Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Французская поэзия 50-60 гг. XIX века. Творчество П.Ж. Беранже.






 

В 50-60-х годах было 2 направления: парнасцы и революционно-демократическое. Последние выступали за народ, за патриотизм. Парнасцы же декларировали «искусство для искусства», «бесстрастную» поэзию прекрасных форм, изысканность поэтического языка.

Глубоко трагической фигурой был самый яркий поэт этой эпохи Шарль Бодлер (1821—1867), автор книги «Цветы зла» (1857 г.). Бодлер так же, как и Флобер, ненавидел буржуазное общество. Он сочувственно рисовал в своих стихах бунтарей и богоборцев, поднявшихся против существующего строя (Каин в стихотворении «Авель и Каин», Сатана в «Литаниях Сатане», алхимик в «Каре гордости»). Бодлер не чужд демократической симпатии к простым труженикам, он говорит об их тяжелой жизни (стихотворения «Душа вина», «Сумерки вечера»), но видит в них лишь страдальцев, а не борцов. Ему кажется, что он одинок в своей ненависти к буржуазному миру. Буржуазная цивилизация для Бодлера — гниющая и умирающая цивилизация, и вместе с тем он не может вырваться из ее объятий. Это порождает в его поэзии мотивы смерти, гниения, распада.

Современниками Бодлера были поэты группы «Парнас», вступившие в литературу в 50—60-х годах. В число их входили Леконт де Лиль, Теофиль Готье, Теодор де Банвиль и др. Утрата большого общественного содержания, характерная для этих поэтов, связана с их односторонним интересом к вопросам формы. Эстетизм и отрыв поэзии от больших общественных идей позволяют считать творчество «парнасцев» одним из первых проявлений кризиса французской поэзии и началом ее поворота к декадансу.

Первый период творчества Беранже. Первый период творчества Беранже — это эпоха Первой империи. В эти годы Беранже только складывается как поэт, он еще не находит своего настоящего призвания.

В поисках жанра он использует так называемую «застольную песню» XVIII века. Он воспевает мимолетные радости, вино, любовь. Его песни этого периода еще лишены глубокого социального содержания, политической остроты («Весна и осень»).

Но вскоре Беранже нашел свой настоящий жанр: это была массовая песня.

Уже в раннюю песнь Беранже вносит новые, демократические мотивы. В стихотворении «Беднота» он прославляет жизнь бедняков, утверждая, что эта жизнь более содержательна, более осмысленна, чем жизнь богача, который томится бездельем, живет паразитом.

Тот же демократический мотив еще сильнее звучит в раннем стихотворении Беранже «Мой старый фрак». У бедняка всего-навсего один только фрак; он бережет его, считая более благородным одеянием, чем великолепный костюм богача.

К этому же раннему периоду относится политическое стихотворение «Король Ивето». Восхваляя сказочного короля Ивето, Беранже тем самым осуждал Наполеона за то, что при нем народные деньги шли на разорительные войны, на роскошь императорского двора. Наполеону он противопоставляет сказочного короля Ивето, который отличался скромностью и демократизмом; никакой роскоши у него при дворе не было, и народ, не обремененный налогами, любил своего короля.

Поэзия Беранже в период Реставрации. Второй этап творчества Беранже совпадает с периодом Реставрации. Падение Империи и восстановление Бурбонов было тем политическим событием, которое определило перелом в сознании и в творчестве поэта. Именно в этот период Беранже оформляется окончательно как певец революционной демократии. Он объявляет себя поэтом-патриотом, задача которого — бороться с эмигрантами и с Бурбонами.

Так пишет Беранже в стихотворении «Моя, может быть, последняя песня». Он хочет выступить против врагов родины как поэт-гражданин. Именно в этот период и приобретает его поэзия то народное значение, которое так высоко оценил русский революционер-демократ Добролюбов, посвятивший Беранже статью в связи с выходом песен Беранже в переводе Курочкина. В этих симпатиях Беранже к народу Добролюбов усматривает причину его широкой популярности.

Наиболее ценное, что создал Беранже в годы Реставрации, — это его острые политические песни.

Ярким сатирическим произведением этого периода была «Челобитная породистых собак». В образе породистых собак он выводит эмигрантов, французскую знать, которая вернулась после свержения Наполеона и потребовала себе восстановления прежних прав:

Наконец, целый цикл стихотворений Беранже этого периода является сатирой на церковь и на духовенство. Беранже не был атеистом, но его религиозные взгляды были очень своеобразны. Считая, что у каждого человека есть своя религия, которая ничего общего не должна иметь с официальной церковью, Беранже объявляет себя противником официальной, феодально-католической церкви, которая служила оплотом реакции. Он зло высмеивает ее в целом ряде произведений. В стихотворении «Смерть сатаны» основатель иезуитского ордена Игнатий Лойола однажды в кабачке подсыпал в рюмку сатаны, подсевшего к нему, яд, от которого тот умер. Все монахи и священники стали оплакивать сатану, так как с его смертью они лишились большого дохода.

Вполне понятно, что такого рода стихи должны были определенным образом отозваться на судьбе Беранже. Правительство уже давно имело его на примете как опасного смутьяна, и, когда в 1821 году вышел второй сборник его стихов, Беранже был привлечен к суду. Его обвинили в оскорблении религии, церкви, морали, в пропаганде трехцветного знамени — знамени революции.

Суд признал его виновным и приговорил к штрафу и к трем месяцам тюрьмы. Но и в тюрьме поэт не унывал. Судебное дело нисколько не снизило пафоса политической лирики Беранже — он продолжает бросать в лицо своим врагам смелые обличительные произведения.

Во время правления Бурбонов Беранже уже иначе расценивает Наполеона. Для него он теперь представляется правителем, который горячо любил Францию и думал о ее благе.

Беранже не чужд идеализации Наполеона в таких широкоизвестных стихах, как «Два гренадера», «Старый капрал» и другие. Но самым важным циклом его политических песен этого периода были песни, направленные против Бурбонов. Целый ряд блестящих сатирических стихов посвящает Беранже Карлу X, последнему представителю Бурбонов, свергнутому Июльской революцией. Самое яркое среди них — «Будущность Франции». Здесь Беранже рисует печальную судьбу Франции в XX веке; она доведена Бурбонами до крайней степени измельчания и оскудения: все измельчало, люди превратились в карликов; идеи, дела, мысли также стали карликовыми.

Тому же Карлу X прямо посвящено и другое стихотворение под названием «Красный человечек». Поэт предсказывает скорую гибель короля: существует легенда о том, что в королевском дворце перед большим событием (перед революцией, перед казнью Людовика XVI) появлялся красный человечек. И вот теперь снова он стал бродить по дворцу. Пророчество Беранже точно сбылось: очень скоро последний Бурбон был свергнут революцией.

Вполне понятно, что после таких стихотворений, как «Красный человечек» или «Будущность Франции», Беранже опять попал в тюрьму. Это было в 1828 году. Уже сидя в тюрьме, он пишет стихотворение против Карла X. Оно создано за год до революции и носит название «Моя масленица в 1829 году».

Так приветствовал в своем творчестве Беранже наступающую революцию. Целый ряд его стихотворений был вдохновлен предреволюционными и революционными событиями.

Песни Беранже были необычайно популярны. Образцом для него служила народная поэзия; он охотно использовал ее ходовые образы, мотивы и приемы. Повторы, меткие народные словечки, простой образный язык, легко запоминающаяся рифма — все эти особенности его песен как нельзя более содействовали их широкому, массовому распространению. Особенно помогали этому его замечательные припевы (рефрены). В них он искусно сосредоточивал главный обличительный смысл песни.

Песни Беранже распевались народом в кабачках, на площадях и улицах Парижа.

Творчество Беранже после революции. Однако события Июльской революции несколько смутили Беранже; он не сразу смог разобраться в них, понять, что революция не принесла народу той свободы, о которой мечтал поэт. Буржуазные либералы постарались использовать эту растерянность поэта и завербовать его на свою сторону. Отчасти им это удалось. Беранже подал свой голос за нового короля Луи Филиппа. Но, очень скоро поняв свою ошибку, он решительно отказывается принять какие-либо милости от короля, В стихотворении «Отказ» поэт говорит о том, что он женат на очень строгой даме, зовут ее Свобода, она-то и не позволяет ему брать какие бы то ни было милости от нового правительства.

Когда Беранже понял, что плодами революции 1830 года воспользовалась крупная финансовая буржуазия, он выступил с обличением этой новой правящей верхушки, которая заражена была стяжательством и поклонялась единственному богу — золотому тельцу. Поняв, что ему снова необходимо взяться за поэзию, Беранже призывает свою песню вернуться на трон: «Призыв к тебе: «Сюда!»»

Поняв, что такое Июльская монархия, Беранже со всем своим боевым пылом выступает против нее в поэзии. Он нападает на банкиров, финансистов, на тех, кто явился оплотом этой монархии. Наступило время, утверждает Беранже, когда все возможно купить и продать. В старину в окрестностях Парижа было местечко Бонди, которое являлось приютом воров и разбойников. Этим образом и пользуется Беранже в стихотворении «Бонди», рисуя современность. Франция банкиров, крупных финансовых акул — это Франция воров и разбойников.

Но Беранже, несмотря на свое отрицательное отношение к Июльской монархии и к финансовой буржуазии, которая восторжествовала в эту пору, не становится на сторону революционного пролетарского движения. Он пробует найти выход в учении социалистов-утопистов. Несколько песен последнего периода своего творчества Беранже посвящает утопистам. Одна из них носит характерное название «Безумцы». «Безумцы» — так зовут их люди, которых пугают смелые мысли утопистов. Но, по мнению Беранже, эти «безумцы» были величайшими мыслителями человечества.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.