Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Древние цивилизации на берегах Енисея






Лекция 1. История освоения Приенисейского края

 

Красноярск – это крупнейший индустриальный и культурный город Восточной Сибири, имеющий почти 400 – летнюю историю. Результатом изучения данного курса должно быть приобретение знаний об историческом развитии Красноярска со времен его основания до наших дней, о богатой многовековой культуре нашего замечательного города. Понятие культура характеризует очень сложный и многогранный фактор человеческого бытия, что затрудняет создание универсального определения этого понятия. К настоящему времени определений понятия «культура» насчитывается несколько сотен. Понятие «культура» применимо как к уровню развития исторических эпох, цивилизаций, так и к степени совершенствования различных сфер человеческой жизни и деятельности. Сам термин «культура» латинского происхождения и в переводе означает «возделывание, уход, обрабатывание». Понятие возделывание можно отнести и к материальной и к духовной сфере жизни человека. Материальная культура – это творения человека, воплощенные в исторических памятниках: орудиях труда, жилищах, произведений искусства, а духовная – это творения разума и души человека, выраженные в знаниях, философии, религии, науках и т.д.

Таким образом, культура – это система ценностей, принятых людьми, социальные идеалы, устойчивые способы и приемы разносторонней деятельности человека.

В исторической науке существует и другое значение понятия «культура». Археологи и этнографы говорят, например, о тагарской, ладейской культуре. Здесь речь идет о технологии производства материальных и духовных благ, ценностей, о способе и приемах их потребления в определенном историческом времени и на определенной территории.

Понятие культуры традиционно связано с понятием цивилизации, которое, в свою очередь, тоже многогранно. Цивилизации делят на локальные и глобальные. Глобальные цивилизации выступают в качестве универсальных ступеней для всего человечества. Философ Э. Тоффлер выделяет в истории человечества три цивилизационные волны: аграрную, индустриальную и информационную (современную). Локальные цивилизации связаны с небольшим ареалом. К локальным цивилизациям относятся, например, египетская, римская, греческая, европейская. Применительно к современности часто используется понятие «сибирская цивилизация».

Древние цивилизации на берегах Енисея

Территория современного Красноярска впервые была освоена человеком в период позднего палеолита 15-20 тыс. лет назад, а возможно и ранее. Это было время последнего самого сурового Сартанского оледенения Сибири. Морозы в окрестностях Красноярска достигали 60-70 градусов. Фактически люди этого периода жили в условиях тундры.

В 1884 году директору учительской семинарии И.Т. Савенкову удалось обнаружить на Афонтовой горе стоянку древнего человека. Открытие носило сенсационный характер, поскольку большинство исследователей отрицали заселение человеком Сибири в эпоху палеолита. В ареал афонтовских памятников отнесены стоянки Афонтовой горы I – V, Таштык I, Таштык II. Кокорево II, Кокорево III. Останки, найденные на стоянке Афонтова гора-II под Красноярском, говорят о том, что древний человек позднего палеолита практически не отличался от современного и относился скорее к монголоидной расе. В это время происходит разделение труда по полу и появляется вкладышевая техника изготовления орудий труда. Главной обязанностью мужчин стала охота, а женщин – разделка и обработка добычи. Разнообразные орудия труда, в том числе вкладышевые ножи были обнаружены на стоянке Усть-Кова в Кежемском районе, а также скребки, наконечники копий. В позднем палеолите возрастает численность и плотность населения. На территории края выделяются афонтовская и кокоревская культуры (16-10 тыс. лет до н.э).

Афонтовцы и кокоревцы занимались охотой на мамонтов, шерстистых носорогов и северных оленей, из их шкур костяными иглами и проколками шили одежду, обрабатывая шкуры каменными ножами и скреблами. Жилища (шалаши, чумы) строили из костей и обтягивали шкурами животных. У них существовала родовая община, счет родства в которой шел по матери. Появляются культовые каменные и глиняные статуэтки, изображающие женские фигуры, животных, птиц. Фигурки животных были тотемами – покровителями рода, обладающими сверхъестественной силой. На Ачинской стоянке археологи обнаружили жезл с нанесенными в определенном порядке углублениями, что напоминает древний календарь.

С потеплением климата около 10 тыс. лет назад человек переходит к новому этапу своей истории – мезолиту. Изменение природных условий привело к полному вымиранию крупных животных, что заставило людей активнее использовать новые приемы и орудия охоты. Распространение лесов повлияло на возникновение новых типов галечных орудий – топоров и тесел, их тщательно обрабатывали вплоть до шлифовки рабочего края. С их помощью рубили дрова, делали лодки-долбенки и заготовки для жилищ. Именно в мезолите появляются специальные орудия для рыболовства: крючки, гарпуны и остроги. Но самым важным достижением стало изобретение лука. Дальность выстрела из него составляла 80-100 м, а скорострельность доходила до 20 выстрелов в минуту. К этому времени относится изобретение копьеметалки, благодаря чему дальность полета копья увеличилась до 70-80 м, что позволяло охотиться на лося, медведя, косулю и северного оленя. В этот период была приручена собака, что сделало охоту более результативной. На территории Красноярского края к основным мезолитическим стоянкам относятся Усть-Кова I, Караульная, Еленева, Шалунин бык (окрестности Красноярска).

В эпоху неолита (7-4 тыс. лет до н.э.) люди расселились по всей территории края. Важнейшим достижением этой эпохи стало появление глиняной посуды с примитивным пока орнаментом. Совершенствуется техника обработки камня, распространяются топоры с ушками, появляются тщательно отшлифованные нефритовые и каменные тесла. Особый интерес представляют рыбки-приманки, связанные с промысловыми культами. В Базаихском могильнике на Енисее было обнаружено скульптурное изображение лося, с образом которого был связан культ родовых предков. Изображение лося, выполненное красной охрой, находили на скалах, где совершались ритуалы. К памятникам неолита относятся: Усть-Кова II, Боровое, Невонка, Кода.

В конце IV- начале III тыс. до н.э. в эпоху энеолита – медно-каменного века, культурно-хозяйственное развитие степных и таежных племен пошло по разным линиям развития. В окрестностях Красноярска и в Северном Приангарье население продолжает заниматься охотой и рыболовством. В Минусинских степях во второй половине III тыс. до н.э. расселяются племена первых скотоводов и земледельцев афанасьевской культуры. Свое название она получила от могильника в Хакассии под Афанасьевской горой. Хозяйство афанасьевцев было комплексным. Наряду с рыболовством и охотой получили развитие скотоводство и в меньшей степени земледелие. Все это позволило им жить оседло, в постоянных жилищах. Орудия афанасьевцы делали из камня, медь использовалась для украшений, игл, шильев, небольших ножей. Керамика разнообразна по форме и размерам, преобладали остродонные сосуды с елочным орнаментом. Афанасьевцы хоронили своих сородичей внутри кольцевых оград из камня, засыпая захоронения сверху земляными курганными насыпями.

Оригинальны и самобытны на Енисее культуры бронзового века (конец III – II вв. до н. э.): окуневская, андроновская, карасукская. Они обладали развитой металлургией, освоили метод литья бронзы, из которой производили серпы, топоры, кельты, кинжалы, копья и т.д. Если окуневцы занимались, в основном, скотоводством, то андроновцы и карасукцы вели земледелие. Землю обрабатывали вручную каменными мотыгами, сеяли просо и пшеницу, урожай убирали бронзовыми серпами, а зерна растирали на плитах-зернотерках. Карасукцы впервые освоили верховую езду на лошади, они использовали повозки, в которые впрягали быков. В духовной культуре бронзового века особое место занимали каменные изваяния-божества, они свидетельствуют о сложных тотемистических и анимистических культах у племен.

Наивысшего расцвета бронзолитейное производство достигает в раннем железном веке. В этот период от минусинских степей до современного Красноярска обитают племена тагарской культуры (VII-I вв. до н.э.). Жизнь тагарского поселка изображена на микалентной копии, снятой с древних рисунков хребта Бояры художником В.Ф. Капелько. В качестве основных жилищ использовались как стационарные бревенчатые дома, так и переносные войлочные юрты. Основными занятия тагарцев-динлинов были мотыжное земледелие и пастушеское скотоводство. Тагарцы обрабатывали поля бронзовыми мотыгами – кельтами или деревянными мотыгами с бронзовыми оковками. Урожаи убирались бронзовыми серпами. Тагарцы достигли высокого уровня в металлообработке, значительно улучшив состав различных бронзовых сплавов. Для потребностей земледелия они создавали ирригационные системы, строили оросительные каналы протяженностью до 20 км. Бронзовые котлы использовали для жертвоприношений, для захоронения вождей строили огромные курганы. Например, в урочище Салбык находится около десятка гигантских курганов. Найденные фигурки оленей и других животных в скифо-сибирском стиле свидетельствуют о взаимовлиянии различных племен на огромной территории степной полосы Евразии. Наиболее развитой стороной скифо-сибирского мира было военное дело. Была создана оригинальная военная техника, тактика и стратегия боевых действий. Был изобретен небольшой «скифский» сложный лук и стрелы с мелкими наконечниками. Общественный строй динлинов может быть отнесен к типу военной демократии, когда различные племена объединяются в союзы для ведения военных действий. В этот период у них зарождается племенная знать и начинается разложение родовых отношений. В их обществе была эксплуатация по этническому признаку: господствующее племя или группа племен облагали данью подчиненные народы, многих угоняли в рабство.

Но процесс формирования государства тагарцев-динлинов был прерван мощной волной хуннских завоеваний. Тагарцы были частью истреблены, частью вытеснены из минусинских степей. Затем племена гяньгуней подчинили тагарцев, в результате их смешения появилась новая культура – таштыкская (I в. до н.э.- VI в. н.э).

Будучи преемницей тагарской культуры, таштыкская отличалась от нее широким распространением железа. Хозяйство оставалось земледельческо-скотоводческим. Новшеством было появление примитивной сохи. Антропологический тип таштыкцев сформировался в результате смешения монголоидного типа гяньгуней с европеоидными по облику динлинами.

При этом на территории современного Красноярска продолжают обитать племена тагарской культуры, однако на юге края их уже сменяют монголоидные племена носителей таштыкской культуры. Непосредственно на территории города начинает формироваться новая ладейская культура средневековья, которая относится к VII-XIV вв. н.э. Основой хозяйства населения становится кочевое скотоводство и развитое земледелие. На период военной опасности население укрывалось за оборонительным валом и другими защитными сооружениями Ладейского городища. Основным жилищем кочевников стали переносные юрты и чумы, которые устанавливали внутри самого городища. Для обработки земли использовали железные мотыги и сошники. Урожай собирали при помощи серпов, а злаки перетирали каменными жерновами ручных мельниц. К этому времени относят зарождение металлургии. О ткацком производстве и изготовлении одежды свидетельствуют найденные глиняные пряслицы и фрагменты шерстяной одежды.

Территория города в средневековую эпоху входила в состав могущественного государства енисейских кыргызов, которые господствовали не только на Среднем Енисее, но и на значительной территории Сибири. Об этом свидетельствуют найденные на ладейском поле наконечники стрел, которые дополнялись костяными шариками с прорезью, издававшими пронзительный свист для устрашения конницы противника.

Монголоидное политическое объединение кочевых племен Сибири – Кыргызский каганат, который простирался от Хакасско-Минусинской котловины до Саянских гор и, как самостоятельное государство, просуществовал до XIII века. Енисейские кыргызы – племена, образовавшиеся в результате смешения гяньгуней и динлинов. В древних летописях эти племена известны и под другим названием – «хягас». На Енисее, на территории современного Абакана, кыргызы переходили на плужное земледелие, создавали системы искусственного орошения. У кыргызов имелось развитое ремесло, гончарное производство велось с помощью гончарного круга. Важное место занимала добыча и обработка металлов. Торговля кыргызов в основном была ориентирована на юг, на севере выменивались меха. Численность скота была у кыргызов мерилом общественного положения. В их обществе процветала межэтническая эксплуатация, которой подвергались киштымы – покоренные таежные племена, вынужденные платить дань преимущественно пушниной.

Кыргызский каганат представлял собой раннефеодальное государство, во главе которого был каган (правитель), чьей опорой являлось войско. Высшие военные должности занимали представители родовой аристократии, собственности которой были земли, стада и деньги. Наряду со свободными кыргызами, было много рабов, захваченных в плен. Общественное неравенство у кыргызов было закреплено законами. В государстве имелись четкие нормы права, устоявшиеся нравственные принципы, использовалась письменность. Таким образом, у кыргызов была достаточно развитой культура и высокий уровень социальной дифференциации. Религия была языческой: почиталась очистительная сила огня, поэтому распространился погребальный обряд с трупосожжением. Для богослужений строились специальные храмы, существовали «камы» – шаманы.

Столицей Кыргызского каганата был большой город на реке Уйбат в черте современного Абакана. Археологами был изучен дворец кагана. Он был построен из кирпича-сырца с башнями и стенами четырехметровой высоты. Общая площадь дворца превышала 2500 кв. м. Всего у кыргызов было пять городов.

После похода Чингисхана значительная часть населения Кыргызского каганата была оттеснена на север, где, слившись с аборигенами, положила начало якутской народности. Другая часть смешалась с монголами на территории вокруг оз. Байкала дала начало бурятской народности. В XIV-XV веке Кыргызский каганат распадается на отдельные княжества: Алтырское, Езерское, Тубинское, Алтысарское.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.