Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Рисую, пишу, читаю






Стратегия «рисую, пишу, читаю» — одна из много­численных детских поведенческих стратегий. Она напря­мую связана с обучением. Когда дети приходят в школу, учеба приходит на смену игре и становится ведущим ви­дом их деятельности. Конечно, дети по-прежнему много играют. Однако если провинившийся ребенок садится за уроки вместо того, чтобы играть, то он получает соци­альное одобрение со стороны взрослых и начинает по­нимать, что таким способом можно не только искупить вину, но и вызвать похвалу. Такая стратегия поведения имеет в своей основе подсознательный защитный меха­низм компенсации.

В то же время, дети читают не только учебники, но и свои любимые книжки: сказки, приключения, смешные истории, повести о детях и животных. Рисуют взволно­вавшие их события и ситуации и выражают в рисунках отношение к ним. Они записывают любимые песни, ве­дут дневники, пишут письма. Таким образом, как вари­ант арт-метода стратегия «рисую, пишу, читаю» может реализовываться в процессе взаимодействия ребенка с продуктами человеческого творчества или в процессе его собственного творческого выражения. Согласно нашим наблюдениям, после годичного посещения уроков пси­хологии, где дети постоянно составляют устные, а затем письменные рассказы по рисункам и таким образом пы­таются выразить свои переживания, они начинают осоз­нанно применять эту стратегию в трудных ситуациях ча­ще, чем дети, которые никогда не посещали такие уроки.

При этом особая роль в организации такого защит­ного поведения отводится рисованию. Столь значимая роль рисунка объясняется тем, что дети чувствуют и по­нимают больше, чем могут выразить в словах. В детстве рисование выступает как способ объединения и согласо­вания целого ряда психических функций — речи, мыш­ления, восприятия, внимания. Особенно ярко это про­является в конфликтной ситуации, когда вследствие накопления переживаний вступают в действие эмоцио­нальные тормоза. Поскольку детям трудно сдерживать желания и ограничивать свои фантазии, возможность выразить их в рисунках нормализует и уравновешивает их психику. Как показывает опыт, рисование — лучший способ налаживания отношений даже с малоконтактны­ми детьми.

Рассказ Алеши М., ученика 3 класса: «Когда плохое настроение, я рисую пасмурную, плохую погоду — вы­кладываю все плохое настроение. Если читаю, то сти­хи — грустные. Пушкина, Есенина: " Белая береза", " Руслан и Людмила", середину, там, где он ищет ее. Пишусам сочиняю стихи. Или переписываю в тет­радку рассказы, которые нравятся, которые прочитал. Грустные, о плохой погоде: " Скучная картина ", " Уны­лая пора "».

Психолог: «А ты можешь мне на память какое-ни­будь стихотворение свое написать?» —Алеша М.: «Нет, не помню».— «А сесть и сочинить сейчас можешь?» — «Могу». Мальчик уходит и через 10 минут приносит текст:

Если выйдешь ты на улицу, Там белым-бело, Все пригорки серые Превратились в светлый холм...

Ученица 5 класса Вика Е., на рисунке «Кризис в моей жизни» изобразила урок физкультуры в спортивном за­ле и рассказала следующее: «Я бегу первая. Кирилл О. выставил ногу вперед, и я споткнулась, перелетела че­рез его ногу и ударила палец. С тех пор я притормажи­ваю, если вижу, что кто-то выставляет ногу, когда я бегу. Стихотворение написала — " Мой заяц ":

Упал мой заяц на пол.

Сломал мой заяц лапу.

Лечила я его, лечила

И все-таки не долечила.

А заяц ел траву и ел.

И вылечил больную лапу».

У взрослых использование арт-методов — самый час­тый способ совладания. У детей арсенал арт-методов зна­чительно меньше и примитивнее, чем у взрослых. Млад­шие школьники еще мало читают, редко ходят в театр, а на выставке, может быть, и вообще ни разу не были. Не­смотря на это, стратегия «рисую, пишу, читаю» стоит на втором месте по значению меры своей эффективности, а стратегия «смотрю телевизор, слушаю музыку» — на вто­ром месте по частоте ее использования детьми.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.