Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Эстетико-философское осмысление понятия «реализм». Реализм как литературное направление во второй половине XIX века. Реализм как открытая художественная система.






Своеобразие западноевропейского историко-литературного процесса XIX века.

Главная особенность западной литературы 19 века – сосуществование и взаимодействие двух литературных направлений: романтизма и реализма.

Романтическое восприятие мира – Уильям Блейк – бесконечное, вечное, космос, стремление к таинственному, мистическому.

Реалистов волновало иное, передавали иным способом – Человек брошен судьбой во враждебный мир.

В 1й половине 19 века быстро меняется картина мира – быстро развиваются науки, появляется геология, новые сведения о возникновении вселенной.

Возникает новая философия – Огюст Кант в 1830-1840 гг разрабатывает курс позитивной философии. Философия перестала быть бездоказательной наукой, стала опираться на математику, биологию. Позитивизм оказывает влияние на литературу и искусство.

Главная идея 19 века – идея развития, эволюции. Об эволюции размышляли историки. Увлечение историей – исторические романы. Историки Огюст Тьерри, Жан Мишле, Франсуа Гизо переносят внимание с описания подвигов на изучение закономерности развития исторического процесса.

Мишле полагал, что история – последняя победа человека над предопределением природы.

Карл Линней, Жак Кювье, Чарльз Лайалл, Чарльз Дарвин проводиди аналогии между развитием животного мира и мира человеческого.

Н.Шлейден и Т.Шванн доказали теорию, что все живые организмы состоят из клеток. Книга Ч.Дарвина «Происхождение видов путем естественного отбора» 1859. Дарвин дал мирутеорию эволюции живых существ – религиозный кризис. Не возникало сомнений, что Бог 5000 лет назад создал мир и время, которые движутся к страшному суду, а ученые доказывают, что мир создан не 5000 лет назад. Идея прогресса. Мир, который эволюционирует, изменяется независимо от творца. Люди утрачивают идею Бога как создателя вселенной. Возникло грандиозное сомнение в существовании творца.

Активно развиваются социальные науки. Томас Мальтус, теория которого повлияла на устройство английского общество. Все человеческие беды от перенаселенности планет, всех благ не хватит, поэтому катастрофы – благо, тк убирают излишки человечества. Как следствие, в Англии появились работные дома – Гетто для бедняков. Исполняя тяжелую работу, они становились рабами (Ч.Диккенс «Жизнь и приключения Оливера Твиста»).

 

Эстетико-философское осмысление понятия «реализм». Реализм как литературное направление во второй половине XIX века. Реализм как открытая художественная система.

Середина 19 века – эпоха классического реализма. Термин «критический реализм» - устаревший. Реализм как литературное направление складывается в 30-40е гг 19 века, далее развивается на протяжении 200 лет. Реализм изображает личность и общество в их постоянных изменениях и динамических связях.

Реализм – реалис – вещественный. Термин возник позже направления, предложен Шарлем де Сент-Бёв.

Реализм относится к числу незамкнутых литературных систем. Обладая только своими характерными особенностями, усваивает и творчески перерабатывает открытия других литературных систем. В начале формирования реализма реалисты опирались на художественные открытия романтиков. И романтики, и реалисты воспринимали мир как вечно движущийся, меняющийся, но изображали его по-разному.

Гюго: «Роман – конденсирующее зеркало, нужно не копировать». Стендаль уподобил роман «зеркалу, с которым идешь по большой дороге и оно отражает и синь небес, и грязные лужи».

Изображение реалистов претендует быть объективным.

Для романтиков важен принцип двоемирия, реалистам чуждо двоемирие, таинственное, потустороннее. Добро и зло амбивалентны и сосуществуют в мире. Лотман говорит о 2х возможных моделях мира в искусстве:

А) Бинарная – встречается уже в средневековье. Отличительная черта – бинарная антитеза (грех – святость, ад – рай, ангел – демон). Нет нейтральной ступени, мир четко делится на две части.

Б) Тернарная – включает мир зла, мир добра и часть мира, который не имеет однозначной моральной оценки.

В середине 19 века доминирует тернарная модель мира. Зло – отклонение от нормы, но обязательно существует, и тем более опасно, чем более принимает вид обыденного.

Художественные открытия романтиков, заимствованные реалистами.

1. Новая повествовательная структура. В центре романа герой, который не действует, а наблюдает, анализирует свои мысли и поступки и является объектом анализа автора и других героев. (А.де Мюссе «Исповедь сына века», Стендаль, Бальзак, Мериме, Пушкин, Лермонтов).

2. Разрабатывают изображение внутреннего мира героя. Психологический анализ у реалистов развивается на основе этого романтического открытия. Гюго, Жорж Санд раскрывают внутренний мир через портрет, мимику, жесты. (+Лермонтов, Диккенс, Стендаль)

3. Новелла стала ведущим жанром в западной Европе. Реалисты обращаются к этому жанру. Новелла – экспериментальная площадка, где разрабатываются новые принципы творчества, которые потом переносятся в роман – ведущий жанр реализма, тк жанровая форма романа соответствует стремлению писателя к полноте изображения мира и в тоже время изображения тончайших человеческих переживаний.

Вторая половина 19 века проходит под знаком утраченных иллюзий: изображается человек, переживший крушение надежд, разочарование. (Бальзак «Утраченные иллюзии», Диккенс «Большие надежды», Флобер «Мадам Бовари»). Тема утраченных иллюзий соотносится с темой молодого человека, который находится в начале пути и стремится найти свое место в мире. (Стендаль – Жульен Сорель, Бальзак – Эжен де Растиньяк, Пушкин, Лермонтов)

Тема изображения судьбы женщины в сложном, противоречивом мире. (сестры Бронте, Э.Гаскет, Дж.Элиот).

Тема изображения судьбы ребенка. Ч.Диккенс первым создает психологический портрет ребенка. (Толстой – Детство, Погорельский – Черная курица). Ценность детства.

 

Различие художественных принципов романтизма и реализма.

Реализму характерно:

1. Детерминированность характеров героев, их обусловленность средой.

Реалистические герои поступают в соответствии с правдой жизни, с логикой развития сюжета, самостоятельны от воли автора.

2. Многоплановость героя.

Персонажи не делятся на положительных и отрицательных. Характеры развиваются и изменения человека происходят под влиянием изменяющихся обстоятельств. Герои реалистов типичны, характерны для своего времени и среды. (например, Бальзак – образ парижского ростовщика)

3. Авторы реалистических произведений выбирают для изображения обыденную жизнь.

Западноевропейский реализм проходит 3 этапа:

1. 30-е гг – 1848 г.

2. 1848 – 1870 г. – параллельно существуют символисты, натуралисты.

3. Последняя четверть 19 века.

Как литературное направление реализм в каждой стране имеет свои особенности.

1. Франция – сильна психологическая проза. (Стендаль, Бальзак)

2. Англия – значимо влияние просветительского романа воспитания, романа большой дороги (Филдинг, ранние романы Диккенса – одна сюжетная схема и похожие названия, счастливый финал).

3. Западноевропейский реализм связан с русской литературой. Тема униженных и обездоленных, тема ребенка в жестоком мире (От Диккенса к Достоевскому, Анна Каренина – мадам Бовари, Тургенев).

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.