Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Классификация видов психологической коррекции






Содержательно-психологические характеристики психокоррекции определяются формой дизонтогенеза. Поэтому в психокоррекцию и аномального развития можно выделить несколько основных разделов:

1) психокоррекция при психическом недоразвитии;

2) психокоррекция задержанного психического развития;

3) психологическая коррекция при поврежденном психическом развитии;

4) психокоррекция при дефицитарном развитии ребенка;

5) психокоррекция при искаженном психическом развитии;

6) психокоррекция при дисгармоничном психическом развитии.

Следует заметить, что такой способ деления является весьма условным, так как один вариант дизонтогенеза в чисто виде можно встретить чрезвычайно редко. Например, искаженное развитие мо­жет сочетаться с психическим недоразвитием или с задержанным развитием, а дисгармоничное психическое развитие часто проте­кает на фоне задержки психического развития. Кроме того, при задержанном психическом развитии в зависимости от его формы используются различные по содержанию психокоррекционные ме­тоды. Поэтому целесообразно классифицировать психокоррекци-онный процесс по сферам его применения в конкретных нозоло­гических группах больных.

В зависимости от формы организации психологической кор­рекции и коррекционных задач выделяются несколько ее видов: игровая психокоррекция; групповая психокоррекция; индивиду­альная психокоррекция; семейная психокоррекция; нейропсихологическая коррекция и др.

Два основных вида психокоррекции можно выделить по ха­рактеру направленности: симптоматическую и каузальную, а по характеру решаемых коррекционных воздействий выделяются ди­рективные и недирективные виды коррекции.

Ряд авторов предлагают выделять общую, частную и специ­альную психокоррекции.

Под общей психологической коррекцией подразумеваются ме­роприятия общепедагогического порядка, нормализующие соци­альную среду ребенка. В нее входит регуляция психофизических и эмоциональных нагрузок ребенка в соответствии с его возрас­том и индивидуальными особенностями. Задачи общей психокор­рекции сливаются с задачами психогигиены, психопрофилакти­ки, педагогической этики и деонтологиии. Они решаются в про­цессе организации учебно-воспитательных мероприятий.

Частная психокррекция, по мнению авторов, — это набор пси­холого-педагогических воздействий. То есть это специально раз­работанные системы психокоррекционных мероприятий, таких как семейная психокоррекция, музыкотерапия, психогимнастика и пр.

Специальная психокоррекция, как пишут авторы, — «это ком­плекс приемов, методик и организационных форм работы с ре­бенком или группой детей одного возраста, являющийся наибо­лее эффективным для достижения конкретных задач формирова­ния личности». Основная цель специальной психокоррекции — исправление последствий неправильного воспитания (Ю. Шевченко с соавторами, 1995, с. 11).

Следует обратить внимание на слабую аргументированность такого разделения психокоррекции. Автор рассматривает психокоррецию как метод психологического воздействия, разделяя ее на общий, частный и специальный метод. Такой подход является весьма условным и не отвечает основному назначению психоло­гической коррекции как процесса психологического воздействия, направленного на исправление имеющихся у детей недостатков в развитии психических функций и личностных свойств.

В практике психологической помощи детям и подросткам це­лесообразно различать следующие блоки психологической кор­рекции:

1) коррекция эмоционального развития ребенка;

2) коррекция сенсорно-перцептивной и интеллектуальной деятель­ности;

3) психологическая коррекция поведения детей и подростков;

4) коррекция развития личности.

Данный способ классификации видов психокоррекции отра­жает содержательно-психологическую направленность психокор­рекции при всех вариантах дизонтогенетического развития. Внутри каждого блока следует различать формы организации и методы психокоррекционных воздействий. Постановка целей и задач пси-хокоррекционных воздействий непосредственно связана с теоре­тической моделью психического развития и определяется ею. Тео­ретические модели психокоррекционных воздействий весьма раз­нообразны. Условно существуют две группы: отечественная и зарубежная.

В отечественной психологии цели психокоррекционной рабо­ты с детьми и подростками с проблемами в развитии определя­ются пониманием закономерностей психического развития ребенка как активного деятельностного процесса, реализуемого в сотруд­ничестве со взрослым. В свою очередь здесь определены направ­ления в области постановки психокоррекционных целей:

1) оптимизация социальной ситуации развития ребенка и под­ростка;

2) развитие различных видов деятельности ребенка;

3) формирование возрастно-психологических новообразований.

В зарубежной психологии причины трудностей в развитии ре­бенка усматриваются либо в нарушении внутренних структур лич­ности (3. Фрейд, М. Клайн и др.), либо в искаженной или дефи-цитарной среде. В зависимости от этого формируются задачи пси­хокоррекции. При первом (психодинамическом направлении) — это восстановление целостности личности и баланса психодина­мических сил, при втором (поведенческом направлении) — это модификация поведения ребенка за счет изменения среды и обу­чения его новым формам поведения.

Несмотря на многочисленную критику, эти направления за­служивают, на наш взгляд, особого внимания.

В центре психодинамигеского подхода стоят вопросы, связан­ные с динамическими аспектами психики: мотивацией, влече­нием, побуждением, внутренними конфликтами, существование и развитие которых обеспечивает функционирование и развитие личностного «Я». Целью психологической коррекции в этом на­правлении является помощь ребенку или подростку в выяснении неосознаваемых причин болезненных проявлений и переживаний. Поставленные цели определяют технику психокоррекционных воздействий. Однако в раннем возрасте этот метод использовать невозможно. В связи с этим в рамках психодинамического под­хода было предложено два основных метода: игротерапия и арттерапия, которые в дальнейшем стали развиваться как само­стоятельные методы, выйдя за пределы психодинамического под­хода. В настоящее время они широко используются в психо­коррекции детей с эмоциональными нарушениями. С другой стороны, представители психодинамического подхода обратили внимание на активную роль родителей в работе с детьми в рам­ках психокоррекционного процесса. Сотрудничество родителей с психологом является важным условием эффективности психокор­рекционной работы.

Особый интерес в психокоррекции детей и подростков с про­блемами в развитии представляет концепция А. Адлера, где лич­ность рассматривается как неделимое целое, являющееся инте­гральной частью социума. Анализируя позитивную природу че­ловека, А. Адлер подчеркивал, что каждый человек в раннем детстве формирует уникальный стиль жизни, творит свою судьбу. Пове­дение человека мотивировано достижением социальной цели и социальным интересом. Разбирая роль комплекса неполноценно­сти у человека, А. Адлер полагал, что неполноценность, ее ком­пенсация и социальная среда — это три переменные, которые имеют важнейшее значение в формировании жизненных целей. Он считал, что в целом поведение человека не претерпевает осо­бых изменений на протяжении его жизни, изменяется только сис­тема отношений, а отсюда одна из основных задач психологиче­ской коррекции — коррекция этих отношений. Конкретизируя цель психокоррекции в концепции А. Адлера, можно выделить следующие задачи: коррекция чувства неполноценности; форми­рование социального интереса; коррекция устремлений и моти­вов с перспективой выработки нового стиля жизни. Это дости­гается такими психотехническими приемами, как формирование у клиента положительных установок на занятие, анализ и прора­ботка личностной позиции, подбадривание, поощрение. Обоюд­ное доверие и установление общих целей — первостепенные условия психокоррекционной работы.

Роджеровское направление психокррекции акцентирует внима­ние на позитивной природе человека и свойственном ему врож­денном стремлении к самореализации. Основу психического здо­ровья, по мнению Роджерса, определяет соответствие идеального «Я» реальному «Я», достигаемое реализацией личностного по­тенциала и стремлением к самоосознанию, уверенности в себе, спонтанности. В связи с этим конечный итог коррекции заклю­чается приобретением самоуважения, адекватной самооценки, в создании условий для личностного роста. Роджерс особо подчеркивал значение искренности, теплоты, эмпатии при общении пси­холога с клиентом.

Целью психологической коррекции в рамках поведенгеского на­правления является приобретение ребенком новых установок, на­правленных на формирование адаптивных форм поведения, или угасание, торможение у него дезадаптивных форм поведения. Это достигается с помощью различных поведенческих тренингов, пси-хорегулирующих тренировок. В процессе психологической кор­рекции поведенческого направления психолог выполняет актив­ную и директивную роль, он является учителем, тренером, стре­мится помочь клиенту следовать эффективному поведению. В рамках этого подхода разработаны ряд методик моделирования поведения, с помощью которых решаются следующие задачи:

— построение новых стереотипов поведения;

— подавление имеющихся неадаптивных стереотипов;

— осознание условий для проявления новых стереотипов пове­дения.

Особого внимания заслуживает когнитивное направление, осо­бенно в психокоррекции подростков. В когнитивной психокор­рекции в первую очередь уделяется внимание познавательным структурам психики, и упор делается на личность, на структуру личности и в целом, на логические способности. Главной зада­чей психокоррекции является изменение восприятия подростком себя и окружающей действительности на основе изменения по­ведения. В когнитивном подходе выделяются два варианта пси­хокоррекции: когнитивно-аналитический и когнитивно-поведен­ческий. Основной задачей первого варианта является создание модели психологической проблемы, которая должна быть по­нятна подростку и с которой он мог бы работать самостоятель­но. Когнитивно-поведенческий вариант предполагает создание мо­дели поведения, являющейся наиболее приемлемой для решения стоящих перед подростком проблем, другими словами, проверка искаженных убеждений в ситуации реальной жизни. В рамках когнитивного подхода создано много психотехнических приемов, которые могут быть успешно использованы в психокоррекции детей и подростков с проблемами в развитии.

Итак, различные теоретические подходы к проблеме психо­коррекции способствуют развитию разнообразных методических приемов психологического воздействия. Следует подчеркнуть, что при разработке психокоррекционных программ для детей и под­ростков с проблемами в развитии рекомендуется ориентировать­ся не на отдельное теоретическое направление, а использовать разнообразные способы психологических воздействий базирующихся на многочисленных теоретических направлениях. Подбор методов психологического воздействия зависит от конкретных пси­хокоррекционных задач, которые определяются степенью выра­женности проблем у ребенка и его родителей.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.