Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






ВВЕДЕНИЕ. Ш25 Психологическая подготовка детей к школе: Конспекты занятий


Шарохина В.Л.

Ш25 Психологическая подготовка детей к школе: Конспекты занятий. - М.: Книголюб, 2008. - 48 с. (Психологическая служба.)

ISBN 978-5-216-00063-1

В пособии представлены конспекты занятий-встреч с детьми подготовительной группы детского сада и их роди­телями. В ходе таких занятий психолог проводит диагнос­тику и развивает предпосылки к учебной деятельности, коммуникативные и поведенческие навыки, познаватель­ные процессы, общую и мелкую моторику.детей.

Дети получают возможность привыкнуть к роли учени­ка, а родители - наблюдать за своим ребенком в процессе его обучения и общения со сверстниками.

Приложение к пособию поможет специалистам оснас­тить занятия демонстрационным и раздаточным картин­ным материалом.

Адресовано психологам и педагогам, занимающимся подготовкой детей к школе.

ББК 88.8

ISBN 978-5-216-00063-1 © В.Л. Шарохина, 2007

© Оформление. ООО Издательство «Книголюб», 2008

К старшему дошкольному возрасту дети приобретают оп­
ределенный кругозор, запас конкретных умений, овладевают
некоторыми способами обследования внешних свойств пред­
метов. В процессе приобретения этих знаний формируется не­
обходимая будущему первокласснику интеллектуальная ак­
тивность, рождается радость познания. Готовность ребенка к
школьному обучению предполагает наличие у него следующих
качеств:......•■

♦ организованность, аккуратность;

♦ волевые качества;

♦ внимание, способность к длительному сосредоточению
(15-20 мин.);

сообразительность, любознательность;

♦ развитая речь и хорошее воображение;

♦ хорошая память;

♦ моторная ловкость;

4- дружелюбие, умение общаться с детьми и со взрослыми;

♦ начальные навыки счета и чтения.

В этом пособии даны конспекты занятий-встреч с детьми подготовительной группы. Такая форма работы поможет спе­циалистам реализовать следующие задачи:

♦ оценить и развивать предпосылки к учебной деятельнос­
ти (исполнительские способности, волевые качества, мотива­
цию) ребенка;

4- оценить и развивать навыки произвольной регуляции по­ведения;

4- оценить и развивать навыки общения со сверстниками и взрослыми;

♦ оценить и развивать познавательные процессы: внима­
ние, восприятие, память, речь и мышление;

4 оценить и развивать общую и мелкую моторику, графи­ческие навыки;

♦ помочь ребенку принять роль ученика, формировать эмо­
ционально-положительное отношение к школе;

4 помочь родителям «увидеть» своего ребенка в процессе обучения, общения со сверстниками и т.д.


 

Г-2572


Занятия рекомендуется проводить два раза в год: в октябре (начало) и в мае (вторая половина). Родители присутствуют на каждом занятии. Каждый цикл включает в себя пять занятий-встреч и одно занятие-развлечение.

По окончании каждого цикла занятий психолог заполняет таблицы:

Таблица 1

 

№ п/п Фамилия, имя ребенка Способность к регуляции поведения Мотивация Коммуни­кативные навыки Двига­тельные навыки
           
           
           
           

Таблица 2

Психолог планирует занятия и проводит их до мая1. В мае начинается второй цикл занятий, по окончании кото­рого психолог заполняет таблицы 1, 2 и 3:

; Таблица 3

 

№ п/п Фамилия, имя ребенка Уровень готовности к обучению в школе
     
     
     
     

Таблицу 3 можно заполнять с помощью условных обозна­
чений: 1;

+-\ — высокий уровень готовности; + - средний уровень готовности; - - низкий уровень готовности.



Условные обозначения:

материалы;

 

 

 

№ п/п Фамилия, имя ребенка Познавательные процессы
Внима­ние Воспри­ятие Память Речь Мыш­ление Вообра­жение
               
               
               
               

В октябре, после проведения первого цикла занятий-встреч и диагностики (с результатами необходимо ознакомить адми­нистрацию ДОУ, воспитателей и родителей), формируются коррекционно-развивающие группы (подгруппы) для детей со сходными проблемами. „

этап занятия.

1 См. комплект пособий В.Л. Шарохиной «Коррекционно-развивающие заня­тия в старшей группе: Конспекты занятий. Демонстрационный материал. Раз­даточный материал»


 

4 >


Мяч; колокольчик; простые карандаши; карточки к упражнению «Помоги судье»1; фишки синего, коричневого, желтого, розового и черного цветов; игрушечный заяц; наборы цветных карандашей (синий, коричневый, желтый, розовый, черный) и небольшой лист бумаги.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Q> Игра «Именной круг»

Психолог говорит:

Ребята, давайте знакомиться. Этому поможет игра «Имен­ной круг». Встаньте рядом со мной в круг. Я передам мяч тому, кто стоит слева от меня, и два раза назову свое имя. А потом вы будете передавать мяч и называть свои имена.

L^ Игра «Пчелы»

Психолог говорит:

- А теперь поиграем в другую игру. Вы - пчелы. Я пчели­ный часовой. Если я три раза позвоню в колокольчик, значит появился трутень и его надо прогнать - быстро-быстро летать и махать крылышками. Два звонка предупреждают об опаснос­ти - надо спрятаться, присесть. Один звонок - опасность мино­вала, пчелы спокойно летают.

1 Все необходимые для занятий карточки к упражнениям даны в приложении «Раздаточный материал»

J

\^> Упражнение «Загадки»

Дети отгадывают загадки:

Конь стальной, Хвост льняной. (Иголка с ниткой)

Весь Антошка -Шапка да ножка, А дождик пойдет -Он подрастет. (Гриб)

Сели на странички Тридцать три сестрички. Сели рядом - не молчат, Нам загадки говорят. (Буквы)

Весной вырастают, А осенью опадают. (Листья)

^> Игра «Воздух - земля - огонь - вода»

Психолог предлагает детям встать в круг и говорит:

- Узнаем, кто у нас самый внимательный. Когда я скажу
«воздух» - руки поднимите вверх, если услышите «земля» -
руки вниз, «огонь» - вращайте руками вперед-назад, «вода» -
руки вперед. Кто ошибется, садится на стульчик.

По окончании игры все аплодируют самому внимательно­му участнику.

\^> Упражнение «Задачи-шутки»

Дети сидят за столами.

Психолог предлагает им отгадать шуточные задачи:

- В комнате зажгли три свечи. Одна из них сразу погасла, а
остальные продолжали гореть. Сколько свечей осталось в ком­
нате? (Три свечи.)


- Тройка лошадей пробежала два километра. Сколько ки­лометров пробежала каждая лошадь? (Два километра.)

- Утка весит два килограмма, когда стоит на одной ноге. Сколько она будет весить, если будет стоять на двух ногах? (Два килограмма.)

V

Упражнение «Помоги судье»

Психолог раздает простые карандаши, карточки к уп­ражнению и говорит:

- Зайцы собираются устроить соревнования по бегу и прыж­
кам. Каждый заяц взял табличку с номером. Внимательно пос­
мотрите на картинку и подскажите медведю, какие номера
пропущены, а какие встречаются дважды.

Дети самостоятельно или при помощи родителей выпол­
няют задание.
.;!.., ,; -

- Сколько зайцев изображено на картинке? (20.)

Упражнение «Школа для животных»

Психолог говорит:

- Я расскажу вам о школе для животных. О тех, кто там
учится. Первой в школу пришла лошадка - чистенькая, акку­
ратная, спокойная. Перед школой она вымыла уши, расчесала
гриву и хвост, ровно подстригла челочку, надела новые носоч­
ки. В школе лошадка внимательно слушает учителя, делает то,
что ей говорят, сразу.

Поднимите руку те, кому понравилась лошадка, кто хочет быть похожим на нее.

Тому, кто поднял руку, выдается синяя фишка - символ лошадки.

- За лошадкой в школу пришел медвежонок. Сразу видно,
какой он умный. Он хочет в школу: ведь там можно многое уз­
нать, там решают задачи, а он очень любит ломать голову над
всякими задачами и загадками. Когда медвежонок думает, а
думает он все время, он чешет лапкой за ухом. Поэтому голо­
ва у него постоянно лохматая. Так как медвежонок постоян­
но занят умными мыслями, он несколько рассеян, может не
заметить стоящего рядом зверя и нечаянно наступить ему на
лапу. В таких случаях он очень огорчается и обязательно из­
виняется.

Кому понравился медвежонок, кто хочет быть похожим на него?

Тому, кто поднял руку, выдается коричневая фишка.

- Прибежала в класс белочка. Больше всего на свете она
любит веселую компанию. Очень в школу хотела: ведь там так
много зверят, со всеми можно поболтать и посмеяться. Белоч­
ка-болтушка знает много историй и песенок. Она непоседа, не
может долго оставаться на одном месте, все время скачет. Бе­
лочка очень ласковый зверек. Если кому-то грустно, она обни­
мет, приласкает, развеселит, пощекочет мягким хвостиком,
но сама может расплакаться, когда ее никто не замечает, когда
не с кем поболтать. Если кто-то скажет грубое слово, белочка
сердится и кидается шишками.

Кому нравится белочка, поднимите руки.

Тому, кто поднял руку, выдается желтая фишка.

- Затем пришел котенок. Это самый умелый организатор и
выдумщик. Он так хорошо может придумывать игры, что с ним
всегда интересно. Он никогда не скучает. Если рядом друзья,
котенок затевает общую игру. Если рядом никого нет, он может
играть с чем угодно: с клубочком, с палочкой, с собственным
хвостом. У него покладистый, добродушный характер и единс­
твенное, чего он не любит, это слово «надо». Мама-кошка часто
слышала от сына «Не хочу!» и привела его в школу, надеясь,
что малыш подрастет и станет послушнее. Котенок с удоволь­
ствием прибежал в школу: он любит все новое. Но по дороге в
школу он сказал маме: «Не хочу становиться взрослым! Хочу
всю жизнь играть! В школе ведь разрешают играть?»

Кто похож на котенка, кому нравится котенок? Тому, кто поднял руку, выдается розовая фишка.

- А вот в класс входит зайка (психолог показывает мягкую
игрушку).
Он дрожит, сжимается в комочек и тайком смахива­
ет слезинку. Кто утешит зайку?

Дети подходят к зайке, обнимают его, успокаивают, гово­рят, что в школе хорошо, не страшно. Тот, кто считает себя похожим на зайку, берет черную фишку. (У каждого ребенка может оказаться несколько фишек.)

- Учительница в этой школе - кенгуру. Она прекрасная
учительница, такая, что лучше не бывает! Опишите ее ха-


 

2-2572

8 j


рактер, скажите, кто из учеников ей нравится? (Ответы де­тей.)

Кенгуру дает задание на дом:

Выучить песенку «Нам не страшен серый волк» и завтра спеть. Кому задание? (Зайке.)

Целую минуту посидеть молча и внимательно рассмотреть цветок, а завтра его описать. Кому задание? (Белке.)

Совершить маленькую и безвредную проказу: перелезть че­рез забор, хотя рядом есть калитка. Кому задание? (Медвежон­ку.)

Сделать серьезное взрослое дело: например, перевести сле­пого крота через дорогу. Кому задание? (Котенку.) И т.д.

\^> Упражнение «Разноцветный лист»

На столе каждого ребенка - набор цветных карандашей и лист бумаги.

Психолог говорит:

- Нужно раскрасить лист. Медвежонок, состоящий из од­
ного ума, раскрасил бы его коричневым цветом, а мы сложнее:
в нас всего много. Но мы разные: в одних больше веселости, об­
щительности, в других - аккуратности, спокойствия.

Психолог напоминает принадлежность каждого из симво­лов. Детям предлагается выбрать нужные карандаши и рас­красить листы бумаги.

По результатам двух последних упражнений психолог де­лает предположение о принадлежности детей к одному из 5 типов учеников: исполнительский, интеллектуальный, ком­муникативный, игровой, тревожный.

|ь^> Итог занятия и домашнее задание

Психолог говорит:

- Вот и закончилась наша первая встреча. Завтра встретим­
ся вновь. Дома с папой и мамой обсудите, как прошел первый
день в школе. Спасибо! Вы молодцы! До свидания!

—----------------------- ХОД ЗАНЯТИЯ---------------------------------

\^> Упражнение «Кто что вспомнит?»

Психолог просит каждого ребенка вспомнить что-нибудь из прошлого занятия и рассказать об этом.

Щ> Упражнение «Части суток»

На столе каждого ребенка - набор карточек к упражне­нию.

Психолог говорит:

- На картинках изображены части суток. Найдите кар­тинку «Утро» и положите ее перед собой. Утро сменяется...? (Ответы детей.) Возьмите картинку «День» и положите ее справа от картинки «Утро». После дня наступает...? (Ответы детей.) Найдите картинку «Вечер» и положите ее справа от картинки «День». Заканчивается вечер и начинается...? (От­веты детей.) Верно, последняя картинка - «Ночь». Молодцы! А теперь повторим: утро, день, вечер, ночь.


 

2*-2572

I


Методика «10 слов»

Психолог говорит:

- Я буду называть слова, а вы внимательно слушайте и за­поминайте их: стол, калина, мел, слон, парк, ноги, рука, ка­литка, окно, бак.

Дети должны воспроизвести запомнившиеся слова в лю­бой последовательности. Каждый ребенок выполняет задание индивидуально. Взрослый (родитель, воспитатель или психо­лог) записывает его результат.

Нормальный уровень памяти - 5-6 слов.

^ Методика «Пары слов»

Для определения смысловой памяти психолог предлагает детям запомнить пары слов: шум - вода, мост -река, весна - ручей, стол - обед, рубль - копейка, лес - медведь, день - вечер, школа - радость, зима - снег, лето - бадминтон, витамин -здоровье.

Затем он называет первое слово из пары, а вызванный ре­бенок - второе.

^> Упражнение «Что раньше - что позже?»

Психолог раздает простые карандаши, карточки к уп­ражнению и говорит:

- Рассмотрите картинки, на которых изображен лук. Най­
дите и отметьте картинку с изображением лука, посаженного
раньше других.

Дети самостоятельно или при помощи родителей выпол­
няют задание. > ■
-

- А теперь обратите внимание на картинки с изображения­
ми одуванчиков. Найдите и отметьте рисунок одуванчика, ко­
торый вырос позже остальных.

Дети самостоятельно или при помощи родителей выпол­няют задание, затем проводится проверочная работа.

j^> Упражнение «Нарисуй недостающую фигуру»

Психолог раздает карточки к упражнению и говорит:

- Рассмотрите и назовите все геометрические фигуры в
квадрате под номером 1.

Дети выполняют задание.

- Как вы думаете, какой фигуры не хватает?

Дети высказывают свое мнение. При возникновении за­труднений психолог дает образец ответа.

- Рассмотрите фигуры во втором квадрате и самостоятель­
но нарисуйте недостающую фигуру.

Дети выполняют задание, затем, проводится проверочная работа.

^ Упражнение «Загадки»

Дети отгадывают загадки:

Что за птицы пролетают? По семерке в каждой стае Вереницею летят, Не воротятся назад. (Дни недели.)

Двенадцать братьев Друг за другом бродят, Друг друга не обходят. (Месяцы.)

Что ночью сияет и всё освещает? (Луна.)

Игра «Пчелы» (см. с. 6)

Упражнение «Задачи-шутки»

Дети отвечают на вопросы:

- Ворона летит, а собака на хвосте сидит. Бывает так или нет?


 

12 J


- На что похожа половинка яблока? (На другую половинку.)

- На какое дерево сядет ворона во время дождя? (На мок­рое.)

- Может ли дождь идти два дня подряд? (Нет, потому что дни разделяет ночь.)

Q> Упражнение «Что получится?»

Психолог раздает карточки к упражнению и говорит:

- Рассмотрите необычные примеры и решите их - нарисуй­
те в пустых клеточках нужную картинку.

Дети самостоятельно или при помощи родителей выпол­няют задание, затем проводится проверочная работа.

0^ Итог занятия и домашнее задание

Дети заканчивают предложения:

- Сегодня на занятии понравилось....

- Сегодня на занятии не понравилось___

- Ты сегодня гордишься собой, потому что....

Психолог дает домашнее задание:

- Нарисуйте две картинки - одну под названием «Какой я
сейчас», вторую - «Каким я хочу быть» (или «Каким меня ви­
дят дома»).

Доска или фланелеграф;

набор геометрических фигур: один круг и шесть

разных по высоте прямоугольников.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Проверка и обсуждение домашнего задания

: ' Игра «Зеркало»

Дети разбиваются на пары и становятся друг против дру­га. Один ребенок показывает движения - поднимает, опуска­ет руки, хлопает в ладоши и т.д. Другой ребенок, выполняя роль зеркала, в точности повторяет все движения. Если «зер­кало» сделает неправильное движение, то дети в паре меня­ются ролями.


Q? Игра «Будь внимательным»

Психолог говорит:..

- Вы будете двигаться по кругу. Когда я скажу «лошадка», надо остановиться и постучать одной ногой о пол, если услы­шите «раки» - пятиться назад, «лягушка» - присесть и пры­гать, «аист» - заложить руки за спину и стоять на одной ноге.

По окончании игры дети садятся за столы.


 

14 I


Упражнение «Обобщающие слова»

Дети подбирают обобщающее слово к каждому ряду слов:

- Окунь, карась, щука - это... (рыбы).

- Шкаф, диван, кресло - это... (мебель).

- Июнь, июль, август - это... (летние месяцы).

- Малина, земляника, смородина - это... (ягоды).

- Север, юг, запад - это... (стороны света).

- Зима, весна, лето, осень - это... (времена года).

\^> Игра «Большой - маленький»

Детям предлагается хлопать в ладоши, если они услышат название большого животного.

Психолог произносит ряд слов: слон, мышка, медведь, ло­шадь, бегемот, муравей, комар, корова, пчела и т.п.

}^> Игра «Скучно; скучно так сидеть!»

Психолог говорит:

- Встаньте из-за столов, возьмите свои стульчики и пос­
тавьте по кругу.

Дети садятся на стульчики и хором произносят:

- Скучно, скучно так сидеть,.., ■, ■
Друг на друга все глядеть, -.,
Не пора ли пробежаться

И местами поменяться?

После этого дети встают.

Психолог убирает один стул и говорит:

- Пока я буду хлопать в ладоши, вы бегайте вокруг стуль­чиков, перестану хлопать - быстро садитесь на стулья. Кому не хватит места - будет помогать мне хлопать. Начали!

После каждого раунда убирается один стул. Игра продол­жается до тех пор, пока не останется один участник. Все ему аплодируют, затем садятся за столы.

> Упражнение «Рассказываем сказку»

На доске или фланелеграфе - набор геометрических фи-

гур:

Психолог просит детей вспомнить героев русской народ­ной сказки «Репка», а затем ответить на вопросы:

- Кто из героев сказки самый высокий? (Дед.)

- Кто чуть ниже деда? (Бабка.),

- А немного пониже бабки? (Внучка.)

- Кто следующий? (Жучка.)

- А за Жучкой? (Кошка.); , >

- Кто самый маленький? (Мышка.)

Психолог показывает на круг и говорит:,

- Это репка. Сейчас вы по цепочке перескажите сказку.
Когда вы будете называть героев сказки, берите подходящие
по высоте прямоугольники и выставляйте их по порядку.

Дети выполняют задание. На доске или фланелеграфе - следующий ряд фигур:

Упражнение «Занимательные задания»

Психолог говорит:

- На день рождения Муха-Цокотуха ждала гостей. Она на­крыла праздничный стол, расставила стулья. Первыми при­ползли две гусеницы и забрались на стулья. Затем прилетели


 

3-2572

16 >


три бабочки и тоже опустились на стулья. Вскоре прискакали два кузнечика и сели на свои места. Когда гости уже сидели за столом и пили чай, в дверь постучали — приполз жук и занял еще один стул. Сколько было гостей? (Восемь.) Сколько стуль­ев было занято? (Девять.) Почему? (Девятый стул для Мухи.)

- Пролетела сорока по лесу и сообщила, что пчелы будут медом угощать. Первым к улью прибежал медведь с бочонком. Второй прискакала белочка с кружкой. Третьим примчался заяц с миской. Четвертой пришла лиса с кувшином. Пятым приковылял волк с кастрюлей. Каким по счету примчался заяц? (Третьим.) У кого самая маленькая посуда? (У белки.) У кого самая большая? (У медведя.).

- В лесной избушке жили зверюшки. Угадайте кто:

рыжая, пушистая, хитрая (лиса);

длинноухий, короткохвостый, трусливый (заяц);

серый, злющий, зубастый (волк);

большой, ворчливый, лохматый, косолапый (медведь).

^> Игра «Изобрази животных»

Психолог предлагает детям встать из-за столов и с по­мощью выразительных движений изобразить различных жи­вотных: лису, зайца, волка, медведя, сороку и т.п.

Q? Игра «Мгновенное построение»

Дети встают вокруг психолога следующим образом: не­сколько — впереди, несколько - сзади, справа и слева.

Психолог говорит:

- Запомните, где вы стоите. Я покручусь на месте, а потом остановлюсь. Вы должны быстро занять нужное место - если стояли впереди меня - вновь оказаться передо мной... и т.д.

Q? Итог занятия и домашнее задание

Дети обмениваются впечатлениями от занятия.

Психолог хвалит каждого ребенка и дает домашнее зада­ние:

- Нарисуйте свою семью.

18 ■ >

Карточки к упражнениям: «Дорисуй нужную фигуру», «Пропущенные цифры»; наборы из семи счетных палочек; магнитная доска с маг­нитами; предметные картинки: мухомор, аист, кукла, овощи, роза, туфли.1

ХОД ЗАНЯТИЯ

Проверка и обсуждение домашнего задания

Разминка

Дети отвечают на вопросы:

- Кто сегодня с удовольствием пришел в школу?

- Кто первым с тобой поздоровался?

- Какое сегодня число?

- Какой месяц?

- Какое время года?

f^> Упражнение «Дорисуй нужную фигуру»

Психолог раздает детям простые карандаши, карточки к упражнению и говорит:

- Внимательно рассмотрите каждый ряд и дорисуйте в пус­том квадрате нужную фигуру.

1 Все необходимые для занятий предметные картинки и плакаты даны в при­ложении «Демонстрационный материал».


Дети самостоятельно или при помощи родителей выпол­няют задание, затем проводится проверочная работа.

Q> Упражнение «Выкладываем из счетных палочек»

На столе каждого ребенка - набор из семи счетных палочек. Психолог предлагает детям выполнить задания:

- Сложите буквы Л и Ш.

- Превратите букву Л в треугольник, добавив палочку.

- Превратите букву Ш в квадрат, не добавляя палочек.

- Превратите квадрат в домик, добавив две палочки.

- Разберите домик и постройте лесенку.

Q> Упражнение «Пропущенные цифры»

Психолог раздает карточки к упражнению и говорит:

- Назовите цифры по порядку, а затем внимательно про­
сматривайте каждый ряд и дописывайте пропущенные цифры.

jj> Упражнение «Третий лишний»

Психолог говорит:

- Я буду произносить по три слова. Ваша задача - найти
«лишнее» слово - то, которое не подходит к остальным словам,
и объяснить свое решение.

Детям предлагаются ряды слов:

медведь, лев, ворон;

чай, кофе, торт;

панама, сапоги, сандалии;

бабочка, сачок, муравей и т.д.

Q> Упражнение «Зашифрованные слова»

На доске - картинки: мухомор, аист, кукла.

Психолог говорит:

- Назовите картинки. (Дети выполняют задание.) Если вы определите первые звуки этих слов и произнесете их по по­рядку, то догадаетесь, какое слово «зашифровано» с помощью картинок. (Мак.)

Аналогично можно «зашифровать» слова: кот, ком, рак, рот, рота, Рома, крот и т.п.

)^> Игра «Вратари»

Дети встают в, круг и широко расставляют ноги («воро­та»).

Психолог с мячом входит в центр круга и говорит: - Я буду стараться забить мяч, а вы защищайте свои ворота, отбивая мяч руками.

j^> Упражнение «Ищем нелепости»

Психолог предлагает детям найти нелепости в рассказе: - Наступило лето. Первый летний месяц - март. Это лето я проведу в деревне. Я буду собирать с грядок яблоки, а с деревьев - огурцы. Яблоки уродились на славу: каждое размером с фут­больный мяч. Срывать яблоки надо в перчатках, ведь на них огромные колючки. А в жару нужно надевать шапку-ушанку, чтобы не отморозить уши.

j^> Итог занятия и домашнее задание

Дети обмениваются впечатлениями от занятия. Психолог хвалит каждого ребенка и дает домашнее зада­ние:

- Нарисуйте картинку под названием «Скоро я пойду в школу».

.


 





Карточки к упражнениям: «Что нужно осенью?», «Разложи предметы», «Аквариум», «Дорисуй до предмета - 1»; простые и цветные карандаши; доска и мел; наборы счетных палочек.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Психолог говорит:

- Внимательно рассмотрите картинки и раскрасьте те пред­
меты, которые нужны осенью.

]^> Упражнение «Разложи предметы»

Психолог раздает карточки к упражнению и говорит:

- Рассмотрите стеллаж и предметы, нарисованные на кар­
тинке. Скажите, на какие полки надо положить эти предметы.

Щ> Упражнение «Аквариум»

Психолог раздает карточки к упражнению и говорит: - Внимательно рассмотрите картинку. Переверните карто­чку. Скажите, каких обитателей аквариума вы видели? Как вы думаете, кого больше на картинке - рыбок, лягушек или улиток? Переверните карточку и проверьте свои ответы.


 


> Проверка и обсуждение домашнего задания

На доске -рисунки детей.

Психолог просит детей рассказать о рисунках..

Ь> Разминка

Дети отвечают на вопросы:

- Сколько дней в неделе?

- Какой по счету вторник?

- Какой по счету четверг?

- А понедельник какой по счету?

- Какие вы знаете времена года?

- Кто назовет первый месяц осени?

- Как называется последний месяц осени?

Q? Упражнение «Что нужно осенью?»

На столе каждого ребенка - карточка к упражнению, про­стые и цветные карандаши.

^> Упражнение «Выкладываем из счетных палочек»

На столе каждого ребенка - набор счетных палочек. Психолог предлагает детям выполнить задания:

- Рассмотрите образец (на доске рис. \) и сложите та­
кую же фигуру. Сосчитайте, сколько в этой фигуре спряталось
треугольников. А квадратов?

- Измените фигуру так, чтобы получилось три квадрата.
Для этого вам понадобится взять еще одну палочку, а некото­
рые - переложить (

)•

- Возьмите еще три палочки и разделите каждый квадрат на два треугольника (/2Z или \\ ^\)•

\^> Игра «Ах, какой я молодец!»

Дети движутся по кругу подскоками.

Психолог называет любые числа. Когда прозвучит число «семь», дети останавливаются, хлопают в ладоши и произ­носят: «Ах, какой я молодец!» Затем игра возобновляется.


 




^> Упражнение «Дорисуй до предмета - 1»

На столе каждого ребенка - карточка к упражнению. Психолог говорит:

- Рассмотрите изображения и «превратите» их в предметы,
дорисовав необходимые детали. 1

£ ^> Итог занятия и домашнее задание

Психолог говорит:

- Вспомните, как проходило занятие, и похвалите себя за то, что у вас получилось хорошо.

Психолог раздает родителям сценарии последнего заня­тия, распределяет роли и просит подготовить детей.

Костюмы осени, дождинок; аудиозапись шума дождя, танцевальной музыки; три набора дета­лей для сборки осеннего цветка; газеты; три об­руча; три корзины и наборы овощей.


ХОД ЗАНЯТИЯ


I

 

у%> Все собираются в празднично украшенном зале.

Психолог. Дети, хотите послушать сказку? Случилось это, когда отзвенело и отзеленело лето. Неслыш­но подошла и тихо-тихо встала у ворот осень.

Осень. Кап-кап, откройте, это я пришла, кап-кап, насту­пает мой черед.

Психолог.

У входа Осень молча поджидает, Но двери ей никто не открывает.

1-й ребенок. Нет, я Осень к себе не впущу ни за что!

2-й ребенок.Ия тоже. Ведь осенью нельзя в речке ку­паться, загорать, собирать цветы.

3-й ребенок. Если лето нельзя вернуть, то пусть насту­пает зима. Буду кататься на санках.


 


Все вместе.

Ну, а осень унылая нам не нужна, Мы не пустим ее, пусть уходит она.

Психолог.

И загрустила Осень у дверей, У До горьких слез обидно стало ей. И плачет Осень дождиком у входа, И все дождливее становится погода.

Звучит аудиозапись шума дождя. Вбегают дождинки, у них в руках - елочное украшение «дождь». Дождинки касают­ся им детей, кружатся, а затем останавливаются в середине зала.

1-я дождинка. а < -■ >,

Непогода, солнце скрылось, Лужа тонким льдом покрылась, Листья с веток облетают, Словно бабочки порхают.

2 -я дождинка. *

Дождь холодный льет и льет, Погулять вам не дает, Птиц дорога позвала, Это Осень к нам пришла.

Психолог. У осени есть и сюрпризы. Например, осенние цветы. Давайте попробуем развеселить осень. Встаньте в три колонны. Сейчас каждая команда постарается как можно быст­рее собрать осенний цветок. Помните, что один участник может взять только одну деталь (количество деталей и детей должно совпадать).

Осень (улыбается, а затем грустно). Кап-кап.

Психолог. Вы были молодцами, но Осень продолжает грустить. Кто из вас прочитает для нее стихотворение?

4-й ребенок.Я прочитаю стихотворение «Осень». Закружила осень рыжие метели, Золотые листья с кленов полетели. Закружился листьев пестрый хоровод, Заблестел на лужах первый тонкий лед.

Осень (улыбается, а затем грустно). Кап-кап-кап.

Психолог. Опять плачет Осень. Давайте скажем, какая Осень? (Дождливая, поздняя, ранняя, теплая, холодная, щед­рая...) Умницы!

А теперь придумаем разные предложения об осени. (Осе­нью идут дожди. Я люблю золотую осень. Осень нам дарит подарки...).

Осень (улыбается, а затем грустно). Кал-кап-кап.

Поверьте, без дела сидеть не люблю, И Зиму кормлю, и Весну я кормлю, Караваем душистым вхожу я в дома, Разве было бы вам хорошо без меня?

Дети (хором).

А ведь правда, без Осени нам не прожить, Надо Осень сюда поскорее впустить.

Психолог.

Со скрипучих ворот сняли крепкий запор, И с туманами Осень ступила во двор.

Осень (весело). Как хорошо быть вместе с вами! Я так рада! Давайте танцевать!

Осень расстилает на полу газеты, составляет из детей пары и предлагает каждой паре танцевать, не сходя с газе­ты. Когда прервется музыка - складывает газету пополам и дает сигнал к продолжению танца. Затем газета складыва­ется вчетверо. Количество пар с каждым разом уменьшает­ся. По окончании Осень называет победителей.




v____________ J

Психолог. Мы упоминали о том, что Осень - щедрая. А ка­кие подарки она дарит нам? (Овощи, фрукты, грибы, орехи...) Правильно! Сейчас мы будем собирать урожай.

Дети вновь строятся в три колонны. Перед первым учас­тником - корзинка. На расстоянии 10-15 м от него - обруч (грядка), в котором лежат натуральные овощи или их муля­жи. По сигналу психолога начинается эстафета. Участники команд стараются как.можно быстрее перенести овощи с «грядки» в корзину. Каждый участник может взять только один овощ (количество овощей и детей должно совпадать).

Осень. Спасибо, ребята! Порадовали меня!

Вот вам мое угощение (вносит подносы с фруктами).

Псих о л; о г. ■.., -, ц :

Снова музыка играет, Всех на танец приглашает.

Звучит вальс. Дети и взрослые танцуют.

Психолог. Молодцы, дети! Показали и родителям, и Осени, как много вы знаете, умеете. Вы отлично танцевали, складывали цветы, убирали урожай, читали стихотворения. Спасибо! Разбирайте угощение.

 

Магнитная доска и магниты; мяч; мягкая иг­рушка; набор карточек к упражнению «Я хожу в школу, потому что...»; карточки к упражнениям: «Найди5отличий», «Раскрасьправильно», «Про­должи ряд - 1»; плакат к упражнению «Запомни за 20 секунд»; простые и цветные карандаши.

-------- ХОД ЗАНЯТИЯ------------------------ —-

^> Встречав

В кабинете психолога детей «встречает» мягкая игрушка.

Психолог и дети здороваются, говорят игрушке и друг дру­гу комплименты.

Затем дети трижды произносят:,

-Мы здоровые! Мы умные! Мы счастливые!

Психолог предлагает вначале девочкам, а затем мальчи­кам занять свои места.,......

у^> Упражнение «Я хожу, в школу, потому что...»,

(изучение мотивационной готовности к школе)

Психолог говорит:

- Послушайте разговор детей о школе.

Первый мальчик сказал: «Я хожу в школу, потомучтомама меня заставляет. А если бы не мама, я бы в школу не ходил». (На доске - карточка 1 - внешний мотив.)

1 Встреча - своеобразный ритуал, повторяющийся во всех занятиях. Меняют­ся лишь игрушки и комплименты.


 


Разговор продолжил второй мальчик: «А я хожу в шко­лу, потому что мне нравится учиться, нравится уроки делать. Даже если бы школы не было, я бы все равно учился». (Рядом с карточкой 1 прикрепляется карточка 2 - учебный мотив.)

Третий мальчик сказал: «Я хожу в школу, потому что хочу быть большим. В школе я чувствую себя взрослым, а в детском саду я - маленький». (Ряд продолжает карточка 3■ - позици­онный мотив.)

Четвертый мальчик говорит: «Я хожу в школу, потому что там весело, там много детей, с которыми можно играть». (Ряд продолжает карточка 4 - игровой мотив.)

Пятый мальчик сказал так: «Я хожу в школу, потому что нужно учиться. Без учения никакого дела не сделаешь, а вы­учишься - и можешь стать кем хочешь». (Ряд продолжает карточка 5 - социальный мотив.)

А последний мальчик сказал: «Я хожу в школу, потому что получаю там пятерки». (Ряд завершает карточка 6 - «отмет­ка».)

По окончании рассказа каждый ребенок выбирает картин­ку, которая ему понравилась. Психолог фиксирует в журнале его выбор.

£ ^> Упражнение ((Найди 5 отличий»

Психолог раздает карточки к упражнению, предлагает детям сравнить картинки и найти между ними отличия.

Дети самостоятельно или при помощи родителей выпол­няют задание, затем проводится проверочная работа.

Q> Упражнение «Запомни за 20 секунд»

На доске - плакат к упражнению. Психолог говорит:

- За 20 секунд постарайтесь запомнить все: расположение
картинок, их цвет, форму, детали.

Через 20 секунд плакат переворачивается, и дети отвеча­ют на вопросы:

- Какие предметы вы видели?

- Сколько карандашей в стаканчике?

 

- Они одинаковые по длине?

- А по цвету?

- Какой стол был изображен на картинке - круглый или
квадратный?

- Была ли скатерть на столе?

- Какого цвета скатерть?

- Что стояло на столе?

- Ваза какого цвета?

- Было ли что-то в вазе?

- Сколько лепестков у цветка?

- Какого цвета?

- Какого цвета крыша дома?

- Есть ли на ней труба?

- В какую сторону дует ветер? Как вы определили?

- Сколько окон у дома? -

- Видели ли вы дверь дома?

- А какие части дома вы видели на рисунке?

- Есть ли занавески?

- Сколько ступеней?

- Кто заметил номер дома?

у^> Упражнение «Запомни стихотворение»

Психолог просит детей запомнить стихотворение:

- Расколол ледок
Маленький подснежник,
И расцвел цветок -
Голубой и нежный.

Каждый ребенок рассказывает стихотворение своему ро­дителю, тот записывает его дословно.

Q> Упражнение «Дай ответ на вопрос»

Дети встают напротив психолога. Психолог берет мяч и говорит:

- Я буду задавать вопрос и бросать мяч кому-то из вас- Тот,
кто поймает мяч, даст ответ на вопрос и вернет мне мяч. Если
ответа нет или он дан неправильно, участник подойдет ко мне.
Победит тот, кто ни разу не ошибется.


 

30 i


- Кто водит автобус?

- Кто готовит еду?

- Кто шьет одежду?

- Кто лечит людей?

- Кто строит дома?

- Кто пишет картины?

- Кто поет песни? ■ >

- Кто играет в кино? - -?

- Кто работает в магазине?

- Кто продает билеты? > ■ -;:..

- Кто смешит нас в цирке?

- Кто учит детей в школе?

- Кто о вас заботится в детском саду? И т.п.

у^> Упражнение «Раскрась правильно»

На столе каждого ребенка - карточка к упражнению и на­бор цветных карандашей. Психолог говорит:

- Раскрасьте маленькие шары так, чтобы большой был между синим и желтым, а желтый - рядом с красным.

- Раскрасьте большие кубики так, чтобы маленький был между красным и синим, а зеленый был рядом с красным.

Дети самостоятельно или при помощи родителей выпол­няют задание, затем проводится проверочная работа.

Q? Упражнение «Продолжи ряд - 1»

Психолог раздает простые карандаши, карточки к уп­ражнению и говорит:

- Внимательно рассмотрите каждый ряд и дорисуйте недо­
стающие картинки.

Дети самостоятельно или при помощи родителей выпол­няют задание, затем проводится проверочная работа.

[^> Упражнение «Обобщающие слова»

Психолог говорит:

- Я буду называть предметы, а вы - объединять их одним

СЛОВОМ.

32 J

Щука, карась, окунь - это (рыбы).

Ромашка, ландыш, колокольчик - это (цветы).

Саша, Коля, Маша - это (имена).

Петров, Кузьмина, Егоров - это (фамилии) '.

Шкаф, стул, тумбочка - это (мебель)." * * )■ '•■

Ложка, тарелка, кастрюля - это (посуда), if т.п.

Q? Итог занятия1

- Молодцы! Спасибо за занятие! Что сегодня на занятии было интересным? Легким? А что показалось трудным для вас? Давайте похвалим друг друга и скажем «До свидания».

1 При проведении последующих занятий на этом этапе задаются подобные воп­росы и одобряется деятельность детей.



%

Мягкая игрушка; карточки к упражнениям: «Перепутанные линии», «Найди лишнюю кар­тинку»; простые и цветные карандаши; плакат к упражнению «Запомни за 10 секунд».

 

- Назовите головные уборы.

- Какие головные уборы вы знаете?

- Назовите школьные принадлежности.

- Какие еще школьные принадлежности вы знаете?

- Назовите инструменты.

- Что делают пилой? А лопатой?

^> Упражнение «Найди лишнюю картинку»

Психолог раздает карточки к упражнению и говорит:

- В каждом ряду найдите и обведите лишнюю картинку-
ту, которая не подходит к остальным.

Дети выполняют задание, а затем проводится провероч­ная работа.


 


ХОД ЗАНЯТИЯ

Встреча

Упражнение «Перепутанные линии»

На столе каждого ребенка - простой и цветные каранда­ши, карточка к упражнению. Психолог говорит:

- Распутайте линии и назовите лары картинок, которые
соединены между собой. (Дети выполняют задание.) Как вы
думаете, почему соединили эти предметы? (Молотком можно
забить гвоздь. И т.п.)

Ц? Упражнение «Запомни за 10 секунд»

На доске - плакат к упражнению. Психолог говорит:

- За десять секунд постарайтесь запомнить все предметы.
Через 10 секунд плакат переворачивается, и дети выпол­
няют задания и отвечают на вопросы.

- Назовите все предметы.

- Назовите электроприборы.

- Как вы думаете, почему пылесос получил такое название?

Игра «Потолок, пол и нос»

Психолог говорит:,. Л

- Покажите указательным пальцем потолок, теперь пол. А
где ваш нос? Сейчас поиграем. Вы будете показывать то, что я
называю. Но надо быть внимательными. Ведь я постараюсь вас
запутать.

Щ> Упражнение «Называйте подходящие слова»

Психолог говорит:

- Слушайте меня внимательно и называйте подходящие
слова.

Зимняя одежда: шуба,....

Профессия: врач, шофер,....

Игры: лото, прятки,....

Школьные принадлежности: тетрадь,....

\^> Упражнение «Треугольники»

Психолог говорит:

- Переверните карточку, на чистой стороне листа нарисуй­
те семь треугольников и раскрасьте второй, четвертый, шестой
треугольники.

\Ъ> Итог занятия


 

34 J


Мягкая игрушка; карточки к упражнениям: «Найди 7 отличий», «Продолжи ряд -2»., «Вы­бери нужного человечка»; простые и цветные ка­рандаши; предметные картинки: мухомор, аист, кукла, овощи, роза, туфли; красные, желтые, зеленые и синие флажки.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Встреча

Разминка

Дети отвечают на вопросы:

- Какое сейчас время года?

- Какой месяц?

- Какое сегодня число?

- А какой день недели?

- Какие дни - соседи среды? Соседи пятницы? Субботы?

- Какой ваш любимый день недели? Почему?

- А какая сейчас часть суток?

- Итак, сейчас весна. Май - какой месяц весны? Подберите
для мая красивые слова: теплый, ласковый, дождливый, щед­
рый, любимый.

^ Упражнение «Найди 7 отличий»

Психолог раздает карточки к упражнению, предлагает детям сравнить картинки и найти между ними отличия.

Дети самостоятельно или при помощи родителей выпол­няют задание, затем проводится проверочная работа.

\^> Методика «10 слов»

Психолог предлагает детям слушать и запоминать сло­
ва: весна, май, три, красота, заяц, стол, белка, лес, цветы,
точка.
.........,,,, v : . _.....,,

Затем каждый ребенок шепотом называет своему родите­лю запомнившиеся слова. Родитель их записывает.

Психолог повторяет слова трижды. Родители записыва­ют все результаты своих детей.

\^> Игра «Птичка»

Каждый участник подбирает для себя фант — любую мел­кую вещь, игрушку.

Все садятся в круг и выбирают собирателя фантов. Он пе­реходит в середину круга и присваивает остальным игрокам названия деревьев (дуб, елка, осина, тополь, береза...). Каж­дый запоминает свое название. Собиратель фантов говорит: «Прилетела птичка, села на дуб». «Дуб» должен ответить: «На дубу не была, улетела на елку». «Елка» продолжает, на­зывая другое дерево, и т.д. Отвечать нужно быстро, подска­зывать нельзя. Кто прозевает, отдает фант. В конце игры фанты отыгрываются.

\^> Упражнение «Продолжи ряд - 2»

На столе каждого ребенка - простой карандаш и карто­чка к упражнению.

Психолог говорит:

- Внимательно рассмотрите каждый ряд и дорисуйте недо­стающие картинки.

Дети самостоятельно или при помощи родителей выпол­няют задание, затем проводится проверочная работа.


 

36 J


||> Упражнение «Выбери нужного человечка»

Психолог раздает карточки к упражнению и говорит:

- Внимательно рассмотрите карточку. Определите, какого

человечка нужно поселить в домик. Проведите стрелочку от

его изображения к пустому окошку.

^> Упражнение «Зашифрованные слова»

На доске - картинки: мухомор, аист, кукла, овощи, роза, туфли.

Дети называют их.

Психолог ставит в ряд три картинки: роза, аист, кукла.

Детям предлагается определить в словах первые звуки, произнести их по порядку и назвать «зашифрованное» слово. (Рак.)

Затем дети сами «зашифровывают» слова: рот, рота, Рома, мак, ком, кот, крот.

у^> Игра «Мгновенное построение» (см. с. 18)

|^> Упражнение «Оценка»

Психолог говорит:

- Сейчас каждый из вас оценит свою работу. Подойдите к моему столу. Какие вы видите флажки? (Красные, желтые, зе­леные, синие.)

Запоминайте:

красный флажок - все получилось отлично;

желтый - все получилось хорошо;

зеленый - только часть задания выполнена так, как хоте­лось;

синий - не получилось так, как хотелось. Подумайте и возьмите нужный флажок.

Дети оценивают свою работу, психолог фиксирует выбор каждого ребенка.

Итог занятия

Мягкая игрушка; карточки к упражнениям: «Найди двух одинаковых котов», «Составь пары», «Дорисуй до предмета - 2», «Кто где жи­вет?»; простые и цветные карандаши; красные, желтые, зеленые и синие флажки.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Встреча

Разминка

Дети отвечают на вопросы:

- Как называют детеныша коровы?

- А лошади?

- Когда пешком идешь - ты пешеход, а кто ты, если сел на
пароход?

- В него мы смотрим, чтобы увидеть себя. Что это?

- Сколько лапок у насекомых? И т.п.

Qs> Упражнение «Найди двух одинаковых котов»

На столе каждого ребенка — простой и цветные каранда­ши, карточка к упражнению. Психолог говорит:

- Внимательно рассмотрите все рисунки, найдите и рас­
красьте двух одинаковых котов.


 

38 1


Дети выполняют задание, затем проводится проверочная работа.

j^> Упражнение «Добавляйте пропущенные словам

Дети добавляют пропущенные слова в рассказ: - Май - последний месяц... (весны). Землю согревает лас­ковое... (солнце). Дуют южные... (ветры). Идут теплые... (дож­ди). В мае часто гремят грозы. Сверкает... (молния), громыха­ет... (гром).

В старину май называли «цветень». Потому что деревья и кустарники... (расцветают, цветут). Цветет сирень,... (чере­муха, яблони...). В мае много цветов: хохлатка, медуница,... (мать-и-мачеха, ландыш...). Над цветами порхают... (бабоч­ки), гудят... (пчелы). Собирают пчелы нектар, чтобы потом превратить его в ароматный лечебный... (мед).

^> Упражнение «Загадки»

Дети отгадывают загадки:

- Белые горошки на зеленой ножке.

(Ландыш)

Над цветком порхает, пляшет, Веером узорным машет. (Бабочка)

Нашумела, нагремела, Все промыла и ушла. И сады, и огороды Всей округи полила. (Гроза)

Десять их, но братья эти Сосчитают все на свете. • - > (Цифры)

Стоит высокий светлый дом, Ребят проворных много в нем: Там пишут и считают, Рисуют и читают. (Школа)

^ Игра ((Летал - не летал»

Психолог говорит:

- Положите пальцы на стол. Когда я назову животных, ска­
зочные существа или предметы, которые могут летать, вы под­
нимите пальцы вверх. Если ошибетесь - отдадите фант. Гото­
вы? Начали: бегемот, ворона, Змей Горыныч, Буратино, крот,
самолет, комар...

В конце игры дети «выкупают» свои фанты.

\^> Упражнение «Составь пары»

Психолог раздает карандаши, карточки к упражнению и говорит:

- Рассмотрите картинки. Найдите для каждого предмета
пару. Соедините подходящие рисунки линией. Перед тем, как
выполнять задание, посмотрите на образец и объясните, поче­
му линия соединяет яблокои грушу. (Это фрукты.)

Дети выполняют задание, затем проводится проверочная работа.

Упражнение «Дорисуй до предмета - 2»

Психолог раздает карточки к упражнению и говорит:

- Рассмотрите изображения и «превратите» их в предметы,
дорисовав необходимые детали.

^ Упражнение «Кто где живет?»

Психолог раздает карточки к упражнению и говорит:

- Рассмотрите картинки. Найдите подходящее жилище для
каждого животного. Соедините рисунки линией.

Дети выполняют задание, затем проводится проверочная работа.

Упражнение «Оценка» (см. с. 38)

Итог занятия



Магнитная доска с магнитами; карточки к уп­ражнениям: «Найди 10 отличий», «Помоги ху­дожнику», «Дорисуй узоры», «Пропущенные цифры - 2»; простые карандаши; предметные картинки: аист, овощи, мухомор, кукла, туфли, роза; наборы из пяти счетных палочек.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Встреча

Разминка

Дети отвечают на вопросы:

- Рыжая проказница, которая любит швыряться шишка­
ми. Кто это?

- Как называется головной убор царя?

- Медлительное животное, не расстающееся со своим доми­
ком. Кто это?

- Как можно назвать лесную дорожку?.

- Кто самый главный человек на корабле? И т.п.

Q> Упражнение «Найди 10 отличий»

Психолог раздает простые карандаши, карточки к уп­ражнению и предлагает детям сравнить картинки и найти между ними отличия.

Дети самостоятельно или при помощи родителей выпол­няют задание, затем проводится проверочная работа.

^ Упражнение «Помоги художнику»

Психолог раздает карточки к упражнению и говорит:

- Художник хотел нарисовать одинаковые парные кар­
тинки, но не успел. Помогите ему - дорисуйте недостающие
детали.

Q? Методика «Опосредованное запоминание»

На доске - картинки: аист, овощи, мухомор, кукла, туф­ли, роза.

Психолог говорит:

- Я буду показывать на картинки и называть слова/Ваша
задача - запоминать слова. Если вы найдете какую-нибудь
связь между картинкой и словом, то запомнить будет неслож­
но.

Психолог показывает картинку «аист»называет слово «гнездо», «овощи» — «салат», «мухомор» — «лес», «кукла» - «игра», «туфли»«каблук», «роза» - «духи».

После этого дети, глядя на ряд картинок, шепотом дик­туют слова родителям, те их записывают. " Затем проводит­ся проверочная работа.

Q? Упражнение «Выкладываем из счетных палочек»

На столе каждого ребенка - набор из пяти счетных пало­чек.

Психолог предлагает детям выполнить следующие зада­ния:

- Сложите треугольник.

- Возьмите еще одну палочку и превратите треугольник в
ромб.

- Превратите ромб в квадрат.

- Возьмите пять палочек и «нарисуйте» ломаную линию.


 

I


^ Упражнение «Дорисуй узоры»

Психолог раздает карточки к упражнению и предлагает детям дорисовать каждый узор.

j^> Упражнение «Пропущенные цифры - 2»

Психолог раздает карточки к упражнению и говорит: - Назовите цифры по порядку, а затем внимательно про­сматривайте каждый ряд и дописывайте пропущенные цифры.

^> Игра «Ах, какой я молодец!» (см. с. 23) Q? Упражнение «Оценка» (см. с, 38) Q> ' Итог занятия

 

МАЙ

£ з§

В этот день проводится спортивный праздник на физ­культурной площадке детского сада.

Подготовку к празднику осуществляют психолог, препо­даватель по физической культуре, воспитатели и родители детей.


 


ЛИТЕРАТУРА

Венгер ЕЛ. Психодиагностика в детском саду. - М., 2003.

Венгер ЕЛ., Венгер АЛ. Готовность детей к школе: Диа­гностика психического развития и коррекция его неблагопо­лучных вариантов. - М., 1990.

Венгер ЕЛ., Венгер АЛ, Бардина Р.И. Психолог в детском саду: Метод, реком. и практ. деятельность. - М., 1995.

Дуброва В.К, Милашевич Е.П. Организация методической работы в дошкольном учреждении. - М., 1995.

Особенности психического развития детей 6-7-летнего воз­раста/ Под ред. Д.Б. Эльконина, Л.Л. Венгер. - М., 1988.

Практические занятия по психологии / Под ред. Д.Я. Бог­дановой, И.П. Волкова. - М., 1989.

Психолог в дошкольном учреждении / Учебный центр им. А.Л. Венгер. - М., 2002.

Чистякова М.И. Психодиагностика. - М., 1990.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение..................................................................................... 3

ОКТЯБРЬ.................................................................................... 6

День 1................................................................................... 6

День 2................................................................................ 11

ДеньЗ................................................................................. 15

День 4................................................................................ 19

День 5................................................................................ 22

День 6................................................................................. 25

МАЙ......................................................................................... 29

День1.................................................................................. 29

День 2................................................................................. 34

ДеньЗ.................................................................................. 36

День 4................................................................................. 39

День 5................................................................................. 42

День 6................................................................................. 45

Литература............................................................................... 46


 


ИЛ Арцишевская

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ ДЛЯ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ

Конспекты занятий

Москва 2008

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Лекция 7. На прошлой лекции мы рассматривали с вами проблему, получившую отражение в волшебных сказках о семи воронах и шести лебедях | История консультативной психологии




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.