Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Содержательный блок. 1. Место российского образования в мировом образовательном пространстве.






1. Место российского образования в мировом образовательном пространстве.

2. Система российского образования как развивающаяся система.

1. Место российского образования в мировом образовательном пространстве.

Современные поиски изменения парадигмы в системе образования начались еще в 80-е годы ХХ в., когда было заявлено о перестройке советской школы и системы в целом. Меры, намечавшиеся по обеим реформам, не дали ожидаемого результата, а с изменением политической ситуации в стране и переходом к рыночным отношениям, вообще утратили какое-либо значение. Под давлением обстоятельств и потребностей школа в значительной степени стала развиваться и перестраиваться стихийно. Изменения в системе образования происходят на наших глазах и при нашем участии.

В 1985 г. увидел свет первый образовательный документ «Концепция образования». Закон об образовании в СССР был опубликован в 1986 г. В 1992 г. вышла в свет первая редакция Закона об образовании в РФ, вторая редакция датирована 1996 г.

В статье 43 Конституции РФ (1993 г.) декларируется право на образование:

- гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального;

- обязательность основного общего образования;

- установление государственных образовательных стандартов и поддержка различных форм образования и самообразования.

Необходимо отметить, что первоначально не было гарантий общедоступности и бесплатности полного среднего образования, понадобился протест общественности и Министерства образования РФ, чтобы были восстановлены прежние права граждан.

За последние двадцать лет в системе образования РФ прослеживаются постоянные тенденции снижения уровня грамотности, воспитанности выпускников государственных образовательных учреждений. Процессы примитивизации сознания граждан России и общее снижение интеллектуального потенциала отмечаются многими специалистами в области педагогики, психологии, социологии:

- 1979 г. – уровень обученности 20%;

- 1998 г. – уровень языковой компетенции выпускников школ 18–25%;

- 1991 г. – 3-е место по уровню образования среди 20 европейских стран;

- 1996 г. – 10-е место по уровню образования среди 20 европейских стран;

- 2003 г. – 17-е место по уровню образования среди 20 европейских стран.

По данным статистики 2005 г., в рейтинге мировых образовательных систем Российская Федерация занимает 67-е, по уровню жизни – 110-е.

Рейтинг университетов в 2006 г.: первые три места принадлежат Гардварскому, Кембриджскому, Оксфордскому университетам, Московский государственный университет занимает 112-е место, Санкт–Петербургский государственный университет – 334-е.

2. Система российского образования как развивающаяся система.

Российская система государственного образования насчитывает более 1000 лет. С появлением письменности и принятием христианства была организована и образовательная система. Первый теоретик педагогики Я.А.Коменский обосновал классно-урочную систему обучения как единственно-востребованную для массовой школы на основе анализа работы церковно-приходских сельских школ Украины, Белоруссии и других славянских народов. Система в России зародилась раньше, чем наука о воспитании, а слово «образование» понималось как педагогическая цель – «образ божий дай ребенку».

Самые великие достижения в области образования относят к концу ХIХ – началу ХХвв. В этот исторический период Россия занимала ведущие места. На третьем месте СССР оказался в 60-е годы ХХ в.: научно-техническая деятельность страны этому доказательство. В 1970–1980-е годы Россия стала терять педагогический идеал, приоритетность во многих достижениях, в том числе и в образовании. Правление М.Горбачева и Б.Ельцина еще больше усилило тенденции децентрализации российской школы, и все остальные процессы (гуманизации, демократизации, гуманитаризации) остались сегодня полностью не реализованными.

Подлинная демократия возможна в обществе, где права человека не только провозглашаются, но и гарантируются. Выбор программ, методик, технологий, средств, методов и приемов сегодня становится возможным, но при отсутствии финансирования образовательной системы остается схоластикой.

Все вышеупомянутые процессы заявляли возможность не только смены образовательной парадигмы (с авторитарной на гуманистическую), но и внедрения в образовательный процесс инновационных технологий, что, в свою очередь, являлось гарантией подъема в сфере образования.

Понятие педагогической технологии в литературе и практике работы школ часто применяется как синоним понятия педагогической системы. Понятие «система» шире, чем «технология», и включает и самих субъектов и объектов деятельности.

Педагогические технологии часто перекрываются понятиями методик обучения. В технологиях более представлены процессуальные, количественные и расчетные компоненты, в методиках – целевая, содержательная, качественная и вариативно-ориентировочная сторона.

Технология отличается от методики воспроизводимостью и устойчивостью результатов. Иногда методики входят в состав технологий. Педагогическая технология может функционировать в качестве:

- науки, исследующей более рациональные пути обучения;

- системы способов, принципов и регуляторов, применяемых в обучении;

- реального процесса обучения.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.