Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






УПРАВЛЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ.




20.1. Понятие об управлении. Принципы и методы управления.

Управление (менеджмент) – это профессиональная деятельность, направленная на формирование и достижение целей предприятия путем эффективного использования трудовых, материальных, финансовых и информационных ресурсов.

В отечественной практике слова «управление» и «менеджмент» являются синонимами.

Предприятие как социально-экономическая система состоит из двух подсистем: управляющей и управляемой. Управляющая подсистема – это субъект управления, т.е. административно-управленческий персонал предприятия.

Управляемая подсистема – это объект управления, т.е. ресурсы предприятия и производственно-хозяйственные процессы.

К современной системе управления предъявляются следующие требования:

- ориентация на потребности рынка;

- наличие информационной системы и использование новейших информационных технологий;

- использование современных технических средств в системе управления;

-учет рисков;

- постоянное стремление к повышению эффективности управления предприятием.

В основе организации системы управления лежат следующие основные принципы:

- оптимальное сочетание централизации и децентрализации, т.е. рациональное распределение полномочий между уровнями управленческой иерархии;

- единоначалие, т.е. предоставление руководителю такой полноты власти, которая необходима для принятия управленческого решения;

- коллегиальность предполагает выработку управленческих решений на основе мнений руководителей разного уровня;

- сочетание прав, обязанностей и ответственности, т.е. руководитель любого уровня должен иметь определенные права, обязанности и нести ответственность за принятие решения.

Управление выполняет следующие функции.

1) Планирование – это процесс определения целей и способов их достижения, т.е. устанавливаются цели и задачи, разрабатывается стратегия, определяются необходимые ресурсы, составляются планы и доводят их до исполнителей.

2) Организация - это процесс создания соответствующей структуры, обеспечение ее всем необходимым для нормальной работы (материалами, оборудованием, помещением, персоналом, денежными средствами и др.), распределение функций между работающими, передача соответствующих полномочий и ответственности.

3) Мотивация - это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей и целей предприятия. Она заключается в том, чтобы активизировать работников предприятия и побудить их эффективно трудиться для выполнения целей предприятия. На мотивацию оказывает большое влияние потребности личности. Выделяют 5 видов потребностей:

- физиологические, т.е. потребности в жилище, одежде, пищи и т.д.;



- потребности в безопасности и уверенности в будущем;

- социальные потребности – это понятие, включающее чувство принадлежности к чему или кому-либо;

- потребности в уважении со стороны окружающих, признании;

- потребность в самовыражении – это потребность в реализации своих потенциальных возможностей и роста как личности.

4) Контроль – это качественная и количественная оценка результатов работы предприятия. Он позволяет заблаговременно выявить отклонения от установленных заданий и скорректировать план. Контроль выступает как элемент обратной связи, так как по его результатам проводится корректировка ранее принятых решений.

5) Координация – это функция, обеспечивающая слаженную и бесперебойную работу предприятия. Для выполнения этой функции используются различенные документальные источники (отчеты, аналитические материалы, докладные записки и т.д.) В результате маневрирования ресурсами обеспечивается непрерывная работа предприятия.

Выделяют следующие группы методов управления:

- экономические;

- организационно-распределительные (административные);

- социально-психологические.

Экономические методы – это система воздействия на коллектив работников с помощью экономических категорий (санкции, материальное стимулирование, бюджетирование, установление цен и тарифов и т.д.).

Организационно-распределительные (административные) это методы прямого воздействия на работников (приказы, постановления, распоряжения, положения, инструкции и т.д.).

Социально-психологические методы основаны на использовании социальной психологии – это убеждение, внушение, метод личного примера, психологический климат в коллективе и т.д.

Убеждение – это процесс логического обоснования идей, взглядов с целью того, чтобы работник осознал их истинность.

Внушение – это способ воздействия на работника, рассчитанный на эмоциональное восприятие сообщений, суждений, концепций без логических доказательств.

Метод личного примера предполагает ориентацию работника на какую-либо личность. Например, делай как Петров, Иванов.

Психологический климат – это создание в коллективе эмоционального настроя, доброжелательных, товарищеских отношений, уважение и доверие между работниками и т.д.

 

 


mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2019 год. (0.005 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал