Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основы организации налогового контроля






Налоговый контроль составляет важнейший элемент налогового механизма и государственного налогового менеджмента, а также составную часть государственного финансового контроля. Налоговый контроль представляет собой законодательно установленную систему учета, отчетности и проверки налогоплательщиков и объектов, подлежащих налогообложению, а также проверки правильности исчисления и уплаты налогоплательщиками установленных налогов и сборов.

Основы организации налогового контроля регламентируется положениями Налогового кодекса и другими федеральными законами и нормативными актами. Статья 82 Налогового кодекса поясняет, что налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сборов, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также других формах предусмотренных налоговым законодательством. Налоговый контроль имеют право также осуществлять таможенные органы и органы государственных внебюджетных фондов.

Важнейшей формой налогового контроля является постановка налогоплательщика на учет в налоговом органе. Налогоплательщики-организации подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения организации и месту нахождения ее обособленных подразделений, а налогоплательщики-физические лица – по месту своего жительства. Кроме того, налогоплательщики обязаны встать на учет по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств, подлежащих налогообложению.

Организация, в состав которой входят обособленные подразделения, расположенные на территории России, а также в собственности которой находятся подлежащее налогообложению недвижимое имущество, обязана встать на учет в качестве налогоплательщика в налоговом органе как по своему месту нахождения, так и по месту нахождения своего обособленного подразделения и месту нахождения принадлежащего ей недвижимого имущества и транспортных средств.

Заявление о постановке на учет организации или физического лица, осуществляющего деятельность без образования юридического лица, подается в налоговый орган в течение 10 дней после их государственной регистрации. При осуществлении деятельности через обособленное подразделение заявление о постановке на учет организации по месту нахождения обособленного подразделения подается в течение одного месяца после его создания. Заявление организации о постановке на учет по месту нахождения подлежащего налогообложению недвижимого имущества или транспортных средств подается в налоговый орган по месту нахождения этого имущества в течение 30 дней со дня его регистрации.

Налоговый орган обязан осуществить постановку налогоплательщика на учет в течение пяти дней со дня подачи всех необходимых документов и в тот же срок выдать соответствующее свидетельство.

Об изменениях в уставных и других учредительных документах организаций, в том числе связанных с образованием новых филиалов и представительств, изменением места нахождения, а также о разрешении заниматься лицензируемыми видами деятельности организации обязаны уведомлять налоговый орган, в котором они состоят на учете, в 10 дневной срок с момента регистрации изменений в учредительных документах. Об изменении места жительства индивидуальные предприниматели также обязаны уведомлять налоговый орган в 10 дневный срок.

Каждому налогоплательщику присваивается единый идентификационный номер налогоплательщика (ИНН). Налоговый орган указывает ИНН во всех направляемых ему уведомлениях. Каждый налогоплательщик также указывает свой ИНН в подаваемых в налоговый орган декларации, отчете, заявлении или ином документе.

Федеральная служба по налогам и сборам ведет Единый государственный реестр налогоплательщиков.

Налоговые органы проводят камеральные и выездные налоговые проверки налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов. Если при проведении налоговых проверок у налоговых органов возникает необходимость получения информации о деятельности налогоплательщика, связанной с иными лицами, налогом органом могут быть истребованы у этих лиц документы, относящиеся к деятельности проверяемого плательщика. Такая проверка называется встречной.

Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций. Налоговой декларацией является письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и производных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога, а также другие данные, связанные с исчислением и уплатой налога.

Налоговая декларация предоставляется налогоплательщиком по каждому виду налога в налоговый орган по месту своего учета на бланке установленной формы. Бланки налоговых деклараций предоставляются налоговыми органами бесплатно. Налоговая декларация может быть предоставлена в налоговый орган лично или направлена по почте. При отправке налоговой декларации по почте днем ее представления считается дата отправки заказного письма с описью вложения. Налоговая декларация представляется в установленные сроки.

Камеральная проверка проводится должностными лицами налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации. Если проверкой выявлены ошибки в заполнении документов или противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, то об этом сообщается налогоплательщику с требованием внести соответствующие исправления в установленный срок.

При проведении камеральной проверки налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения, получить объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов. На сумму доплат по налогам, выявленных по результатам камеральной проверки, налоговый орган направляет требование об уплате соответствующей суммы налога и пени.

Выездная налоговая проверка проводится по методу деятельности или нахождения налогоплательщика на основании письменного решения руководителя (заместителя) налогового органа.

При принятии решения о назначении выездной налоговой проверки следует иметь в виду, что в соответствии со статьями 87 и 89 Налогового кодекса:

1) Не допускается назначение в течение одного календарного года двух и более проверок налогоплательщика по одним и тем же налогам за одним и тот же период. Назначение проверок филиалов или представительств налогоплательщика может проводится независимо от проведения проверок самого налогоплательщика. Проверка, осуществляемая в связи с реорганизацией или ликвидацией организации-налогоплательщика, а также вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку, может назначаться независимо от времени проведения предыдущей проверки.

2) Запрещается назначение повторных проверок по одним и тем же налогам, подлежащим уплате или уплаченных налогоплательщиком за уже проверенный период, за исключением случаев, когда такая проверка назначается в связи с реорганизацией или ликвидацией организации или в порядке контроля вышестоящего налогового органа.

3) Проверкой могут быть охвачены только три календарных года деятельности налогоплательщика, непосредственно предшествовавших году проведения проверки.

По результатам проверки должностными лицами налоговых органов составляется акт налоговой проверки, подписываемый этими лицами руководителем предприятия.

Выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев. В исключительных случаях вышестоящий налоговый орган может увеличить продолжительность выездной налоговой проверки до трех месяцев. При проведении проверки организаций, имеющих филиалы и представительства, срок проведения проверки увеличивается на один месяц на проведение проверки каждого филиала и представительства.

При необходимости должностные лица налоговых органов, осуществляющие выездную налоговую поверку, могут проводить инвентаризацию имущества налогоплательщика, а также производить осмотр (обследование) производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода, либо связанных с содержанием объектов налогообложения. При наличии достаточных оснований полагать, что документы, свидетельствующие в совершении правонарушений, могут быть уничтожены, скрыты, изменены или заменены, производится выемка документов.

По каждому отраженному в акте выездной проверки факту налогового правонарушения должны быть четко изложены:

- вид налогового правонарушения, способ и иные обстоятельства его совершения, налоговый период, к которому данное правонарушение относится;

- оценка количественного суммового расхождения между заявленными в налоговых декларациях данными и фактическими данными, установленными в ходе проверки;

- ссылки на первичные бухгалтерские документы (с указанием в случае необходимости бухгалтерских проводок по счетам и порядка отражения соответствующих операций в регистрах бухгалтерского учета) и иные доказательства, подтверждающие наличие факта нарушения;

- квалификация совершенного правонарушения со ссылками на соответствующие нормы законодательных и иных правовых актов о налогах и сборах;

- ссылки на заключения экспертов (в случае проведения экспертизы), протоколы опроса свидетелей, а также иные протоколы, составленные при производстве необходимых действий по осуществлению налогового контроля.

Итоговая часть акта выездной налоговой проверки (заключение) содержит:

1) Сведения об общих суммах выявленных при проведении проверки неуплаченных налогов в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления или других неправомерных действий (бездействия) или исчисленных в завышенных размерах налогов с разбивкой по их видам, а также обобщенные сведения о других установленных проверкой фактах налоговых и иных правонарушений;

 

2) Предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений. Они должны содержать перечень конкретных мер, направленных на пересечение выявленных в результате проверки нарушений и полное возмещение ущерба, понесенного государством в результате их совершения налогоплательщиком (взыскание недоимки по налогам и сборам, пени за несвоевременную их уплату, приведение налогоплательщиком учета своих доходов и расходов в соответствии с установленным порядком и т.д.);

3) Выводы проверяющих о наличии в деяниях налогоплательщика признаков налогового правонарушения. Они должны содержать указание на вид совершенных налогоплательщиком налоговых правонарушений со ссылкой на статьи Налогового кодекса, предусматривающих ответственность за данный вид налоговых правонарушений.

В случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, налогоплательщик вправе в двухнедельный срок со дня получения акта проверки представить в соответствующий налоговый орган письменное объяснение мотивов отказа подписать акт или возражения по акту в целом или по его отдельным положениям. По истечении этого срока, руководитель налогового органа в течение не более 14 дней рассматривает акт налоговой проверки, а также документы и материалы, представленные налогоплательщиком, и по результатам рассмотрения материалов проверки выносит решение:

1) о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения;

2) об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения;

3) о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля.

Решение налогового органа о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения должно состоять из трех частей: вводной, описательной и резолютивной. Вводная часть решения должна содержать общие сведения о проверяемом налогоплательщике. В описательной части решения излагаются обстоятельства совершенного налогового правонарушения, как они установлены проверкой, документы и иные сведения, которые подтверждают указанные обстоятельства, а также обстоятельства отягчающие ответственность, оценка представленных налогоплательщиком доказательств, опровергающих факты, выявленные проверкой. Резолютивная часть решения должна содержать: суммы налогов, подлежащие уплате в бюджет; суммы начисленных пеней за несвоевременную уплату налогов; суммы исчисленных завышенных размеров налогов; указания на статьи Налогового кодекса, предусматривающие меры ответственности за конкретные налоговые правонарушения, а также предложения по устранению выявленных нарушений и добровольной уплате соответствующих сумм налоговых санкций в срок, указанный в требовании.

В десятидневный срок с даты вынесения решения налоговый орган должен направить налогоплательщику требование об уплате недоимки по налогу и пени. В случае, если налогоплательщик отказался добровольно уплатить сумму налоговой санкции или пропустил срок уплаты, указанный в требовании, налоговый орган обращается в суд с исковым заявлением о взыскании с данного лица налоговой санкции.

При наличии обстоятельств, исключающих возможность вынесения
правильного и обоснованного решения о привлечении или об отказе в
привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности на основании
имеющихся материалов налоговой проверки, руководитель налогового органа
выносит решение о проведении дополнительных мероприятий налогового
контроля.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.