Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Родителям предлагаются памятки «Необходимые условия успешного воспитания и обучения школе».






Уважаемые родители!

1. Организуйте, пожалуйста, уголок школьника, поддерживайте в нём порядок.

2. Перед началом выполнения домашнего задания выключите радио, телевизор. Не мешайте детям излишними замечаниями, громкими разговорами.

3. Не сидите с ребёнком за уроками, но ежедневно проверяйте их. Учите задания выполнять быстро, чётко, не отвлекаясь.

4. Научите ребёнка обстоятельно готовиться к завтрашнему дню:

- собрать школьные принадлежности;

- подготовить обувь, одежду.

5. Рационально организуйте режим дня:

- уроки готовить в установленное время, в проветренном помещении;

- отдыхать на свежем воздухе;

- вовремя ложиться спать.

- телевизор (компьютер) смотреть не более 1 часа.

6. К делам детей относитесь внимательно, доброжелательно, но вместе с тем, будьте требовательны к результатам его деятельности.

7. С самого начала учения вселяйте в детей веру и оптимизм: «Неудачи временны. То, что не получилось сегодня, получится завтра.»

4. Беседа с приглашенным педагогов начальных классов по проблемам школьной адаптации.

5. Ответы на вопросы родителей по теме родительского собрания.

 

 

На примере одного из этапов социализации покажите, какие факторы и агенты влияют на развитие личности детей

 

Социализация осуществляется в различных ситуациях, возникающих в результате взаимодействия множества обстоятельств. Именно совокупное влияние этих обстоятельств на человека требует от него определенного поведения и активности. Факторами социализации называют такие обстоятельства, при которых создаются условия для протекания процессов социализации. А.В. Мудрик выделил основные факторы социализации, объединив их в три группы:

· макрофакторы (космос, планета, мир, страна, общество, государство), которые влияют на социализацию всех жителей планеты или очень больших групп людей, живущих в определенных странах;

· мезофакторы – условия социализации больших групп людей, выделяемых по национальному признаку, по месту и типу поселения, в котором они живут, по принадлжености к аудитории тех или иных средств массовой коммуникации;

· микрофакторы – оказывают непосредственное влияние на развитие человека через так называемых агентов социализации, т.е. лиц, в непосредственном взаимодействии с которыми протекает его жизнь.

Социальная природа человека детерминирует его зависимость от общества: по выражению Л.С. Выготского, ребёнок изначально социален, поскольку он максимально зависим от окружающих его людей. Знакомство с социальным миром происходит с рождения ребёнка. Насколько осознанно и успешно он усвоит необходимые для его социальной жизни знания, настолько ребёнок будет адекватен во взаимодействии с окружающими

В процессе социализации очень важную роль играет детский сад, работники которого выполняют не только роль педагога, но и психолога. Деятельность воспитателей направлена на развитие индивидуальности ребенка, организации его психологического состояния, а также, преодоление проблем в общении.

Родители – агенты социализации дошкольников. Родители – авторитет, по крайней мере, в дошкольном возрасте, поэтому родительский пример достаточно весом для ребенка. Семья – главная школа жизни, благополучная семья – незаменимая школа жизни.

Ролевое поведение в процесс социализации ребенка дошкольника знакомит с нормами, обычаями, а также, регулирует поведение ребенка в той или иной ситуации.

 

 

Сформулируйте правила работы с гиперактивными детьми

Говоря о гиперактивности, имеют в виду не выраженную патологию или криминальное поведение, а случаи, вполне укладывающиеся в популяционные распределения нормальных признаков и, следовательно, в представление о широкой вариативности форм индивидуального поведения и развития. Практика показывает, что большинство детей любого возраста, обозначаемых педагогами как «трудный» ученик, воспитанник, родителями – как «трудный» ребенок, а социологами – как несовершеннолетний из «группы риска», принадлежит к категории «гиперактивных».

У гиперактивных детей отмечаются некоторые поведенческие особенности: беспокойство (69, 7%), невротические привычки (69, 7%), нарушения сна (46, 3%), аппетита (35, 9%), тики, назойливые движения, двигательная активность и неловкость и т.д.

В школьном обучении такие дети обнаруживают меньшую эффективность, нарушения чтения, правописания, письменной графики. Они трудно адаптируются к школе, плохо входят в детский коллектив, часто имеют разнообразные проблемы во взаимоотношениях со сверстниками. Матери (66%) отмечают, что их дети вступают в конфликты во время игр, агрессивны и т.д.

Все это осложняет положение ребенка в коллективе сверстников и не может не сказаться на успешности обучения и формировании соответствующего поведения. Быстрые и импульсивные дети не умеют сдерживать свои желания, организовать поведение. В любой ситуации доставляют окружающим много хлопот. Данный вариант развития ребенка становится весьма распространенным в дошкольной образовательной организации и в школе. Дезадаптирующие особенности поведения таких детей свидетельствуют о недостаточно сформированных регулятивных механизмах психики, и прежде всего самоконтроля как важнейшего условия и необходимого звена в генезисе произвольных форм поведения.

По данным психолого-педагогической литературы, в описании таких детей употребляются термины: «подвижные», «импульсивные», «шустрики». Некоторые авторы используют и такие словосочетания, как «моторный тип развития», «дети с повышенной активностью», «дети с повышенной аффективностью».

Таким образом, правилами работы с гиперактивными детьми являются:

1. Работать с ребенком в начале дня, а не вечером.

2. Уменьшить рабочую нагрузку ребенка.

3. Делить работу на более короткие, но более частые периоды. Использовать физкультминутки.

4. Быть драматичным, экспрессивным педагогом.

5. Снизить требования к аккуратности в начале работы, чтобы сформировать чувство успеха.

6. Посадить ребенка во время занятий рядом со взрослым.

7. Использовать тактильный контакт (элементы массажа, прикосновения, поглаживания).

8. Договариваться с ребенком о тех или иных действиях заранее.

9. Использовать короткие, четкие и конкретные инструкции.

10. Использовать гибкую систему поощрений и наказаний.

11. Поощрять ребенка сразу же, не откладывая на будущее.

12. Предоставить ребенку возможность выбора.

13. Оставаться спокойным. Нет хладнокровия – нет преимущества.

 

 

Сформулируйте правила работы с тревожными детьми

Тревожность – это склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги: один из основных параметров индивидуальных различий.

Определенный уровень тревожности – естественная и обязательная особенность активной деятельности личности. У каждого человека существует свой оптимальный или желательный уровень тревожности – это так называемая полезная тревожность. Оценка человеком своего состояния в этом отношении является для него существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания. Однако, повышенный уровень тревожности является субъективным проявление неблагополучия личности.

Проявления тревожности в различных ситуациях не одинаковы. В одних случаях люди склоны вести себя тревожно всегда и везде, в других они обнаруживают свою тревожность лишь время от времени, в зависимости от складывающихся обстоятельств.

Ситуативно устойчивые проявления тревожности принято называть личностными и связывать с наличием у человека соответствующей личностной черты (так называемая «личностная тревожность»). Это устойчивая индивидуальная характеристика, отражающая предрасположенность субъекта к тревоге и предполагающая наличие у него тенденции воспринимать достаточно широкий «веер» ситуаций как угрожающий, отвечая на каждую из них определенной реакцией. Как предрасположенность, личностная тревожность активизируется при восприятии определенных стимулов, расцениваемых человеком как опасные, связанные со специфическими ситуациями угрозы его престижу, самооценке, самоуважению.

Ситуативно изменчивые проявления тревожности именуют ситуативными, а особенность личности проявляющей такого рода тревожность, обозначают как «ситуационная тревожность». Это состояние характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями: напряжением, беспокойством, озабоченностью, нервозностью. Такое состояние возникает как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию и может быть разным по интенсивности и динамичным во времени.

Личности, относимые к категории высокотревожных, склонны воспринимать угрозу своей самооценке и жизнедеятельности в обширном диапазоне ситуаций и реагировать весьма напряженно, выраженным состоянием тревожности.

Поведение повышенно тревожных людей в деятельности направленной на достижение успехов, имеет следующие особенности:

1. Высокотревожные индивиды эмоционально острее, чем низкотревожные, реагируют на сообщения о неудаче.

2. Высокотревожные люди хуже, чем низкотревожные, работают в стрессовых ситуациях или в условиях дефицита времени, отведенного на решение задачи.

3. Боязнь неудачи — характерная черта высокотревожных людей. Эта боязнь у них доминирует над стремлением к достижению успеха.

4. Мотивация достижения успехов преобладает у низкотревожных людей. Обычно она перевешивает опасение возможной неудачи.

5. Для высокотревожных людей большей стимулирующей силой обладает сообщение об успехе, чем о неудаче.

6. Низкотревожных людей больше стимулирует сообщение о неудаче.

7. Личностная тревожность предрасполагает индивида к восприятию и оценке многих, объективно безопасных ситуаций как таких, которые несут в себе угрозу.

Тревожный ребенок постоянно подавлен, находится настороже, ему трудно устанавливать контакты с окружающими. Мир воспринимается как пугающий и враждебный. Постепенно закрепляется заниженная самооценка и мрачный взгляд на свое будущее. В этом случае речь идет о повышенной тревожности.

Таким образом, к правилам работы с тревожными детьми относятся следующие:

1. Избегайте состязаний и каких-либо видов работ, в которых учитывается скорость.

2. Не сравнивайте ребенка с окружающими.

3. Чаще используйте телесный контакт, упражнения на релаксацию.

4. Способствуйте повышению самооценке ребенка., чаще хвалите его, но так, чтобы он знал за что.

5. Чаще обращайтесь к ребенку по имени.

6. Демонстрируйте образцы уверенного поведения, будьте во всем примером ребенку.

7. Не предъявляйте к ребеку завышенных требований.

8. Будьте последовательны в воспитании ребенка.

9. Старайтесь делать ребенку как можно меньше замечаний.

10. Используйте наказания лишь в крайних случаях.

11. Не унижайте ребенка, наказывая его.

Сформулируйте правила работы с агрессивными детьми

Агрессия в той или иной степени присуща каждому человеку, так как является инстинктивной формой поведения, основной целью которой является самозащита и выживание в мире.Но человек, в отличие от животных, с возрастом приучается трансформировать свои природные агрессивные инстинкты в социально приемлемые способы реагирования, т.е. у нормальных людей происходит социализация агрессии.

Ребенок:

1. Часто теряет контроль над собой.

2. Часто спорит, ругается со взрослыми.

3. Часто отказывается выполнять правила.

4. Часто специально раздражает людей.

5. Часто винит других в своих ошибках.

6. Часто сердится и отказывается сделать что-либо.

7. Часто завистлив, мстителен.

8. Чувствителен, очень быстро реагирует на различные действия окружающих (детей и взрослых), которые нередко раздражают его.

Предположить, что ребенок агрессивен, можно лишь в том случае, если в течение не менее чем 6 месяцев в его поведении проявлялись хотя бы 4 из 8 перечисленных признаков.

Таким образом, правилами работы с агрессивными детьми становятся следующие:

1. Быть внимательным к нуждам и потребностям ребенка.

2. Демонстрировать модель неагрессивного поведения.

3. Быть последовательным в наказаниях ребенка, наказывать за конкретные проступки.

4. Наказания не должны унижать ребенка.

5. Обучать приемлемым способам выражения гнева.

6. Давать ребенку возможность проявлять гнев непосредственно после фрустрирующего события

7. Обучать распознаванию собственного эмоционального состояния и состояния окружающих людей.

8. Развивать способность к эмпатии.

9. Расширять поведенческий репертуар ребенка.

10. Отрабатывать навык реагирования в конфликтных ситуациях.

 

Организация психолого-педагогической работы по освоению детьми содержания образовательной области «Здоровье»

 

Освоение детьми содержания образовательной области «Здоровье» обеспечивает решение задач психолого-педагогической работы по данному направлению Образовательной программы: сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей; воспитание культурно-гигиенических навыков; формирование первоначальных представлений о здоровом образе жизни.

 

Направ-ление работы Психологическое сопровождение
  Работа с детьми   Работа с семьей
«Школа человека»: знакомство с признаками человека Развивающие игры и занятия «Кто я?», «Кое-что обо мне», «Книга о себе», «Представь героя», «Бал сказок». Анкета «Вот я какой». Диагностическое задание «Автопортрет» Индивидуальное собеседование по результатам занятий. Выставка для родителей «Вот я какой!» Конкурс «Самый-самый-самый». Домашнее задание «Опиши человека», «Веселая история». Помощь ребенку в заполнении анкеты «Вот я какой»
«Школа здоровья»: вредные привычки Развивающие игры и занятия, направленные на снятие психоэмоционального напряжения. Психогимнастические игры и упражнения. Дружеские посиделки: анализ совместной деятельности, саморефлексия эмоционального состояния Консультации: «Вредные привычки», «Что такое хорошо и что такое плохо»
«Еда - здоровье»: правила столового этикета Наблюдение за детьми в режимных процессах в группе (особенности формирования навыков самообслуживания). Игры-дискуссии. Игры-инсцинировки Рекомендации родителям по формированию у детей навыков самообслуживания. Домашнее задание «Научи маму (папу)…», «Объясни …».
Развитие тонкой моторики Пальчиковая гимнастика. Ритмические игры. Психогимнастические игры и упражнения. Творческие задания (индивидуальное и коллективное рисование, работа с ножницами, аппликация и др.) Консультация «Пальчиковая гимнастика как средство развития тонкой моторики дошкольников». Домашнее задание «Нарисуй свою сказку», «Наш выходной», «Веселые каракули». Конкурс со-творчество родителей с детьми. Выставка совместно изготовленных поделок «Своими руками»

 

Организация психолого-педагогической работы по освоению детьми содержания образовательной области «Безопасность»

 

Содержание образовательной области «Безопасность» направлено на достижение целей формирования основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирования предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира) через решение следующих задач:

1. Формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них.

2. Приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения.

3. Передачу детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства.

Основная задача в работе ДОУ - охрана жизни и здоровья детей, ставит дошкольная образовательная организация перед необходимостью осуществления работы, преследующей цель предвидеть, научить, уберечь. Самое ценное в нашей жизни - дети. Сегодня очень актуальны вопросы воспитания у детей навыков безопасного поведения, способности предвидеть опасные ситуации и умения, по возможности, избегать их, а при необходимости действовать в целях сохранения своей жизни и здоровья. И задача психолога - помочь детям научиться безопасному поведению.

Дошкольный возраст является самоценным периодом развития, когда складывается личность ребенка, формируется правилосообразное нормативное поведение.

Ребенок попадает в различные жизненные ситуации, в которых он может растеряться. Поэтому, так важно - научить его ориентироваться в мире вещей и в мире людей. Для этого детям необходимо дать знания о правилах поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как именно от этого, во многом, зависят их здоровье и безопасность. При этом важно научить ребенка понимать собственное поведение, так как ребенок, который может объяснить, что с ним происходит, помогает нам, взрослым, лучше понять его, а значит снимает многие проблемы и неприятности.

Для обеспечения безопасного, здорового образа жизни ребенку необходимо постоянное общение со взрослыми на равных: вместе ищем выход из трудного положения, вместе обсуждаем проблему, ведем диалог; вместе познаем, делаем открытия, удивляемся. Именно с помощью взрослых ребенок открывает себе мир, который таит в себе много неожиданностей.

 

Тематическое планирование психологической работы

Работа с детьми Работа с педагогами ДОУ Работа с родителями
Развивающие игры и занятия: «Что такое хорошо и что такое плохо», «Светофорчик», «Опасные предметы», «Транспорт», «Волшебный медальон», «Да и нет не говори», ролевые коммуникативные игры. Игры-дискуссии Семинар-практикум «Личностно-ориентированная модель взаимодействия с детьми». Беседа «Индивидуальные психологические особенности детей». Консультации: «Психологическая безопасность ребенка», «Социальная безопасность ребенка», «Безопасные игрушки», «Большие игры маленькой песочницы», «Что такое хорошо и что такое плохо», «Конфликты между детьми», «Безопасная песочница». Тренинг «Разыгрывание конфликтных ситуаций» Семинар-практикум «Понимаете ли вы своего ребенка?». Беседы: «Правила поведения с чужими взрослыми», «Стресс и здоровье», «Как приобщить ребенка к безопасному поведению на дороге». Выступления на родительских собраниях: «Ребенок в общении с людьми», «Учимся общаться», «Здоровье и эмоциональное благополучие ребенка». Консультации: «Ребенок и природа», «Кошка и собака - наши соседи», «Предметы, требующие осторожного обращения», «Детские страхи», «Безопасность на летней площадке». Тренинги: «Положительный пример», «Приемы позитивного регулирования поведения»

 

 

Организация психолого-педагогической работы по освоению детьми содержания образовательной области «Социализация»

Психолого-педагогическая работа по освоению детьми содержания образовательной области «Социализация» осуществляется в целостном образовательном процессе ДОУ. Содержание образовательной области «Социализация» направлено на достижение целей освоения первоначальных представлений социального характера и включения детей в систему социальных отношений через решение следующих задач:

1. Развитие игровой деятельности детей.

2. Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе, моральным).

3. Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.

Решение обозначенных выше задач освоения детьми содержания образовательной области «Социализация» осуществляется в целостном образовательном процессе ДОУ за счет комплексного использования форм организации, методов и приемов, средств психолого-педагогической работы с детьми дошкольного возраста.

Психолого-педагогическое сопровождение образовательной области «Социализация»

Цель: воспитание социально-адаптивной, творческой личности, способной к позитивному поведению и отношениям в социуме.

Задачи:

· развивать у детей социальную и ценностно-смысловую компетентность;

· развивать у каждого ребенка позитивное отношение в себе и к природе;

· воспитывать у детей чувство принадлежности к социуму;

· обеспечивать положительный эмоциональный фон в группе и эмоциональное благополучие каждого ребенка;

· формировать у ребенка умение понимать свое эмоциональное состояние и распознавать чувства окружающих людей;

· формировать у каждого ребенка позитивное отношение к своему «Я»;

· формировать у детей навыки совместной деятельности в коллективе;

· воспитывать у детей доброжелательное отношение друг к другу;

· развивать у детей способность понимать другого, уметь согласовывать свои действия с действиями партнера;

· учить детей преодолевать застенчивость, нерешительность, неуверенность в себе, внутренне раскрепощаться;

· познакомить детей с эмоциями человека, развивать способность осознавать собственные эмоции и чувства, учить распознавать эмоциональные реакции других людей и формировать умение адекватно выражать свои эмоции.

 

 

Организация психолого-педагогической работы по освоению детьми содержания образовательной области «Труд»

 

Содержание образовательной области «Труд» направлено на достижение цели формирования положительного отношения к труду через решение следующих задач:

1. Развитие трудовой деятельности.

2. Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам.

Формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.

Психолого-педагогическое сопровождение образовательной области «Труд»

В дошкольном возрасте ребенок активно осваивает азы трудовой деятельности. В труде формируются его нравственные качества, чувство коллективизма, уважения к людям.

Роль труда так велика, что его влияние на развитие личности ребенка не может компенсироваться никаким другим видом деятельности. Своевременное освоение трудовой деятельности дает возможность ребенку самоутвердиться, чувствовать себя самостоятельным, умелым. Важно, чтобы ребенок испытывал положительные эмоции в ходе выполнения трудовых процессов, чувство радости от достигнутого результата; стремился к признанию своей самостоятельности, самоутверждению, получению одобрения взрослых за умелость.

Ознакомление с разнообразными видами труда взрослых обеспечивает дальнейшее вхождение ребенка в современный социальный мир, приобщение к его нравственным ценностям. Важно обеспечить ему условия для накопления и обобщения знаний об окружающей социальной действительности, для развития разнообразных видов детской деятельности.

Основная задача взрослых – помочь ребенку в расширении круга общения с другими людьми, освоении способов поведения, осознании значимости трудовой деятельности взрослых.

Воспитание у ребенка готовности к труду - одна из основных задач при подготовке детей к школе, ведь успешность обучения во многом зависит от того, насколько ребенок приучен трудиться и сформированы ли у него необходимые личностные качества, позволяющие ему продуктивно справляться с учебными заданиями.

Вовлечение дошкольника в трудовую деятельность, постоянное руководство им со стороны взрослого - непременное условие всестороннего развития психики ребенка.

Тематическое планирование психолого-педгогической работы

Работа с детьми Работа с педагогами ДОУ Работа с родителями
Развивающие игры и занятия: «Дары осени», «Мешок с фруктами», «Во саду ли, в огороде» и др. Элементы сказкотерапии Семинар-практикум «Приобщение детей к труду через сказку». Беседа «Приобщение ребенка к миру взрослых». Консультации: «Поведенческие ориентиры психологического развития детей», «Воспитание у детей бережного отношения к вещам», «Радость труда - могучая воспитательная сила»   Семинар-практикум «Поведенческие ориентиры психологического развития детей». Беседа «Профилактика утомления». Выступления на родительских собраниях: «Личностная готовность ребенка к школе», «Формирование навыков самостоятельности». Консультации: «Ваш лучший помощник», «Почему он не хочет трудиться?», «Воспитание бережного отношения к вещам», «Привычка трудиться»  

 

 

Организация психолого-педагогической работы по освоению детьми содержания образовательной области «Коммуникация»

Содержание образовательной области «Коммуникация» направлено на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через решение следующих задач:

1. Развитие свободного общения со взрослыми и детьми.

2. Развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи - диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности.

3. Практическое овладение воспитанниками нормами речи.

Психолого-педагогическое сопровождение образовательной области «Коммуникация»

Цель: развитие коммуникативно-языковой компетентности детей.

Задачи

1. Формирование у детей навыков общения и выражения своих мыслей.

2. Формирование у детей умения использовать разнообразные способы и средства общения; развитие языка жестов, мимики и пантомимики.

3. Формирование у детей умения устанавливать контакт, вступать в диалог, поддерживать беседу, объединяться, договариваться, спрашивать, обращаться с просьбой.

4. Формирование у детей умения объясняться, излагать собственное мнение и слушать другого.

Профессиональная деятельность психолога ДОУ по обеспечению освоения детьми содержания образовательной области «Коммуникация»

1. Проведение занятий с детьми (форма организации – подгрупповая)

2. Организация подгрупповой и индивидуальной работы с детьми вне занятий – в зависимости от тех трудностей, которые они испытывают при освоении содержания образовательной области «Коммуникация».

3. Организация работы с родителями (психологическое сопровождение, психологическое консультирование) – с целью оказания им необходимой помощи в освоении детьми содержания образовательной области «Коммуникация».

4. Психологическое консультирование педагогов, оказание им необходимой психологической поддержки – в целях оптимизации психолого-педагогической работы по освоению детьми содержания образовательной области «Коммуникация».

Тематическое планирование психолого-педагогической работы

  Работа с детьми Работа с педагогами ДОУ Работа с родителями
Развивающие игры и занятия: «В гостях у Оле-Лукойе», «Кто я?», «Представь героя», «Бал сказок», «Волшебный медальон», «Наша сказка», «Договор», «Путешествие в сказку», «Идем в гости» и др. Игры-дискуссии. Сказка по кругу. Игры-инсценировки. Диагностическое задание «Автопортрет», «Сказочный лабиринт». Минутки общения, дружеские посиделки Тренинг «Невербальные средства общения» (мимика, жест, взгляд, пантомимика). Семинар-практикум «Учимся общаться с детьми». Деловые игры на проигрывание различных ситуаций общения Консультации: «Общение - это искусство», «Развитие речи дошкольников 3-4 (4-5, 5-7) лет Домашнее задание «Читаем вместе». Совместное сочинение историй. Семинар-практикум «Невербальные средства общения»

 

 

Организация психолого-педагогической работы по освоению детьми содержания образовательной области «Чтение художественной литературы»

Содержание образовательной области «Чтение художественной литературы» направлено на достижение цели формирования интереса и потребности в чтении (восприятии) книг через решение следующих задач:

1. Формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений.

2. Развитие литературной речи.иобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.

Психолого-педагогическое сопровождение образовательной области «Чтение художественной литературы»

Знакомство дошкольников с лучшими художественными произведениями детской художественной литературы решает целый комплекс взаимосвязанных задач нравственного, умственного, эстетического воспитания. Путешествие в мир сказки развивает воображение и творческую фантазию детей, побуждает их самих к сочинительству.

Любовь к книге, умение использовать в жизни, полученные из нее знания, не приходят к ребенку сами по себе. Здесь ему необходима активная помощь со стороны взрослого. Для того чтобы полностью реализовать воспитательные возможности литературы, необходимо знать психологические особенности восприятия и понимания этого вида искусства дошкольниками. Психологи выделяют два типа отношения ребенка к художественному миру произведения. Первый тип отношения – эмоционально-образный – представляет собой непосредственную эмоциональную реакцию ребенка на образы, стоящие в центре литературного произведения. Второй – интеллектуально-оценочный – зависит от житейского и читательского опыта ребенка, в котором присутствуют элементы анализа.

Возрастная динамика понимания детьми художественного произведения может быть представлена как некий путь от сопереживания ребенка конкретному герою, сочувствия ему - к пониманию авторской позиции - и далее к обобщенному восприятию художественного мира и осознанию своего к нему отношения, к осмыслению влияния литературного произведения на свои личностные установки.

Произведения художественной литературы раскрывают перед детьми мир человеческих чувств, вызывая интерес к личности, к внутреннему миру героя. Научившись сопереживать героям художественных произведений, дети начинают замечать настроение близких и окружающих его людей. В них начинают пробуждаться гуманные чувства - способность проявить участие, доброта, протест против несправедливости. Старшие дошкольники, воспринимая произведения, могут дать сознательную, мотивационную оценку персонажам, используя в своих суждениях сложившиеся у них под влиянием воспитания оценочные критерии поведения человека.

Тематическое планирование психолого-педагогической работы

Работа с детьми Работа с педагогами ДОУ Работа с родителями
Диагностическое задание «Собери сказку», «Сказочный лабиринт». Развивающие игры и занятия: «Зонтик Оле-Лукойе», «В гостях у Белоснежки», «Бал сказок», «Дары осени», «Представь героя». Игры-инсценировки («Теремок», «Варежка» и др.). Театрализованная деятельность. Сказка по кругу. Рисование в парах, тройках, подгруппах с творческими заданиями. Элементы сказкотерапии Семинар-практикум «Художественная литература как средство воспитания культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста». Беседа «Психологические вопросы художественного воспитания». Консультации: «Психология восприятия ребенком-дошкольником литературного произведения», «Воспитательные возможности художественной литературы», «Как привить любовь к книге», «Возрастная динамика понимания художественных произведений детьми». Тренинг «Приемы сказкотерапии» Семинар-практикум «Восприятия произведений художественной литературы дошкольниками». Беседа «Ребенок и книга» Вечер досуга детей и родителей. Конкурс сотворчества с детьми по сказкам. Домашние задания: «Нарисуй свою сказку», «Читаем вместе». Консультации: «Влияние сказки на развитие ребенка», «Развитие речи детей дошкольного возраста через чтение художественной литературы», «О детских книгах», «Проблема воспитания культуры поведения старших дошкольников средствами художественной литературы», «Путешествие в мир сказки»  

 

 

Организация психолого-педагогической работы по освоению детьми содержания образовательной области «Художественное творчество»

 

Содержание образовательной области «Художественное творчество» направлено на достижение целей формирования интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении через решение следующих задач:

1. Развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд).

2. Развитие детского творчества.

3. Приобщение к изобразительному искусству (живопись, скульптура, декоративно-прикладное искусство).

Психолого-педагогическое сопровождение образовательной области «Художественное творчество»

Знакомство детей с произведениями изобразительно искусства и приобщение их к художественному творчеству, начиная с дошкольного возраста, - один из признанных современной психологией путей формирования личности, развития ее творческого потенциала.

Тематическое планирование психолого-педагогической работы

Работа с детьми Работа с педагогами ДОУ Работа с родителями
Развивающие игры и занятия: «Страна ладошек и пальчиков», «Подарок метелице», «Представь героя», «Бал сказок», «Музыкальный оркестр», «Воображаемый подарок», «Цветик-семицветик», «Дружеские каракули», «Маленькие волшебники», «Дорисуй-ка», «Картинки по кругу», «Я режиссер», «До свиданья, детский сад». Рисование «фильма» о себе. Творческие игры. Анализ рисунков. Рисование в парах, тройках, подгруппах с творческими заданиями. Оформление групповых помещений, создание групповой атрибутики Семинары-практикумы: «Воображение – путь к творчеству», «Стили взаимодействия взрослых с детьми». Беседа «Фантазия – одна из основных психологических особенностей дошкольников». Консультации: «Общие психологические правила, касающиеся свободы, развития и творчества детей», «Общение с детьми дошкольного возраста, способствующее развитию их творческого потенциала». Тренинги: «Работа с глиной, песком и водой», «Приемы арт-психологии и арт-педаголгические техники в работе с детьми дошкольного возраста» Семинары-практикумы: «Стили взаимодействия взрослых с детьми», «Креативность». Домашнее задание «Нарисуй свою сказку». Вечер досуга детей и родителей в детском саду. Музыкально - интеллектуальный КВН. Выставка совместных поделок «Своими руками». Конкурс со-творчества с детьми. Консультации: «Как можно больше радости», «Игры на развитие творческих способностей», «Сказка как источник творчества детей»

Список рекомендованной литературы:

Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. – 3-е изд. – СПб.: Питер, 2001

Бодалев А.А. Вершина в развитии взрослого человека, характеристики и условия достижения. – М., 1998

Бордовская, Н.В. Педагогика: учеб. пособие / Н.В. Бордовская, А.А. Реан. - СПб.: Питер, 2009. - 304с.

Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 2008.

Брусиловский А.И. Жизнь до рождения. Эмбриология человека. – М., 1991

Ванюхина Н.В. Возрастная психология: учебное пособие В 2-х кн. / Кн I. - Казань, Познание, 2008. – 208 с.

Ванюхина Н.В. Возрастная психология: учебное пособие В 2-х кн. / Кн. II. - Казань, Познание, 2008. – 292 с.

Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты: Иллюстрированное руководство. – М., 2002

Волков, Б. С. Метология и методы психологического исследования: учеб. пособие для вузов/ Б. С. Волков, Н. В. Волкова, А. В. Губанов.- 5-е изд., испр. и доп.- М.: Академический Проект; Трикста, 2006.- 352с.

Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М.: 1991 - 542 с.

Выготский Л.С. Собр. соч. Т. 4. – М., 2006

Ганзен В. И., Балин В. Д. Теория и методология психологического исследования. - Изд-во ЛГУ, 2003.

Гербарт И. Учебник психологии. – Спб., 1985. – 422 с.

Глас Дж., Стенли Дж., Статистические методы в педагогике и психологии. – М.: Прогресс, 2005.

Головей Л.А., Рыбалко Е.Ф. Практикум по возрастной психологии. – СПб., 2002

Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. – М.: НПО «Образование», 1996.

Дошкольная педагогика/ Н.А. Виноградова, Н.В Микляева, Ю.В. Микляева: под общ ред. Н.В.Микляевой. - М.: Издательство Юрайт, 2012. - 510 с.

Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение. М.: Новая школа, 1994.

Ждан А.Н. История психологии: от античности к современности. – М., 2002

Загвязинский, В. И. Методология и методы психолого-педагогического исследования: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ В. И. Загвязинский, Р. Атаханов.- М.: Академия, 2003.- 208 с

Запорожец А.В. Избранные психологические труды. – М., 1989. – 502 с.

Зимняя И.А. Педагогическая психология. – М., 2002

Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. – М., 1999. – 301 с.

Келли Г. Основы современной сексологии. – СПб, 2000

Климов, Е. А. Психология профессионального самоопределения: учеб. пособие для вузов/ Е. А. Климов.- 4-е изд., стер. - М.: Академия, 2010. - 304с.

Ковалев Г.А. Лучшие психологические игры и упражнения. Екатеринбург: Изд. АРД ЛТД, 1997. 154 с.

Крайг, Г. Психология развития. – СПб., 2000

Кукушин, В. С. Теория и методика воспитательной работы: учеб. пособие / В. С. Кукушин. - 3-е изд., перераб и доп. - Ростов н/Д: Издательский центр" МарТ": Феникс, 2010. - 352с.

Лагерев, В.В. Профессионально-познавательный статус студента и его становление на адаптационном этапе обучения в вузе. – М., 2004. – 298 с.

Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. – М.: Наука, 2008.

Маклаков, А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2003

Малахова, В.А. Социально-психологическое обучение в подготовке будущих учителей. – Киев, 1987. -238 с.

Маркова, А.К. и др. Формирование мотивации учения: Книга для учителя. – М., 1990. – 401 с.

Марцинковская Т.Д. История детской психологии. – М., 1998

Митина Л.М. Психология тренинга. Спб., 1997. – 211 с.

Мишина, Г. А. Коррекционная и специальная педагогика: учеб. пособие / Г.

А. Мишина, Е. Н. Моргачева. - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2010. - 144с.

Мудрик, А.В. Социальная педагогика: учебник для студ. пед. вузов/ А. В. Мудрик.- 4-е изд., доп.- М.: Изд. центр " Академия", 2003.- 200с

Нартова-Бочарова С.К., Потапова А.В. Введение в психологию развития. – М.: Флинта: МПСИ, 2005

Нолиу З.А. Тренинг педагогического общения. М., 2003. – 165 с.

Педагогика: Учеб. пособие /под ред. Пидкасистого П.И.-М.: Издательство Юрайт. Высшее образование. 2009.

Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. – 3-е изд. – М.: Школа-Пресс, 2000. – 512 с.

Педагогическая психология: учеб. пособие/ под ред. Л. Регуш, А. Орловой. - СПб.: Питер, 2010. - 416с

Петровская Л.А. Компетентность в общении. М.: Изд. МГУ, 2001. – 275 с.

Поливанова К. Н. Психология возрастных кризисов. – М., 2002

Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. М., 2005.- 433 с.

Психологическая диагностика детей и подростков. Учебное пособие для студентов: М.К. Акимова, Г.А. Берулава, Е.М. Борисова и др. / Под ред. К.М. Гуревича и Е.М. Борисовой. – М.: Международная педагогическая академия, 1995. – 360 с.

Психология развития: Учебник для студ. высш. психол. и пед. учеб. заведений / Т.М. Марютина, Т.Г. Стефаненко, К.Н. Поливанова и др.; Под ред. Т.Д. Марцинковской. – М., 2001

Пузиков В.Г. Технология ведения тренинга. – СПб.: Издательство «Речь», 2005. – 224 с.

Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. – СПб., 2000

Реан А.А. Психология общения. М., 2005. – 534 с.

Сапогова Е.Е. Психология развития человека: Учебное пособие. – М., 2001

Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. – Р.-на-Д., 2000

Управление образовательными системами: учеб. пособие / под ред. В.С. Кукушина. - М.: ИКЦ " МарТ"; Ростов н/Д.: Изд. центр " МарТ", 2003.

Федорова М. Ю. Нормативно-правовое обеспечение образования: учеб. пособие/ М. Ю. Федорова. 2-е изд., стер. - М.: Академия, 2009. - 192с.

Филонов Л.Б. Психология саморазвития: задача для подростков и их педагогов. Рига, 1997. – 322 с.

Хрестоматия по социальной психологии. Учебное пособие для студентов / Т.Б. Кутасова. – М.: Международная педагогическая академия, 1995. – 222 с.

Эльконин Д.Б. Детская психология.- М., 1960. – 512 с.

Ярошевич В.Н. Классификация психических и поведенческих расстройств. - СПб., 2003.- 264 с

 

 


 

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

 

 

для подготовки к итоговому

(междисциплинарному) экзамену

по специальности «Педагогика и психология»

(специализация «Педагогическое и психологическое сопровождение развития дошкольника»)

 

 

Подписано в печать 09.09.2013

Гарнитура Times. Усл.печ.л. 14, 9 Уч.-изд.л. 15, 4

Тираж 500

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.