Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методы математической статистики в психолого-педагогических исследованиях. 4 страница






Деятельность человека, наконец, не всегда однозначна. Он может преследовать в ней как общественно значимые цели, так и достигать в ходе ее результаты, не одобряемые другими людьми.

Сущность и виды деятельности. Е.П.Ильин (1980) определяет деятельность как «специфически человеческую, регулируемую сознанием «внутреннюю» (психическую) и «внешнюю» (двигательную) активность, направленную на достижение сознательно поставленной и имеющей общественную значимость цели» (с. 21).

Различают три вида деятельности: игру, учение, труд.

Игра – особый вид деятельности, результатом которого не становится производство какого-либо материального или идеального продукта. Чаще всего игры имеют характер развлечения, преследуют цель получения отдыха. Существует несколько типов игр: индивидуальные и групповые, предметные и сюжетные, ролевые и игры с правилами. Индивидуальные игры представляют собой род деятельности, когда игрой занят один человек, групповые – включают несколько индивидов. Предметные игры связаны с включением в игровую деятельность человека каких-либо предметов. Сюжетные игры разворачиваются по определенному сценарию, воспроизводя его в основных деталях. Ролевые игры допускают поведение человека, ограниченное определенной ролью, которую в игре он берет на себя. Наконец, игры с правилами регулируются определенной системой правил поведения их участников. Бывают и смешанные типы игр: предметно-ролевые, сюжетно-ролевые, сюжетные игры с правилами и т.п. Игровое поведение и игровые отношения мало влияют на реальные взаимоотношения людей, по крайней мере, среди взрослых. Для детей игры имеют по преимуществу развивающее значение. У взрослых игра не является ведущим видом деятельности, а служит средством общения и разрядки.

Учение – это процесс систематического овладения знаниями, навыками и умениями, необходимыми для выполнения трудовой деятельности. Оно может быть не организованным и происходить попутно, в других видах деятельности как их побочный, дополнительный результат. У взрослых людей учение может приобретать характер самообразования.

Труд – это деятельность, направленная на создание общественного полезного продукта, удовлетворяющего материальные или духовные потребности людей. С трудом, прежде всего, связано создание и совершенствование орудий труда. Они, в свою очередь, явились фактором повышения производительности труда, развития науки, промышленного производства, технического и художественного творчества.

Деятельность имеет свои особенности.

Общественный характер человеческой деятельности. Какие бы виды деятельности мы ни рассматривали, все они по своему содержанию и способам выполнения – продукт общественно-исторического развития человека. Занимаясь каким-либо видом деятельности, человек выполняет такие действия, которые были открыты и усовершенствованы всем обществом в процессе его исторического развития, в условиях общественного труда.

Направленность деятельности. Деятельность человека в отличие от инстинктов животных является сознательной. В своей деятельности люди всегда руководствуются сознательно поставленными целями, которые достигаются ими с помощью сознательно организуемых средств или способов действия. Любая деятельность состоит из отдельных действий, объединенных единством цели, к которой стремится человек в данной деятельности, и направленных на достижение результатов, соответствующих этой цели.

Плановость деятельности. Деятельность – это не просто сумма отдельных действий или движений. В любом виде действия ее составляющие представляют собой определенную систему, являются взаимосвязанными, располагаются в известном порядке, строятся по определенному плану.

Систематичность деятельности. Когда мы говорим о деятельности человека, то всегда имеем в виду ее длительный, повседневный, систематический характер. Именно этой особенностью отличается трудовая деятельность, отдельные движения и даже действия еще не составляют деятельности.

Структура деятельности. По мнению Е.П.Ильина (1980), любую деятельность можно рассматривать в широком и более узком плане.

Если деятельность осуществляется периодически, систематически и длительное время (в течение нескольких лет), включая деятельность тренировочную, репетиционную, в этом случае можно говорить о макроструктуре деятельности. Структурной единицей деятельности в этом случае являются тренировочные, репетиционные занятия, частота, длительность и характер которых соответствуют долгосрочным планам.

Репетиционные, тренировочные занятия (учебные занятия в школе), как более узко понимаемая деятельность, характеризуются мезоструктурой. Структурной единицей такой деятельности являются действия (сенсорные, умственные, двигательные). Однако деятельность – это не сумма отдельных действий. Это действия, объединенные в целостную систему.

Под микроструктурой будем понимать действия, представленные психическими, двигательными и вегетативными компонентами. Например, работа над каким-нибудь заданием требует следования определенной программе (сбора информации о ситуации, в которой протекает деятельность, т.е. участия работы анализаторов, центральных мозговых аппаратов, связанных с переработкой информации, выработки программы действия, посылки импульсов к исполнительным органам).

Деятельностный подход в психологии. Деятельностный подход в психологии (к изучению психики) – 1) принцип изучения психики, в основу которого положена разработанная К.Марксом категория предметной деятельности (М.Я.Басов, С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев и его ученики); 2)теория, рассматривающая психологию как науку о порождении, функционировании и структуре психического отражения в процессах деятельности индивидов (А.Н.Леонтьев). Психологическая теория деятельности имела огромное значение для развития отечественной психологии. Она стала развиваться в конце 20-х – начале 30-х гг. ХХ в. Разработка и развитие данной теории связана с именами таких известных отечественных психологов, как Л.С.Выготский, С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев, А.Р.Лурия, А.В.Запорожец, П.Я.Гальперин и др. Почему эта теория занимает столь значимое положение в отечественной психологии?

Во-первых, труд и деятельность сыграли решающую роль в происхождении сознания и развития психики человека. Эта точка зрения до настоящего времени является основополагающей в методологии исследований отечественных психологов.

Во-вторых, психологическая теория деятельности, исходя из данной точки зрения, раскрывает роль деятельности в проявлении психических феноменов человека, в том числе и сознания. Судить о человеке, о его способностях личности, мы, в основном, можем лишь по результатам его деятельности.

Главное отличие этой теории в том, что она опирается на основные принципы диалектического материализма и использует главный тезис этого философского направления: не сознание определяет бытие, деятельность человека, а бытие, деятельность человека определяет его сознание. Наиболее полно теория деятельности изложена в трудах А.Н.Леонтьева, в частности, «Деятельность. Сознание. Личность».

Операционально-технические аспекты деятельности. Основными понятиями данной теории являются деятельность, сознание и личность. Деятельность человека имеет сложное иерархическое строение. Она состоит из нескольких неравновесных уровней. Верхний уровень – это уровень особых видов деятельности, затем следует уровень действий, за ним – уровень операций, и самый низкий – уровень психофизиологических функций.

Центральное место в этом иерархическом построении занимает действие, которое является основной единицей анализа деятельности. Действие – это процесс, направленный на реализацию цели, которая, в свою очередь, может быть определена как образ желаемого результата (сознательный образ). Выполняя определенную деятельность, человек постоянно держит этот образ у себя в сознании. Таким образом, действие – это сознательное проявление активности человека. Исключениями являются случаи, когда у человека в силу определенных причин или обстоятельств нарушена адекватность психической регуляции поведения (болезнь или состояние аффекта).

4 основные характеристики понятия «действие»:

1. Действие включает в качестве необходимого компонента акт сознания в виде постановки и удержания цели.

2. Действие – это одновременно и акт поведения. Действие – это движение, связанное с сознанием. Отсюда следует основополагающий вывод теории деятельности, заключающийся в утверждении неразрывности сознания и поведения.

3. Психологическая теория деятельности через понятие действия вводит принцип активности, противопоставляя его принципу реактивности. В чем различие в понятиях «активность» и «реактивность». Понятие «реактивность» подразумевает ответное действие или реакцию на воздействие какого-либо стимула. Формула «стимул-реакция» является одним из основных положений бихевиоризма. С этой точки зрения активен воздействующий на человека стимул. Активность с точки зрения теории деятельности есть свойство самого субъекта, т.е. характеризует человека. Источник активности находится в самом субъекте в форме цели, на достижение которой направлено действие.

4. Понятие «действие» выводит деятельность человека в предметный и социальный мир. Дело в том, что цель действия может носить не только биологический смысл, такой как добыча пищи, но также может быть направлена на установление социального контакта или создание предмета, не связанного с биологическими потребностями.

Исходя из характеристик понятия «действие» как основного элемента анализа деятельности, формулируются основополагающие принципы психологической теории деятельности:

Сознание не может рассматриваться как замкнутое в самом себе: оно должно проявляться в деятельность (принцип «размывания» круга сознания).

Поведение нельзя рассматривать в отрыве от сознания человека (принцип единства сознания и поведения).

Деятельность – это активный, целенаправленный процесс (принцип активности).

Действия человека предметны; их цели носят социальный характер (принцип предметной человеческой деятельности и принцип ее социальной обусловленности).

Каждое действие может быть выполнено по-разному, т.е. с помощью различных способов. Способ выполнения действия называется операцией.

В свою очередь, способ выполнения действия зависит от условий. В различных условиях для достижения одной и той же цели могут быть использованы различные операции. При этом под условиями подразумеваются как внешние обстоятельства, так и возможности самого действующего субъекта, поэтому цель, данная в определенных условиях, в теории деятельности называется задачей. Описывая процесс решения задачи, необходимо указывать и действия, и операции, реализующие их. О действии без операций можно говорить лишь на этапе планирования.

Главное свойство операций состоит в том, что они мало осознаются или совсем не осознаются. У действий и цель, и контроль сознательный. Этим операции отличаются от действия. Уровень операций – это уровень автоматических действий и навыков. Под навыками понимаются автоматизированные компоненты сознательной деятельности, вырабатывающиеся в процессе ее выполнения. Операции бывают двух видов: 1) которые возникли путем адаптации и приспособления к условиям обитания и деятельности; 2) сознательные действия, благодаря автоматизации ставшие навыками и перемещенные в область неосознаваемых процессов. При этом первые практически не осознаются, а вторые находятся на грани сознания.

Сложное действие состоит из слоя действий и слоя «подстилающих» их операций. Граница между действием и операцией подвижна. Движение границы вверх означает превращение некоторых действий в операции. Происходит укрупнение единиц деятельности. Движение границы вниз означает превращение операций в действия. Деятельность дробится на мелкие единицы.

Наконец, самый нижний уровень структуры деятельности – психофизиологические функции. Под психофизиологическими функциями в теории деятельности понимаются физиологические механизмы обеспечения психических процессов. Существует ряд возможностей организма, без которых большинство психических функций не может осуществляться. К ним относятся: способности к ощущению, моторные способности, возможность фиксации следов прошлых воздействий. Соответственно говорят о сенсорных, мнемических и моторных функциях. К этому уровню относятся также врожденные механизмы, закрепленные в морфологии нервной системы, и те, которые созревают в течение первых месяцев жизни. Все эти способности и механизмы генетически обусловлены. Граница между операциями-автоматизмами и психофизиологическими функциями достаточно условна. Можно сказать, что психофизиологические функции составляют одновременно и необходимые предпосылки, и средства деятельности.

Мотивационно-личностные аспекты деятельности. Почему совершается то или иное действие, откуда берутся цели? Для ответа на эти вопросы необходимо обратиться к таким понятиям, как потребности и мотивы.

Потребность – это исходная форма активности живых организмов. В живом организме периодически возникают определенные состояния напряженности; они связаны с объективной нехваткой веществ (предмета), которые необходимы для продолжения нормальной жизнедеятельности организма.

Эти состояния объективной нужды организма в чем-то, что лежит вне его и составляет необходимое условие его нормального функционирования, и называются потребностями. Таковы потребности в пище, воде, кислороде и т.п.

Потребность в социальных контактах является одной из ведущих и с течением времени меняет свои формы. У ребенка сначала потребность в контакте с матерью, близкими людьми; в школе – с учителем, затем – сверстники (стремление завоевать уважение), затем – друг, любимый человек, духовный наставник (кому можно довериться). Еще позже возникает стремление найти место в жизни, получить общественное признание.

Вторая потребность, с которой рождается человек, это потребность во внешних впечатлениях, познавательная потребность. В первые часы жизни дети реагируют на зрительные, звуковые, слуховые воздействия. Оживленные реакции у них появляются на новые раздражители.

Связь потребностей с деятельностью. Выделяют два этапа в жизни каждой потребности. Первый этап – период до первой встречи с предметом, который удовлетворяет потребность; второй этап – после этой встречи.

На первом этапе потребность для субъекта оказывается скрыта, «не расшифрована». Человек может испытывать состояние какого-то напряжения, неудовлетворенности, но не знать, чем это состояние вызвано. Со стороны поведения состояние человека в этот период выражено в беспокойстве или постоянном поиске чего-либо.

В ходе поисковой деятельности обычно происходит встреча потребности с ее предметом, которой и завершается первый этап в «жизни» потребности. Процесс «узнавания» потребностью своего предмета получил название опредмечивания потребности.

В элементарных формах он известен как «механизм импринтинга» (т.е. запечатления). В процессе опредмечивания обнаруживаются две важные черты потребности. Первая заключается в первоначально очень широком спектре предметов, способных удовлетворить данную потребность. Например, у новорожденного гусенка при виде любого движущегося мимо него предмета, в том числе и неживого, пробуждается потребность следования за ним, как за матерью (опыты К.Лоренца). Вторая черта – в быстрой фиксации потребности на первом удовлетворившем ее предмете. Например, если гусенок однажды пошел за подушкой, он начинает ходить за ней уже всегда, не реагируя на настоящую мать.

Фиксация потребностей проявляется в практике воспитания детей. Например, в конце первого года жизни ребенка очень рекомендуется разнообразить его пищу. Иначе ребенок может зафиксироваться на каше и молоке и отказываться брать в рот такие необходимые продукты, как мясо, яйца и т.п.

Родители часто могут быть обеспокоены тем, какой товарищ окажется у их сына, а родители девушки – какой молодой человек ей впервые понравится. Они интуитивно знают, что потом повлиять на выбор своих детей будет поздно, и это происходит именно из-за быстрой фиксации потребностей.

В воспитании необходимо формировать потребности человеческого типа. Например: есть можно руками, а можно вилкой, ложкой. Сформированная таким образом пищевая потребность ребенка адекватно может быть описана не формулой «голод – пища – социальные наслоения», а формулой «голод – социальное опосредствование (правила, нормы, отношения) – пища».

В акте опредмечивания рождается мотив. Мотив и определяется как предмет потребности или опредмеченная потребность. Именно через мотив потребность получает свою конкретизацию, становится понятной субъекту.

Множество действий, которые собираются вокруг одного предмета – типичный признак мотива. Вслед за опредмечиванием потребности и появлением мотива поведение человека резко меняется. С появлением мотива оно получает свое направление, потому что мотив – это то, ради чего совершается действие. Совокупность действий, которые вызываются одним мотивом, называется деятельностью, особенной деятельностью или особенным видом деятельности (игра, учение, труд).

С другой стороны, одно и то же действие может побуждаться разными мотивами.

Для конкретного субъекта действия побуждаются сразу несколькими мотивами. Полимотивированность человеческих действий – типичное явление. Пример. Человек может хорошо работать ради высокого качества результата, но попутно удовлетворять и другие свои мотивы – социального признания, материального вознаграждения и др. При этом один мотив главный (ведущий), другие – второстепенные (мотивы-стимулы, которые не столько «запускают», сколько дополнительно стимулируют данную деятельность).

Соотношение мотивов и сознания. Мотивы порождают действия, но не всегда осознаются. В результате все мотивы можно разбить на два больших класса: осознаваемые и неосознаваемые. К первым относятся большие жизненные цели, которые направляют деятельность человека в течение длительных периодов его жизни. Это мотивы-цели. Характерны для зрелых личностей. Ко второму классу относятся практически все мотивы. Неосознаваемые мотивы проявляются в сознании, но в особой форме. Таких форм две: эмоции и личностные смыслы.

Эмоции связаны с мотивами. Если человека что-то волнует, значит это «что-то» затрагивает его мотивы.

В теории деятельности эмоции определяются как отражение отношения результата деятельности к ее мотиву. При успешной деятельности возникают положительные эмоции, при неуспешной – отрицательные. Пример. Когда встречаем препятствие на пути осуществления цели – испытываем гнев. Страх – когда мотив самосохранения оказывается под угрозой. радость – когда мотив получает свое удовлетворение.

Чтобы понять мотивы человека, необходимо лишь подметить по какому поводу возникло переживание и какого оно было свойства. Пример. Человек совершил альтруистический поступок и испытывает чувство неудовлетворенности. Ему недостаточно, что он помог другому. Он не получил ожидаемого признания со стороны окружающих и это его разочаровало.

Личностный смысл. Это переживание повышенной субъективной значимости предмета, действия или события, оказавшихся в поле действия ведущего мотива. Здесь в смыслообразующей функции выступает лишь ведущий мотив. Феномен личностного смысла хорошо обнаруживается на «переходных процессах», когда до того нейтральный объект неожиданно начинает переживаться как субъективно важный. Пример.

Чем интенсивнее мотив, тем больший круг предметов вовлекается в поле его действия, т.е. приобретает личностный смысл. Сильный ведущий мотив способен «осветить» всю жизнь человека. Напротив, утрата такого мотива часто приводит к тяжелому переживанию потери смысла жизни.

Мотивы и личность. Мотивы человека образуют иерархическую систему. если сравнить мотивационную сферу человека со зданием, то «здание» это у разных людей будет иметь очень разную форму. Это и пирамида с одной вершиной – одним смыслообразующим мотивом, в других – несколько вершин (смыслообразующих мотивов). Все здание покоится на небольшом основании – узкоэгоистическом мотиве – или опираться на широкий фундамент общественно значимых мотивов, которые включают в круг жизнедеятельности человека судьбы многих людей и событий. Здание это может быть высоким и низким, в зависимости от силы ведущего мотива. Мотивационной сферой человека определяется масштаб и характер его личности. Пример. 1)Гоголевский Акакий Акакиевич (мотив – страсть к переписыванию бумаг; убогая личность). 2)Страсть скупого рыцаря к наживе – мотив стяжательства.

Обычно иерархические отношения мотивов не осознаются в полной мере. Они проявляются в ситуациях конфликта мотивов. Нередко жизнь сталкивает разные мотивы: материальная выгода – или интересы дела, самосохранение – или честь. Это своего рода тест на иерархию мотивов и одновременно на качество личности.

Ответ: Деятельность можно определяется как специфически человеческую, регулируемую сознанием «внутреннюю» (психическую) и «внешнюю» (двигательную) активность, направленную на достижение сознательно поставленной и имеющей общественную значимость цели.

Деятельностный подход в психологии (к изучению психики) – 1) принцип изучения психики, в основу которого положена разработанная К.Марксом категория предметной деятельности (М.Я.Басов, С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев и его ученики); 2) теория, рассматривающая психологию как науку о порождении, функционировании и структуре психического отражения в процессах деятельности индивидов (А.Н.Леонтьев).

 

Сознание. Неосознаваемые явления психики, их классификация

Ответ: В.В.Давыдов (1986): «Воспроизведение человеком идеального образа своей деятельности и идеального представительства в ней позиций других людей можно назвать сознанием».

А.Н.Леонтьев (1977): «Сознание – рефлексия субъектом действительности, своей деятельности, самого себя. Сознание есть сознание в том смысле, что индивидуальное сознание может существовать только при наличии общественного сознания и языка, являющегося его реальным субстратом. Сознание не дано изначально и порождается не природой, а обществом».

Н.П.Бехтерева: сознание есть осознание себя в окружающем мире.

Неосознаваемые психические процессы можно разделить на три класса:

Неосознаваемые механизмы сознательных действий:

неосознаваемые автоматизмы,

неосознаваемые установки,

неосознаваемые сопровождения сознательных действий,

Неосознаваемые побудители сознательных действий (по З.Фрейду):

сновидения,

ошибочные действия,

невротические симптомы,

«Надсознательные» процессы:

интегральные продукты длительной сознательной деятельности.

 

Неосознаваемые механизмы сознательных действий

Неосознаваемые автоматизмы – действия или акты, которые совершаются без участия сознания. Отсутствие сознательного контроля. Одни процессы никогда не осознавались, другие сначала были осознаваемыми, затем перестали фиксироваться сознанием. 1 процессы – группа первичных автоматизмов (врожденные: 1 год жизни – сосание, мигание, ходьба). 2 группа – автоматизированные действия, навыки (при участии сознания: обучение на музыкальном инструменте).

Установка – это готовность организма или субъекта к совершению определенного действия или реагирования в определенном направлении. Навык осуществляется во время осуществления действия, готовность относится к периоду, предшествующему осуществлению действия. Виды установки: моторная (действие), умственная (решение интеллектуальных задач), перцептивная (готовность воспринимать то, что ожидаем увидеть). «Ошибки установки» - вкусная каша (6 детей говорят каша вкусная, 7-й тоже, хотя дали соленую). Концерт (пришли на юмориста, заменили просто артистом – в зале смех). Богословский поменялся с артистом (назвался другим, другой повторил концерт). Шары (разные в разных руках, затем одинаковые, а ответ разные). Мессинг (читает мысли по руке). Детектор лжи (легче контролировать внешние действия, труднее внутренние – пульс, частота дыхания, артериальное давление, электрическая активность мозга, микродвижения глаз, зрачковая реакция).

Неосознаваемые побудители сознательных действий

Фрейд – теория бессознательного. 3 сферы: сознание, предсознание, бессознательное. Сознание – что осознается и контролируется. Предсознание – скрытые, латентные знания, которыми человек располагает, но которые отсутствуют в данный момент. Инициируются при возникновении стимула. Бессознательное – 1 свойство: область не осознается, но влияет на поведение. 2 свойство: информация из бессознательного с трудом переходит в сознание из-за 2-х механизмов – вытеснения и сопротивления. По Фрейду в области бессознательного – влечения (сексуальное либидо). Они имеют большой энергетический заряд, но в сознание не пропускаются. А прорываясь принимают искаженную или символическую форму. 3 формы проявления бессознательного: сновидения, ошибочные действия, невротические симптомы. Методы их изучения: свободных ассоциаций, анализа сновидений. Ассоциативный эксперимент. Выявляет скрытые переживания. Аналогично анализ снов. Во время сна снижается уровень контроля сознания, влечения прорываются в сознание. Невротические симптомы – это следы вытесненных травмирующих обстоятельств, влияющих на состояние человека. Необходимо вскрыть очаг, больной осознает причины, невроз излечивается. Основа возникновения невротических симптомов (по Фрейду) – потребность в продолжении рода (форма сексуального влечения). Подавление его – причина невротических расстройств. Это и неприятные переживания, которые вытесняются в бессознательное, образуя энергетические очаги. Ошибочные действия – забывание фактов, имен (неприятные переживания), описки, оговорки (истинные намерения, скрываемые от других).

«Надсознательные» процессы

Процессы образования некоего интегрального продукта в результате большой сознательной (интеллектуальной) работы. При решении сложной, значимой проблемы. Долго работаем, но результата нет, вдруг само собой приходим к решению. Становится ясно, знаем, как решить. То, что вошло в наше сознание является интегральным продуктом. Знаем то, что думали, переживали. Сам процесс – остался неосознанным (интуиция, способность принятия решения путем анализа на уровне, находящемся вне контроля сознания). Характеристика процесса: 1) субъект не знает итога этой работы, 2) не знаем, когда эти процессы прекратятся. Они завершаются внезапно. Напр., знаете, что любите, но не знаете почему. Что побуждает? Или выбор профессии – под давлением или как-то иначе.

Внизу: неосознаваемые механизмы сознательных действий (передача функций сознания на неосознаваемые уровни). В центре: неосознаваемые побудители сознательных действий (вытеснены из сознания, периодически прорываются в символической форме). Вверху: процессы «надсознания» (в форме работы сознания, в результате итог (творческая идея, новое отношение, чувство). Процедура познания – неосознаваемое проявляется в сознании: иллюзии восприятия, ошибки установки, фрейдовские феномены, интегральный результат надсознательных процессов. Это факты сознания, поведения, физиологические процессы.

 

 

Ощущение: классификация, виды, свойства

Ответ: Ощущения – процесс отражения отдельных свойств предметов и объектов мира (явлений) при непосредственном воздействии на органы чувств.

Виды ощущений. Общепринята классификация по количеству органов чувств: обоняние, вкус, осязание, зрение и слух. Б.Г.Ананьев выделил 11 видов. А.Р.Лурия – по двум принципам: систематическому и генетическому (по принципу модальности и по сложности или уровня их построения). Ч.Шеррингтон – 3 основных типа: интероцептивные, проприоцептивные, экстероцептивные. Первые объединяют сигналы из внутренней среды организма, вторые передают информацию о положении тела в пространстве и положении опорно-двигательного аппарата, третьи обеспечивают получение сигналов из внешнего мира и создают основу для сознательного поведения.

Интероцептивные – благодаря рецепторам на стенках желудка и кишечника, сердца и кровеносной системы и др. внутренних органов. Наиболее древняя и элементарная группа ощущений. Наименее осознаваемые и наиболее диффузные формы ощущения. Близость к эмоциональным состояниям.

Проприоцептивные – сигналы о положении тела. Равновесие, двигательные, кинестетические ощущения. Периферические рецепторы проприоцептивной чувствительности находятся в мышцах и суставах (сухожилиях, связках). Изучены А.А.Орбели, П.К.Анохиным – у животных. Н.А.Бернштейном у человека.

Экстероцептивные – основная группа ощущений связывающая человека с внешней средой. 2 подгруппы ощущений: контактные и дистантные. Контактные ощущения связаны с непосредственным воздействием объекта на органы чувств (вкус, обоняние). Дистантные ощущения отражают качества объектов, находящихся на расстоянии (слух, зрение). Обоняние – промежуточное положение (молекулы предмета соприкасаются).

Интермодальные ощущения – несколько модальностей (вибрационная чувствительность связывает тактильно-моторную сферу со слуховой). Большую роль играет у слепых и глухих (приближение грузовика, кто входит в комнату).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.