Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основы построения специальных налоговых режимов






С 1 января 2002г. вступили в силу главы раздела второй части Налогового кодекса РФ «Специальные налоговые режимы», в соответствии с которыми на особые режимы налогообложения переведены субъекты малого бизнеса и производители сельскохозяйственной продукции, а с 1 января 2004 г. – организации, осуществляющие добычу полезных ископаемых на основе Соглашения о разделе продукции. Однако ни теоретически, ни методологически это новое финансовое явление не получило должного осмысления. Отсюда – серьезные методические недоработки действующих механизмов реализации специальных налоговых режимов.

В Налоговом кодексе РФ (статья 18) специальный налоговый режим определяется очень узко: в первоначальном варианте – лишь как система мер налогового регулирования, а в редакции от 29 декабря 2001 г. – как особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов в течение определенного периода времени (в случаях и порядке установленных Кодексом). В такой трактовке под специальным налоговым режимом (СНР) можно понимать и зачастую понимают и оффошорные зоны или другие режимы налогового благоприятствования для отдельных территорий, и льготное налогообложение в рамках общего налогового режима. Однако, оффшорные зоны, льготное налогообложение и специальный налоговый режим – это далеко не однозначные понятия. СНР создается в рамках специальной (и не обязательно льготной) системы налогообложения для ограниченных категорий налогоплательщиков и видов деятельности (но не территорий), обязательно включающей в себя единый налог, как центральное звено, и сопутствующее ему ограниченное количество других налогов и сборов, заменить которые единым налогом либо нецелесообразно, либо просто невозможно. Хотя, как упрощенная система, специальный налоговый режим, по сравнению с общим режимом налогообложения, можно рассматривать в качестве особого механизма налогового регулирования определенных сфер деятельности. Но это вторичный, а не первичный сущностный признак СНР. Само упрощение налогообложения – лишь один из способов достижения более высокого фискального и регулирующего (стимулирующего) эффекта.

Что касается главы Кодекса, касающейся Соглашений о разделе продукции, то ее отнесение к разновидности специальных налоговых режимов противоречит одновременно сущности налоговых платежей, российскому налоговому законодательству и основам построения налоговой системы рыночно развитой страны. Соглашение о разделе продукции предусматривает частичное исполнение налоговых обязательств добытыми полезными ископаемыми, то есть допускает натуральное исполнение обязанностей по уплате налогов. Это, по сути дела, возврат к средневековым натуральным податям. Неслучайно подобную практику применяют лишь развивающиеся сырьевые страны в ущерб своей перерабатывающей промышленности и будущей экономической безопасности. Не денежное исполнения налоговых обязательств не допускает и Налоговый кодекс РФ. Кроме того, Соглашение о разрезе продукции не содержит в себе такой важнейший содержательный элемент специального налогового режима, как единый налог, заменяющий основную массу других налоговых платежей.

Таким образом, само принятие в Кодексе главы о Соглашении о разделе продукции и включение ее в раздел «Специальные налоговые режимы», по крайней мере, спорно.

В основе всех типов специальных налоговых режимов лежит общий подход – объединение множества налогов и сборов в единый платеж, как наиболее характерный признак специальной системы налогообложения. Таким образом, концептуальной базой формирования СНР выступает известная частная теория единого налога, а содержание этого понятия следует рассматривать с двух позиций: как организационно-финансовую категорию и как особую форму (механизм) налогового регулирования.

Как организационно-финансовая категория, специальный налоговый режим также имеет две субстанции: с одной стороны, ее содержание составляет движение стоимости в налоговой форме; с другой стороны, – это форма особой организации налогообложения, строящаяся на специальных принципах, и управления налоговым процессом в строго определенных сферах деятельности. Именно эта равноценно двоякая сущность СНР дает основания для того, чтобы определять данное понятие как организационно-финансовую категорию.

Итак, содержание специального налогового режима составляют денежные отношения, возникающие между государством и определенными группами налогоплательщиков в связи со спецификой их хозяйственной деятельности в процессе отчуждения ими денежных средств в бюджет (внебюджетный фонд) через специальную, упрощенную систему налоговых платежей, центральным звеном которой выступает та или иная форма единого налога.

Субъектами отношений, возникающих в процессе функционирования специальных налоговых режимов, выступают, с одной стороны, налоговые органы и иные органы, осуществляющие налоговый контроль, с другой стороны, отдельные категории налогоплательщиков, лица, осуществляющие деятельность в определенных сферах деятельности и отраслях. В этой связи возникает вопрос, какие виды деятельности, отрасли, категории налогоплательщиков целесообразно переводить на СНР. Для решения этого вопроса необходимо определить соответствующие условия и критерии.

Основным общим условием введения специального налогового режима является возможность установления и эффективного функционирования единого налога в его конкретной форме. Для этого специальный объект налогообложения и налоговая база должны удовлетворять следующим требованиям:

- однородности основной продукции (на нее должно приходиться не менее 50% валовой выручки хозяйствующего субъекта); это условие важно для проведения эффективного налогового контроля за правильностью исчисления и уплаты единого налога в бюджет;

- возможности применения единого подхода к налогообложению (исчислению налоговых ставок и налоговой базы) для всей группы налогоплательщиков, не нарушая принципов равенства, всеобщности и справедливости налогообложения;

- возможности обеспечения нейтральности единого налога по отношению к экономическим мотивам и показателям экономического роста налогоплательщиков (к прибыли, оплате труда, выручке от реализации продукции, производительности и т.п.), то есть объект налогообложения, методики исчисления налоговых ставок и налоговой базы не должны " наказывать" субъектов за стремление достигнуть более высоких экономических результатов и доходов; соблюдение этого требования дает наибольший фискальный и стимулирующий эффект.

Теперь о критериях. При выборе субъекта специального налогового режима, вида деятельности, отрасли, переводимых на СНР, следует учитывать следующие критерии:

- приоритетность для экономики и социально-экономической безопасности страны;

- необходимость государственной поддержки, без которой невозможно развитие рыночной конкуренции и нормальное функционирование субъектов;

- общий режим налогообложения, учета и отчетности обременительны в силу специфики налогоплательщиков и их хозяйственной деятельности;

- невозможность или сложность точного учета и контроля со стороны налоговых органов за движением наличной денежной выручки, доходов и других объектов налогообложения.

Учитывая перечисленные выше условия и критерии, можно констатировать, что им удовлетворяют малый, средний бизнес и сельскохозяйственные товаропроизводители. В целях обеспечения более жесткого контроля имеет смысл перевести на рыночный специальный налоговый режим иностранные концессии в добывающей промышленности, но не на условиях действующих Соглашений о разделе продукции, а на основе единого налога на добычу полезных ископаемых, уплачиваемого только в денежной форме.

Объектом специального налогового режима выступает упрощенная система налогов, определяющих особенности, индивидуальность и общность СНР. Как уже отмечалось ранее, общим для всех них является то, что центральное место в объекте специального режима отводится единому налогу. Одновременно, его форма определяет и индивидуальные черты конкретного специального режима: единый сельскохозяйственный налог – СНР для производителей сельскохозяйственной продукции; единый налог на доход при упрощенной системе налогообложения; учета и отчетности – СНР для малого предпринимательства, единый налог на вмененный доход – СНР для видов деятельности, где превалирует налично-денежный оборот при оказании платных услуг населению.

Однако, взимание единого налога не освобождает налогоплательщиков от обязанности уплаты ограниченного числа других налогов, которые не целесообразно включать в совокупный единый платеж в силу отсутствия прямой связи с производством и реализацией базовой продукции, служащей основанием для перевода на специальный налоговый режим, а также в силу особой значимости, специфики и строго целевой направленности налогов. К такого рода налоговым платежам, которые должны уплачивать субъекты СНР, следует отнести следующие:

- налоги, взимаемые субъектами в качестве налоговых агентов у источника выплат (в основном налоги на доходы своих работников);

- акцизы на отдельные виды товаров;

- государственная пошлина;

- таможенные платежи (внешняя торговля - особая сфера деятельности, не имеющая отношение к внутренним специальным налоговым режимам);

- взносы (платежи) на обязательное государственное пенсионное страхование (без них работники не получат права на получение страховой и накопительной части пенсий);

- лицензионные и регистрационные сборы (в лицензионной деятельности не должно быть налоговых преференций);

- налоги, уплачиваемые физическими лицами с личного или иного имущества, не связанного с производством и реализацией базовой продукции;

- экологические налоги (от ответственности за загрязнение окружающей среды не должен освобождаться никто);

- другие налоги и сборы, поступающие в целевые бюджетные фонды, непосредственно не связанные с основной деятельностью субъекта.

Вот общий перечень возможных налогов, входящих вместе с единым налогом в специальную систему налогообложения, хотя конкретный состав всех налогов зависит от особенностей каждого специального режима в отдельности и может быть уточнен.

Все не перечисленные выше налоговые платежи, установленные общим режимом налогообложения, включая налог на добавленную стоимость и налог на прибыль (за исключением операций по реализации продукции и прибыли или доходов от деятельности, не связанной с основной), должны быть учтены в базовой ставке единого налога в размере 70% фактических налоговых поступлений за год (или в среднем за 3 года), предшествующего переводу на специальный режим. Такие налоги ни в коем случае не должны взиматься в качестве самостоятельных налоговых платежей с плательщиков единого налога. В противном случае, пропадает экономический смысл введения специального налогового режима и единого налога и вряд ли можно ждать от такого механизма желаемой фискальной и регулирующей отдачи.

Как организационно-финансовая категория, специальный налоговый режим несет в себе наиболее характерные отличительные черты, содержательные особенности, позволяющие выделить СНР в особое финансовое понятие. К таким отличительным признакам следует отнести следующие:

1) ограничение сферы распространения четко определенными видами деятельности (отраслями) и (или) категориями налогоплательщиков;

2) упрощение общеустановленной системы налогов (сборов) и налогообложения путем установления специального единого налога (по совокупности и взамен большинства действующих налоговых платежей);

3) ограничение до минимума количества других налогов и сборов, от самостоятельной уплаты которых не освобождаются плательщики единого налога.

Только при наличии всех трех отличительных признаков можно говорить о введении полноценного специального налогового режима.

Таким образом, специальный налоговый режим как организационно-финансовая категория, представляет собой особо (специфически) построенную систему налогов и налогообложения для ограниченных категорий налогоплательщиков, видов деятельности и отраслей, основанную на едином налоге в той или иной его форме и ограниченном количестве сопутствующих налоговых платежей, с целью упрощения процесса налогообложения, более полной реализации его принципов и достижения на этой основе наибольшего фискального и регулирующего эффекта.

Как видно из определения, СНР является важным элементом налоговой политики государства, направленной на достижение значимого фискального и регулирующего эффекта (результата). Именно с этих позиций специальный налоговый режим можно и нужно рассматривать как форму или целостный механизм налогового регулирования.

Налоговое регулирование в форме специального налогового режима может проявляться, во-первых, в виде упрощения общей системы налогов, налогообложения, учета и отчетности (не обязательно влекущее за собой снижение налогового бремени), во-вторых, виде реального снижения налоговой нагрузки по сравнению с общим налоговым режимом. Теоретически можно предположить еще один тип налогового регулирования – установление налоговых льгот внутри СНР в виде освобождения отдельных налогоплательщиков от уплаты единого и (или) других сопутствующих налогов. Однако в целом такой подход предоставляется нецелесообразным, поскольку он противоречит сущности специального механизма налогообложения. СНР должен быть построен таким образом, чтобы уже сам по себе перевод плательщиков на него представлял собой определенное налоговое послабление в виде упрощения налогообложения, сокращения трудозатрат на уплату налогов и установления налогового бремени на уровне, устраивающем и государство, и налогоплательщиков. Введение же внутрирежимных индивидуальных налоговых льгот ведет к нарушению принципов равенства, справедливости и всеобщности налогообложения.

Таким образом, вопрос об эффективности налогового регулирования через специальную налоговую систему сводиться к рациональному решению вопросов о составе дополнительных (к единому платежу) налогов, о границах налоговых ставок и эффективной базе обложения единым налогом.

Регулирующие свойства специального налогового режима могут наиболее полно раскрыться лишь при условии рационального упрощения системы налогообложения и установления оптимального уровня ставки единого налога, а также обеспечения максимально возможной нейтральности механизма обложения единым налогом к показателям экономической активности налогоплательщиков.

Регулирующие способности СНР во многом зависят от объекта и базы обложения единым налогом. Объект обложения единым налогом и его налоговая база, по возможности, не должны «наказывать» предприятия и предпринимателей за улучшение показателей производственной, экономической и финансовой деятельности (например, земельный участок, производственная площадь и т.п.). Однако, на практике такой регулирующий подход не всегда применим в связи со спецификой той или иной деятельности, попадающей под специальный режим, к примеру, некоторые виды предпринимательской деятельности. Поэтому приходится принимать в качестве налоговой базы валовой или чистый (без расходов) налогоплательщика. В любом случае, фактическая доля единого налога, устанавливаемая в виде фиксированной суммы по отношению к какому-либо стоимостному или натуральному показателю, не должна увеличиваться с ростом производительности труда и капитала.

Обобщая и резюмируя все вышесказанное ранее, можно сформулировать организационные принципы, на основе которых должны формироваться специальные налоговые режимы:

1. Принцип замещения единым налогом совокупности других общережимных платежей. Количество заменяемых единым налогом платежей в бюджет и внебюджетные фонды может корректироваться в зависимости от вида специального налогового режима.

2. Принцип сосуществования единого налога и ограниченного количества других общеустановленных налогов и сборов. Конкретный перечень сопутствующих налоговых платежей зависит от особенностей конкретного специального налогового режима.

3. Принцип максимально возможного учета особенностей и условий хозяйствования плательщиков единого налога путем использования коэффициентов, корректирующих налоговую базу и (или) налоговую ставку.

4. Принцип упрощения системы налогообложения. Это достигается сокращением общего количества налогов и может быть обеспечено путем упрощения механизма исчисления и уплаты единого налога.

5. Принцип упрощения учета и налоговой отчетности. Согласно этому принципу субъекты могут освобождаться от применения плана бухгалтерских счетов и использования способа двойной записи. Кроме того, может упрощаться налоговая отчетность, но при сохранении общепринятого порядка ведения кассовых и некоторых других операций.

6. Принцип обязательности, то есть неприемлемости добровольного перехода на СНР. Его несоблюдение (добровольность) может привести к ослаблению налогового контроля и отступлению от таких принципов налогообложения, как равенство, всеобщность, обязательность. Налоги и налоговые системы, даже специальные, не могут строиться на условиях добровольности, так как это противоречит публично-правовой, законодательной форме налоговых платежей.

7. Принцип налогового благоприятствования, то есть СНР должен быть для основной массы налогоплательщиков более мягким (преференциальным), по сравнению с общим режимом, с позиций своей упрощенности и оптимальности налогового бремени. Несоблюдение этого принципа лишает экономического смысла введение специального налогового режима.

8. Принцип приоритетности и избирательности. Это означает, что круг лиц (субъектов), которые переводятся на СНР, ограничен определенными видами деятельности, отраслями и категориями налогоплательщиков. В противном случае, это будет не специальный, а общий налоговый режим.

Следование и неукоснительное соблюдение названных организационных принципов является настолько важным, что отклонение или отступление от них лишает специальный налоговый режим своей целесообразности.

 

 

Налоговая политика, ее содержание и виды

Содержание налоговой политики необходимо рассматривать как организационно-финансовую категорию, то есть как категорию государственного управления налоговым процессом, но основанную на объективных налоговых отношениях. По-другому, налоговая политика – это понятие, синтезирующее в себе надстроечные управленческие и базисные денежные отношения, возникающие в процессе аккумуляции государственных доходов, сознательного, целенаправленного воздействия государства на общественное воспроизводство путем использования функциональных возможностей финансовой категории налогов и системы обслуживающих ее категорий управления налоговым процессом (налогового права, налогообложения, налоговой системы, налогового механизма). Налоговая политика, хотя и является управленческим понятием, но должна в полной мере учитывать объективные рыночные и налоговые законы и закономерности. В противном случае вряд ли можно рассчитывать на соответствие проводимой государством налоговой политики категорию эффективности.

Учитывая вышесказанное, налоговая политика представляет собой комплекс стратегических и тактических мер в области управления налоговым процессом, проводимых государством в составе общей экономической политики и направленных на максимально возможную реализацию ценовой, фискальной, регулирующей и контрольной функций налогов в целях достижения определенного на данном этапе экономически или социально значимого эффекта (результата).

Субъектами налоговой политики выступают государственные законодательные и исполнительные органы власти, имеющие непосредственное отношение к налоговому процессу, налоговому регулированию и контролю. Объектом налоговой политики выступает весь налоговый процесс в широком его понимании, то есть включающий в себя и налоговое право, и налогообложение, и налоговую систему, и налоговый механизм. Последние, в свою очередь, выступают одновременно частными объектами, элементами и средствами реализации налоговой политики. Такие сложные взаимосвязи обусловлены многогранностью налоговой политики, содержание и место которой наглядно представлены на рисунке 12.

Как любое организационное понятие, налоговая политика должна строиться на определенных основополагающих требований (принципах). Эти вопросы были объектом внимания и российских экономистов прошлого. Так, В. Твердохлебов выдвигал в качестве основного требования к налоговой политике принцип экономического роста: «Развитие производительных сил – вот тот высший принцип обложения, который должен лечь в основу всякой податной системы и с точки зрения которого наука имеет право оценивать эти системы, не вторгаясь в область этики и сохраняя свой политический нейтралитет»[4].


 

 







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.