Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Итак, психофизиологические исполнительские возможности человека ограничены рядом факторов.






На более высоких, интеллектуальных уровнях деятельности оператора возникают еще более сложные психологические проблемы, связанные с закономерностями памяти, мышления и принятия решений.

К основным характеристикам памяти оператора относятся:

ü объем запоминаемой информации;

ü скорость запоминания;

ü длительность сохранения;

ü полнота и точность воспроизведения;

ü готовность к воспроизведению.

Особенно интенсивно загружается оперативная память оператора (сохранение текущей быстро изменяемой информации). Средний объем оперативной памяти составляет 7±2 символов. Человек может устойчиво запомнить изменяющиеся данные не более чем двух одновременно происходящих процессов.

Основные функции оперативного мышления: принятие решений, планирование действий, решение оперативных задач. В ходе оперативного мышления оператор переводит образы воспринимаемых сигналов в динамический образ – состояние управляемого объекта. При непредвиденных отклонениях управляемого объекта от нормального режима функционирования, когда привычные способы регулирования непригодны для проведения системы в требуемое состояние, возникает необходимость быстрого решения оперативных нестандартных задач.

Общей основой решения разнообразных задач управления технической системой является вычленение типичных ситуаций в данной технической системе и установление адекватного данной ситуации порядка действий. Структура решений резко меняется в зависимости от обычности или конфликтности ситуации. Так, управление воздушным движением в приаэродромной зоне, когда два однотипных самолета следуют параллельным курсом и идут на посадку, требует принятия сложного решения, но эта ситуация еще не содержит противоречивости, конфликтности. Ситуация приобретает конфликтный характер, когда параллельным курсом идут два разнотипных самолета с различной скоростью, особенно если они идут с небольшим временным интервалом и должны быть приняты на одну посадочную полосу. Однако и эта ситуация разрешима, она носит так называемый «штатный характер». Наибольшие трудности возникают, когда ситуация приобретает критический («нештатный») характер: конфликтная пара самолетов, следующих в одном эшелоне встречным курсом. При этом резко нарушается привычный порядок действия пилотов и авиадиспетчера. Повышенная опасность может вызвать стрессовые реакции, шоковые состояния.

У операторов всех технических систем должны быть сформированы критерии «степени угрозы» при оценке различных типов конфликтных ситуаций. Большие психические нагрузки связаны и с ситуациями, когда исполнительские действия совершаются в условиях с задержкой обратной связи, когда о результатах действия оператор узнает через длительный промежуток времени (управление крупнотоннажными кораблями, манипулирование радиоактивными элементами). Трудные задачи решает и организатор технологических и управленческих процессов. Иногда и здесь возникают ситуации, превосходящие возможности восприятия, памяти, мышления.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.