этим волны отходов, которые среда не в состоянии утилизировать в краткие сроки. Капитал стремится застраховать себя от негативных последствий собственной активности и поэтому принимает участие в экологических проектах. Но часто он просто перемещается в области наиболее прибыльного его применения – в развивающиеся страны, где усугубляет экологический кризис. С другой стороны, развивающиеся страны не располагают приемлемыми решениями в использовании, например, энергоресурсов, возможностями разработок альтернативных технологий на транспорте, в промышленности и сельском хозяйстве, которые позволили бы избежать эрозии почв и расточительного использования водных ресурсов и т.п.

Глобализация мира не способствует позитивным изменениям в защите и сохранении окружающей среды. Агрессивная деятельность транснациональных корпораций резко обострила проблемы обеспечения водой, топливом, сырьевыми ресурсами. Загрязнение окружающей среды, истощение природных ресурсов несет все большую угрозу существованию человечества. Масштаб влияния человека на природу сопоставим с масштабами самих природных процессов, отчего исчерпывается экологическая прочность. Окружающая среда уже не способна поглощать и гасить человеческое воздействие, природа все больше отвечает на активность людей катастрофическими реакциями.

Ни элиты, ни копирующие их образ жизни массы не согласны отказываться от потребительской гонки, все более усиливающей неадекватную нагрузку на окружающую природную среду. Выход из положения для глобализаторов мира очевиден: во-первых, потребности человечества не снижать, а наоборот – культивировать множество новых, искусственных; во-вторых, подвести к физическому уничтожению, как минимум, 2/3 человечества.

Проект глобализации мира направлен на самоистребление человечества, ибо антропогенная нагрузка на биосферу приближается к предельно допустимой. Глобальный антагонизм техносферы с биосферой выражает, прежде всего, глобальный духовный кризис, отражает потерю подлинных жизненных ориентиров человечества в своем доме бытия.

Возникла реальная угроза жизненно важным интересам будущих поколений всего человечества. Смягчение и разрешение сложившихся противоречий возможно только в рамках стабильного социально-экономического развития, не разрушающего своей природной основы, биосферной согласованности. Данные проблемы важны для всех, в том числе и для промышленно развитых стран, которые в этой связи имеют свои интересы. Увязка взаимных интересов при использовании природных ресурсов и сохранение экологического баланса – задача, решение которой станет проверкой способности стран к сотрудничеству. Взаимный интерес должен возобладать над соображениями конкурентной борьбы иначе с каждым новым годом каждый из нас все больше будет наблюдать неконтролируемые природные изменения.

Экономически развитые государства Запада провели в своих пределах мероприятия по санации окружающей среды, в том числе и с помощью перевода своих “дымных производств” в слаборазвитые регионы мира; в свою очередь, развивающиеся страны принимают этот “подарок”, т.к. иная позиция будет равнозначной консервации собственной нищеты. К тому же у этих стран нет средств на проведение активной экологической политики. По подсчетам секретариата конференции в Рио, для реализации намеченной еще в 1992 г. программы экологических мероприятий развивающиеся государства должны были истратить в 1990-е годы дополнительно 600 млрд. долл. И хотя эта цифра, по мнению П. Кеннеди, была значительно меньшей “израсходованных в период “холодной войны” на вооружения”[315], тем нее менее она сразу же была признана абсолютно нереалистичной. Один из активнейших участников конференции в Рио, министр по охране окружающей среды ФРГ Клаус Тепфер писал в 1996 г., что он “тем, насколько быстро глобальный характер проблем делает их чем-то таким, что можно отложить до лучших времен, вызовом, на который можно будет ответить, когда не будет других забот. Я думал, что результат конференции в Рио сыграет большую профилактическую роль в связи с кризисом. Но все эти конвенции и соглашения очень быстро попали в ящик с грифом “Открыть при благоприятной экономической ситуации”[316]. Объявленное конференцией в Рио-де-Жанейро снижение к концу тысячелетия выбросов углекислого газа до уровня 1990 г., чтобы предотвратить “парниковый эффект” на планете, оказалось невыполнимым. США отказались подписать Киотский протокол, предусматривавший четко обозначенные предельные квоты таких выбросов под тем предлогом, что это не соответствует интересам их экономического развития. Согласно существующим расчетам, энергопотребление на Земле к 2020 г. возрастет примерно в 2 раза, что на 40-90% увеличит выделение газов, участвующих в создании “парникового эффекта”. Потребительская цивилизация привела к тому, что, по словам Бертрана Шнайдера, “сегодняшняя угроза обезличена; наш враг – это мы сами”[317].

В сентябре 1994 г. выступавшие на Каирской конференции по народонаселению, среди многих других, приводили и такие данные: 1 житель США потребляет столько же энергии, сколько 3 японца, или 6 мексиканцев, или 12 китайцев, или 33 индуса, или 147 бангладешцев; со времени рождения и до возмужания на одного американца расходуется в 30-40 раз ресурсов больше, нежели на одного ребенка в слаборазвитом мире. Президента Вуппертальского института климата, окружающей среды и энергии в ФРГ Э. Вайцзеккер высказал свое мнение о возможности реализации одной из главных целей устойчивого развития – выравнивания уровней жизни людей на планете, – в следующих словах: “Если бы все человечество захотело жить, как мы, ему потребовались бы три таких планеты, как Земля”[318]. Из этого может быть сделан вывод о том, осуществление проекта глобализации мира на базе западных стандартов потребления сулит человечеству геноцид.

Глобализм в духовно-культурной сфере представляет собой губительное явление с далеко идущими последствиями. Считается, что в условиях глобализации мира гарантируется преобладание экономики над прочими сторонами жизни. Однако духовная подоплека глобализма имеет решающее значение. Морально-нравственное разложение конкретного общества – ключевой фактор завоевания мира лобалистами. Глобализация в духовной сфере с полням основанием может рассматриваться как основной двигатель всех глобализационных процессов в мире. Зло заявляет о себе все откровеннее, претендуя на то, чтобы стать непререкаемой нормой общественной и личной жизни.

Глобализм предстает как главный враг религиозных и семейных духовных ценностей, общественной солидарности и традиционной нравственности. Очевиден духовный и творческий кризис западной цивилизации. Для поддержания высокого уровня инфрастуктуры в меторополии-офисе – в США вкачиваются финансовые, человеческие, интеллектуальные, технологические ресурсы со всего мира. Современные достижения американского духа ограничены потребительскими ценностями. В слоях элиты, которые формируют общественное мнение, распространены нигилистические настроения, девальвирование традиционных западных ценностей, разложение «буржуазной» морали. Борьба за «политкорректность» по отношению к деструктивным идеям и элементам, за равенство религий, идеологий, искусств, рас и народов привела к чрезмерному влиянию на общественное мнение маргинальных групп – национальных, социальных и сексуальных меньшинств.

Одной из основных задач глобализации мира является разрушение самобытных культур и создание единой массовой культуры. Возникает глобальная культура, которая объединяет весь мир. Весь мир потребляет кинопродукцию Голливуда (в различных странах мира она составляет от 60 до 100% национального кинорынка), слушает преимущественно англоязычную поп- и рок-музыку и т.д. Нетрудно заметить, что в основном эта продукция произведена преимущественно в США, Великобритании и других странах Запада.

Глобализация в духовной сфере понимается и как «тенденция к созданию некой единой мировой культуры (или цивилизации), и как растущая взаимосоотнесенность различных культур, не порождающая новую культуру, а построенную либо на господстве одной из них, либо на их «концерте». Духовные последствия глобализации выражаются в высоком уровне культурной гомогенности населения в пределах четко очерченных границ. Представители самобытных культур, осознанно или нет, чувствуют, что за экономической, политической, юридической и технологической гомогенизациями последуют и побочные эффекты, каковые, в первую очередь, вызовут изменения их традиций, культуры и жизненного уклада. Необходимо отметить, что те явления, которые сопутствуют составным частям глобализации, непрямым путем действительно вызывают изменения национальных духовных культур. Противники глобализации считают, что процессы глобализации мира обусловливают разрыв памяти. Культура суть форма исторической памяти; она – коллективная память, в которой происходит фиксация, сохранение и запоминание уклада жизни, социального и духовного опыта данного общества. Культура как память сохраняет не все, что было создано народом, носителем этой культуры, а то, что объективно оказалось ценным для нее. Культура суть форма памяти, которая передается сквозь поколения, и посредством которой культурная жизнь нации сохраняет непрерывность, последовательность и единство.

Экспансия массовой культуры нарастает. Глобализация усилила всемирное распространение западных ценностей, преимущественно идеалов американизма. США стали сверхдержавой массовой культуры. Глобализация мира служит насаждению в мире культурных (по существу – антикультурных) голливудских стандартов, калифорнийского идеала жизни, представляющего собой апологию духовной деградации. «Дисней-колонизация глобальной культуры покоится на феномене столь же древнем, как и сама цивилизация: на соперничестве между трудным и легким, медленным и быстрым, сложным и простым. Первый член в каждом из этих противопоставлений связан с удивительными достижениями культуры, тогда как второй соответствует нашей апатии, усталости и тяге к расслаблению. Disney, McDonads и MTV рассчитаны именно на удовлетворение стремления к легкому, быстрому и простому. Голливуд – это международный генератор важнейшего сырья для постматериализма. Усилители с обратной связью все более повышают степень глобального единообразия. Логическим конечным продуктом в области культуры стал бы монотонный американский «визг» по всему миру»[319].

Одним из ключевых последствий глобализма выступает угроза производства глобального человека. Определить специфику его духовного статуса можно как тотальную уверенность в превосходстве техно- и экономикоцентризма западной культуры над иными культурами.

Восприятие или заимствование каких-то элементов чужеземной или мировой политико-правовой культуры неизбежно, нередко оно оказывается плодотворным. Действительная проблема состоит в том, как, что и во имя чего, с какой целью заимствовать. От этих обстоятельств зависят результаты данного процесса. Экспансия чуждой культуры всегда вызывает противодействие. На практическом и эмоциональном уровне оно проявляется в сопротивлении национальной культуры, на теоретическом уровне – в понимании необходимости соответствия государственных и правовых учреждений реальным, а значит и национальным условиям.

Аннулирование собственной самобытности, постепенное ослабление сознания принадлежности к нации очень сложные и серьезные последствия, к которым ведет глобализация. Это очень опасная проблема, которая может пагубно сказаться на любом государстве, нации или конкретном человеке в случае игнорирования или невнимательного отношения к данному аспекту. Пропагандистами русофобии осуществляется дискредитация отдельных исторических деятелей России. Вся русская история, согдасно их версии, была историей ничтожеств. Постепенно шаг за шагом внушалась установка о неполноценности русского народа. Российское государство слабо контролирует свое духовное пространство. Его контролируют геополитические противники России. У них большой исторический и международный опыт. Так, после Второй Мировой войны интеллектуалы из Франкфуртской школы – Т. Адорно, Э. Фромм, Э. Френкель-Брунсвик, Д. Левинсон в рамках пропагандистского проекта под названием «Авторитарная личность» доказывали органическую связь фашизма с немецкой национальной традицией и менталитетом.

Возник глобальный язык – английский, на котором проходит общение между различными странами и народами. Он связывает людей разных национальностей и цветов кожи, но, вместе с тем, его усиленное распространение угрожает в ряде отраслей общественной жизни (политике, бизнесе, науке) позициям даже очень развитых языков – русскому, китайскому, немецкому, французскому, испанскому и другим языкам. Сфера действия последних сужается даже на их национальных территориях[320]. Национальные языки засоряются английским космополитическим сленгом, синтаксическими кальками, национальные языки деградируют до уровня смеси с английским языком. И здесь имеется в виду не язык великой английской культуры, не язык Шекспира и Гоббса, а искусственный язык средств массовой коммуникации с замещенными смыслами, обедненной лексикой, выхолощенным синомимическим рядом, где огромное поле значений сокращено до одного универсального, предельно общего и малосодержательного. Потому-то мысль, выражаемая словом, становится ложью. Посредством этой универсальной языковой системы и глобализируется американская культурная модель, а месте с ней – система ценностей, образ жизни и способ мышления.

Наконец, возникает устойчивая тенденция к глобальной унификации образа жизни: на разных концах земли люди потребляют одну и ту же пищу, носят одну и ту же одежду, слушают одну и ту же музыку, смотрят одни и те же фильмы, получают информацию из рук одних и тех же средств массовой информации. Такая глобальная унификация уничтожает национальное своеобразие, местную самобытность во всех сферах жизни. Человечество превращается в однородную массу потребителей с одинаковыми вкусами.

По мнению культурологов, человек склонен воспринимать явления и процессы в рамках уже освоенной им культуры и системы ценностей. Поэтому главная задача культурной революции глобалистов – не замена одной системы ценностей на другую, а именно разрушение системы. Например, лишение человека религии автоматически приводит к разрушению нравственных ориентиров и той юридической системы координат, в которой он мог бы различать правомерное и противоправное. Человек с подорванной моралью легко управляем.

Глобализация мира разворачивается под знаменем потребительского общества, состоящего из изолированных друг от друга эгоистических индивидуумов, ведущих беспрестанную конкурентную борьбу друг с другом. Вот только мера потребления регулируется несправедливо. Американцы тратят на косметику 8 млрд долларов в год. По данным ООН, 6 млрд долларов в год хватило бы для того, чтобы дать всем детям мира начальное образование. Европейцы съедают в год мороженого на 11 млрд долларов, в то время как 9 млрд вполне хватило бы на то, чтобы обеспечить чистой водой и надежной канализацией всех нуждающихся в мире. Американцы и европейцы расходуют 17 млрд долларов на корм для животных; 13 млрд хватило бы, чтобы обеспечить элементарной медицинской помощью и накормить всех нуждающихся по всему миру[321].

Не случайно в последние годы в России, как и во многих других странах, через СМИ и систему образования планомерно осуществляется пропаганда насилия, разврата, цинизма, культа богатства и удовольствий. Таким образом, формируется гражданин " нового мира" без чести и совести. Люди такого типа не могут быть патриотами и защитниками своего Отечества. Директор Всемирной организации здравоохранения при ООН заявил: " Чтобы прийти к созданию единого Мирового правительства, необходимо освободить людей от их индивидуальности, от привязанности к семье, национального патриотизма и религии, которую они исповедуют". Таким образом, предлагается разрушить Богом установленные основы человеческой цивилизации: религию, государственность, семью и чувство патриотизма и сделать человека космополитом, лишенным корней и духовных ценностей. Пожалуй, самой серьезной проблемой человечества является сам характер сегодняшнего образа жизни и потребления, в особенности в принятых за образец подражания западных странах.

Многие явления и процессы глобализма опознаются как декадентские, типологически близкие явлениям упадка культуры. Они легко вписываются в картину «заката Запада», созданную усилиями Шпенглера, Ле Бона, Ортеги-и-Гассета.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.