Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Перенос в консультировании






Одним из критериев дифференциации психологической помо­щи на консультирование и психотерапию является работа с пере­носом. Многие психотерапевты считают, что в ситуации консуль­тирования не может происходить адекватное взаимодействие без принятия во внимание таких феноменов, как перенос и контрпе­ренос. Эти термины были введены 3. Фрейдом, который выделял в процессе психотерапии два типа отношений — перенос и рабо­чий альянс. Заимствованные из психоанализа, термины «перенос» (трансфер) и «контрперенос» (контртрансфер) широко использу­ются психологами различных направлений.

Классическое психоаналитическое определение рассматривало перенос как оживление Эдипова комплекса в терапевтической си­туации. В начале своей профессиональной деятельности 3. Фрейд оценивал переносы пациента как отклонения, которые необходи­мо уничтожать путем объяснения. Позднее он стал относиться к переносу как к контексту, необходимому для лечения.

Идеи 3. Фрейда были переработаны и углублены в работах по объектным отношениям. Сам термин «объектные отношения» не совсем удачен, так как объектом в основном является человек. В ходе развития другие люди, влияющие на ребенка (объекты), интернализируются в его внутренний мир. При переносе происхо­дит перенесение чувств, влечений, установок, отношений с «объ­ектами» из «там-и-тогда» (прежде всего, из раннего детства) в «здесь-и-теперь». Работа с клиентом в ситуации переноса проте­кает гораздо успешнее, если удается выявить, какой именно важный ранний объект активизируется в данный момент.

Таким образом, перенос можно определить как неадекватное переживание чувств, влечений, фантазий, установок и задейство-


вание защитных механизмов, возникших в прошлом в отношени­ях со значимыми людьми (прежде всего — родителями), при акту­альном межличностном взаимодействии с психологом. Перенос — универсальный феномен консультативного контакта.

В процессе консультирования переносу свойственны следую­щие черты:

1. Перенос является искажением реальности в том смысле, что клиент представляет консультанта в ложном свете, т.е. приписы­вает ему черты, свойственные другим людям и в других обстоя­тельствах и времени. Консультант может считать реакцию клиен­та переносом, если клиент переносит на него свои воспоминания о предыдущих значимых переживаниях, наделяет его качествами из прошлого, судит о нем и пытается использовать в соответствии со своим прошлым. Психологу нужно уметь отличить реалистич­ные реакции от реакций переноса. По словам Гринсона, для того чтобы какую-то реакцию можно было считать реакцией переноса, она должна быть повторением прошлого и быть неподходящей к настоящему.

2. Перенос бывает позитивным и негативным. Первый осно­вывается на зависимости клиента от идеализированного образа отца (или другого значимого человека), второй — на испытанных в детстве чувствах отвержения и враждебности. Если эти установ­ки не меняются, психотерапевтическая работа становится невоз­можной. Важно помнить, что консультант часто поддерживает


положительные чувства и ассоциации клиента для того, чтобы создать условия для продолжения консультирования. Однако консультант может попасть в ловушку, связанную с позитивным и негативным переносом. Успешно завершив терапевтическую сессию, получив положительную обратную связь от клиента, пси­холог чувствует удовлетворение и приписывает себе заслуженные лавры. Если же клиент недоволен, предъявляет претензии, кон­сультант начинает говорить о негативном переносе. Таким обра­зом, перенос из важного инструмента может превратиться в объ­ект для манипуляции со стороны психолога.

3. Возникновению переноса содействует нейтральность и не­определенность консультанта. Первая определяется беспристрас­тным поведением консультанта и отсутствием с его стороны навя­зывания клиенту своих ценностей, вторая — сокрытием от клиен­та своих чувств, установок, событий жизни.

4. Перенос — бессознательный процесс, так как клиент не осознает, что эти чувства привнесены из более ранних отноше­ний.

5. Перенос чаще возникает в тех областях взаимодействия с окружением и собой, где имеются неразрешенные детские конф­ликты со значимыми личностями.

Таким образом, ценность переноса заключается в том, что он позволяет проникнуть в прошлое клиента и увидеть, каким обра­зом ранний опыт, связанный со значимыми личностями, модифи­цирует реакции настоящего. Консультант, будучи объектом пере­носа, интерпретирует проекции и предоставляет клиенту возмож­ность взглянуть на свое поведение в ракурсе причинности, чтобы избавиться от травм и фантазий прошлого. Решение, делать ли перенос объектом обсуждения, равносильно выбору между опера­цией и консервативным лечением. Не рекомендуется углубляться в перенос и его интерпретацию в следующих случаях:

S при искаженном восприятии реальности;

S при недостатке времени для проработки переноса;

s при отсутствии нормального контакта (рабочего альянса) с клиентом;

s когда клиент из-за ослабления механизмов психологической защиты не может быть толерантен к тревоге и фрустрации;

S когда целью консультирования является не разрешение глу­бинных конфликтов, а, например, приспособление к текущим жизненным ситуациям.

Однако нельзя игнорировать чувства клиента. Они должны быть рассмотрены с выбором надлежащей глубины обсуждения.


Клиенты проявляют подлинные, хотя и нереалистичные чувства. С другой стороны, клиенты должны понимать, что консультант не может быть их сексуальным партнером, другом, матерью и т.п.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.