Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Инструментарий психолога-консультанта






Большое количество работ по психологическому консультиро­ванию посвящено описанию различных техник и методик кон­сультативного процесса. Каждое направление в консультировании делает акцент на тех или иных способах работы с клиентом, на специальных технических приемах, которые иногда являются своеобразной «визитной карточкой» консультирования. К таким «визитным карточкам» относятся, например, кушетка психоана­литика, пустой стул гештальт-терапевта, карандаши и краски арт-терапевта. Однако основные инструменты психолога-консультан­та, независимо от принадлежности к той или иной психотерапев­тической школе — это навыки наблюдения за другим человеком, проявление внимания и интереса, техники слушания и воздей­ствия. В психологическом консультировании такими инструмен­тами служат вербальные и невербальные формы коммуникации, или взаимодействия с клиентом.

Независимо от теоретических предпочтений психолога в про­цессе консультирования он использует этот инструментарий. Отличаются только «пропорции»: в одних направлениях акценти­руется понимание и выслушивание клиента, в других — активное воздействие на него при помощи слов, в третьих — работа с его телесными проявлениями и т.п.

Самое важное и самое трудное в работе психолога — научить­ся быть внимательным. Внимательное поведение, согласно взгля-


дам большинства психологов (А. Айви, К. Роджерс и др.), являет­ся центральным аспектом консультирования и включает в себя четыре момента: визуальный контакт, необходимый язык жестов, тон голоса и вербальное следование рассказу клиента.

Селективное внимание — понятие, означающее, что психолог избирательно обращает внимание (или выборочно игнорирует) на некоторые фрагменты речи клиента. Очень часто в своих расска­зах клиенты перескакивают с одной темы на другую. В зависимос­ти от взглядов психолога на то, что является более важным, он за­частую выбирает одну из альтернатив. Стереотип селективного внимания обычно в большей мере характеризует психолога, чем клиента. Так, психоаналитик будет руководствоваться правилом равномерного проявления внимания, гештальт-терапевт сконцен­трируется на чувствах и переживаниях, телесно-ориентированный терапевт — на ощущениях, бихевиорист — на поведении и т.п.

В идеале психолог должен следить за всеми проявлениями клиента, воспринимать его речь, отслеживать телесные проявления, минимально отвлекаясь на внешний мир и собственные мысли1. Обычно психолог активно применяет и вербальные, и невербаль-

Надо отметить, что не все психологи разделяют эту точку зрения. Многие считают, что собственные контрпереносные реакции часто являются клю­чом к пониманию клиента, и поэтому внимательны к своим мыслям, чувствам, телесным проявлениям.


ные средства общения с клиентом. Слова используются психоло­гом и клиентом в большей мере для передачи информации, в то время как невербальный канал — для выражения поддержки, де­монстрации внимания, интереса, сопереживания. В некоторых случаях он используется вместо словесных сообщений: например, если психологу нужно поддержать клиента, он может просто взять его за руку, кивнуть головой или продемонстрировать свое сопереживание при помощи мимики.

Таким образом, психолог может получить важную информа­цию о клиенте путем соотнесения того, что последний рассказы­вает о себе и о проблемной ситуации, с выражением его лица, жестами, характером установления визуального контакта с психо­логом, позой, размещением в пространстве. Интерес для психоло­га также представляют изменения интонации, тембра и тона голо­са клиента в ходе консультации.

С самого начала консультации важно помнить о том, что кли­ент — это страдающий человек, который просит помощи, и ситуа­ция консультирования — это, прежде всего, контакт двух людей, а не площадка для демонстрации технических приемов.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.