Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






В системе психологической помощи детям с проблемами в развитии






Психологическая коррекция

Психологическая коррекция является одним из важных звеньев в системе психологической помощи детям с различными наруше­ниями нервно-психического развития. Однако несмотря на высо­кую практическую значимость, теоретические и методологические проблемы психологической коррекции недостаточно разработа­ны в отечественной психологии. В настоящее время существует множество противоречивых взглядов на проблему психокоррек­ции. Не уточнено понятие «психокоррекция», не раскрыты ее основные направления и механизмы воздействия при различных вариантах дизонтогенеза у детей и подростков.

В литературе достаточно подробно описаны многие психокор-рекционные техники, особенно зарубежные. Например, нейро-лингвистическое программирование, психотехнические игры, эмо­ционально-волевые тренировки и т. п. Но при всем много­образии описанных технических приемов не учитывается самое главное — субъект психологического воздействия. В результате бездумное использование многообразных психотехнических приемов может оказывать негативное влияние на психическое состояние ребенка, а в некоторых случаях и спровоцировать нервно-психи­ческое расстройство.

Термин «коррекция психического развития» впервые исполь­зовался в дефектологии как один из вариантов психолого-педа­гогической помощи аномальным детям. Он означал совокупность педагогических воздействий, направленных на исправление не­достатков, отклонений в развитии аномального ребенка.

По мере развития прикладной психологии понятие «коррек­ция» стало все шире использоваться и при нормальном психиче­ском развитии ребенка. Это обусловлено тем, что важной зада­чей обучения и воспитания ребенка является повышение его твор­ческого и интеллектуального потенциала, всестороннего развития личности. В связи с этим произошли принципиальные изменения характера задач и адресата коррекционных воздействий — от ис­правления дефектов при аномальном развитии до создания оп­тимальных возможностей и условий для психического развития здорового ребенка.

Учитывая широкий спектр применения понятия психологиче­ской коррекции, существует много разногласий в необходимости его использования. Например, некоторые авторы рассматривают психологическую коррекцию как способ профилактики нервно-психических нарушений у детей (А. С. Спиваковская). Другие — как метод психологического воздействия, направленный на соз­дание оптимальных возможностей и условий развития личност­ного и интеллектуального потенциала ребенка (Г. В. Бурменская, О. А. Карабанова, А. Г. Лидере) или совокупность психологических приемов, используемых психологом для исправления психологии или поведения психически здорового человека (Р. С. Немов).

В патопсихологии и в специальной психологии психокоррек­ция рассматривается как один из способов психологического воз­действия, направленный на выравнивание при отклонениях в пси­хическом развитии ребенка.

Нередко понятие «психологическая коррекция» подменяется понятием «психотерапия». Психотерапия (от греч. psyche — душа и therapeia — уход) — это система специально организованных методов лечебного воздействия. Психокоррекция, как явствует иэ данного термина, направлена на исправление тех или иных рас­стройств.

И психокоррекцию, и психотерапию мы можем рассматри­вать как способ психологического воздействия. Ряд авторов рас­сматривают различия между психотерапией и психокоррекцией в сферах их применения. Если психотерапия в основном приме­няется в клинике неврозов и психосоматических заболеваний, то психокоррекция широко используется в психиатрической кли­нике (В. П. Критская, Т. К. Мелешко, Ю. Ф. Поляков). Другие авторы подчеркивают широкое применение психокоррекции как при решении собственно лечебных психотерапевтических задач, так и с целью гигиены и профилактики (Р. А. Защепицкий, Г. Л. Исурина). «Чем большее значение имеют психологиче­ские и социально-психологические факторы в развитии того или иного вида нарушений, — пишет Г. Л. Исурина, — тем больший удельный вес приобретают метод психологической коррекции» (с. 250).

А. А. Осипова выделяет специфические черты психологичен ской коррекции: ориентация на клинически здоровых людей; ори­ентация на здоровые стороны личности; ориентация на средне­срочную помощь, в отличие от краткосрочной; направленность на изменение поведения и развития личности.

Нельзя согласиться с автором, что объектом психокоррекции, в отличие от психотерапии, могут быть только клинически здо­ровые лица.

Объектом психокоррекционных воздействий могут быть как здоровые, так и больные люди. Поэтому следует дифференциро­вать психологическую коррекцию нормального развития и кор­рекцию аномального развития, отягощенного биологическими фак­торами отклонений в развитии. Коррекцией аномального разви­тия занимаются медицинские психологи, пато- и нейропсихологи. Каждая форма аномального развития имеет свою специфику це­лей, задач и методов коррекции. Например, при психических за­болеваниях у детей (синдром раннего детского аутизма, шизоф­рении и др.) психологическая коррекция направлена на эмоцио­нальную стимуляцию ребенка, на развитие его коммуникативных функций, формирование социальной активации. При соматиче­ских заболеваниях у детей основной задачей является коррекция самооценки, выработка более адекватных и гибких форм реак­ций на заболевание, совершенствование личностного контроля, восстановление у ребенка коммуникативных навыков. У детей с задержкой психического развития, в зависимости от формы задержки, коррекционная работа направлена на стимуляцию их по­знавательной активности, развитие ориентировочной основы дея­тельности, контроля, оптимизацию мнемотических и интеллекту­альных функций.

В процессе психологической коррекции детей и подростков с проблемами в развитии необходимо учитывать сложную струк­туру особенностей развития ребенка, характер сочетания в кар­тине его состояния таких факторов, как социальная ситуация раз­вития, изменения личности, связанные с заболеванием.

Учитывая вышесказанное, психологическую коррекцию мож­но рассматривать в широком и узком смысле этого понятия. В ши­роком смысле мы рассматриваем психологическую коррекцию как комплекс клинико-психолого-педагогических воздействий, направ­ленных на выявление и ликвидацию имеющихся у детей недос­татков в развитии психических функций и личностных свойств. В узком смысле психологическая коррекция рассматривается как метод психологического воздействия, направленный на оптими­зацию развития психических процессов и функций и на гармо­низацию развития личностных свойств.

В зависимости от характера диагностики и направленности кор­рекции, Д. Б. Эльконин предлагал различать две формы коррек­ции: симптоматическую, направленную на симптомы отклонений в развитии, и коррекцию, устраняющую источник и причины от­клонений в развитии. Симптоматическая коррекция, безусловно, имеет существенные недостатки, так как симптомы отклонений в развитии имеют различные причины и вследствие этого различ­ную психологическую структуру нарушений в развитии ребенка или подростка.

Например, для ребенка, страдающего энурезом (недержание мочи), могут быть полезны специальные релаксирующие упраж­нения, помогающие убрать этот дефект. Однако нередко особен­но в экстремальных ситуациях эти явления у ребенка могут по­вторяться, несмотря на успешность психокоррекции в целом. Та­кой способ психологической коррекция является недостаточным, если мы не знаем истинную причину, порождающую энурез. Это может быть обусловлено как психосоциальными (например, ис­пуг ребенка), так и биологическими факторами (аномалия тазо­вых органов).

Таким образом, психологическая коррекция должна быть глубже сконцентрирована не на внешних проявлениях отклонений в раз­витии, а на источниках, причинах этих отклонений.

В практике психокоррекционной работы с детьми с пробле­мами в развитии выделяются различные модели объяснения причин нарушения развития.

Биологигеская модель — объясняет причину нарушения в раз­витии снижением темпа созревания структур мозга.

Медицинская модель - объясняет причины нарушения в раз­витии ребенка с точки зрения логики заболевания.

Интерракционная модель — объясняет причины отклонений в развитии детей и подростков в связи с нарушением взаимодейст­вий между личностью и средой. Например, ранняя сенсорная и социальная депривация, по мнению представителей данного на­правления, может привести к необратимым нарушениям в пси­хическом развитии ребенка.

Педагогигеская модель — рассматривает причины отклонений в психическом развитии ребенка в явлениях социальной и педа­гогической запущенности.

Деятельностная модель — рассматривает причины неблагопо­лучия ребенка в связи с несформированностью ведущего вида деятельности.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.