Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Стили руководства.






Стиль руководства – это своеобразная совокупность приемов управления. Различают три стиля руководства – автократический, демократический, либеральный.

Автократический – стиль руководства характеризуется максимальной централизацией власти руководителем в своих руках. Руководитель единолично решает все вопросы, стараясь участвовать во всех делах, не позволяет подчиненным принимать какие-либо решения без его санкции, не терпит возражений и замечаний в свой адрес, требует строгого выполнения приказов и инструкций.

При таком стиле руководства снижается активность, инициатива сотрудников, складывается неблагоприятный психологический климат.

Демократический стиль управления характеризуется тем, что при выработки и принятии решений по наиболее важным проблемам руководитель советуется с подчиненным, развивая у них самостоятельность, активность и инициативу, доверяет ответственную работу, помогает их профессиональному росту. При таком стиле руководства отдается предпочтение методам убеждения и стимулирования, создаются условия для широкого и свободного обмена мнениями по различным вопросам, дисциплина и порядок держится на сознательности работников.

Либеральный стиль характеризуется тем, что руководитель не принимает активного участия в управлении. При этом руководитель указывает основные направления работы, обеспечивает необходимыми документами и материалами и представляет работникам полную самостоятельность в достижении конечных результатов. Роль руководителя сводится к функциям консультанта, организатора, координатора, контролера.

П. Херсли и К.Бланшар считают, что стили руководства зависят от «зрелости» исполнителя. Под зрелостью исполнителя подразумевается способность нести ответственность за свое поведение, желание достигнуть поставленной цели, а также образование и опыт в отношении конкретной задачи, которую необходимо решать. Степень зрелости определяется на основании субъективной оценки руководителя.

Выделяют четыре степени зрелости (низкая, средняя, умеренно высокая, высокая) и соответствующие им стили руководства (давать указания, помогать, участвовать, делегировать).

Стиль «Давать указания» годится для подчиненных с низким уровнем зрелости. Подчиненные либо не хотят, либо не способны отвечать за конкретную задачу и им требуется соответствующие инструкции, руководство и строгий контроль.

Стиль «Помогать» может быть использован для подчиненных, обладающих средним уровнем зрелости. Подчиненные хотят принять ответственность за решение конкретной задачи, но не могут из-за недостаточной компетентности. В этих условиях руководитель дает конкретные инструкции подчиненным, что и как делать, и поддерживает их желание и энтузиазм выполнять задания под свою ответственность.

Стиль «Участвовать» используется руководителем для исполнителей умеренно высокой степени зрелости. Подчиненные могут, но не хотят отвечать за выполнение заданий. В этих условиях руководитель для повышения мотиваций и причастности своих подчиненных к решению задачи представляет им возможность участвовать в принятии решений, а также оказывает помощь, не навязывая никаких решений.

Стиль «Делегирование» уместен для исполнителей с высоким уровнем зрелости. Подчиненные и могут и хотят нести ответственность за решение задачи. Руководитель позволяет подчиненным действовать самим, так как им не нужны ни поддержка, ни указания.

Рассмотренные стили управления говорят о их многообразии. На сегодняшний день нет ответа на вопрос, какой стиль управления лучше. Руководитель должен научиться пользоваться всеми стилями, наиболее подходящими для конкретной ситуации.

Индивидуальный стиль руководства зависит от личных качеств руководителя, его характера, темперамента, знаний, опыта, убеждений, способностей.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.