Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Квалификационной работы. Первый этап – установочный






 

Первый этап – установочный. Состоит в выборе темы и определении методологического аппарата исследования.

В результате выполнения первого этапа обучающийся составляет план исследования (исследовательский проект).

Выбор темы осуществляется обучающимся самостоятельно из списка рекомендованных тем, утвержденного на кафедре. Формулировка темы ВКР согласовывается с научным руководителем. Закрепление за обучающимся темы и научного руководителя работы осуществляется по его личному заявлению (приложение А) и представлению кафедры, и оформляется приказом ректора университета.

Формулировка темы должна быть четкой и ясной. Тема ВКР должна отражать актуальные проблемы науки, решение которых будет способствовать повышению эффективности профессиональной деятельности обучающегося.

Первый этап работы завершается выбором методов исследования. Под методом понимается способ решения исследовательской задачи, способ изучения явления. Выбранная методология исследования должна способствовать рациональному достижению результатов.

Второй этап – исследовательский. На этом этапе обучающийся выполняет исследовательскую часть работы на основе составленного плана исследования, с использованием выбранных методов, методик, технологий.

Важной составляющей выполнения ВКР является знакомство с опубликованной по данной теме литературой и анализ имеющегося фактического материала. Необходимо целеустремленно искать литературные и фактические источники по выбранной теме и глубоко осмысливать тот материал, который содержится в публикациях специалистов. Для полноценного исследования необходима научная преемственность, то есть обучающийся, работая над исследованием, обязан пользоваться опытом, уже накопленным наукой по данной проблеме, в данной сфере знаний. Необходимо обратить внимание на дискуссионные аспекты темы, на противоречия, имеющиеся во взглядах разных авторов, несогласованность различных нормативных и инструктивных материалов, рекомендаций практиков, ученых по тому либо иному вопросу.

Работу над обзором литературы стоит начинать с информационного поиска, список источников, которые рекомендуются, обучающийся может выбрать самостоятельно или при помощи руководителя работы. Изучая материал темы, обучающийся может зафиксировать основные положения, выписать цитаты со ссылкой на источники. Отобранные данные обучающийся группирует по разделам. По каждому из вопросов излагаются данные различных авторов, дается их сравнительный анализ, выясняются возможные противоречия, формулируются обобщающие заключения из обзора.

Для ознакомления с современными публикациями отечественных и зарубежных авторов, связанных с тематикой работы, целесообразно также воспользоваться научными базами данных компьютерной сети Internet (монографии, авторефераты кандидатских и докторских диссертаций, научные периодические издания, электронные библиотечные системы).

Результаты теоретических и практических исследований анализируются и обобщаются. Итог выполнения второго этапа – рабочие материалы: текстовые, графические, табличные и другие.

Третий этап – систематизация материалов, написание текста и оформление выпускной работы. На основе разработанного плана изложения и в соответствии с требованиями обучающийся оформляет полученные результаты исследования.

Наиболее характерной особенностью письменной научной речи является формально-логический способ изложения материала. Научное изложение, которое выполняется так называемым, академическим (подвидом научного) стилем, состоит главным образом из рассуждений, целью которых является доказательство истин, выявленных в результате исследования фактов действительности.

Стиль научной речи – это безличный монолог. Поэтому изложение ведется от третьего лица, так как все внимание сосредоточено на содержании и логической последовательности сообщения, а не на субъекте. Не употребляются формы первого и второго лица местоимений единственного числа. Авторское " я" отступает на второй план. Стало неписаным правилом, когда автор выступает во множественном числе и вместо " я" употребляет " мы", считая, что выражение авторства как формального коллектива придает большую объективность изложению. Выражение авторства через " мы" позволяет отразить свое мнение как мнение определенной группы людей, научной школы или научного направления. Став фактом научной речи, местоимение " мы" обусловило целый ряд новых значений и производных от них оборотов, в частности, с притяжательными местоимениями (например, " по нашему мнению"). Однако нагнетания этого местоимения в тексте следует избегать. Для этого употребляется форма изложения от третьего лица (например, " автор полагает..."). Аналогичную функцию выполняют предложения со страдательным залогом (например, " Разработан комплексный подход к исследованию...").

Руководитель систематически проводит консультации поотдельным разделам работы, оценивает ход и результаты выполнения индивидуального плана.

Законченная ВКР подается научному руководителю в печатном и электронном виде. После подачи завершенной работы и графического материала к ней руководитель проверяет работу и пишет на нее отзыв.

ВКР должна пройти процедуру рецензирования и проверку на отсутствие неправомочных заимствований согласно Регламенту использования системы «Антиплагиат» в ФГАООУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского».

К моменту утверждения работы заведующим кафедрой и допуска обучающегося к защите она должна быть переплетена, на титульной странице должны стоять подписи обучающегося, руководителя работы, заведующего кафедрой. Документы (рецензию и отзыв руководителя) нужно положить в конверт, а конверт приклеить к внутренней стороне твердой обложки. После подписи заведующего кафедрой работа, документы остаются на кафедре до дня защиты.

Четвертый этап – представление ВКР и ее предварительная защита. Этот этап чрезвычайно важен в образовательном и организационном отношении. В результате обсуждения представленных материалов на заседании кафедры выявляются наиболее слабые части ВКР, появляется возможность выявить и устранить ошибки, осмыслить те положения, которые необходимо уточнить. По результатам предварительной защиты с учетом основных замечаний проводится доработка текста ВКР, его иллюстраций и приложений.

Пятый этап – защита ВКР. К защите работы допускаются обучающиеся, которые выполнили все требования индивидуального плана и учебной программы.

Законченная работа, подписанная обучающимся, руководителем, с необходимыми документами направляется заведующему кафедрой на подпись.

В Государственную экзаменационную комиссию, кроме ВКР, представляются документы:

- отзыв научного руководителя (приложение Д);

- рецензия (приложение Е).

Отзыв научного руководителя

Рекомендовано включить в отзыв руководителя следующие сведения:

- о работе обучающегося в период подготовки ВКР (добросовестность, работоспособоность, ответственность, аккуратность и т.п.);

- о соответствии содержания ВКР целевой установке;

- о научном уровне, полноте, качестве и новизне разработки темы;

- о степени инициативности обучающегося;

- об умениях и навыках, полученных обучающимся в процессе работы (умение работать с литературой, навыки анализа полученных результатов, обобщения, умения делать научные и практические выводы и т.д.);

- об области возможного использования результатов ВКР или ее апробации;

- о результатах проверки работы на предмет выявления использования заимствованного материала без ссылки на автора и (или) источник заимствования.

В отзыве определяется уровень сформированности требуемых компетенций и возможность представления к защите в ГЭК.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.