Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Примерная схема психолого-педагогической характеристики личности школьника






● Общие сведения об учащемся, его семье и условиях жизни.

Фамилия, имя школьника. Его родители (фамилия, имя, отчество). Тип семьи (полная, неполная). Количество детей в семье, другие члены семьи. Материальные условия жизни семьи. Отношения в семье (благоприятные, неблагоприятные).

Состояние здоровья.

а/ Болезненность (сколько раз школьник болел в истекшем году, характер заболеваний, их возможная связь с условиями жизни).

б/ Наблюдаемые признаки предрасположенности ребенка к нарушениям состояния здоровья. Тревожность, раздражительность, высокая утомляемость, расторможенность, двигательное беспокойство, головные боли, головокружение, плохой аппетит, невнимательность, отвлекаемость, неусидчивость, обидчивость, плаксивость, упрямство, драчливость, агрессивность, навязчивые привычки: грызение ногтей, другие привычки.

в/ Жалобы со стороны родителей: чрезмерная усталость после школы, недосыпание, нарушение сна, страх темноты, одиночества, непослушание, конфликтность, беспричинный подъем температуры, плохой аппетит, тошнота, укачивание в транспорте, непереносимость резких звуков, духоты, холода, другие жалобы.

Психологические особенности личности школьника.

а/ Потребности личности школьника.

- Материальные потребности. Что ученик имеет в личном пользовании /книги, магнитофон и т.д.). Какие потребности испытывает. Согласуются ли материальные потребности школьника со стремлением к труду и приобретению знаний.

- Познавательные потребности. В каких видах деятельности они проявляются. Можно ли рассматривать учение школьника как удовлетворение потребности в приобретении знаний или он учится лишь потому, что его побуждают родители.

- Потребности в труде. Имеет ли трудовые навыки и умения, легко ли их приобретает, есть ли привычка к длительным трудовым усилиям, какие виды труда предпочитает.

б/ Цели, ценности, установки, мотивы поведения и учения.

- Любимые учебные предметы. Особенности мотивации учебной деятельности и поведения. Отношение школьника к музыке, живописи, художественной литературе, спорту и т. д. Какие виды деятельности привлекают школьника в большей степени.

в/ Уровень притязаний школьника ( завышенный, заниженный или соответствует его возможностям). Отношение ученика к своим успехам и неудачам. Удовлетворенность межличностными отношениями.

г/ Мировоззрение, убеждения. Совершает ли школьник поступки в соответствии с нормами общественной морали (быть честным, справедливым, чутким, добрым) или их не придерживается. Умеет ли защищать свои взгляды, аргументировать свою точку зрения.

д/ Нравственные качества личности.

- Принципиальность, умение подчинять свое поведение усвоенным принципам, несмотря на меняющиеся обстоятельства.

- Патриотические чувства - любовь к своему городу, селу, к Родине, уважительное отношение к лучшим традициям своего народа.

- Оптимизм - психическое состояние бодрости, жизнерадостности, вера в возможность выхода из трудного положения.

- Активность, инициативность, целеустремленность - умение мобилизовать свои усилия для выполнения тех или иных задач.

- Честность, скромность, самокритичность. Учащийся нетерпимо относится ко лжи. способен реально оценить качества своей личности или проявляет лживость, ставит себя выше своих товарищей.

- Гуманность. Школьник уважительно относится к людям, способен понять их переживания, любит животных или груб, может принести неприятность человеку, не любит животных.

- Откровенность. Склонен ли к болтливости или старается о своей жизни говорит мало.

- Самостоятельность. Руководствуется в своем поведении личным опытом, убеждениями или проявляет подражательность, прислушивается ли к советам.

е) Волевые качества личности. В какой степени проявляется у школьника таки качества, как: решительность, настойчивость, выдержка, самообладание, мужество, смелость. Умеет ли доводить начатое дело до конца. Может ли подавить свои желания поиграть, поговорить с друзьями, если они мешают выполнению важного дела, сдерживать свои эмоциональные состояния, не допускать необдуманных действий в случаях проявления со стороны других насмешек, несправедливого отношения, выступить против нарушителей дисциплины или избегает какой бы то ни было опасности.

ж/ Интеллект учащегося.

- Особенности внимания школьника. Его произвольность, сосредоточенность, устойчивость, распределение.

- Осмысленность восприятия учебного материала, быстрота его осмысления.

- Уровень развития памяти. Владеет ли приемами запоминания, быстрота и прочность запоминания, легкость воспроизведения, индивидуальные особенности памяти.

- Уровень развития мышления. Отличает ли существенные признаки от второстепенных, каков уровень усвоения общих и абстрактных понятий, быстро ли находит пути решения.

- Уровень развития воображения. Богатство воссоздающего воображения в различных видах учебной деятельности.

з/ Индивидуальные особенности школьника.

- Характер. Свойства, выражающие отношения школьника к себе, труду, учению, другим людям, вещам. Ярко выраженные положительные и отрицательные черты характера. Преобладающее настроение.

- Способности. Общие и специальные. Владение учебными навыками и умениями. Есть ли особые способности в какой-нибудь деятельности (музыке, рисованию и т.д.) и в чем они проявляются. О чем мечтает и, что намеревается делать в будущем (отмечать в характеристике ученика, начиная с 6 класса)

- Темперамент. Преобладание свойств холерического, сангвинического, флегматического и меланхолического темперамента. Выражение особенностей темперамента в эмоциональной сфере, в работоспособности, в подвижности, в общительности).

● Школьник в системе учебно-воспитательных отношений.

В школе

а) Каким образом складываются у школьника отношения с учителями: строятся на взаимном уважении и доверии или же носят ситуативный характер. Если имеются конфликты, то назвать причины конфликтов.

б) Статус школьника в группе. Если у школьника не складываются взаимоотношения со сверстниками, то назвать их причины.

В семье. Ребенок психологически защищен, любим, взрослые с пониманием относятся к индивидуальным проблемам и особенностям ребенка, учитывают их, или же положение в семье нельзя назвать благополучным, наблюдается отчужденность, конфликты. Специфические особенности семьи, семейных отношений.

Признают ли родители авторитет педагога, сотрудничество с ним или связь носит формальный характер, или вообще не поддерживается.

Уровень адаптации школьника к условиям работы школы.

Положение школьника во всех или в большинстве сфер воспитания оценивается как благополучное или неблагополучное. Личностные качества, мешающие школьнику адаптироваться к школьной среде (лень, упрямство, застенчивость м др.).

Общественная позиция школьника.

а) Общественное поручение школьника в классе (школе). Отношение к его выполнению. Возможные причины безответственного отношения.

б) Круг домашних обязанностей школьника. Отношение к их выполнению.

Особенности учебной деятельности

а) Отношение к учебной деятельности в целом и к отдельным ее видам (стремится хорошо учиться, или же интереса к учению пока нет).

б) Уровень развития основных характеристик познавательной активности (достаточно высокий на всех уроках или же лишь на отдельных.)

Самостоятельность (выполняет учебные занятия самостоятельно или требуется определенная помощь).

Темп (темп деятельности - высокий, средний, низкий).

в) Характер трудностей ребенка в учении: общих, проявляющихся по всем предметам или по отдельным, дисциплинированность.

Успеваемость школьника по итогам года.

Общие психолого-педагогические выводы. Определяются важнейшие задачи, стоящие перед учителем, и пути улучшения учебно-воспитательной работы со школьником.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.