Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методы математической статистики в психолого-педагогических исследованиях. 5 страница






Основные свойства ощущений. Качество, интенсивность, продолжительность и пространственная локализация, абсолютная и относительная пороги ощущений.

Качество – это свойство, характеризующее основную информацию, отображаемую данным ощущением, отличающую его от других видов ощущений и варьирующую в пределах данного вида ощущений (вкусовые ощущения – информация о химических характерах предмета: сладкий или горький).

Интенсивность – количественная характеристика, зависит от силы действующего раздражителя и функционального состояния рецептора, определяющего степень готовности рецептора выполнять свои функции. Если у человека насморк, то интенсивность воспринимающих запахов может быть искажена.

Длительность ощущений – это временная характеристика возникшего ощущения. Определяется функциональным состоянием органа чувств и временем действия раздражителя и его интенсивностью. Скрытый период (латентный): ощущение возникает не сразу, а через некоторое время. Для тактильных ощущений это время равно 130 мс, для болевых – 370 мс, а для вкусовых – 50 мс. Ощущение не возникает с момента действия раздражителя и не исчезает сразу (последействие). При зрительном ощущении возникает последовательный образ. Положительный последовательный образ соответствует первоначальному раздражению, сохранение следа того же качества. Отрицательный последовательный образ – качество ощущения противоположное качеству воздействующего раздражителя (свет – тьма, тяжесть – легкость).

Пространственная локализация раздражителя. Анализ, осуществляемый рецепторами, дает нам сведения о локализации раздражителя в пространстве (мы можем сказать, откуда падает свет, идет тепло, на какой участок тела воздействует раздражитель). Важное значение имеют количественные параметры ощущений, степень чувствительности. С.И.Вавилов отмечал – человеческий глаз различает световой сигнал в 0, 001 свечи на расстоянии километра. Энергия настолько мала, что потребовалось бы 60 000 лет, чтобы с его помощью нагреть 1 см3 воды на 1°.

Абсолютная чувствительность и чувствительность к различению. Под абсолютной чувствительностью подразумевают способность ощущать слабые раздражители, а под чувствительностью к различению – способность ощущать слабые различия между раздражителями. Минимальная величина раздражителя, при котором впервые возникает ощущение, называется абсолютным порогом ощущения. Раздражители ниже абсолютного порога не дают ощущения, но воздействуют на организм.

Метод минимальных изменений. Абсолютные пороги – верхний и нижний – определяют границы доступного восприятию окружающего мира. Абсолютная чувствительность (Е) численно равна величине, обратно пропорциональной абсолютному порогу ощущений (Р): Е = 1/Р.

Чтобы вызвать вкусовое ощущение, требуется в 25 000 раз больше молекул, чем для возникновения обонятельного ощущения. Величина абсолютного порога изменяется от разных условий: характера деятельности, возраста, функционального состояния рецептора, силы и длительности действия раздражения.

Чувствительность к различению (относительная, разностная). Минимальное различие между раздражителями, которое дает едва заметное различие ощущения, называется порогом различения. В 19 веке немецкий ученый М.Вебер, исследуя ощущения, пришел к выводу, что, сравнивая объекты и наблюдая различия между ними, мы воспринимаем не различия между объектами, а отношение различия к величине сравниваемых объектов. Если к грузу в 100 г необходимо прибавить 3 г, чтобы почувствовать разницу, то к 200 г необходимо прибавить 6 г. Т.е. необходимо прибавить приблизительно 1/30 его массы. Подобная закономерность характерна и для других ощущений.

Сенсорной адаптацией называется изменение чувствительности, происходящее вследствие приспособления органа чувств к действующим на него раздражителям. При действии сильных раздражителей чувствительность уменьшается, а при слабых или при отсутствии раздражителя чувствительность увеличивается.

Эмоциональная адаптация – то, что вчера волновало, будоражило, приводило в восторг, сегодня оставляет равнодушным, спокойным, безразличным.

Изменение чувствительности анализатора под влиянием раздражения других органов чувств называется взаимодействием ощущений. Существуют 2 вида взаимодействия: 1) между ощущениями одного вида, 2) между ощущениями различных видов.

Повышение чувствительности в результате взаимодействия анализаторов или упражнения называется сенсибилизацией. А.Р. Лурия выделяет 2 типа: 1) носит длительный, постоянный характер. Зависит от изменений в организме (возраст субъекта связан с изменением чувствительности). Острота чувствительности достигает максимума к 20-30 годам. 2) носит временный характер. Зависит от физиологических, психологических экстренных воздействий.

Синестезия – возникновение под влиянием раздражения одного анализатора ощущения, характерного для других анализаторов. Например: 1) Цветной слух у Скрябина, 2) Высокие звуки воспринимаются как «светлые», низкие – как «темные». 3) Шерешевский нередко говорил, что голос обращающегося к нему человека, например, «желтый и рассыпчатый». 4) Цвета могут ощущаться как «звонкие», «глухие», «соленые», «хрустящие».

 

Восприятие: понятие, классификация, виды, свойства.

Ответ: Восприятие – это целостное отражение предметов, ситуаций, явлений, возникающих при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств. Опираясь на совместную работу органов чувств, происходит синтез отдельных ощущений в сложные комплексные системы. Этот синтез может протекать как в пределах одной модальности (кинокартина – объединение отдельных ощущений в целые образы), так и в пределах нескольких модальностей (апельсин имеет зрительные, осязательные, вкусовые восприятия, знания о нем). Восприятие включает в себя ощущения. В процессе восприятия присутствует предыдущий опыт, а также включаются память и мышление, поэтому восприятие – это перцептивная система.

Существуют теории процесса распознавания образов. Вопрос: как внешние сигналы, воздействующие на органы чувств, преобразуются в осмысленные перцептивные образы? Иллюзия легкости восприятия. Создание машин заканчиваются крахом. Системы восприятия животных превосходят животных. Нейрофизиологи: восприятие – сложный процесс. Участвуют двигательные компоненты (движение глаз, проговаривание, пропевание). Поэтому восприятие – это воспринимающая (перцептивная) деятельность субъекта. Результат восприятия – целостное представление о предмете. Целостное отражение предмета требует выделения ведущих признаков из комплекса воздействующих признаков (цвет, форму, вес, вкус). Следующий этап - объединение существенных признаков и сопоставления воспринятого комплекса признаков с прежними знаниями о предмете (участвует память). Если гипотеза совпадает, возникает узнавание предмета, происходит его восприятие. Если гипотеза не согласуется с реально доходящей информацией, то поиски продолжаются до тех пор, пока субъект не узнает предмет или не отнесет его к определенной категории. Знакомые предметы узнаются очень быстро, при восприятии новых узнавание происходит сложнее и в более развернутых формах. Полное восприятие – результат сложной аналитико-синтетической работы, при которой выделяются одни, существенные, тормозятся другие, несущественные признаки. Воспринимаемые признаки объединяются в одно осмысленное целое. Играет роль и наше желание воспринимать (направленность). Интересный предмет воспринимается активнее, неинтересный можем не заметить.

Фигура и фон. Все, что человек воспринимает, он воспринимает как фигуру на фоне. Фигура ясно, четко осознается. Фон – это нечто неотчетливое, неструктурированное. (Имя слышим в шумной компании). В фигуру объединяются элементы изображения сходные по размеру, форме, обладающие симметричностью, движущиеся в одном направлении, расположенные близко друг к другу. Сознание воспринимает фигуру, группируя элементы изображения по фактору близости (черточки, сгруппированные в колонки по два).

Законы восприятия – это экспериментально установленные принципы, в соответствии с кот-ми из множества раздражений, получаемых мозгом, выделяется осознаваемая фигура. В качестве фигуры – то, что имеет смысл, связано с прошлым опытом, намерениями, желаниями.

Человек предпочитает воспринимать (осознавать) то, что уже ранее видел. Это проявляется в серии законов. I. Закон последействия фигуры и фона: то, что однажды человек воспринял как фигуру, имеет тенденцию к последействию, т.е. повторному выделению в качестве фигуры; то, что однажды было воспринято как фон, имеет тенденцию и далее восприниматься как фон. Пример: 1) бессмысленные черно-белые изображения. Воспринимали белое как фигуру, черное – как фон. При некотором усилии воспринимали наоборот. Испытуемые имеют тенденцию воспринимать старые изображения так, как они это делали в обучающей серии, т.е. выделять ту же фигуру. 2) На несколько сек набор стимулов (изображения слов, звуки, показания прибора). Задача – опознать. Некоторые из них опознаются безошибочно. В некоторых совершаются ошибки. При повторении делаются те же ошибки, которые делались ранее («последействует фигура») – наиболее неожиданно. 3) В некоторых двойственных изображениях невозможно увидеть второе изображение.

II. Закон константности восприятия (влияние прошлого опыта): человек рассматривает окружающее его знакомые предметы как неизменные. 1) при удалении и приближении (в восприятии не изменяются). Но если смотреть с иллюминатора самолета, то размеры искажаются; 2) лицо матери как неизменно (прическа, освещение, макияж) для ребенка 2 месяцев; 3) белая бумага воспринимается как белая при лунном освещении, хотя отражает столько же света, сколько черный уголь; текст воспринимается одинаково (шрифт, освещенность). Константность В. – это проявление влияния прошлого опыта. Мы знаем, что колеса у велосипеда круглые, потому так и воспринимаем; 4) этнограф описывает: в Африке вышли из леса с пигмеем. Вдали паслись коровы. Пигмей никогда не видел коров издалека и потому принял их за муравьев – константность В. нарушилась.

III. Следующий принцип восприятия: человек воспринимает мир в зависимости от того, что ожидает (предполагает) воспринять. Мы часто, чем сами представляем, видим то, что ожидаем увидеть, слышим то, что ожидаем услышать. Пример. 1) цифра 13 или буква В ряду чисел будет восприниматься как 13, в ряду букв как В; 2) если знает, что будет предъявлено – вычленяет сообщение из шума. Ошибки часто вызваны обманутыми ожиданиями; 3) предъявлено лицо без глаз – воспринимается с глазами; 4) отчетливо слышим слово в шуме, если оно ясно из контекста; 5) эксперимент: если при первых предъявлениях делаются ошибки, они продолжаются как установки; 6) если постоянно (5-6 раз) предъявлялись разных размеров фигуры, то при изменениях будут восприниматься первоначально; 7) если дать список слов на нем.яз. и в конце русское слово, которое можно прочитать как нем., то будет по инерции прочитано как немецкое; 8) эксперимент: испытуемые (американец и мексиканец) рассматривали через стереоскоп диапозитивы, разные глаза видели разные изображения, одно типичное для американской культуры (игра в бейсбол, девушка блондинка), другое – типичное для мексиканской культуры (бой быков, черноволосая девушка). Большинство видело одну – типичную для их опыта.

Если ожидания не оправдались, человек пытается найти объяснение. Сознание наибольшее внимание уделяет новому и неожиданному. Пример. 1) Резкий неожиданный звук (ребенок, взрослый); 2) дети выбирают новые игрушки; 3) у человека реакция на новые и неожиданные сигналы больше, чем на частые и ожидаемые;

IV. Неизменная информация не удерживается в сознании, поэтому человек не способен долго воспринимать и осознавать неизменяющуюся информацию. Неизменная информация быстро становится ожидаемой, поэтому ускользает из сознания. Пример. 1) Постоянный раздражитель действующий на глаза (свет), на слух (шум), на кожу (одежда, часы) скоро перестают замечаться; 2) цветовой фон при длительной фиксации начинает выглядеть серым; 3) пристальное внимание к к.-л. неизменному или покачивающемуся объекту нарушает нормальное течение сознания и способствует возникновению измененного состояния – медитативного и гипнотического; 4) многократное повторение слова или группы слов приводит к субъективному ощущению утраты смысла этих слов. На этом построены мистические техники: а) шаманские камлания, б) в религии повторение словесных формул («Господи, помилуй мя грешного») ведет не только к утрате их смысла, но и к полному «опустошению сознания», что способствует возникновению особых мистических состояний. в) Непрерывное говорение врача способствует гипнотическому внушению; 5) аналогично, когда лекция плохо понимается; 6) однообразно-монотонная среда усыпляет; 7) автоматизированные действия (ходьба, чтение, игра на музыкальных инструментах, плавание) в силу однообразия не воспринимаются, не удерживаются в сознании; 8) сложные задачи, требующие точности и координации (балетные танцы, бокс, стрельба, печатание на машинке), успешно выполняются, когда доведены до автоматизма; 9) «эффект психического пресыщения» – трудно без вариаций выполнить однообразное задание (увеличиваются ошибки, снижается эмоциональный тонус, развивается сонливость); 10) эксперимент: за 20 $ в день лежать неподвижно. Выдержали не более 6 дней, а большинство через 3 дня.

V. Осмысленность при выделении фигуры. Особую роль в выделении фигуры играет осмысленность для воспринимающего человека. Пример. 1) Врач, рассматривающий рентгенограмму; 2) шахматист, рассматривающий позицию; 3) охотник, узнающий по полету птиц. Бессмысленные ситуации трудны и мучительны для человека. Человек всему пытается придать смысл. Мы обычно воспринимаем только то, что понимаем. 4) Осмысленные слова опознаются быстрее, чем бессмысленный набор букв; 5) из 2-х сообщений человек выбирает то, которое для него имеет понятный смысл; 6) в тексте выделенные слова по смыслу переходят в другой шрифт (остановка, потеря смысла); 7) осмысление мира с использованием языка: у русскоязычных «весна» (Ж.Р.) в виде девушки, у немцев в виде юноши (М.Р.). У русских разделение синего и голубого, у англичан – одно слово «blue».

VI. Восприятие как процесс проверки гипотез. Ошибки при восприятии часто связаны не с тем, что мы плохо видим или слышим, а потому, что мы неправильно это понимаем. Но именно нашему умению осмысливать, мы воспринимаем больше, чем наши чувства. Прошлый опыт и предвидение будущего расширяют информацию. Восприятие – это активный процесс получения информации для проверки гипотез об окружающем мире. Восприятие тесно связано с движением, действием. Движение необходимо для получения нужной информации. Любой объект нужно взять в руки, пощупать. Микродвижения органов чувств. Они способствуют удержанию в сознании неизменных стимулов. Пример. 1) у человека постоянно смещаются точки кожной чувствительности: тремор пальцев, кистей рук, туловища, которой не позволяет стабилизировать мышечные ощущения: непроизвольные микродвижения глаза не дают возможности удерживать взгляд на заданной точке. При этом воспринимаемое сохраняется в сознании, и не нарушается постоянство воспринимаемых объектов.

Главная роль действия заключается в проверке возникающих гипотез. Пример. Иллюзия восприятия в искаженной комнате. Даже если испытуемый знает об этом. Но стоит дотронуться до стены, бросить мяч – иллюзия исчезает.

Невозможность совершать движения не позволяет учиться воспринимать мир. Пример. Котенок в корзине наподобие карусели с проделанными отверстиями не имел зрительных дефектов по сравнению с котенком, который пассивно без движений сидел в корзине.

Структурность восприятия – не проекция наших мгновенных ощущений и не простая их сумма. Воспринимаем обобщенную структуру. Пример. Если слушаем мелодию, то услышанные ранее ноты продолжают звучать. Понимание мелодии в целом, структурно.

Восприятие зависит не только от характера раздражений, но и от самого субъекта. Воспринимают не глаз и ухо, а конкретный живой человек. Проявляются особенности личности. Зависимость восприятия от общего содержания нашей психической жизни называется апперцепцией. Содержание восприятия определяется и поставленной перед человеком задачей, мотивами, интересами, направленностью. Играют роль установки и эмоции, которые могут изменить содержание восприятия. Пример. 1) Контролер ОТК легко находит брак; 2) мать не слышит шума на улице, но сразу же реагирует на ребенка.

Классификации восприятия:

1) по модальности – зрительное, слуховое, осязательное, кинестетическое, обонятельное, вкусовое;

2) по форме существования материи – восприятие пространства, времени, движения.

Восприятие пространстваэто восприятие формы, величины, объема объектов, расстояния между ними, их взаимного расположения, удаленности и направления, в котором они находятся. Восприятие формы, объемности и величины предметов – это сложный процесс, который осуществляется с помощью зрительного, тактильного и кинестетического анализаторов. Восприятие глубины и удаленности предметов осуществляется в форме монокулярного и бинокулярного зрения. Монокулярное зрение (с помощью одного глаза и с помощью изменения толщины хрусталика) позволяет правильно оценить расстояния (в ограниченных пределах). В. глубины и удаленности предметов осуществляется главным образом посредством бинокулярного зрения (с помощью двух глаз) и соответствующей ему конвергенции – сведения зрительных осей глаз на фиксируемом предмете. Линейная и воздушная перспектива. По мере удаления предметов от наблюдателя их изображение на сетчатке глаз уменьшается. Пример. Вдали рельсы сходятся. Воздушная перспектива заключается в том, что свет и цвет, отражаемые предметами, в известной степени искажаются под влиянием слоев воздуха.

Закон Восприятия: величина предметов оценивается не по действительным размерам их изображений на сетчатке глаза, а в соответствии с оценкой расстояния, на котором эти предметы находятся. Зрительные иллюзии – это неправильное или искаженное восприятие величины, формы и удаленности предметов. Пример. 1) переоценка вертикальных линий. Из 2-х линий одинакового размера вертикальная линия зрительно всегда воспринимается как значительно большая по сравнению с горизонтальной линией; 2) неправильное восприятие величины предмета (объекта): а) высокий человек рядом с низким кажется еще выше; б) кружки одинакового диаметра кажутся разными в зависимости от того, окружает ли их больший или меньший; в) одинаковые предметы кажутся разной величины, если они воспринимаются как находящиеся на известном удалении друг от друга, при этом ближний предмет кажется больше, а далекий – меньше своей величины.

Восприятие времениэто отражение объективной длительности, скорости и последовательности явлений действительности, специального, сам-го анализатора времени нет. В основе восприятия времени лежит ритмическая смена возбуждения и торможения. Ее динамика в н.с. и составляет физиологическую основу восприятия времени. Определенное состояние нервных клеток становится сигналом времени, на основе которого у человека и у животных вырабатываются условные рефлексы на время. Восприятие длительности явлений – доказано, что точно воспринимать краткие промежутки времени человек может не более 0, 75 сек и то с помощью специальной тренировки в различении микроинтервалов времени. Если событие совершается очень медленно, восприятие его длительности опирается на показатели, позволяющие делить время на определенные отрезки. Восприятие темпа – это отражение скорости, с которой сменяют друг друга отдельные стимулы совершающегося во времени процесса. Восприятие ритма – это отражение равномерного чередования стимулов, их размеренности при воздействии предметов и явлений объективной действительности на наши органы чувств.

Восприятие движенияэто отражение во времени изменений положения объектов или самого наблюдателя в пространстве. Наблюдая движение, прежде всего воспринимают: 1) характер движения (сгибание, разгибание, отталкивание, подтягивание и т.п.); 2) форму движения (прямолинейное, криволинейное, круговое, дугообразное и т.п.); 3) амплитуду (размах) движения (полная, неполная); 4) направление движения (направо, налево, вверх, вниз); 5) продолжительность движения (краткое, длительное); 6) скорость движения (быстрое или медленное движение; при циклических движениях – быстрый или медленный темп); 7) ускорение движения (равномерное, ускоряющееся, замедляющееся, плавное, прерывистое). Восприятие движений обуславливается взаимодействием различных анализаторов: зрительного, двигательного, вестибулярного, слухового и др.

 

Память: определение, виды, свойства

Ответ: Память – способность удерживать и воспроизводить информацию, процессы запоминания хранения и забывания.

1. Запоминание. Процесс запечатления и последующего сохранения воспринятой информации. Различают непреднамеренное (или непроизвольное) и преднамеренное (произвольное). Объем памяти. Человек способен запомнить не более 7 цифр, букв, слогов, слов, названий (Миллер, 1956). Однако разброс еще больше: от 1-2 ед. (иероглифы) до 25-30 в случае бинарных сигналов (однородных). Длительность запоминания. Сознание не способно удерживать неизменную информацию. Забывается то, что удерживается в сознании без изменений. Чтобы сохранить информацию, необходимо ее все время изменять. Мозг автоматически запоминает любую информацию, но если она не изменяется, она автоматически уходит из сознания. Человек борется, иногда мучительно, удерживая в сознании информацию путем ее изменения, при помощи специфических действий, направленных на возвращение в сознание ушедших из него знаков. Осмысленное (выделение в изучаемом материале главных мыслей и группирование их в виде плана, выделение смысловых опорных пунктов, мысленное составление плана, повторение (концентрированное – друг за другом, распределенное – с перерывом), воспроизведение во время заучивания). Механическое запоминание (ассоциации по смежности – исторические даты (друг за другом).3 способа заучивания: целостный (материал читается до полного усвоения), частичный (материал делится на части и заучивается отдельно), комбинированный (наиболее эффективный).

2. Воспроизведение. Осмысленность информации. Осмысленность влияет не только на вычленение фигуры при восприятии, но и на извлечение фигуры из памяти. Неожиданность информации. Восприятие как активный процесс дольше работает над неожиданными знаками. Но при запоминании и последующем воспроизведении уход из сознания неожиданных знаков будет осуществляться медленнее. Неожиданные для испытуемого знаки – цифра в ряду слов, длинное слово в ряду коротких – запоминаются и воспроизводятся существенно лучше, чем ожидаемые знаки. Необходимо при запоминании придумывать невероятные и странные комбинации. Лучше запоминаются редкие, неожиданные события. Близость информации по смыслу или по форме. При восприятии рядом стоящие элементы имеют тенденцию группироваться в фигуру. То же самое происходит при извлечении из памяти. Например: бабочка – мотылек, мужчина – женщина. Иногда слова, извлекаемые из памяти, группируются ритмически. Время между предъявлением информации и извлечением ее из памяти. Восприятие тем полнее и точнее, чем дольше времени человек воспринимает то, что ему предъявлено. Ларош Фуко: для того, чтобы запомнить что-либо, надо смотреть в текст до тех пор, пока не запомнится. При последовательном увеличении времени экспозиции перцептивный образ проходит несколько стадий до ясного осознания конкретного изображения. 1 стадия – неопределенно. Далее яснее (2) до полной ясности (3). В сложных случаях требуется больше времени для полного осознания. Затем увеличение времени почти не приводит к улучшению восприятия. Время между предъявлением и извлечением информации из памяти тоже влияет на качество воспроизведения. Чем больше времени прошло до начала воспроизведения, тем ниже будет полученный результат. Основное ухудшение происходит в самые первые часы, минуты после предъявления и заучивания наизусть, а затем объем воспроизведения почти не меняется, но очень медленно уменьшается в течение многих дней и даже месяцев.

3. Воспоминание как активный процесс. Воспоминание можно рассматривать как процесс проверки гипотез о прошедшем, что раньше было в сознании. Строятся эти гипотезы по тем же принципам, что и при восприятии. Что-то из запомненного объединяется в фигуру, что-то обязательно становится фоном. Мы не только лучше видим и слышим то, что понимаем, но обычно и вспоминаем лучше то, что понимаем. При воспоминании ошибки происходят из-за неправильного понимания. Воспоминание связано с действием. Лучше запоминается то, что сами делаем и придумываем – эффект генерации. Лучше запоминаются слова созданные самими, чем те которые показываются. Эффект генерации в том, что свои предложения специально не запоминаются. Они сохраняются в сознании без усилий, непроизвольно. При обучении, если ученик достигает решения, истины сам, то оно запоминается на всю жизнь без особых усилий. Поэтому популярны игровые методы обучения, направленные на поиск самостоятельных решений.

4. Основные виды памяти. В качестве основания – зависимость характеристик памяти от особенностей деятельности по запоминанию и воспроизведению. При этом отдельные виды памяти вычленяются в соответствии с тремя основными критериями: 1) по характеру психической активности (впервые предложена П.П. Блонским), преобладающей в деятельности, память делят на двигательную, эмоциональную, образную и словесно-логическую; 2) по характеру целей деятельности – на непроизвольную и произвольную; 3) по продолжительности закрепления и сохранения материала (в связи с его ролью и местом в деятельности) – на кратковременную, долговременную и оперативную.

I. Двигательная (или моторная) память – это запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений. Повторение не совсем точно. У ребенка формирование. Эмоциональная память – это память на чувства. Эмоции сигнализируют – как удовлетворяются наши потребности и интересы, как осуществляются наши отношения с окружающим миром. Вторичные чувства могут отличаться от первичных. Эмоциональная память – это память на чувства. Эмоции всегда сигнализируют о том, как удовлетворяются наши потребности и интересы, отношения с окружающим миром. Пережитые и сохраненные в памяти чувства выступают в виде сигналов, либо побуждающих к действию, либо удерживающих от действий, вызвавших в прошлом отрицательные эмоции. Воспроизведенные, или вторичные чувства могут отличаться от первоначальных. По силе воспроизведения чувство может быть слабее или сильнее первичного. Например: 1) Горе сменяется печалью, а восторг или сильная радость – спокойным удовлетворением. 2) Обида, перенесенная раньше, при воспоминании о ней обостряется, а гнев – усиливается. Изменения могут произойти и в содержании нашего чувства. Например то, что раньше переживалось нами как досадное недоразумение, со временем может воспроизводиться как забавный случай, или то событие, которое было испорчено мелкими неприятностями, со временем начинает вспоминаться как приятное. На ранних этапах эмоциональная память носит условно-рефлекторный характер, а на более высоких ступенях развития эмоциональная память является сознательной. Образная память – это память на представления, картины природы и жизни, а также на звуки, запахи, вкусы. Воспринятое воспроизводится в форме представлений (особенности – бледность, фрагментарность и неустойчивость). Расходится с оригиналом. Со временем различия углубляются. Отклонение по 2 путям: смещение образов, дифференциация образов. 1) теряет специфические черты, остается общее, 2) черты усиливаются, подчеркивая своеобразие предмета, явления. Образная память исследователи разделяют на зрительную, слуховую, осязательную, обонятельную, вкусовую. Словесно-логическая память выражается в запоминании и воспроизведении наших мыслей. Мысли не существуют без языка, поэтому словесно-логическая. Проявляется: 1) запоминается и воспроизводится только смысл материала, 2) запоминается дословное выражение мыслей (механическое) – механическое запоминание. У детей и у взрослых по-разному. Словесно-логическая память специфически человеческая, так как связана со 2 сигнальной системой. Все виды памяти связаны между собой.

II. Непроизвольная память – запоминание и воспроизведение автоматическое, без волевых усилий, без контроля со стороны сознания. Отсутствует цель что-то запомнить. Часто оказывается сильнее, чем произвольная память. Произвольная память – ставится специальная мнемическая задача; процесс требует волевого усилия.

III. Кратковременная память – это память, характеризующаяся очень кратким сохранением воспринимаемой информации. В отличие от непроизвольной, при кратковременной памяти для запоминания мы предпринимаем определенные волевые усилия. Объем кратковременной памяти индивидуален. Характеризует способность механически, т.е. без использования специальных приемов, запоминать воспринимаемую информацию. Оперативная память – мнемические процессы, обслуживающие непосредственно осуществляемые человеком актуальные действия, операции. Долговременная память – запоминание длительное.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.