Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Родители.






В случае появления в семье особого ребенка для душевного мира взрослых наступает момент серьезного испытания, следствием которого является изменение всей системы социальных и межличностных коммуникаций и образа жизни членов семьи. Рождение ребенка с особенностями развития всегда связано с сильными и глубокими переживаниями, в первую очередь, мамы и папы, а также их родственников и знакомых. В своих рассказах мамы описывают похожие состояния – это радость от рождения ребенка, шок, полное непонимание происходящего после сообщения диагноза, дальнейшие истерики или депрессивные состояния. Часто родители настолько потрясены, что не могут осознать всех переживаний, всех чувств, связанных с рождением особого ребенка. Последствия пережитых и не переработанных глубоких чувств выражаются в том, что человек становится склоненным к депрессиям, затрудняется устанавливать близкие отношения. Может развиться ощущение обиды, которая не имеет адреса, повышенной раздражительности, нежелание встречи с собственными переживаниями.

Парадоксальным образом родители ребенка с особенностями развития, несколько восстановившись после перенесенного стресса, стараются не поддерживать связь рождения малыша с собственными противоречивыми чувствами от этого события. Как правило, смешанные чувства родители испытывают и в дальнейшем к любым действиям малыша, что мешает им эти действия анализировать. Например, с одной стороны плохо, что ребенок долго не выдерживает на занятии, отвлекается и уходит, но с другой стороны хорошо, что он находит себе занятие по интересу, да и вообще не всегда же он уходит, иногда все-таки может участвовать. Такое смешанное отношение к поступкам и отдельным действиям ребенка может поддерживаться на протяжении всей жизни.

В приведенном примере не сразу заметна одна особенность: как будто исключено отношение взрослого к ситуации в целом, то есть сама по себе есть оценка первой части действий ребенка – «плохо, что ушел», да и отдельно оценка второй части – «хорошо, что находит занятие», но вместе они не связываются, поэтому-то и нет целостного отношения к ситуации.

В связи с этим возникает много напряженных ситуаций взаимодействия между родителями и ребенком, которые определяют распространенные родительские противоречия: ограничивать или давать свободу проявления творчеству, как проявлению индивидуальности, наказывать за проступок или не наказывать (как же можно, ведь ребенок особый), предлагать обучающие занятия или поддерживать свободную игру?

Естественно, напрашивается ответ, да и у каждой матери и отца он наверняка есть – и то и иное имеет право быть, вот только в каких пропорциях? Здесь мы возвращаемся к неосознанным переживаниям, как к определяющей величине отношения родителя к поступкам и особенностям развития ребенка. Неосознанные переживания мешают родителям свободно выбирать свой стиль поведения с ребенком, воспитания ребенка.

Многие родители, в этом месте начнут спорить, не принимая идею переживания стресса рождения малыша с особенностями, а наоборот, отстаивая свою любовь и радость от общения с малышом. Нет никаких противоречий, мы, как родители, любим и должны любить своих детей. Однако неоспоримым является и тот факт, что если у ребенка есть особенности, это накладывает отпечаток на родителей и на их взаимоотношения с ребенком, друг с другом, с окружающими людьми.

Еще одним следствием перенесенного стресса будет изменение всех отношений с родными и близкими людьми. Вероятны изменения привычного круга общения, сложившегося семейного уклада, стремление к изменению места жительства, смена работы, приобретение новых необычных интересов и т.п. Подобные стремления могут носить хаотичный характер, т.к. родители нестабильны в плане отношений с другими людьми. Их выборы во многом определяет отношение окружающих к факту рождения, к самому ребенку, к сложившейся ситуации. Буквально, если родителям кажется, что незнакомый (или старый знакомый) человек относится к ребенку положительно, то вроде бы есть основания поддерживать с ним дружеские отношения, а если все тот же человек позволяет сомнительные замечания или критические комментарии по тому же поводу, то контакты семьи с ним ограничиваются, а порой совсем исключаются. Получается, родители становятся зависимыми от мнения окружающих, теряя свободу в выборе и установлении отношений с отдельными людьми.

Задачей психолога на ранних этапах знакомства с семьей может быть восстановление утраченной из-за шока ясной картины мира, осознание новизны ситуации, отчасти снижение боли от переживания особенностей ребенка.

На более поздних этапах, когда родители адаптируются к новой роли родителей особенного малыша, поводами для обращения к психологу становятся: поддержка, формирование более полного представления о взаимоотношениях с ребенком, о причинах специфического поведения ребенка, о собственных трудностях реагирования на то или иное поведение (действия) ребенка.

Кроме того, на разных этапах могут возникать трудности общения между мамой и папой, а также трудности сообщения диагноза остальным членам семьи и дальнейшие отношения между ними. Это все может быть темами для обращения к психологу за индивидуальной психологической консультацией или несколькими консультациями в индивидуальном режиме, приемлемыми для родителей.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.