Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные формы и направления психокоррекции детей с псих недоразвитием






Психологическая помощь детям с умственной отсталостью яв­ляется комплексным процессом, включающим в себя два основ­ных блока:

— адаптация ребенка к имеющемуся дефекту;

— обучение родителей адекватному способу поведения с ребенком.

Важное значение в процессе адаптации ребенка играет це­ленаправленная психокоррекционная работа. При составлении психокоррекционной программы необходимо учитывать причи­ну психического недоразвития и степень тяжести нарушения пси­хических функций. Как подчеркивалось выше, психическое не­доразвитие — это тип дизонтогенеза, для которого характерно раннее время поражение мозговых систем и тотальное их недо­развитие. Первичный дефект при этой форме аномалии разви­тия интеллектуальный и обязательным признаком является не­доразвитие высших форм мыслительной деятельности — абст­рактного мышления, недоразвитие образования понятий, низкий уровень обобщения.

Многочисленные исследования психологов показали, что у детей с психическим недоразвитием наблюдается нарушение констант­ности и предметности восприятия, замедленный темп узнавания предметов, трудности обобщения сенсорных сигналов. Все это опре­деляет основные задачи психологической коррекции сенсорных процессов:

— обучение детей усвоению сенсорных эталонов и формирова­ние перцептивных операций;

— развитие константности и предметности восприятия.

При формировании у детей сенсорных эталонов необходимо ориентироваться на предметно-практическую деятельность, доступ­ную ребенку с умственной отсталостью. Психолог в процессе обу­чения детей с умственной отсталостью предметно-практическим манипуляциям формирует поисковые способы ориентировки при выполнении заданий. Во время работы с предметами дети учатся различать их форму, величину, цвет. Ребенку необходимо пока­зывать такие действия, при которых он мог бы понять, что от умения определять форму зависит результат его деятельности. По­этому все игровые упражнения ребенка должны быть основаны на практических действиях.

Занятия по зрительному восприятию формы должны прово­диться поэтапно от простого к сложному.

1. Предметно-практические манипуляции с объемными фор­мами.

Цель занятий: учить ребенка соотносить плоскостные и объ­емные формы в практическом действии с предметами, пользо­ваться методом проб и ошибок, отбрасывая ошибочные вариан­ты и фиксируя правильные. Психотехнические игры: «Закрой ко­робки», «Чей домик», «Найди окошко», «Почтовый ящик». Ребенку предлагаются эталонные геометрические фигуры, которые он дол­жен соотнести с местом.

Оборудование:

— коробки с крышками разной формы;

— объемные геометрические формы, по объему подходящие к прорези;

— доски с прорезями, изображающими геометрические фигуры, и предметы из геометрических форм.

2. Зрительное восприятие формы без предметно-практических манипуляций

Цель занятий: обучение ребенка зрительному сопоставлению формы без предметно-практической ориентировки. Психотехни­ческие игры: «Найди свою пару», «Лото», «Угадай, что нарисо­вано», «Магазин». Ребенка учат вычленять контур предмета, со­относить объемные и плоские формы, узнавать предметы в ри­сунках, знать их названия.

Оборудование:

карточки с изображением геометрических форм;

— парные плоскостные или объемные формы;

— предметы и игрушки разной формы;

3. Запоминание форм.

Цель занятий: научить детей запоминать воспринятые фор­мы; мысленно по представлению сопоставлять объемную форму с плоскостной; закрепить названия «круглый», «квадратный», «овальный», «треугольный». Психотехнические игры: «Узнай и запомни», «Найди похожую», «Угадай, чего не стало».

Оборудование:

— карточки с геометрическими формами разной величины и цвета;

— объемные игрушки разной формы (например, шар, неваляш­ки, телевизор и пр.);

— плоскостные формы-образцы (круг, овал, квадрат, прямоуголь­ник, треугольник).

Обучение восприятию величины предметов, так же как и фор­мы, проводится в контексте предметно-практических манипуляций. В процессе действий с игрушками умственно отсталый ребе­нок начинает выделять величину зрительно. На основе длитель­ного применения проб и примеривания у ребенка может по­явиться полноценное зрительное восприятие величины, умение вычленять ее, соотносить предметы по величине. Занятия состоят из трех этапов.

1. Практическое выделение величины.

Цель занятий: научить детей ориентироваться в величине пред­метов, соотносить действия рук с величиной предметов, соотно­сить по величине плоские и объемные фигуры, обучать детей составлению сериационного ряда. Психотехнические игры: «Со­ставление двух и трехместных матрешек», «Найди место для пред­мета», «Построй башню», «Найди кровать для куклы» и пр.

Оборудование:

матрешки (двух-, трех- и четырехместные);

— бруски разной величины;

— куклы и машинки разной величины; 1

— игрушечная мебель разной величины.

2. Зрительное восприятие величины.

Цель занятий: научить различать зрительно предметы различной величины, соотносить зрительный образ со словом. Психотех­нические игры: «Лото» (определение предметов по величине) «Закончи узор» (с учетом величины детали), «Построй башни» (с учетом разной высоты) и пр.

Оборудование:

карточки с изображением предметов разной величины;

— большие и маленькие круги, квадраты и контурные узоры;

— фломастеры;

— трафареты с изображением предметов и животных разной ве­личины.

3. Запоминание предметов с учетом их величины.

Цель занятий: научить детей удерживать в представлении и мысленно соотносить между собой величины разных предметов, осуществлять выбор по представлению и словесному обозначе­нию величины предметов. Психотехнические игры: «Запомни и найди», «Найди, где спрятано», «Угадай, какое платье нужно кукле» и пр.

Оборудование:

карточки-лото с изображением предметов разной величины;

— предметы разной величины;

— картонные геометрические фигуры трех величин. i*

Особое значение в процессе психокоррекции детей с психиче­ским недоразвитием имеет формирование у них целостного вос­приятия предметов. Детям предстоит осознать, что внешний вид предмета может меняться в зависимости от того, с какого поло­жения на него смотрят — спереди, сзади, сбоку, снизу или свер­ху, но все равно это будет один и тот же предмет. Ребенок дол­жен понять, что целый предмет состоит из отдельных частей, каждая из которых не только имеет свою функцию, но и свою форму, величину, свое определенное место в целом, пространст­венное расположение.

Формирование целостного восприятия успешно осуществляет­ся в процессе обучения детей, значение придается продуктивным видам деятельности: конструированию, рисованию, лепке, аппли­кации.

Психолог предлагает ребенку разнообразные игры: «Собери целое», «Какой детали не хватает» и пр. Особое значение в пси­хокоррекции детей с умственной отсталостью занимает форми­рование пространственной ориентировки. Обучениение воспри­ятию пространственных отношений у умственно отсталых детей должно осуществляться поэтапно. На первом этапе необходимо обучить детей различать отношения предметов и их частей по вертикале (на, под). На втором этапе - формирование горизон­тальных отношений (рядом, около). На третьем — формирова­ние таких отношений, как «справа», «слева», «за», «перед». По­сле того как ребенок научится воспринимать и воспроизводить пространственные отношения предметов по подражанию дейст­виям взрослого, можно переходить к играм, где действуют по образцу, т. е. самостоятельный анализ образца с точки зрения про­странственных отношений предметов и их частей.

Формирование пространственных представлений у детей с пси­хическим недоразвитием осуществляется после того, как сформи­ровались восприятия формы и величины предметов. Это успеш­но достигается в процессе развития конструктивных умений, а также в процессе специально организованных дидактических игр «Запомни и найди», «Найди и назови», где ребенку предлагают­ся карты с изображением предметов, по-разному расположенных по отношению друг к другу. Особо важное значение в формиро­вании пространственных отношений и представлений у умствен­но отсталых детей играет развитие осязательного восприятия. С этой целью используются разнообразные дидактические игры, направленные на осязательное восприятие формы, величины, объема, температуры пространственного расположения предметов.

Память детей с психическим недоразвитием отличается сни­женным объемом запоминания, трудностями хранения и воспроизведения информации. Невозможность опосредованного запоми­нания у детей с психическим недоразвитием обусловлена трудно­стями смысловой организации запоминиаемого материала. В связи с этим важными направлениями психокоррекции памяти явля­ются:

— формирование объема памяти в зрительной, слуховой и ося­зательной модальностях;

— развитие приемов ассоциативного и опосредованного запоми­нания предметов в процессе игровой деятельности.

Недоразвитие мышления является характерным признаком у детей с данной формой дизонтогенеза. Их мышление отличается конкретностью, невозможностью образования понятий, трудно­стями переноса и обобщения. Развитие мышления у них непо­средственно связано с развитием деятельности и восприятия. Важ­ными направлениями психокоррекции являются развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления.

С этой целью психологическая коррекция должна строиться в следующих направлениях:

— обучение детей многообразным предметно-практическим ма­нипуляциям с предметами различной формы, величины, цвета;

— обучение детей использованию вспомогательных предметов (ору­дийные действия);

— формирование наглядно-образного мышления в процессе кон­структивной и изобразительной деятельности.

В процессе обучения детей предметно-практическим манипу­ляциям целесообразно проводить такие занятия, как подбор пред­метов по образцу, группирование предметов по образцу и по разным свойствам. Можно пред пожить детям разнообразные иг­ры типа «Разложи игрушки по домикам», «Разложи картинки по конвертам» и пр. Особое коррекционное значение имеют иг­ры, направленные на использование вспомогательных средств. Перед ребенком ставятся задачи выявить внутренние связи пред­мета, самостоятельно проанализировать условия практической за­дачи, найти выход из проблемной ситуации, требующей приме­нения вспомогательных средств, при этом учитывать особенно­сти ситуации и, следовательно, соответствующие способы действия, Для достижения требуемого проводятся разнообразные игры на доставание нужного предмета с помощью вспомогательных средств (веревка, палка и пр.).

Один из важных аспектов наглядно-образного мышления — способность ребенка действовать в уме, оперируя представлен­ными образами. Основной целью психокоррекции на данном этапе является обучение детей с психическим недоразвитием опериро­вать представлениями и находить правильный выход, не прибе­гая к практическим действиям с объектами. Это достигается в процессе разнообразных психотехнических игр с использованием картинок. Например, нужно достать предмет, изображенный на картинке. Психолог предлагает ребенку картинку и просит рас­сказать, как мальчик будет доставать воздушный шар с высокого шкафа в комнате.

Важным принципом психокоррекции детей с психическим не­доразвитием является деятельностный подход. Сам процесс пси­хокоррекции должен проходить с использованием того вида дея­тельности, который доступен ребенку с интеллектуальной недо­статочностью. Если у ребенка не сформирована игровая деятельность, то психокоррекцию необходимо проводить в предметно-практи­ческом контексте. Вторым, не менее важным, принципом являет­ся комплексный подход к психокоррекции детей с психическим недоразвитием. Соблюдение этого принципа требует тесного кон­такта психолога с педагогом-дефектологом, логопедом, врачом, вос­питателем и родителями. Третьим, наиважнейшим, является ие­рархический принцип. Психолог в процессе коррекции доложен ориентироваться не только на уровень актуального развития ре­бенка, но и на его потенциальные возможности.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.