Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Работа №6.1 Проба вертикального и горизонтального письма (пишущие тесты)






 

Проприоцепторы – медленно адаптирующиеся (или неадаптирующиеся) рецепторы положения, возбуждение которых происходит при угловом отклонении частей тела от привычного положения. Например, если отвести руку, согнутую в локте за спину – «привыкнуть» к такому положению конечности невозможно. Кроме проприоцепторов сухожилий функцию определения положения тела в пространстве выполняют рецепторы вестибулярного аппарата, расположенные во внутреннем ухе и мозжечок.

Расстройство функции вестибулярного аппарата у человека обычно сопровождается возникновением головокружения, спонтанного нистагма (медленного непроизвольного движения в сторону) глазных яблок, нистагма головы, изменением тонуса мышц конечностей. При этом часто нарушается субъективная оценка вертикальных и горизонтальных параметров окружающего пространства, прежде всего в результате изменения паттерна проприоцептивных импульсаций, формирующие один из каналов обратной афферентации в системе функционального обеспечения нормальной позы и локомоции человека.

 

Приборы и лабораторное оборудование: Ручка, лист бумаги 10х15 см, транспортир.

 

Ход работы. Работа проводится в парах. Испытуемый сидя за рабочим столом держа руку на весу (не опираясь о стол локтем и кистью!) пишет вертикальные и горизонтальные ряды какого либо числа (15-25 раз). В начале проба выполняется с открытыми (опыт№1, 3), а затем с закрытыми глазами (опыт №2, 4). Результат оценивается по величине угла отклонения ряда чисел от горизонтальной и вертикальной линий. Если угол отклонения от вертикали менее 10о, по горизонтали – менее 5о (см. рис.1), вестибулярный аппарат в норме.

 

Оформление работы. Лист с записями вклейте в тетрадь. Определите угол отклонения опытного ряда чисел от вертикали и горизонтали. Сделайте вывод о наличии или отсутствии признаков вестибулярной дисфункции, сравнив значения с нормой. Сравните результаты измерения в группе. Какие факторы могут повлиять на результаты теста.

 

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

 

1. Что такое сенсорные системы?

2. Какие сенсорные системы имеет человек?

3. Каково значение сенсорных систем с точки зрения безопасности жизнедеятельности?

4. Какие обязательные структурные единицы составляют схему любого анализатора?

5. Почему человек чувствует холод? Объясните, опираясь на схему анализатора.

6. Почему нельзя четко видеть одновременно далеко – и близкоудаленный объект?

7. Для каких рецепторов и видов чувствительности химическая структура вещества будет являться адекватным стимулом?

8. Какое значение для организма имеет ноциоцепция?

9. Какие виды рецепторов участвуют в вестибулярной чувствительности?

10. Какие методы оценки состояния вестибулярного аппарата вы знаете?

11. Как исключение одного из видов чувствительности при совместной работе анализаторов может повлиять на восприятие?

12. Почему человек слышит? Объясните опираясь на схему анализатора.

13. Что такое порог чувствительности. Какие пороги вы знаете?

14. В чем суть закона Вебера – Фехнера?

15. Объяснить различия в тактильной чувствительности разных участков тела.


БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

 

1. Миленина Е.М. Физиология человека: конспект лекций для студентов инженерных специальностей. – Омск: ОмГТУ, 2006 – 128 с.

2. Начала физиологии: Учебник для вузов / Под ред.акад.А.Д.Ноздрачева. – СПб.: «Лань», 2004 – 1088 с.

3. Руководство к практическим занятиям по нормальной физиологии: Учеб.пособие / Н.Н. Алипов, Д.А. Ахтямова, В.Г. Афанасьев и др. – М.: «Академия», 2005 – 336 с.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.