Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Достоинство толкования Корана




Важнейшей целью ниспослания Корана является создание прочной связи между Аллахом и Его творениями, благодаря которой рабы, постоянно нуждающиеся в Божьей милости и верном руководстве, могут снискать довольство Господа и уберечься от Его гнева. В достоверном хадисе сообщается, что посланник Аллаха, e, сказал: «Воистину, один конец этого Корана – в Руке Аллаха, а другой конец – в ваших руках. Держитесь же за него, потому что с ним вы никогда не впадете в заблуждение и не погибните».[312]

Смысл этих слов заключается в том, что люди обязаны изучать Коран, правильно понимать его смысл и воплощать в жизнь его предписания, ибо только так они могут избежать заблуждения и погибели. Поэтому наука о толковании Корана является самой славной и самой достойной из всех известных человечеству наук. Превосходство ее не нуждается в доказательствах и очевидно для каждого благоразумного человека, который осознает разницу между Словом Аллаха и речами простых смертных, между мудростью Всемогущего Творца и ограниченных разумом Его творений. Если человек понимает это, то он не нуждается в пространных речах для уяснения этой явной истины. Если же он не разумеет этого, то истина эта не откроется ему даже после самого убедительного разъяснения.

Умение толковать Коран является великим достоинством, о котором сказано и написано очень много. Всевышний сказал: «Он дарует мудрость, кому пожелает, и тот, кому дарована мудрость, награжден великим благом».[313] Ибн Абу Хатим передал, что Ибн Аббас сказал, что здесь имеется в виду знание Корана, отменяющего и отмененного, ясного и очевидного, дозволенного и запретного в нем, порядка его слов и тому подобного.[314] Ибн Мардавейх же передал следующие слова Ибн Аббаса: «Это – Коран. Имеется в виду толкование его, ведь читать Коран может и праведник, и грешник».[315]

Всевышний также сказал: «Такие притчи Мы приводим людям, но разумеют их только обладающие знанием».[316] Ибн Абу Хатим передал, что Амр б. Мурра сказал: «Каждый раз, когда я находил в писании Аллаха аят, который не понимал, я огорчался, поскольку я слышал слова Аллаха: «Такие притчи Мы приводим людям, но разумеют их только обладающие знанием».

Абу Убейда передал слова аль-Хасана аль-Басри: «Клянусь Аллахом, Он хочет, чтобы о каждом ниспосланном Им аяте ты знал, о чем он ниспослан и что он означает».[317]

Муджахид сказал: «Самыми любимыми творениями Аллаха являются те, которые лучше других знают то, что ниспослал Аллах».[318]

Ибн аль-Анбари передал, что Правдивейший Абу Бакр сказал: «Если кто-то разобрал аят из Корана, то я доволен этим больше, чем если бы он выучил аят». Он же передал со слов Абдуллаха б. Бурейды, что один из сподвижников сказал: «Если бы я узнал, что надо проехать сорок ночей, чтобы разобрать аят из писания Аллаха, я бы так и поступил».[319]



Это были не просто слова – именно так поступали праведные мусульмане, стремящиеся приумножить свои знания о писании Аллаха. Аш-Шааби рассказывал, что Масрук отправился в Басру, чтобы узнать там о толковании одного аята. Прибыв туда, он узнал, что человек, знающий его толкование, уже уехал в Шам. Тогда он собрал провиант и отправился в Шам, где, наконец, узнал его толкование».

Икрима рассказывал, что он четырнадцать лет пытался узнать и, наконец, узнал имя человека, о котором был ниспослан аят: «Если же кто-либо покидает свой дом, переселяясь к Аллаху и Его посланнику, после чего его настигает смерть, то его награда ложится на Аллаха».[320] Ибн Абд аль-Барр сообщил, что его звали Дамира б. Хубейб.

Ибн Аббас рассказывал: «Два года я собирался спросить Умара о двух женах, которые сговорились против посланника Аллаха, e, и меня останавливал только почтенный страх перед ним. Наконец, я спросил его об этом, и он сказал, что это были Хафса и Аиша».[321]

Эти предания свидетельствуют о том рвении, которое проявляли ранние мусульмане для того, чтобы постичь тайны священного Корана, выяснить обстоятельства ниспослания аятов и узнать правду о людях, по поводу которых были ниспосланы коранические откровения. Они заботились о писании своего Господа, осознавали возложенную на них ответственность и хотели донести до последующих поколений знание, которое по милости Аллаха была открыто им и их современникам. Они прекрасно знали о превосходстве толкования Коран и не жалели сил для того, чтобы изучить его тонкости и подробности.



Ийас б. Муавийа говорил: «Люди, которые читают Коран и не знают его толкования, подобны тем, кто получил послание от своего царя среди ночи и не имеет лампы; они приходят в ужас, но не знают, что написано в послании. А люди, которые знают толкование, подобны человеку, который принес им лампу, и они сумели прочесть послание».[322]

Абу Зарр аль-Харави в книге «Фадаил аль-Куран» передал слова Ибн Аббаса: «Тот, кто читает Коран и не умеет его истолковать, все равно, что бедуин, который частит, бормоча стихи».[323]

Аль-Исбахани говорил: «Самое славное из искусств, которым может овладеть человек, является толкование Корана». Поясняя эти слова, имам ас-Суйути писал: «Достоинство искусства бывает связано с тремя вещами: во-первых, с достоинством материала, например, ювелирное дело достойнее кожевенного ремесла, поскольку материал ювелирного дела – золото и серебро, а они достойнее материала кожевенного дела – кож с мертвых тел; во-вторых, с достоинством его цели, например, искусство врачевания достойнее искусства чистильщика, поскольку цель врачевания – сохранение здоровья, а цель чистильщика – чистка отхожих мест; в-третьих, со степенью его необходимости, например, законоведение нужнее, чем врачевание, поскольку во всем, что происходит в жизни с людьми, они нуждаются в знании закона, ибо с его помощью обеспечивается порядок в делах мира и веры, а врачевание нужно не всем людям и лишь по временам.

В соответствии со сказанным, искусство толкования имеет достоинство во всех трех отношениях: в отношении материала, ибо его предмет – Слово Всевышнего, которое есть источник всякой мудрости и начало любой добродетели, в нем заключены вести о том, что было, сообщения о том, что будет, суждения о том, что происходит вокруг вас, которое не ветшает, сколько бы его ни трепали, и чудеса которого неисчислимы; в отношении цели, ибо его цель – опереться на «надежнейшую опору» и достичь истинного, непреходящего блаженства; в отношении степени его необходимости, ибо достижение совершенства в делах веры или мира рано или поздно потребует знания наук шариата и вероучения, а эти науки стоят на знании писания Всевышнего».[324]

Ас-Суйути писал: «Богословы единодушны в том, что толкование Корана является обязательным предписанием для мусульманской общины в целом и самой славной из трех шариатских наук».[325] Под двумя другими науками он подразумевал хадисоведение и законоведение.

 


mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2019 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал