Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Морально - психологический климат в коллективе.






Морально-психологический климат в коллективе – это устойчивая система внутренних связей, которая проявляется в эмоциональном настрое коллектива, его общественном мнении, результатах деятельности.

Он зависит от следующих факторов:

- производственной среды (уровня механизации и автоматизации, уровня организации и управления, условий труда и т.д.);

- экономической среды (распределения и потребления материальных ценностей, системы материального поощрения и т.д.);

- общеобразовательной среды (квалификационно–образовательного уровня членов коллектива, уровня общего и специального образования, творческого и интеллектуального потенциала работников и т.д.);

- культурной среды (уровня технической эстетики, культуры производства, уровня физического и духовного развития коллектива);

- социально-нравственной среды (системы нравственного воспитания, формирование моральных принципов);

- социально-психологической среды (системы психологических установок, социально-психологических характеристик личностей и т.д.);

- бытовой среды (условия быта и отдыха членов трудового коллектива).

В современных условиях, когда повышается роль человеческого фактора в производстве, особо важное значение приобретает трудовая деятельность каждого члена коллектива.

Морально - психологический климат в трудовом коллективе во многом зависит от социально-психологической совместимости исполнителей. Явление совместимости с наибольшей силой проявляется в небольших производственных группах.

Совместимость – это взаимное соответствие участников группы.

Социально-психологическая совместимость предполагает: взаимную симпатию, положительный характер эмоциональных установок, взаимовнушаемость, общность интересов и потребностей, сходств психофизиологических реакций на обстоятельства и отсутствие в рабочей группе эгоцентрических устремлений.

При формировании психологически совместимых групп можно опираться на особенности поведения людей:

- взаимное дополнение потребностей – когда взаимоотношения строятся на системе потребностей составляющих комплект взаимообусловленных побуждений. Например, когда одни проявляют стремление к лидерству, а другие к повиновению; когда одни испытывают потребность заботиться о ком – нибудь, а другие – нуждаются в заботе;

- взаимное дополнение в навыках и опыте – когда недостаточные способности одних компенсируются высокими способностями других;

- взаимное дополнение в знаниях – когда члены группы обладают знаниями в различных областях, так что каждый может учиться у другого и полагаться на его компетенцию;

- общность ценностей – когда члены группы имеют общую систему ценностей и правил поведения;

- взаимная автономия потребностей – когда разные люди, обладают диаметрально противоположными потребностями, имеют склонность к взаимодействию.

При формировании психологически совместимых групп важными считаются такие черты характера людей, как внимательное и теплое отношение к другим людям, выдержка, взаимная уступчивость, готовность прийти на помощь, чувство юмора, отзывчивость, снисходительность к человеческим слабостям. Нежелательными чертами характера считаются холодное безразличие, раздражительность, зависть, нетерпимость.

Каждое предприятие, кроме формальных структур имеет и неформальные социально – психологические группы, формируемые на базе симпатий и общих интересов. Размеры таких групп, как правило, колеблются в пределах двух – пяти человек. Неформальные группы создаются спонтанно, являясь реакцией на неудовлетворенные индивидуальные потребности.

Ими могут быть потребности в общении, в привязанности, в дружбе, в получении необходимой информации и т.д.

Неформальные группы являются мощной силой и могут сводить на нет усилия руководства.

Для того чтобы неформальные социально-психологические группы помогали достигать целей предприятия необходимо:

- руководству признать существование неформальных групп и работать с ними;

- выслушивать мнение членов и лидеров неформальных групп;

- при принятии решений просчитывать возможные отрицательные воздействия на неформальные структуры;

- для ослабления сопротивления со стороны неформальных групп привлекать их к участию в принятии решений;

- быстро выдавать точную информацию и тем самым препятствовать распространению слухов.

В трудовом коллективе с нормальным морально-психологическим климатом все его члены, как правило, отличаются доброжелательным, товарищеским отношением друг к другу и к вновь принятым сотрудником, уважение и доверие, желание и умение увидеть лучшее в человеке в таком коллективе является правилом. Нормальный морально-психологический климат в коллективе способствует высокой производительности труда и предупреждает возникновение конфликтных ситуаций.

 

 


Список литературы

1. Антонов А. Н., Морозова Л. С.Основы современной организации производства: Учебник. – М.: Издательство «Дело и Сервис», 2004.

2. Баженов Г. Е. Обслуживание основного производства машиностроительных предприятий. В монографии «Экономика» организация производства. Менеджмент. (опыт, проблемы, перспективы) отв. Ред. К. Т. Джурабаев. – Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2002.

3. Баженов Г. Е., Кислицына О. А. Инновационный потенциал промышленного предприятия. В моногфии «Экономика. Финансы. Менеджмент» (вопросы теории, методологии, практики). Отв. Ред. К. Т. Джурабаев. – Новосибирск: изд-во НГТУ, 2004.

4. Балашов А. П. Основы менеджмента: Учеб. пособие. – М.: Вузовский учебник, 2008.

5. Васильев В.Н. Организация производства в условиях рынка. – М.: Экономика, 1993.

6. Гапоненко А. Л. Стратегическое управление: Учебник. – М.: издательство Омега – Л, 2006г.

7. Гончаров В.В. В поисках совершенства управления: Руководство для высшего управленческого персонала (Опыт лучших промышленных фирм США, Японии и стран Западной Европы). – М.: Сувенир, 1993.

8. Коно Т. Стратегия и структура японских предприятий: пер. с англ. – М.: Прогресс, 1987.

9. Новицкий Н.И. Организация производства на предприятиях: Учебно-методическое пособие. – М.: Финансы и статистика, 2007.

10. Организация и планирование машиностроительного производства / Под ред. М.Н. Ипатова и др. – М.: Машиностроение, 1998.

11. Организация производства и управление предприятием: учебник/ О.Г. Туровец, М.Н. Бухалков, В.Б. Родионов и др.; под ред. О. Г. Турова. – М.: ИНФРА-М, 2006.

12. Основы организации производства: Учебник / Под ред. Н.А. Чечина. – Самара: Бином, 1999.

13. Основы организации производства: Учебное пособие / Отв. ред. Г.Е. Баженов. – Новосибирск: Изд-во НГТУ, 1996.

14. Соколицин С.А., Кузин Б.Н. Организация и оперативное управление машиностроительным производством: Учебник. – Л.: Машиностроение, 1988.

15. Стивенсон В. Дж. Управление производством: Пер. с англ. – М.: Бином, 1999.

16. Теория организации: Учебник / Под ред. В. Г. Алиева. – М.: Луч, 1999.

17.

 
Фатхутдинов Р.А. Организация производства: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2000.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.