Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Содержательный блок. Современные требования к профессиональной деятельности педагога.






Современные требования к профессиональной деятельности педагога.

Своеобразие педагогической деятельности можно описывать множеством трудов. Все мировые педагогические источники науки касаются этой проблемы, так как педагогика является не только наукой, но и искусством – своеобразным искусством в области педагогического мастерства. Педагогическое мастерство измеримо и обусловлено рядом различных критерий или требований.

Первое требование к профессиональному педагогу, или основной критерий, – наличие педагогических способностей.

Имена талантливых педагогов широко известны, а о бездарных педагогах говорят как о неумелых, недобросовестных. Педагогическая бездарность зачастую является глубинной причиной нежелания детей или студентов изучать предмет вообще и наносит громадный вред каждой личности. К сожалению, в педагогических вузах до сих пор не проводится диагностика педагогической одаренности, а это, в свою очередь, губительно сказывается на учениках и воспитанниках.

Второй критерий оценки педагогического мастерства – учет многофакторности воспитательного процесса. Владение факторным анализом в современной педагогической действительности – одно из важнейших умений в профессиональном труде педагога. Педагог выступает как координатор, комментатор, оппонент всех воспитательных влияний.

Третьим критерием оценки является терпение и оптимизм как важнейшие профессиональные качества личности педагога.

Специфической чертой воспитательного процесса является его длительность: нельзя быстро воспитать чуткого, трудолюбивого человека. Особенно медленно идет процесс перевоспитания. Нет таких быстродействующих методов, которые бы позволили эгоиста быстро переделать в альтруиста, а лентяя – в труженика. Эта особенность делает результаты воспитания малозаметными, скрытыми. Успешно работать в таких условиях может только терпеливый оптимист.

Четвертым критерием оценки является настойчивость в достижении цели, трудолюбие, самоотверженность и т.п. Существует своеобразный концентризм в содержании воспитательной работы. Воспитывая одно и то же качество личности, педагог многократно возвращается к нему на новом этапе развития личности.

Пятым критерием оценки является уровень коммуникативного развития, так как педагогический процесс есть активный двусторонний процесс. Педагогу требуется множество усилий для активизации ученика и включения его в процесс самоанализа, самореализации и самовоспитания с использованием всех видов интерактивного взаимодействия.

Шестым критерием оценки является наличие таких характерологических особенностей как скромность и выдержанность, так как качественные результаты зависят от временного пространства и учителю могут поставить в вину чужие ошибки и нарушить его душевное равновесие.

Седьмым критерием оценки является развитие рациональных и прогностических видов мышления. Быть хорошим прогнозистом и личностью, умеющей осуществлять руководство и контроль над ситуацией, – значит управлять процессом.

Особенно важны для педагога такие качества личности, как выдержка, находчивость, быстрота и острота реакции и в то же время эмоциональная уравновешенность, то есть умение владеть собой и координировать свои чувства, психические состояния.

Идеальный педагог – педагогически одаренный, высоконравственный, общительный оптимист-труженик, любящий людей.

Существует главный педагогический запрет: если раздражительность стала частью личности, второй натурой, надо срочно менять профессию.

В педагогической психологии существует современный взгляд на передовой педагогический опыт. Психология учителя под различными углами освещает проблему современных требований, предъявляемых к личности педагога.

Педагог осознанно входит в процесс самообучения и самовоспитания, которое и определяет его культурно-историческое призвание:

- перевести любовь к труду в труд любви;

- осуществлять активное бытие в культуре;

- развивать способности;

- противостоять натиску хаоса;

- достигать полноты в процессе самореализации (исполнивший и исполненный блага).

Современные взгляды и научная мысль определяют наличие дидактических принципов деятельности педагога:

- гуманизм (человек в центре);

- полифония позиций;

- сотрудничество, сотворчество;

- другодоминантность:

- иерархизм.

Дидактические правила деятельности педагога:

- не навязывать и не подменять;

- оказывать помощь воспитаннику;

- быть носителем нравственного начала.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.