Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методика расчета линейной размерной цепи

Единиц и деталей

 

После анализа и разработки технических требований к машине (сборочной единице), на основе изучения ее служебного назначения, изучения чертежей общего вида и рабочих чертежей машины или сборочной единицы, строят и рассчитывают соответствующие конструкторские размерные цепи с целью установления ТТ к показателям размерных связей исполнительных поверхностей сборочных единиц более низких порядков и отдельных деталей, входящих в машину или сборочную единицу.

Рассчитанные допуски на размеры и параметры взаимного расположения исполнительных поверхностей сборочных единиц и деталей в дальнейшем будут учтены при разработке технологических процессов сборки сборочных единиц и машины в целом, а также при разработке технологических процессов изготовления деталей.

В ПЗ курсового или дипломного проекта размерные цепи приводят на эскизе или чертеже машины или сборочной единицы. В отдельных случаях наиболее ответственные размерные цепи, а также эскизы оригинальных контрольных операций могут быть изображены на одном из листов графической части проекта. При необходимости можно строить и отдельные схемы размерных цепей вне связи с эскизом машины (сборочной единицы). На том же листе графической части проекта приводят и результаты расчета размерных цепей в табличной форме (см. ниже), причем сам расчет цепи, приводимый в ПЗ, должен быть строго согласован с графической частью проекта.

В ходе расчета той или иной размерной цепи решают задачу выбора метода достижения требуемой точности замыкающего звена. Выбор того или иного метода достижения точности замыкающего звена размерной цепи предопределяет технологию сборки машины или сборочной единицы.

Методика расчета конструкторских размерных цепей, в соответствии с требованиями методических указаний РД 50-635-87, приведена далее на примере расчета шестизвенной линейной размерной цепи.

Методика расчета линейной размерной цепи

А. Формулируют задачу: обеспечить требуемую величину зазора между торцами вала и втулки червячного редуктора (рис. 11).

Для выполнения служебного назначения редуктора необходи­мо, чтобы минимальная величина замыкающего звена (зазора) была равна 0, а максимальная – 0, 4 мм.

 
 

Рис. 11. Размерная цепьА редуктора (к методике расчета)

Б. Устанавливают, исходя из поставленной задачи, номинальную величину , величину допуска и координату середины поля допуска замыкающего звена.

В соответствии с пунктом А верхнее и нижнее предельные отклонения замыкающего звена соответственно равны:

 

= 0, 04 мм; = 0.

 

Тогда: = 0, 04 мм; = + 0, 2 мм.

 

Следовательно, мм.

В. Строят размерную цепь - выявляют размеры, влияющие на величину (см. рис. 11).

Составляющими звеньями конструкторских размерных цепей в общем случае могут быть:

- линейные или угловые размеры между поверхностями (или осями поверхностей) деталей, образующими замыкающее звено, и основными базами этих деталей (здесь ; );

- линейные или угловые размеры между поверхностями вспомогательных и основных баз деталей, непосредственно участвующих в решении поставленной задачи своими размерами (здесь ; ; ).

Руководствуясь этим положением, при построении размерной цепи следует идти от поверхностей (их осей) деталей, образующих замыкающее звено, к основным базам этих деталей, от них - к основным (или вспомогательным) базам деталей, контактирующих с первыми деталями, вплоть до образования замкнутого контура. Несовпадения основных и вспомогательных баз соединяемых деталей (зазоры, несоосности), если они имеют место, учитывают как отдельные составляющие звенья.

Более подробно методика выявления составляющих звеньев размерной цепи изложена в учебнике [2].

Г. Рассчитывают номинальные размеры всех составляющих звеньев:

 

.

 

Задача математически неопределенна, т. к. число неизвестных в (m – 1) раз превышает число имеющихся уравнений (одно уравнение). В данном случае из технической документации на редуктор

280 мм; 11 мм; 182 мм; 120 мм.

 

Алгебраическая сумма номинальных размеров составляющих звеньев
(с учетом передаточных отношений ) должна быть равна номинальному размеру замыкающего звена

 

= - 280 - 11 + 182 + 120 - 11 = 0.

 

Д. Рассчитывают среднюю величину допуска составляющего звена

мм.

Пункты А - Д являются общими для расчета размерной цепи любым из пяти известных методов достижения точности.

Е. Выбирают метод достижения требуемой точности замыкающего звена, экономичный в данных производственных условиях.

Метод полной взаимозаменяемости (МПВ). Дальнейший расчет в примере выполняется в предположении, что производство редукторов - массовое. Тип производства определяют в соответствии с указанным взадании на проектирование объемом выпуска изде­лий (см. раздел 4 настоящего учебного пособия).

1. Составляют таблицу, в которую по ходу расчета размер­ной цепи заносят все данные (табл. 7).

7. Расчет размерной цепи А методом полной взаимозаменяемости

 

Обозна- чение звена Номинальный размер звена, мм Допуск , мм Координата середины поля допуска , мм Передаточное отношение Предельные отклонения размеров звеньев, мм
верхнее нижнее
  0, 4 +0, 2 +0, 4  
  0, 11 -0, 055 –1   -0, 11
  0, 04 -0, 02 –1   -0, 04
  0, 12 +0, 06 +1 +0, 12  
  0, 09 +0, 045 +1 +0, 09  
  0, 04 -0, 02 -1   -0, 04

 

2. Корректируют на основе технико-экономических соображений и устанавливают допуски на размеры всех составляющих звень­ев размерной цепи.

Задача определения допусков составляющих звеньев математически неопределенна, так как число неизвестных в m –1 раз больше числа имеющихся уравнений (одно):

.

Распределение допуска замыкающего звена между составляющими звеньями можно произвести способом попыток, способом равных допусков и способом одного квалитета [15, 16].

Способ попыток (пробных расчетов) заключается в том, что на составляющие звенья размерной цепи назначают экономически целесообразные допуски с учетом особенностей конструкции, опыта эксплуатации подобных изделий и т. д., а допуск замыкающего звена определяют по приведенному выше уравнению. Если рассчитываемая величина превышает допустимую, вносят приемлемые с технологической точки зрения изменения в с целью уменьшения до заданной величины . Основными недостатками этого способа являются: отсутствие строгой регламентации в назначении допусков на составляющие звенья и существенное влияние на ход и результаты расчета квалификации технолога.

При способе равных допусков допуски всех составляющих звеньев принимают одинаковыми

.

Для расчета среднего допуска используют уравнение

.

Полученный допуск может быть скорректирован для всех или некоторых составляющих звеньев в зависимости от их номинальных размеров, технологических особенностей изготовления деталей, требований конструкции и т. д. Способ равных допусков рекомендуется для предварительного назначения допусков составляющих звеньев с последующей их корректировкой или в тех линейных размерных цепях, в которых составляющие звенья являются величинами одного порядка и могут быть получены с примерно одинаковой экономически приемлемой точностью, а также для назначения допусков составляющих звеньев угловых размерных цепей.

В рассматриваемом примере номинальные размеры составляющих звеньев лежат в широком диапазоне – от 11 до 280 мм. Назначение на все звенья равных допусков приведет к большой разнице в квалитетах, а следовательно, и к большим различиям в условиях обеспечения этих допусков.

При способе одного квалитета принимают, что все составляющие звенья выполнены по одному квалитету и допуск составляющего звена зависит только от его номинального размера. Рассмотрим этот способ подробнее, так как он наиболее приемлем для расчета рассматриваемой размерной цепи А.

Средний квалитет составляющих звеньев в числах единиц допуска (коэффициент точности) определяют по выражению

,

где - среднее геометрическое интервала размеров, мм.

По табл. 3.3 [15, ч. 2, с. 20] (прил. 2) определяют значение единицы допуска для каждого составляющего звена: 3, 22 мкм; = 1, 08 мкм; = 2, 89 мкм; 2, 17 мкм. Тогда = 38.

По табл. 1.8 [15, ч. 1, с. 43-45] (прил. 3) сопоставляют полученное значение = 38 с числом единиц допуска по квалитетам: рассчитанное значение близко к количеству единиц допуска в допуске 9 квалитета ( = 40). Примем допуски на составляющие звенья размерной цепи А как для основных валов и отверстий по 9-му квалитету. Назначив допуски по 9 квалитету на звенья и как для основных валов, а на звенья , как для основных отверстий, получим:

или, округляя:

Допуск на звено вычисляем из основного уравнения:

Полученный допуск на размер находится между допусками 8-го (0, 081 мм) и 9-го (0, 13 мм) квалитетов.

Таким образом, на все составляющие звенья размерной цепи А назначены экономически приемлемые для условий массового производства редукторов допу­ски. Если необходимо обеспечить точное соответствие допусков всех составляющих звеньев квалитетам по ГОСТ 25346-89, на звено следовало бы назначить допуск по 8-му квалитету – 0, 081 мм.

3. Назначают и рассчитывают координаты середин полей до­пусков всех составляющих звеньев.

Задача также математически неопределенна, так как неизвестных в m –1 раз больше числа имеющихся уравнений (одно):

.

В рассматриваемом примере, располагая допуски относитель­но номинала как для основных валов и отверстий, получим:

= - 0, 02 мм; = + 0, 06 мм; = + 0, 045 мм.

Координату середины поля допуска звена определяем из основного уравнения:

 

; = - 0, 055 мм.

4. Выполняют проверку правильности расчетов допусков и координат
середин полей допусков составляющих звеньев:

= 0, 4 мм;

Так как расчетные значения предельных отклонений замыкающего звена совпадают с заданными (см. п.п. А и Б), то расчет допусков и координат середин полей допусков выполнен правильно.

5. Рассчитывают предельные отклонения по уравнениям (численные
значения см. в табл. 7):

.

6. Рассчитывают предельные размеры:

.

 

Метод неполной взаимозаменяемости (МНВ). Предполагается, что производство редукторов - массовое.

1. Составляют расчетную таблицу (табл. 8).

2. Устанавливают допустимый процент риска Р и коэффициент риска .

Для условий массового производства, когда заготовки деталей обрабатывают на настроенных станках по методу автоматичес­кого получения размеров, принимаем Р = 0, 27 %. Тогда коэффици­ент риска = 3.


8. Расчет размерной цепи А методом неполной взаимозаменяемости

 

Обозначение звена Номинальный размер звена, мм Допуск , мм Координата середины поля допуска , мм Передаточное отношение Предельные отклонения размеров звеньев, мм
верхнее нижнее
  0, 4 +0, 2 +0, 4  
  0, 21 +0, 095 -1 +0, 2 -0, 01
  0, 07 -0, 035 -1   -0, 07
  0, 27 +0, 135 +1 +0, 27  
  0, 18 +0, 09 +1 +0, 18  
  0, 07 -0, 035 -1   -0, 07
Примечание. Для всех звеньев коэффициент относительного рассеивания .

 

3. Определяют (выбирают) предполагаемые законы распреде­ления каждого из звеньев.

Предполагая, что заготовки деталей редуктора обрабатывают в больших количествах на настроенных станках при нормальном хо­де технологического процесса, принимаем, что рассеивание разме­ров всех составляющих звеньев размерной цепи А подчиняется закону Гаусса и коэффициенты
(см. табл. 8).

4. Рассчитывают среднее число единиц допуска или величину среднего допуска , расширенные по сравнению с и , полученными при расчете по методу полной взаимозаменяемости (см. п. 2 МПВ).

При назначении допусков одного квалитета в общем случае расчет аналогичен расчету при реализации МПВ. Коэффициент точности при этом

,

 

где и – коэффициенты относительного рассеивания, соответственно замыкающего и составляющих звеньев ().

Исходя из предположения, что рассеивание размеров замыкающего и составляющих звеньев происходит по закону Гаусса, получим = = 1.

Тогда (см. с. 41):

.

Рассчитанное значение близко к числу единиц допуска в допуске 10 квалитета (ac = 64), т. е. переход на МНВ вместо МПВ позволяет расширить допуски на составляющие звенья размерной цепи А в среднем на один квалитет.

При решении поставленной задачи способом равных допусков определяют величину среднего допуска , расширенного по сравнению со средним допуском, полученным при расчете по МПВ

0, 179 мм.

5. Корректируют на основе технико-экономических соображений и устанавливают расширенный допуск на размер каждого составляющего звена.

Учитывая, что при расчете размерной цепи А по МПВ допуски на составляющие звенья были назначены по 9 квалитету, допуски на размеры назначаем по 10 квалитету:

0, 07 мм; 0, 185 мм; 0, 14 мм.

Допуск на звено вычисляем из основного уравнения

; = 0, 31 мм.

Этот допуск на звено = 280 мм приближается к допуску 11-го квалитета (0, 32 мм).

Возможно, в конкретных условиях производства редукторов нет необходимости назначать столь широкий допуск на размер . Может быть, целесообразнее расширить допуски на звенья и , так как точность по этим размерам сравнительно трудно обеспечить при механической обработке.

Предпримем вторую попытку корректировки допусков на составляющие звенья. Расширим допуск на звено сверх ранее назначенного допуска 10-го квалитета:

= 0, 18 мм.

На звенья назначим допуски по 10-му квалитету:

= 0, 21 мм; = 0, 07 мм.

Допуск на звено вычислим из основного уравнения: = 0, 27 мм.

Этот допуск приближается к допуску 11-го квалитета (0, 29 мм). Распределение допусков по второму варианту можно считать приемлемым
(см. табл. 8).

6. Назначают и рассчитывают координаты середин полей допусков всех составляющих звеньев.

Руководствуясь изложенными в п. 2 МПВ соображениями, назначаем:

.

Координату середины поля допуска звена определяем из основного уравнения

= + 0, 095 мм.

7. Выполняют проверку правильности расчетов допусков и координат середин полей допусков составляющих звеньев:

;

;

= 0, 4 мм;

 

Так как расчетные значения предельных отклонений замыкающего звена совпадают с заданными (см. пп. А и Б), то расчет допусков и координат середин полей допусков составляющих звеньев выполнен правильно.

8. Рассчитывают предельные отклонения (см. п. 5 МПВ и табл. 8).

9. Рассчитывают предельные размеры.

Рассчитывая предельные размеры аналогично расчету, изложенному в
п. 6 МПВ, получаем размеры всех составляющих звеньев с предельными отклонениями, которые и проставляем на чертежах соответствующих деталей:

.

Метод групповой взаимозаменяемости (МГВ). Предполагается, что производство редукторов является крупносерийным.

1. Рассчитывают среднюю величину производственного (расширенного) допуска

.

Примем, что расширение в 3 раза средней величины допуска , рассчитанного по МПВ (см. п. Д), обеспечит возможность установить на все составляющие звенья размерной цепи экономически приемлемые в условиях крупносерийного производства допуски.

Тогда

2. Устанавливают расширенные допуски на размеры всех составляющих звеньев.

При расчете и назначении допусков должно быть соблюдено условие равенства сумм допусков увеличивающих и уменьшающих звеньев:

.

В нашем конкретном случае:

.

Рассмотрим первое из этих уравнений:

= 0, 5 × 1, 2 = 0, 6 мм.

Предпримем попытку назначить допуски на звенья по 11-му квалитету:

 

= 0, 32 мм; = 0, 11 мм; = 0, 32 + 2 × 0, 11 = 0, 54 мм.

Доведем сумму этих допусков до 0, 6 мм, имея в виду при этом, что все допуски должны быть кратны числу групп (три):

 

= 0, 36 + 2 × 0, 12 = 0, 60 мм.

 

Рассмотрим вторую сумму:

 

= 0, 6 мм.

Ввиду близости номиналов звеньев приравняем соответствую-

щие допуски: . Тогда: .

Допуск на звено несколько превышает допуск 11-го квалитета (0, 29 мм), а допуск на размер находится между допусками
11-го и 12-го квалитетов. Таким образом, на все составляющие звенья () установлены экономически приемлемые расширенные допуски.

3. Устанавливают допуски и координаты их середин для деталей каждой группы (табл. 9).

 

9. Допуски и координаты их середин для групп деталей

 

№ группы
  -0, 06 +0, 06 +0, 18 -0, 02 +0, 02 +0, 06 +0, 05 +0, 15 +0, 25 +0, 05 +0, 15 +0, 25 -0, 02 +0, 02 +0, 06 +0, 2 +0, 2 +0, 2

 

При назначении координат середин полей допусков необходимо соблюдать основное уравнение

.

С увеличением номера группы координата середины поля допуска каждого составляющего звена возрастает на величину допуска соответствующего звена. Например:

1 группа:

2 группа:

3 группа: .

4. Рассчитывают предельные отклонения размеров всех составляющих звеньев размерной цепи (см. п. 5 МПВ).

5. Рассчитывают предельные размеры всех составляющих звеньев размерной цепи аналогично п. 6 МПВ.

Размеры всех составляющих звеньев цепи с предельными отклонениями по трем группам приведены в табл. 10, из которой следует, что детали должны быть изготовлены со следующими размерами:

.

Сортировка деталей на три группы производится в соответствии с размерами, указанными в табл. 10.

 

10. Размеры деталей по группам

 

№ группы
  280 11 182 120 11 0
  280 11 182 120 11 0
  280 182 120 11 0

 

Метод пригонки (МП). Предполагается, что производство редукторов является мелкосерийным.

1. В качестве компенсирующего звена выбираем звено (толщину прокладки), изменение которого можно достаточно просто и с высокой точностью осуществить путем, например, шлифования торца на плоскошлифовальном станке.

2. Устанавливают экономичные в данных производственных условиях (мелкосерийное производство) допуски на размеры всех составляющих звеньев.

По 11 квалитету:

= 0, 32 мм; = = 0, 11 мм; = 0, 29 мм; = 0, 22 мм.

3. Назначают координаты середин полей допусков всех составляющих звеньев.

В данном случае назначаем с расчетом, чтобы допуски были расположены как для основных валов и отверстий:

= - 0, 16 мм; = - 0, 055 мм; = + 0, 145 мм; = + 0, 11 мм.

Производственные допуски и координаты их середин заносят в таблицу (табл. 11).

4. Рассчитывают наибольшую возможную компенсацию :

, где = 1, 05 мм.

Следовательно, = 1, 05 - 0, 4 = 0, 65 мм.

11. Расчет размерной цепи А методом пригонки

 

Обозна- чение звена Номиналь- ный размер звена, мм Допуск , мм Координата середины поля допуска , мм Передаточное отношение Предельные отклонения размеров звеньев, мм
верхнее нижнее
  0, 4 +0, 2 +0, 4  
  0, 32 -0, 16 -1   -0, 32
  0, 11 -0, 055 -1   -0, 11
  0, 29 +0, 145 +1 +0, 29  
  0, 22 +0, 11 +1 +0, 22  
  0, 11 -0, 055/0, 595 -1 +0, 65 +0, 54

 

5. Рассчитывают величину поправки , которую необходимо внести в координату середины поля допуска компенсирующего звена (в данном случае ), чтобы создать на нем необходимый для пригонки слой материала:

= 0, 65 мм.

6. Вносят поправку в координату середины поля допуска компенсирующего звена: = 0, 595 мм.

7. Рассчитывают предельные отклонения размеров всех составляющих звеньев размерной цепи (см. табл. 11).

8. Рассчитывают предельные размеры всех составляющих звеньев размерной цепи (аналогично п. 6 МПВ).

На чертежах соответствующих деталей проставляем следующие размеры:

.

9. Выполняют проверку правильности расчетов.

Для этого вычисляют предельные размеры замыкающего звена размерной цепи и сравнивают с заданными:

= 0, 4 мм.

При таком сочетании размеров составляющих звеньев никаких пригоночных работ не потребуется, так как расчетное значение соответствует заданному максимальному значению зазора:

= - 0, 65 мм.

В этом случае с компенсирующего звена необходимо снять припуск от 0, 65 мм (тогда будет иметь минимальное допустимое значение = 0) до 1, 05 мм (тогда будет иметь максимальное допустимое значение = 0, 4 мм). На компенсирующем звене для этого имеется достаточный слой материала. Следовательно, расчет размерной цепи методом пригонки выполнен правильно.

 

 

Методика расчета размерных цепей методом пригонки усовершенствована
В. Н. Емельяновым, положившим в основу методики расчета наиболее рациональную схему расположения расширенного поля допуска замыкающего звена относительно заданного поля допуска этого звена [17].

При произвольном (в известной мере) назначении координат середин расширенных полей допусков составляющих звеньев расширенное поле допуска замыкающего звена может расположиться относительно заданного поля допуска по-разному: на рис. 12 представлены некоторые возможные схемы их взаимного расположения. Очевидно, что наиболее удачными являются схемы по рис. 12, б – г, так как в этих случаях у наибольшего числа изделий размер замыкающего звена находится в пределах заданного поля допуска номинального размера сразу же после первоначальной сборки. Пригонка для таких изделий не требуется. Для остальных изделий, размеры замыкающих звеньев которых не попали в заданное поле допуска, необходимы частичная разборка, снятие слоя материала с компенсатора и окончательная сборка.

Анализ наиболее рациональных схем расположения относительно (см. рис. 12, б и 12, г), приведенный в статье [17], позволил автору предложить следующую методику расчета размерных цепей методом пригонки (первые пять пунктов методики выполняются в соответствии с рекомендациями методических указаний РД 50-635-87).

1. Строят схему размерной цепи.

2. Выбирают компенсатор.

3. Назначают и согласовывают между собой номинальные размеры составляющих звеньев размерной цепи.

4. На все составляющие звенья цепи (включая компенсатор) назначают расширенные, экономически целесообразные допуски .

5. Рассчитывают расширенный допуск замыкающего звена .

 

 

Рис. 12. Схема возможных вариантов расположения расширенного поля допуска

замыкающего звена размерной цепи относительно заданного

при реализации метода пригонки [17]

 

 

6. Определяют, каким звеном является компенсатор – увеличивающим или уменьшающим, охватываемым или охватывающим, что необходимо для правильного выбора схемы расположения относительно (табл. 12).

 

12. К выбору схемы относительного расположения полей допусков и (по рис. 12)

Функция компенсатора Размер компенсатора относится к элементу
охватываемому охватывающему
Увеличивающее звено Рис. 12, б Рис. 12, г
Уменьшающее звено Рис. 12, г Рис. 12, б

В практике расчета размерных цепей довольно часто встречаются размеры, которые нельзя отнести ни к отверстиям, ни к валам, например, размер А корпуса на рис. 13 [17].
С точки зрения рассматриваемого вопроса удобно причислять такого рода размеры к категории охватываемых или охватывающих в зависимости от их поведения при обработке различных поверхностей, образующих эти размеры (для краткости условимся называть размер охватывающей поверхности – охватывающим, охватываемой - охватываемым). Например, при расчете размерной цепи размер А корпуса (см. рис. 13) выбран в качестве компенсатора.
Для пригонки запланирована обработка поверхности Б. В этом случае размер А будет увеличиваться, т. е. поведет себя как охватывающий размер при обработке поверхностей, его образующих, следовательно, размер А следует считать охватывающим. Если же запланирована обработка поверхности В, то размер А будет при этом уменьшаться, т.е. он поведет себя как охватываемый размер. В данном случае размер А следует отнести к категории охватываемых.

7. С помощью табл. 12, с учетом п. 6, выбирают схему по рис. 12, б или 12, г расположения расширенного поля допуска замыкающего звена относительно заданного поля допуска этого звена

.

8. На все составляющие звенья, кроме компенсатора, назначают координаты середин расширенных полей допусков .

9. Рассчитывают координату середины поля допуска компенсатора по нижеприведенным формулам в зависимости от выбранной в п. 7 схемы расположения полей допусков.

Для реализации схемы по рис. 12, б, из условия совпадения левых границ заданного и расширенного полей допусков замыкающего звена расчет ведут по формуле [17]

,

где – сумма произведений всех составляющих звеньев, кроме компенсатора; , – соответственно передаточное отношение и координата середины расширенного поля допуска компенсатора.

Для реализации схемы по рис. 12, г, из условия совпадения правых границ заданного и расширенного полей допусков замыкающего звена расчет ведут по следующей зависимости [17]:

.

10. Выбирают способ осуществления пригоночной операции из условия , где – погрешность пригоночной операции.

11. Подсчитывают наибольшую возможную компенсацию .

12. Проверяют правильность расчетов:

- для схемы по рис. 12, б

, ;

, ,

где , – соответственно наименьший и наибольший предельные размеры замыкающего звена; 0, 001 – коэффициент для перевода мкм в мм;

- для схемы по рис. 12, г

, ;

, .

При этом наименьший и наибольший фактические предельные размеры замыкающего звена и рассчитывают по формулам:

, ,

где n – число увеличивающих звеньев; , – соответственно наименьшие и наибольшие предельные размеры составляющих звеньев.

Предлагаемая методика развивает и углубляет положения методических указаний РД 50-635-87, существенно упрощая при этом расчет размерных цепей методом пригонки.

Следует отметить, что, как показали расчеты В. Н. Емельянова [17], методика РД 50-635-87 также обеспечивает получение рациональных схем расположения допусков (и, следовательно, должна использоваться для расчетов размерных цепей методом пригонки) в двух ситуациях:

а) когда компенсатор является увеличивающим звеном, его размер является охватывающим, а поправка , которая вносится в ранее назначенную координату середины поля допуска компенсатора , имеет знак минус;

б) когда компенсатор является уменьшающим звеном, его размер – охватываемым, а поправка вносится со знаком плюс.

В остальных случаях методика, изложенная в РД 50-635-87, не обеспечивает получения рациональных схем расположения полей допусков, поэтому расчеты размерных цепей методом пригонки в этих случаях целесообразно вести по вышеизложенной методике [17].

Метод регулирования (МР). Предполагается, что производство редукторов является серийным.

Конструкцией редуктора (см. рис. 11) предусмотрена возможность решения размерной цепи А методом регулирования с применением неподвижного ступенчатого компенсатора.

1. В качестве компенсирующего звена выбрано звено .

2. Устанавливают экономичные в данных производственных условиях допуски на раз

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
По серии сюжетных картин | Утверждение Устава ТСЖ.




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.