Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Воспоминания взрослых о своих детских болезнях






Исследование психологических факторов, лежащих в основе развития болезней, способствующих их лечению и предупреждению, — важная задача медицинской пси­хологии. Особенно актуальным это является при изуче­нии психологии больного ребенка. Переживания детей во время болезни не всегда бывают отреагированы. Не все взрослые склонны обсуждать с детьми причины воз­никновения заболевания, методы лечения, неприятные и болезненные ощущения, да и не все дети любят говорить о своих болезнях. В результате переживания страха, одиночества, страдания, вины, запечатлеваясь в памяти и формируя внутреннюю картину, болезни могут оказать влияние на весь психический склад человека, определяя особенности его эмоционального реагирования и труд­ности развития в течение всей жизни.

Одна молодая женщина рассказала нам следующее: «У меня ощущение, что с моими болями в горле связана какая-то моя проблема, которая тянется с детства. Тогда она выражалась в виде ангин, потом перешла в тонзиллит. Наверное, это было убегание в болезнь от каких-то проблем, когда я чего-нибудь очень боялась или чего-нибудь не хотела делать. Или, может быть, чего-то очень хотела добиться. Заболев, я это получала. На­пример, кипяченое молоко я пила только с шоколадом, поэтому бабушка каждый день покупала мне шоколад­ки. И во время болезни все были ко мне более внима­тельны, расстояние между мной и мамой сокращалось. Это даже сейчас бывает: когда я болею, мне хочется, чтобы мама пришла ко мне в комнату посидеть, пого­ворить со мной. И хотя я ее не пускаю близко к себе, но все равно хочется, чтобы она была ко мне ближе».

Для того чтобы лучше понять специфику эмоцио­нальных реакций, отношений, переживаний и психиче­ских образов больного ребенка, мы решили проанализи­ровать воспоминания взрослых людей о болезнях, пере­несенных ими в детском и подростковом возрасте. При этом особый интерес для нас представляло изучение вли­яния роли болевых ощущений на перестройку психиче­ской сферы людей во время болезни.

Нами были опрошены 73 человека в возрасте от 17 до 55 лет. Это были студенты (психологи и культурологи) и специалисты с высшим образованием, которые проходи­ли переподготовку по специальности «менеджмент в со­циальной сфере». Всех их мы попросили письменно вос­произвести воспоминания о своих детских болезнях. Всем была дана следующая инструкция: «Пожалуйста, постарайтесь вспомнить свое психофизическое состоя­ние и свои переживания во время детской болезни, которую Вы запомнили на всю жизнь. Если Вам трудно вспомнить болезнь, постарайтесь воспроизвести ситуа­цию, когда Вам было очень больно. Запишите это воспо­минание в свободной форме».

При работе с воспоминаниями мы выделяли, как ос­новные, следующие единицы анализа:

• эмоции и чувства (интерес, радость, удивление, страх, страдание, вина, гнев и пр.),

• психические образы сенсорно-перцептивного диапа­зона различной модальности в их взаимодействии с болевыми ощущениями,

• переживание и переосмысление заболевшим ребен­ком своих отношений со взрослыми,

• переживание как причина переосмысления ребенком своего существования и самого себя.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.