Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Электронное голосование и электронный бюллетень (подп. 62 и 63). 1 страница






Данные подпункты введены Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N 93-ФЗ. Как говорилось выше, согласно определению, данному в подп. 6 п. 1 ст. 2 Закон о ГАС " Выборы", комплексы средств автоматизации ГАС " Выборы" - это совокупность взаимосвязанных программно-технических средств, предназначенных для сбора, обработки, накопления, хранения, поиска и передачи информации.

Следует также упомянуть, что Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N 93-ФЗ из комментируемой статьи исключен подпункт 29, определявший понятие " избирательный блок", поскольку этим же Законом избирательные блоки исключены из числа участников избирательного процесса.

Федеральным законом от 23 июля 2011 г. N 259-ФЗ из комментируемой статьи исключены подпункты 44 и 45, в которых были даны определения понятий " недействительная подпись" и " недостоверная подпись". Этим же Законом в ст. 38 комментируемого Закона включены пункты 6.1 - 6.6, которые предусматривают и регламентируют процедуру признания подписей избирателей, участников референдума недостоверными и (или) недействительными.

 

Статья 3. Принципы проведения в Российской Федерации выборов и референдума

 

Комментарий к статье 3

 

1 - 2. Комментируемая статья определяет перечень принципов проведения в России выборов и референдума, т.е. систему исходных начал, обеспечивающих организацию и проведение выборов и референдума, реализацию и защиту избирательных прав граждан и права на участие в референдуме. В положениях п. п. 1 и 2 комментируемой статьи названы такие основные принципы участия в выборах и референдуме, как всеобщее, равное, прямое избирательное право и право на участие в референдуме, а также тайна голосования. Эти принципы закреплены на основании соответствующих конституционных и международных норм, в отношении которых необходимо отметить следующее.

Как говорилось выше, Конституция РФ устанавливает, что референдум и свободные выборы являются высшим непосредственным выражением власти народа (ч. 3 ст. 3); граждане РФ участвуют в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей, в т.ч. имеют право избирать и быть избранными в ОГВ и ОМСУ и участвовать в референдуме (ч. 2 ст. 32); эти права в России как демократическом правовом государстве признаются и гарантируются согласно общепризнанным принципам и нормам международного права (ч. 1 ст. 1, ст. 2 и ч. 1 ст. 17).

С учетом правовых норм, закрепленных в Конвенции о защите прав человека и основных свобод (протокол N 1, ст. 3) и в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (см. комментарий к преамбуле), являющихся в силу ч. 4 ст. 15 во взаимосвязи с ч. 1 ст. 55 Конституции РФ составной частью правовой системы России, закрепленные в них принципы избирательного права признаются и гарантируются Россией в качестве конституционных прав и свобод.

В Конституции РФ провозглашается, что выборы являются свободными (ч. 3 ст. 3), при этом применительно к выборам Президента РФ прямо закрепляется, что они проводятся на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании (ч. 1 ст. 81). Как указано в Постановлении КС России от 22 января 2002 г. N 2-П < 30>, в этой специальной норме о порядке выборов Президента РФ в то же время - по смыслу ст. ст. 1, 2, 3, 17, 19, 60 и 81 Конституции РФ - выражены общие принципы, лежащие в основе реализации конституционного права гражданина РФ избирать и быть избранным на подлинных свободных выборах. Соответственно, и образуемые в России путем свободных выборов органы народного представительства должны формироваться на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

--------------------------------

< 30> СЗ РФ. 2002. N 6. Ст. 627.

 

В Постановлении КС России от 11 июня 2002 г. N 10-П < 31> также указано, что существо закрепленного ч. 2 ст. 32 Конституции РФ права заключается, по смыслу ее ч. 3 ст. 3, ч. 4 ст. 15, ч. 1 ст. 17, ч. ч. 1 и 2 ст. 19, ст. 60 и ч. 1 ст. 81, в участии в свободных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, что и закреплено Законом 1997 г. об основных гарантиях избирательных прав (" предшественнике" комментируемого Закона). КС России также отметил, что посредством подлинно свободных демократических выборов, осуществляемых в демократическом правовом государстве на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, граждане реализуют принадлежащие им избирательные права.

--------------------------------

< 31> СЗ РФ. 2002. N 25. Ст. 2515.

 

Содержание принципов всеобщего, равного, прямого избирательного права и права на участие в референдуме, раскрыто в ст. ст. 4 - 6, а принципа тайна голосования - в ст. 7 комментируемого Закона соответственно.

3. В пункте 3 комментируемой статьи на основании приведенных выше положений Конституции РФ и международных актов, провозглашающих свободные выборы, закреплен принцип свободы и добровольности участия гражданина РФ в выборах и референдуме.

Данный принцип имеет различные аспекты. Прежде всего, гражданин свободен в отношении реализации своего избирательного права и права на участие в референдуме. Участие или неучастие избирателя в выборах, участника референдума в референдуме - это право, но никак не обязанность гражданина. Неучастие в выборах, референдуме не влечет юридической ответственности. Воздействие на гражданина с целью принудить его к участию или неучастию в выборах, референдуме запрещено.

Гражданин также свободен в волеизъявлении голосовать на выборах за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов или против него (них), голосовать на референдуме в поддержку вынесенного на референдум вопроса или отвергнуть его. Воспрепятствование свободному волеизъявлению гражданина при участии в выборах и референдуме также находится под запретом.

Принцип свободы и добровольности участия в выборах и референдуме распространяется и на иные составляющие избирательных прав, права на участие в референдуме, нежели непосредственно право голоса: участвовать в выдвижении кандидатов, списков кандидатов, в предвыборной агитации, в наблюдении за проведением выборов, работой избирательных комиссий, поддержать инициативу проведения референдума и т.д.

На основе принципа свободных выборов, т.е. на добровольной, а не на принудительной основе, осуществляется и пассивное избирательное право. Как отмечено в Определении КС России от 12 апреля 2005 г. N 245-О < 32>, рассматривая жалобу на норму ст. 38 комментируемого Закона о перечислении избирательного залога в доход соответствующего бюджета в случае снятия кандидатом своей кандидатуры, быть избранным в органы государственной власти и ОМСУ - право, а не обязанность гражданина. Следовательно, кандидату на выборах должна быть гарантирована возможность снять свою кандидатуру при условии обеспечения баланса между свободой участия в выборах и требованиями их результативности, недопущения злоупотребления правами, срыва выборов, а также при соблюдении критериев возможных ограничений избирательных прав.

--------------------------------

< 32> СПС.

 

4. Пункт 4 комментируемой статьи в качестве одного из принципов проведения в России выборов и референдума закрепляет гарантию участия в выборах, референдуме граждан РФ, проживающих за пределами ее территории. Следует отметить, что при этом речь идет об обеспечении избирательных прав при проведении выборов только в федеральные ОГВ (т.е. выборов Президента РФ, депутатов Государственной Думы), права на участие в референдуме РФ (т.е. референдуме федерального уровня).

В этих целях в п. 4 данной статьи установлена обязанность дипломатических представительств, консульских учреждений РФ оказывать содействие гражданину РФ в реализации данных избирательных прав и права на участие в референдуме РФ. В развитие данной общей обязанности в соответствующих положениях комментируемого Закона закреплены обязанности руководителей дипломатических представительств и консульских учреждений осуществлять регистрацию (учет) избирателей, участников референдума (п. 4 ст. 16), формировать и уточнять сведения об избирателях, участниках референдума (п. 6 ст. 17), образовывать избирательные участки, участки референдума (п. 3 ст. 19), предоставлять помещение для голосования (п. 1 ст. 61) и т.д.

В отношении консульских учреждений в п. 5 ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 5 июля 2010 г. N 154-ФЗ " Консульский устав Российской Федерации" < 33> прямо установлено, что одной из консульских функций является оказание содействия гражданам РФ, находящимся на территории консульского округа, в реализации их избирательных прав при проведении выборов в федеральные ОГВ и права на участие в референдуме РФ. Для дипломатических представительств Положение о Посольстве Российской Федерации, утв. Указом Президента РФ от 28 октября 1996 г. N 1497 < 34>, такую функцию Посольства прямо не называет, но предусматривает, что Посольство выполняет и другие функции в соответствии с законодательством РФ, законодательством государства пребывания, нормами международного права.

--------------------------------

< 33> СЗ РФ. 2010. N 28. Ст. 3554.

< 34> СЗ РФ. 1996. N 45. Ст. 5090.

 

5. В пункте 5 комментируемой статьи закреплен принцип открытости и гласности в деятельности комиссий на всех этапах избирательного процесса, процесса референдума: при подготовке и проведении выборов, референдума, подсчете голосов, установлении итогов голосования, определении результатов выборов, референдума.

Данный принцип реализован в положениях ст. 30 комментируемого Закона, которыми: регламентировано присутствие третьих лиц на всех заседаниях комиссии, а также при подсчете голосов избирателей, участников референдума и осуществлении участковой, территориальной комиссиями работы со списками избирателей, участников референдума, с бюллетенями, открепительными удостоверениями, протоколами об итогах голосования; установлено опубликование (обнародование) решений комиссий, непосредственно связанных с подготовкой и проведением выборов, референдума; предусмотрен институт наблюдателей, иностранных (международных) наблюдателей; предусмотрены права представителей СМИ.

6. Пункт 6 комментируемой статьи устанавливает запрет на осуществление иностранными гражданами, лицами без гражданства, иностранными организациями и деятельности, представляющей собой реализацию избирательных прав, права на участие в референдуме, либо связанной с таковой (следует отметить, что в тексте использовано понятие " иностранная организация", до внесения же изменений Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N 93-ФЗ использовалось понятие " иностранное юридическое лицо", которое более узкое, чем первое).

Этот запрет закреплен в развитие нормы п. 1 ст. 12 Федерального закона " О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", согласно которой иностранные граждане в России не имеют права избирать и быть избранными в федеральные ОГВ, ОГВ субъектов РФ, а также участвовать в референдуме РФ и референдумах субъектов РФ. В свою очередь, данная норма основана на норме ч. 3 ст. 62 Конституции РФ, в соответствии с которой иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в России правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором РФ. Как указано в Постановлении КС России от 17 февраля 1998 г. N 6-П < 35>, из данной статьи в ее взаимосвязи со ч. 2 ст. 17 и другими статьями Конституции РФ, касающимися прав и свобод человека и гражданина, следует, что речь идет о случаях, устанавливаемых лишь применительно к таким правам и обязанностям, которые являются правами и обязанностями именно гражданина РФ, т.е. возникают и осуществляются в силу особой связи между государством и его гражданами.

--------------------------------

< 35> СЗ РФ. 1998. N 9. Ст. 1142.

 

Исключением из запрета, установленного пунктом 6 комментируемой статьи, является предусмотренное в п. 10 ст. 4 комментируемого Закона право иностранного гражданина, постоянно проживающего на территории соответствующего муниципального образования, избирать и быть избранными в ОМСУ, участвовать в местном референдуме. Установленный в п. 6 комментируемой статьи запрет детализирован в ряде положений комментируемого Закона, в частности, в п. 7 ст. 48 в отношении проведения предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума, выпуска и распространения агитационных материалов, в п. 1 ст. 54 в отношении изготовления агитационных материалов, в п. 6 ст. 58 в отношении внесения пожертвований в избирательные фонды, фонды референдума.

7. В пункте 7 комментируемой статьи установлено, что организация и проведение выборов и референдума относится к исключительной компетенции избирательных комиссий, комиссий референдума. Как закреплено в п. 3 ст. 20 комментируемого Закона, комиссии обеспечивают реализацию и защиту избирательных прав и права на участие в референдуме граждан, осуществляют подготовку и проведение выборов и референдумов в России.

Пункт 7 комментируемой статьи устанавливает также принцип невмешательства в деятельность комиссий со стороны кого бы то ни было, в т.ч. законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти, ОМСУ, организаций, должностных лиц, иных граждан. Взаимоотношения комиссий с указанными органами и лицами регламентированы в ст. 20 комментируемого Закона, определяющей статус комиссий.

 

Статья 4. Всеобщее избирательное право и право на участие в референдуме

 

Комментарий к статье 4

 

1. В комментируемой статье раскрыто содержание такого одного из основных конституционных принципов участия граждан в выборах и референдуме, закрепленных в ст. 3 комментируемого Закона, как участие граждан РФ в выборах и референдуме на основе всеобщего равного избирательного права и права на участие в референдуме. Данный принцип означает, что избирательными правами, правом на участие в референдуме может пользоваться широкий круг граждан. При реализации этих прав допускаются лишь естественные разумные ограничения, которые признаются в любом демократическом государстве и не рассматриваются как дискриминационные или ущемляющие представительный характер выборных органов власти.

Пункт 1 комментируемой статьи изложен в новой редакции Федеральным законом от 9 ноября 2009 г. N 250-ФЗ, принятым в целях уточнения положений избирательного законодательства в части, касающейся возраста, по достижении которого граждане РФ могут быть избраны в ОМСУ. В прежней редакции данного пункта указывалось, что гражданин РФ, достигший возраста 18 лет, имеет право избирать, голосовать на референдуме, а по достижении возраста, установленного Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов РФ, - быть избранным в ОГВ и ОМСУ.

Возраст, по достижении которого гражданин приобретает активное избирательное право, право голосования на референдуме (возрастной ценз), составляет 18 лет, что соответствует общему правилу ст. 60 Конституции РФ, согласно которому гражданин РФ может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет.

Положениями ст. ст. 21 и 27 части первой ГК РФ предусмотрены случаи приобретения гражданской дееспособности в полном объеме и ранее достижения 18-летнего возраста (в частности, при вступлении в брак, эмансипации). Однако в этих случаях гражданин избирательные права не приобретает, что следует из разъяснений, данных в п. 16 Постановления Пленума ВС России и Пленума ВАС России от 1 июля 1996 г. N 6/8 " О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" < 36>.

--------------------------------

< 36> РГ. 1996. 13 августа. N 152.

 

Возрастной ценз для приобретения пассивного избирательного права устанавливается Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов РФ. В частности, согласно ч. 1 ст. 81 Конституции РФ Президентом РФ может быть избран гражданин не моложе 35 лет, в соответствии с ч. 1 ст. 97 Конституции РФ депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин, достигший 21 года. В части 2 ст. 5 Закона о выборах депутатов Государственной Думы уточнено, что депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин, достигший 21 года на день голосования. Непосредственно в п. 8 комментируемой статьи установлено, что кандидатом на должность высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) может быть выдвинут гражданин РФ, достигший возраста 30 лет. В соответствии с ч. 2 ст. 3 Закона об обеспечении прав избирать и быть избранными в ОМСУ (в ред. Федерального закона от 9 ноября 2009 г. N 250-ФЗ) депутатом представительного ОМСУ может быть избран гражданин РФ, достигший 18 лет; выборным должностным лицом местного самоуправления может быть избран гражданин РФ, достигший 21 года.

По общему правилу, закрепленному в п. 1 комментируемой статьи, гражданин вправе участвовать в предусмотренных законом и проводимых законными методами других избирательных действиях, других действиях по подготовке и проведению референдума, если достигнет возраста 18 лет на день голосования. Однако это правило уточнено в других положениях комментируемого Закона применительно к проведению отдельных действий. В частности, согласно п. 7 ст. 37 данного Закона право сбора подписей избирателей, участников референдума принадлежит дееспособному гражданину, достигшему 18 лет к моменту сбора подписей возраста. В соответствии с подп. " г" п. 6 ст. 58 данного Закона запрещается вносить пожертвования в фонды референдума гражданам, не достигшим возраста 18 лет на день внесения пожертвования.

2. В пункте 2 комментируемой статьи применительно к избирательным правам, праву на участие в референдуме воспроизведен закрепленный в ч. 2 ст. 19 Конституции РФ принцип равенства прав и свобод человека и гражданина, выражающийся в том, что государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. В указанной конституционной норме также установлено, что запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

Названный конституционный принцип соответствует и обязательствам России, закрепленным в ее международных договорах, которые в силу ч. 4 ст. 15 Конституции РФ являются составной частью правовой системы России. В частности, запрещение дискриминации закреплено в положениях ст. 2 Всеобщей декларации прав человека, а также в ст. 14 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

3. Пункт 3 комментируемой статьи воспроизводит норму ч. 3 ст. 32 Конституции РФ, согласно которой не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. Следует отметить, что в п. 3 комментируемой статьи прямо указано и на отсутствие у указанных лиц и права на участие в референдуме, в то время как в ч. 3 ст. 32 Конституции РФ это только подразумевается.

Данное положение не означает лишение указанных граждан избирательных прав, права на участие в референдуме: для них эти права приостанавливаются до восстановления судом дееспособности или фактического отбытия наказания. Необходимо иметь в виду, что ограничения избирательных прав, права на участие в референдуме лиц, содержащихся в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых и других местах временного пребывания, не установлены.

Признание гражданина недееспособным предусмотрено в п. 1 ст. 29 части первой ГК РФ. Виды мест лишения свободы, в которых содержатся граждане по приговору суда, определены в ч. 1 ст. 74 УИК РФ.

3.1. В пункте 3.1 комментируемой статьи указано на отсутствие пассивного избирательного права у граждан РФ, имеющих гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства. При этом указано, что такие граждане вправе быть избранными в ОМСУ, если это предусмотрено международным договором РФ.

Данный пункт введен Федеральным законом от 25 июля 2006 г. N 128-ФЗ, которым с учетом нормы ч. 3 ст. 55 Конституции РФ в целях обеспечения безопасности государства и в связи с особенностями правового положения парламентариев установлен запрет лицам, имеющим двойное гражданство, замещать выборные должности, а также должности в представительных органах государственной власти и в представительных органах муниципальных образований. Это регулирование предусмотрено в рамках исключения, о котором идет речь в ч. 1 ст. 6 Федерального закона " О гражданстве Российской Федерации": гражданин РФ, имеющий также иное гражданство, рассматривается Россией только как гражданин РФ, за исключением случаев, предусмотренных международным договором РФ или федеральным законом.

3.2 - 3.5. Пункт 3.2 комментируемой статьи, введенный Федеральным законом от 5 декабря 2006 г. N 225-ФЗ в целях усиления ответственности кандидатов и избирательных объединений, определяет перечень граждан РФ, которые не имеют права быть избранными.

В подпункте " а" данного пункта в прежней редакции (т.е. в ред. Федерального закона от 2 мая 2012 г. N 40-ФЗ) устанавливалось, что не имеют права быть избранными граждане РФ, осужденные когда-либо к лишению свободы за совершение тяжких и (или) особо тяжких преступлений, за исключением случаев, когда в соответствии с новым уголовным законом эти деяния не признаются тяжкими или особо тяжкими преступлениями. Постановлением КС России от 10 октября 2013 г. N 20-П < 37>:

--------------------------------

< 37> www.pravo.gov.ru. 2013. 15 октября.

 

изложенный подпункт признан: соответствующим Конституции РФ в той мере, в какой установленное им в отношении граждан РФ, осужденных к лишению свободы за тяжкие и (или) особо тяжкие преступления, ограничение пассивного избирательного права, не являющееся уголовным наказанием, может применяться в механизме общеправовых последствий осуждения без специального указания в приговоре в качестве установленного на определенный срок конституционно-правового дисквалифицирующего препятствия для занятия такими лицами выборных публичных должностей после отбытия ими наказания; не соответствующим Конституции РФ в той мере, в какой им установлено бессрочное и недифференцированное ограничение пассивного избирательного права в отношении граждан РФ, осужденных к лишению свободы за совершение тяжких и (или) особо тяжких преступлений;

положения данного подпункта и ч. 6 ст. 86 УК РФ в их взаимосвязи признаны не противоречащими Конституции РФ, поскольку - по конституционно-правовому смыслу этих законоположений в системе действующего правового регулирования - предполагается, что сроки вводимых федеральным законом ограничений пассивного избирательного права по общему правилу должны устанавливаться соответственно дифференциации сроков судимости, предусмотренных УК РФ. В исключительных случаях за отдельные тяжкие и особо тяжкие преступления, исходя из повышенной степени их общественной опасности, федеральным законом могут вводиться ограничения пассивного избирательного права и на более продолжительные сроки - с соблюдением конституционных критериев соразмерности и необходимости;

положения данного подпункта и ч. 1 ст. 10 УК РФ в их взаимосвязи - в той мере, в какой данные законоположения по смыслу, придаваемому им правоприменительной практикой, служат основанием для отказа в восстановлении пассивного избирательного права гражданам, которые были осуждены к лишению свободы за совершение тяжких и (или) особо тяжких преступлений и судимость которых снята или погашена, в случае принятия нового уголовного закона, в соответствии с которым совершенные ими деяния более не признаются тяжкими или особо тяжкими преступлениями, - признаны не соответствующими Конституции РФ.

В целях реализации указанного Постановления КС России от 10 октября 2013 г. N 20-П Федеральным законом от 21 февраля 2014 г. N 19-ФЗ подпункт " а" п. 3.2 комментируемой статьи изложен в новой редакции, в данный пункт введены подпункты " а.1" и " а.2", включена оговорка в п. " б" данного пункта, учитывающая ведение указанных подпунктов, а также введены в комментируемую статью пункты 3.3 - 3.5. Тем самым реализовано следующее предписание, обозначенное в указанном Постановлении КС России: федеральному законодателю - с тем чтобы обеспечить проведение выборов, которые будут назначены после вступления данного Постановления в силу, - надлежит, руководствуясь Конституцией РФ и с учетом правовых позиций, выраженных в данном Постановлении, незамедлительно внести надлежащие изменения в подпункт " а" п. 3.2 комментируемой статьи, а также установить процессуальные гарантии, обеспечивающие возможность восстановления пассивного избирательного права граждан, судимость которых снята или погашена, в случае принятия нового уголовного закона, в соответствии с которым совершенное ими деяние более не признается тяжким или особо тяжким преступлением.

В отношении положений п. 3.2 комментируемой статьи необходимо отметить следующее.

Тяжкими преступлениями согласно ч. 4 ст. 15 УК РФ (в ред. Федерального закона от 9 марта 2001 г. N 25-ФЗ < 38>) признаются умышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное данным Кодексом, не превышает 10 лет лишения свободы, особо тяжкими преступлениями согласно ч. 5 этой же статьи - умышленные деяния, за совершение которых данным Кодексом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше 10 лет или более строгое наказание.

--------------------------------

< 38> СЗ РФ. 2001. N 11. Ст. 1002.

 

К преступлениям экстремистской направленности относятся преступления, указанные в ч. 1 ст. 24 Федерального закона от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ " О противодействии терроризму" (в ред. Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 197-ФЗ) < 39>, т.е. преступления, предусмотренные ст. 205 " Террористический акт", 205.1 " Содействие террористической деятельности", 205.2 " Публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публичное оправдание терроризма", 206 " Захват заложника", 208 " Организация незаконного вооруженного формирования или участие в нем", 211 " Угон судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава", 220 " Незаконное обращение с ядерными материалами или радиоактивными веществами", 221 " Хищение либо вымогательство ядерных материалов или радиоактивных веществ", 277 " Посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля", 278 " Насильственный захват власти или насильственное удержание власти", 279 " Вооруженный мятеж", 280 " Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности", 282.1 " Организация экстремистского сообщества", 282.2 " Организация деятельности экстремистской организации" и 360 " Нападение на лиц или учреждения, которые пользуются международной защитой" УК РФ.

--------------------------------

< 39> СЗ РФ. 2006. N 11. Ст. 1146; 2010. N 31. Ст. 4166.

 

Статья 20.3 КоАП РФ (в ред. Федерального закона от 25 декабря 2012 г. N 255-ФЗ < 40>) предусматривает административную ответственность за пропаганду и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо публичное демонстрирование атрибутики или символики экстремистских организаций. В соответствии со ст. 4.6 данного Кодекса (в ред. Федерального закона от 23 июля 2013 г. N 196-ФЗ < 41>) лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления. О снятии и погашении судимости см. комментарий к ст. 2 Закона.

--------------------------------

< 40> www.pravo.gov.ru. 2012. 26 декабря.

< 41> www.pravo.gov.ru. 2013. 24 июля.

 

Нарушение ограничений, предусмотренных п. 1 ст. 56 комментируемого Закона, либо совершение действий, предусмотренных подп. " ж" п. 7 и подп. " ж" п. 8 ст. 76 данного Закона, является основанием для утери пассивного избирательного права при одновременном выполнении следующих условий: факт совершения указанных нарушений либо действий установлен вступившим в силу решением суда; указанные нарушения либо действия совершены до дня голосования на выборах в течение установленного законом срока полномочий ОГВ или ОМСУ, в которые назначены выборы, либо должностного лица, для избрания которого назначены выборы.

4. По общему правилу, закрепленному в п. 4 комментируемой статьи, активным избирательным правом обладают только те граждане, место жительства которых расположено в пределах избирательного округа. Согласно пункту 2 ст. 16 комментируемого Закона факт нахождения места жительства (в отношении вынужденных переселенцев - факт временного пребывания) избирателей, участников референдума на соответствующей территории устанавливается на основании сведений, представляемых органами, осуществляющими регистрацию граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах России.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.