Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 19. 19.1. Сущность принципы и методы планирования на предприятии.






 

ПЛАНИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ.

 

19.1. Сущность принципы и методы планирования на предприятии.

 

Сущность планирования заключается в определении экономических целей предприятия и выборе наиболее рациональных способов их достижения.

Объектом планирования на предприятии является его хозяйственная, социальная и экономическая деятельность.

Предметом планирования являются материальные, трудовые, финансовые и денежные ресурсы предприятия.

Главной целью планирования является обеспечение эффективного функционирования предприятия. Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

- выявить требования рынка;

- обеспечить выпуск продукции высокого качества;

- выявить и мобилизировать имеющиеся резервы предприятия;

- применить наиболее экономичные технологии и оборудование;

- согласовать свои действия с поставщиками, посредниками и потребителями.

Планирование базируется на следующих принципах:

- принцип системности предполагает, что предприятие является сложной, многоуровневой системой, состоящей из ряда подсистем, в каждой из которых осуществляется функция планирования;

- принцип маржинальности предполагает, что план должен быть ориентирован на достижения максимально возможных результатов;

- принцип непрерывности заключается в том, что процесс планирования на предприятии должен осуществляться постоянно и чтобы перспективные и текущие планы были взаимоувязаны;

- принцип гибкости заключается в способности менять свои плановые параметры в зависимости от изменения реальной экономической ситуации;

- принцип комплексности означает, что в плане должны быть взаимоувязаны все стороны производственно - хозяйственной, социальной и экономической деятельности предприятия;

- принцип ориентированности во времени предполагает, что каждый план должен иметь свой временной интервал;

- принцип непротиворечивости заключается в наличии взаимосвязи и согласованности различных видов планов;

- принцип обязательности предполагает, что принятый план становится обязательным для всех сотрудников предприятия.

При разработке планов используются следующие методы:

- балансовый метод заключается в сопоставлении потребности и наличия материально-технических, трудовых и финансовых ресурсов и в случае отсутствия равновесия водится корректировка плана путем уменьшения потребности в ресурсах, либо путем поиска дополнительных источников получения ресурсов;

- нормативный метод заключается в том, что в основу всех плановых расчетов положены научно-обоснованные нормативы затрат сырья, материалов, топлива, электроэнергии, труда, средств производства и т.д. Нормативы служат базой для разработки балансов, используются в планировании работы производственных подразделений, в оперативном планировании и т.д.;

- графические методы заключаются в использовании сетевых методов планирования и ленточных графиков Ганта;

- программно-целевой метод применяется при разработке сложных проектов. Схематично его можно представить в таком виде (см. рис.21).


 

           
 
   
Цели 1го уровня
 
 
   
Цели 2го уровня

 

 


Ц – цель данной работы;

И – исполнители;

С – срок выполнения работы;

Ф – размер финансирования.

 

Рис. 21. Программно-целевой метод планирования.

 

- экономико-математические методы используются для описания экономических процессов и явлений. Например, составление плана перевозок грузов решается методами линейного программирования.

min

 

При условиях

 

 

- объем ресурсов в пунктах отправления

- потребность ресурсов в пунктах потребления

- стоимость перевозки единицы груза из пункта i в пункт j

- объем перевозки грузов из пункта i в пункт j

 

Виды планов и их содержание.

 

Планы предприятия можно классифицировать по таким признакам:

В зависимости от срока на который составляется план различают:

- стратегическое (перспективное) планирование;

- среднесрочное планирование;

- текущее планирование;

- оперативно-календарное планирование.

Стратегическое (перспективное) планирование охватывает период более 5 лет до 15 лет. Эти планы определяют долговременную стратегию предприятия, включая социальное, экономическое и научно-техническое развитие. Стратегический план составляется в форме прогнозов.

Цель этого плана заключается в том, чтобы обеспечить эффективное функционирование предприятия в долгосрочной перспективе, его быструю адаптацию к изменяющимся условиям внешней среды. Разработку такого плана осуществляет высшее руководство предприятия.

Среднесрочное планирование охватывает период свыше одного года до 5 лет. Такой план конкретизирует стратегию развития предприятия на соответствующий период.

Текущее планирование охватывает период равный одному году. В нем дается развернутый план производственно- хозяйственной деятельности предприятия.

Оперативно-календарное планирование (ОКП) является завершающим этапом внутризаводского планирования.

Оно обеспечивает конкретизацию и детализацию планов и доведения заданий до исполнителей (цехов, участков, рабочих мест).

Оперативно-календарное планирование осуществляет производственно-диспетчерский отдел. В цехах планированием занимается производственно-диспетчерское бюро.

ОКП осуществляется в два этапа:

- на первом этапе доводится производственное задание до исполнителей;

- на втором этапе осуществляется диспетчирование, т.е. регулирование хода производства.

По объекту планирования различают: планы предприятия, цеха, участка, отдела, лаборатории и т.д.

В зависимости от обязательности плановых заданий различают директивное и индикативное планирование.

Директивное планирование является обязательным для объектов планирования. Например, плановые задания для цехов, участков и рабочих мест имеют директивный характер, так как невыполнение ими производственных заданий приведет к срыву выполнения плана предприятием.

Индикативное планирование носит рекомендательный характер. В составе индикативного плана могут быть и обязательные задания, но их число таких показателей весьма ограничено.

По технологии планирования различают: итеративное (пошаговое), ситуационное (адаптивное), индикативное планирование.

Итеративное (пошаговое) планирование заключается в постоянном обновлении плана по мере продвижения работы, ориентируясь на происходящие процессы, путем сопоставления приоритетов заказчика и оценок плановиков.

Ситуационное (адаптивное) планирование заключается в адаптации плана к быстро меняющейся внешней среды с помощью инструментария, позволяющего улавливать и реагировать на рыночные сигналы.

Индикативное планирование предполагает формирование системы индикаторов (ключевых показателей), определяющих состояние предприятия. Индикаторы определяют границы в пределах которых предприятия может устойчиво функционировать и развиваться. Индикаторы ограничивают предельные пороговые значения (минимальные и максимальные) в отношении ключевых показателей (объема реализации, прибыль, рентабельность, доля рынка и т.д.). Внутри этих предельных значений образуется коридор необходимый и достаточный для принятия управленческих решений.

По функциям (назначению) различают следующие виды планов: производство и реализация продукции, материально-технического обеспечения, персоналу и оплате труда, издержкам, прибыли и рентабельности, инноваций, инвестиций и т.д.

 

 

Стратегическое планирование.

Стратегическое планирование ориентировано на долгосрочную перспективу и призвано обеспечить устойчивое развитие предприятия. Оно выполняет следующие функции:

- задает перспективные направления развития предприятия, определяет основные виды деятельности, позволяет увязать в единую систему маркетинговую, проектную, производственную и финансовую деятельность;

- устанавливает каждому подразделению предприятия конкретные цели, которые согласуются с общей стратегией развития предприятия;

- определяет альтернативные действия предприятия на долгосрочный период;

- создает основу для распределения ограниченных экономических ресурсов;

- осуществляет контроль и оценку основных результатов и проводит корректировку выбранной стратегии и способов ее реализации.

Процесс стратегического планирования состоит из следующих этапов:

1. Определение миссии предприятия. Миссия – это четко выраженная общая цель деятельности предприятия. Она определяет суть деятельности организации, ее базовые цели и принципы деятельности, отношение к обществу, партнером, конкурентам и к своим работникам.

Главный вопрос, на который отвечает миссия – это вопрос о том, какую человеческую потребность удовлетворяет предприятие.

2. Формулировка целей и задач деятельности предприятия. Цели должны отражать уровень, на который следует вывести предприятия. К ним относятся: доля рынка, объем продаж, прибыль, производительность труда, номенклатура продукции, качество продукции и т.д. Задачи определяют конкретную форму и время выполнения поставленных целей.

3. Анализ внешней среды заключается в анализе и оценки внешнего окружения предприятия, т.е. состояние экономики страны, правовое регулирование, природная среда и ресурсы, научно-технический уровень и т.д. Кроме того, анализируется непосредственное окружение предприятия, т.е. конкуренты, покупатели, поставщики, рынки сбыта, финансово-кредитные организации.

4. Анализ внутренней среды предприятия. Он заключается в анализе и оценке реализуемой стратегии функционирования предприятия. В результате анализа внутренней среды определяются возможности и потенциал предприятия, т.е. изучаются состояние с освоением новой техники и технологии, проектно-конструкторские разработки, производство продукции по объему и ассортименту, уровень техники и применяемой технологии, организационная структура, уровень издержек, финансовые результаты и т.д. При анализе выявляют факторы, которые сдерживают развитие предприятия, снижают доходы, определяют место занимаемой на рынке и в отрасли. В результате анализа выявляются сильные и слабые стороны в деятельности предприятия.

5. Разработка и анализ стратегических направлений деятельности предприятия.

На основе анализа внешней и внутренней среды рассматриваются альтернативные варианты стратегического развития предприятия. На этом этапе решаются такие вопросы: выпуск каких видов продукции приостановить, каких продолжить, какие виды продукции начать осваивать, какие продолжить разрабатывать.

6. Выбор стратегии

Процесс выбора стратегии развития предприятия осуществляется на основе выбора из альтернативных вариантов. При этом предусматривается определение общей стратегии, выбора конкурентной стратегии, уточнения функциональных стратегий.

Предприятие может выбрать одну общую стратегию либо применить сочетание различных стратегий. В качестве общих стратегий могут использоваться: стратегия роста, стабильности, сокращения, диверсификации, ликвидации и т.д.

Конкурентная стратегия направлена на достижение конкурентных преимуществ за счет снижения издержек, цены, выпуска продукции с уникальными свойствами, повышение качества продукции и т.д.

Функциональные стратегии – это стратегии, разрабатываемые функциональными отделами и службами предприятия для реализации общих и конкурентных стратегий. Это стратегии маркетинга, финансовая, производственная, сбытовая и т.д.

7. Реализация стратегии

На этом этапе разрабатывается стратегический план. Он задает ориентиры руководству предприятия, работникам, клиентам, инвесторам и собственникам и показывает перспективу развития предприятия.

Структурно и по содержанию разделов стратегический план аналогичен текущему плану, что обеспечивает сопоставимость показателей по различным плановым периодам, однако он не имеет такой жестокой структуры как текущий план.

 

Текущее планирование

Текущий (годовой) план представляет собой развернутую программу производственно-хозяйственной деятельности предприятия, направленную на выполнение заданий стратегического плана.

Текущий план содержит следующие разделы:

1. Нормы и нормативы – это исходные показатели, применяемые при планировании производственно-хозяйственной деятельности, т.е. они составляют нормативную базу планирования и представлены в виде норм расхода сырья, материалов, топлива, электроэнергии, норм и нормативов по труду, нормативов по использованию средств и предметов труда, финансовых нормативов и т.д.

2. План производства и реализации продукции

В этом разделе определяется объем производства в натуральном и стоимостном выражении.

В натуральном выражении содержаться показатели выпуска продукции определенной номенклатуры и ассортимента в штуках, тоннах, метрах.

План производства продукции в стоимостном выражении содержит следующие показатели: валовая продукции, товарная продукция, реализованная продукция.

Валовая продукция включает стоимость всей произведенной продукции и выполненных работ, в том числе незавершенное производство.

Товарная продукция включает продукцию, которая принята отделом технического контроля и готова к реализации.

Реализованная продукция – это продукция, оплаченная покупателем.

3. План материально-технического обеспечения.

В этом разделе определяется количество основных и вспомогательных материалов, полуфабрикатов, инструмента, топлива, энергии и других материальных ресурсов, необходимых для выполнения производственной программы, для выполнения ремонтных работ, для внедрения новой техники, проведение опытных работ, для капитального строительства.

4. План по персоналу и оплате труда.

В этом разделе определяют численность работающих, темп роста производительности труда, фонд оплаты труда, составляют план повышения квалификации и переподготовки кадров.

5. План по издержкам производства, прибыли и рентабельности.

Этот раздел включает в себя:

- смету затрат на производство;

- смету расходов по содержанию и эксплуатации оборудования;

- сметы цехов и общезаводских расходов;

- сметы транспортно-заготовительных и коммерческих расходов;

- определение себестоимости товарной продукции;

- составление калькуляции себестоимости единицы по видам продукции;

- расчет прибыли предприятия (балансовая, расчетная, от реализации и другие);

- определение рентабельности видов продукции и производства;

- разработку мероприятий по сокращению затрат и снижению себестоимости продукции.

6. План инноваций.

Этот раздел включает следующие мероприятия:

- создание и освоение новой техники;

- повышение качества выпускаемой продукции;

- внедрение прогрессивной технологии, механизации и автоматизации производства;

- совершенствование организации производства, труда и управления;

- капитальный ремонт и модернизацию основных фондов предприятие.

7. План по инвестициям и капитальному строительству.

В этом разделе определяется объем инвестиций по таким направлениям:

- выполнение научно-исследовательских, экспериментальных, конструкторских, технологических и организационных работ;

- приобретение, доставка, монтаж, наладка и освоение технологического оборудования и оснащение производственного процесса;

- освоение производства продукции и доработка опытных образцов и изделий, изготовление макетов и моделей, проектирование предметов и средств труда;

- строительство и реконструкция зданий и сооружений, создание или аренда производственных площадей, а также других элементов основных фондов;

- пополнение нормативов оборотных средств, вызванное внедрением проектируемых процессов или производством продукции;

- предотвращение отрицательных социальных, экологических и других последствий, вызванных внедрением предлагаемых проектов.

8. План социального развития коллектива.

В нем предусматривается:

- изменение структуры трудового коллектива;

- изменение условий и охраны труда;

- укрепление здоровья работников;

- улучшение социально-культурных и жилищно-бытовых условий работников.

9. План по фондам специального назначения.

В этом разделе предусматривается формирование следующих специальных фондов: фонда материального стимулирования, финансовых резервов, амортизационного фонда и других фондов.

10. План по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов.

В этом разделе предусматривается:

- охрана и рациональное использование водных ресурсов;

- охрана воздушного бассейна;

- охрана и рациональное использование земель.

11. Финансовый план предприятия.

Он содержит следующие разделы:

- доходы и поступления средств;

- расходы и отчисления средств;

- платежи в бюджет;

- ассигнование из бюджета.

При разработке этого раздела предусматривается обеспечение предприятия финансовыми ресурсами и определяются финансовые взаимоотношения предприятия с бюджетом, банковской системой и вышестоящими организациями.

 

19.5. Оперативно – календарное планирование.

Оперативно – календарное планирование является завершающим этапом внутризаводского планирования. Оно заключается в детализации показателей текущего плана и доведение заданий по срокам исполнения до цехов, участков, рабочих мест. Оперативно-календарное планирование осуществляется производственно-диспетчерским отделом предприятия.

Содержание оперативно-календарного планирования заключается в следующем:

- разработка календарно-плановых нормативов движения производства (длительность производственного цикла, величины заделов, размеры партий запуска деталей, время опережений и т.д.);

- осуществление объемных расчетов загрузки оборудования и производственных площадей;

- составление планов – графиков изготовления продукции и доведение их до цехов, участков и рабочих мест;

- планирование оперативной подготовки производства, заключающаяся в своевременной доставке на рабочие места материалов, заготовок, инструмента, технической документации, тары и т.д.;

- оперативный контроль и регулирование хода производственного процесса в цехах, на участках и рабочих местах;

- подготовка и проведение диспетчерских совещаний.

Оперативно – календарное планирование осуществляется в два этапа.

На первом этапе осуществляется разработка программы оперативных планов изготовления продукции на короткие промежутки времени (месяц, декаду, сутки, смену, час).

На втором этапе (диспетчирование) осуществляется оперативный учет, контроль и регулирование хода производства по выполнению оперативно-календарных планов. Регулирование проводится путем оперативного устранения возникающих в процессе производства отклонений от заданного режима работы.

В зависимости от сферы применения выделяют межцеховое и внутрицеховое оперативно-календарное планирование.

Межцеховое планирование заключается в разработке и доведении планов-графиков производства продукции для каждого цеха. И согласование их с планом выпуска готовой продукции предприятия.

Внутрицеховое планирование заключается в доведении календарных заданий цеха до отдельных участков, бригад и рабочих мест.

Оперативно – календарное планирование базируется на календарно-плановых нормативах.

В массовом типе производства основными календарно-плановыми нормативами являются: такты и ритмы поточных линий, подетальные нормативы заделов, продолжительность производственного цикла изготовления изделий, сборочных единиц и отдельных деталей.

В серийном типе производства основными календарно-плановыми нормативами являются: размер партии обрабатываемых деталей, сборочных единиц, изделий, длительность производственного цикла изготовления изделий, сборочных единиц, партии деталей; периодичность запуска (выпуска) партии изделий и отдельных их частей; величина опережений; нормативы заделов.

В единичном типе производства используются следующие календарно-плановые нормативы: планы – графики выполнения заказа, цикловые графики производства, объемные расчеты загрузки оборудования и производственных площадей, величины календарных опережений запуска и выпуска.

В зависимости от типа производства используются различные системы оперативного планирования. Небольшое распространение получили следующие системы оперативного планирования: позаказная, комплектная, подстальная, системы планирования «на склад».

Позаказная система применяется преимущественно в условиях единичного и мелкосерийного типов производства. Планово-учетной единицей этой системы является заказ, включающий одно изделие или небольшое их число, которое необходимо изготовить в плановом периоде. При этом определяется длительность производственного цикла выполнения каждого заказа и устанавливаются величины опережений в работе отдельных цехов по различным заказам. Все детали и сборочные единицы, необходимые для выполнения каждого заказа, запускаются в производство в сроки, предусмотренные графиком выполнения заказа.

Комплектная система оперативного планирования используется в основном в серийном типе производства. Она имеет следующие разновидности: комплектно-узловая, комплектно-групповая, машино - комплектная.

В комплектно-узловой системе в качестве плановой единицы выступает узловой комплект, т.е. сборочная единица, состоящая из ряда деталей. Запуск в производство этих деталей осуществляется таким образом, чтобы обеспечить их изготовление к моменту начала сборки данного узла.

В комплектно-групповой системе оперативного планирования в качестве планово-учетной единицы выступает групповой комплект. Групповой комплект деталей формируется по признаку общности технологического маршрута движения деталей, применяемого оборудования, оснастки, периодичности запуска – выпуска или очередности подачи на сборку

В машино - комплектной системе в качестве планово-учетной единицы выступает комплект деталей входящих в машину конкретного наименования. Например, в машино – комплект по механическому цеху входят все детали, изготавливаемые в цехе для машины данного наименования.

Разновидностью этой планово-учетной единицы может быть условной машино – комплект. Он включает детали, входящие во все изделия, предусмотренные производственной программой предприятия, в размере суточной потребности в них.

Подетальная система оперативного планирования применяется в крупносерийном и массовом типе производства. В этой системам в качестве планово – учетной единицы выступает деталь, т.е. цехам, участкам, поточным линиям выдается задание по каждой детали. В основе планирования этой системы лежат расчеты такта и ритма поточных линий, определение технологических, транспортных, страховых и межоперационных заделов и постоянное их поддерживание на расчетном уровне.

Система планирования «на склад» (система минимум - максимум) применяется в различных типах производства для унифицированных и нормализованных деталей, запас которых постоянно поддерживается на уровне, обеспечивающем бесперебойное снабжение сборочного цеха.

По характеру потребления все нормализованные и унифицированные детали могут быть разделены на две группы:

- нерегулярно потребляемые;

- регулярно потребляемые, которые постоянно расходуются из месяца в месяц примерно в равных количествах.

Нерегулярно потребляемые детали запускаются в производство на месячную или квартальную потребность.

Изготовление регулярно потребляемых деталей планируется методом «минимум - максимум».

 

Бизнес - планирование

Бизнес – план используется при обосновании нового бизнеса, как единовременное мероприятие обычно он составляется в следующих случаях:

- при открытии нового предприятия;

- при создании нового производства;

- освоение новых видов продукции;

- расширение производственных мощностей;

- внедрение новых технологий и т.д.

Структура бизнес – плана зависит от тех задач, которые следует решить. Состав разделов может меняться. В практике сформировался следующий набор разделов бизнес – плана:

- титульный раздел;

- резюме;

- описание предприятия;

- описание продукции;

- план маркетинга;

- производственный план;

- организационный план;

- страхование рисков;

- финансовый план;

- приложение.

Титульный раздел содержит наименование проекта, профиль и реквизиты предприятия, информацию о разработчиках проекта, сроки начала и окончания реализации проекта.

Резюме отражает суть предпринимательского проекта. В нем формируются цели проекта и какие проблемы потребителей будут решены. В нем указывается:

- чем будет заниматься предприятие;

- сколько потребуется денежных средств;

- какой ожидается спрос на продукцию;

- как и когда будут возвращены денежные средства.

Описание предприятия. В этом разделе дается история развития предприятия, характеризуется текущее состояние, показываются достижения предприятия, место на рынке, основные клиенты и партнеры.

Описание продукции. В этом разделе приводятся общее описание продукта и сфера его применения, показываются преимущество продукции перед конкурирующими товарами, описывается процесс разработки продукта и степень его готовности, представляются патенты и лицензии.

План маркетинга в нем определяется спрос на предлагаемую продукцию, анализируются сегменты рынка, определяется стратегия маркетинга. В этом плане устанавливают:

- требования потребителей к свойствам продукции;

- уровень конкуренции;

- определяют рынок и каналы сбыта;

- определяют цену продукции и ценовую политику;

- выбирают стратегию продвижения товара на рынок.

Производственный план. Имеет следующее содержание:

- указывается место производства товаров;

- определяются необходимые производственные мощности и оборудование;

- указываются поставщики оборудования;

- описываются условия закупки сырья, материалов, комплектующих изделий и репутация поставщиков и опыт работы с ними;

- указываются варианты производственной кооперации и с какими предприятиями;

- дается схема производственных потоков на предприятии.

Организационный план содержит сведения о кадровом обеспечении проекта, описывается организационная структура управления предприятием, описывается кадровая политика, указывается порядок и сроки реализации проекта.

Страхование рисков. В этом разделе описывается возможные риски при реализации проекта и мероприятия по снижению их отрицательного воздействия на результаты выполняемого проекта.

Финансовый план содержит план доходов и расходов, денежные поступления и платежи, балансовый план, точку безубыточности, порядок использования доходов.

В этом разделе бизнес – плана составляется:

- калькуляция себестоимости продукции;

- смета затрат на проект;

- коэффициенты оценки финансового состояния.

Приложение. В приложения выносятся документы, имеющие вспомогательное назначение. Это могут быть патенты, лицензии, результаты анкетирования потенциальных потребителей, техническая характеристика оборудования, проекты контрактов, финансовые расчеты и т.д.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.