Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Формирование доброжелательных отношений и позитивного настроя ребёнка к миру в процессе

игровой деятельности "

Колычева Наталья Федоровна, воспитатель старше - подготовительной группы детей с ЗПР, ГБДОУ детский сад № 7 компенсирующего вида Центрального района Санкт-Петербурга

 

" Игра - это искра, зажигающая огонёк

пытливости и любознательности".

В.А.Сухомлинский

Проблема межличностных отношений дошкольников является весьма актуальной на сегодняшний день. В последние годы становится все больше детей с нарушениями психо-эмоционального развития, к которым относится эмоциональная неустойчивость, враждебность, агрессивность, тревожность. Это приводит к трудностям во взаимоотношениях с окружающими.

Наблюдения за повседневной игровой деятельностью детей с задержкой психического развития в процессе их общения показывают, что в группе присутствует достаточно высокая напряженность и конфликтность. Есть дети с низким уровнем развития коммуникативных навыков и социальных умений, нарушающие социальные нормы и права других детей; есть дети, у которых еще только формируются поведенческие и эмоциональные расстройства и т.п. Ребята, не имеющие навыков конструктивного общения с ровесниками, часто становятся причиной ссор, конфликтов в детском коллективе, и сами испытывают эмоциональный дискомфорт.

По мнению учёных, формирование у детей таких негативных качеств, как эгоизм, завышенная самооценка, связано с тем, что зачастую педагоги ДОУ и родители занимаются, в первую очередь, интеллектуальным развитием детей, а нравственное воспитание и развитие навыков общения, к сожалению, отодвинуты на второй план.

В современном мире проблема социального развития подрастающего поколения становится одной из самых актуальных. Родители и педагоги как никогда раньше обеспокоены тем, что нужно сделать, чтобы ребенок, входящий в этот мир, стал уверенным, счастливым, умным, добрым и успешным. Удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребенка в активное освоение окружающего мира позволит игра – ведущий вид деятельности дошкольников.

Но если говорить о современных детях необходимо, прежде всего, отметить: дети либо совсем не играют, либо играют слишком мало. Причина, на наш взгляд, как раз в том, что взрослые стремятся научить детей читать, писать, считать, забыв об игровой деятельности, в то время как она оказывает существенное влияние, в том числе, и на качество общения, - являющееся частью и условием игры.

Уважаемые коллеги, работающие с детьми с задержкой психического развития!

Радостная, спокойная жизнь в группе возможна лишь тогда, когда дети начинают обращать внимание на состояние сверстников, проявлять сочувствие и заботу. И задача воспитателя состоит в обеспечении постепенного накопления детьми опыта проявления доброго, заботливого отношения к окружающим, бережного отношения к игрушкам и другим предметам. Для формирования положительного, доброжелательного отношения детей друг с другом, для установления позитивного микроклимата в группе, была создана предметно-развивающая среда.

Для отслеживания плохого настроения у детей и его дальнейшей коррекции, в группе создано пособие " Моё настроение". Это панно, на котором дети цветом отмечают свое настроение.

Изготовили " Ковер примирения" - круглый коврик солнечного цвета, садясь на который, дети разрешают с помощью воспитателя конфликтные ситуации, участвуя в переговорах и беседах. В группе сделана " Панорама добрых дел", где значками отражаются добрые дела воспитанников, также в группе оформлена " Шкатулка добрых дел" - шариками разного цвета фиксируем количество добрых и не очень хороших поступков, а в дальнейшем размышляем, почему так получилось. Общий анализ поступков объединяет и заставляет задуматься каждого ребёнка над своими действиями.

Важнейшим инструментом воспитания позитивных качеств является игра, которую необходимо активно включать в совместную деятельность взрослого и ребенка, а также детей между собой. В распоряжении педагога широкий набор различных игр: дидактических, сюжетно-ролевых, подвижных, пальчиковых, театрализованных, терапевтических и т. д.

Одна из задач коррекционной работы заключается в том, чтобы дать непопулярному, обособленному, зажатому ребенку возможность самому выразить поддержку другим, помочь детям в игровых затруднительных обстоятельствах. Такая поддержка и помощь другим, даже если они стимулируются всего лишь правилами игры, позволяют ребенку получить удовлетворение от своего доброго поступка, от того, что и он может принести радость сверстникам. Взаимная забота и участие в нуждах партнеров объединяют детей и создают чувство причастности друг другу. Эта забота не требует от ребенка особых жертв, поскольку заключается в несложных игровых действиях: помочь беспомощной кукле, старенькой бабушке, уступить игрушку другому... Но важен тот факт, что все эти действия дети совершают сами, без инструкций и призывов взрослого.

Таким образом, игрыдоставляют детям не только радость и удовольствие, но и учат быть добрыми, смелыми, внимательными, ловкими, всесторонне развивают и воспитывают. Они хорошо организуют детский коллектив.

Уважаемые коллеги, чтобы общение воспитателя с детьми было непринуждённым и занимательным, а конец игры эмоциональным и весёлым, предлагаем некоторые рекомендации по руководству игрой.

Итак, играя вместе с детьми:

1. Будьте эмоционально выразительными, положительно настроенными, улыбчивыми, терпеливыми.

2. Поощряйте даже самые незначительные стремления детей к общению друг с другом, к появлению доброжелательности. Не забывайте выразить своё одобрение за добрый поступок или хотя бы за стремление совершить этот поступок.

3. Не стремитесь подробно объяснять детям нравственные истины и значение этих понятий, а подводите к совместному их поиску.

4. Тем более, не надо требовать от ребёнка отвлеченного знания, определения понятий, их содержание ребёнок может усвоить лишь на конкретных жизненных примерах.

5. Дети не всегда могут объяснить, почему ту или иную норму необходимо соблюдать. Надо помнить: нравственные привычки крепнут лишь постепенно, по мере обогащения социального опыта детей.

6. Важно развивать у детей способность устанавливать причинно-следственные связи между собственным поведением и тем, как оно отразится на других.

7. Полезно проводить специальные беседы, инсценировки, игры, создавать и обсуждать проблемные ситуации, в которых дети должны принять решение, что-то сделать, чтобы выйти из затруднения.

8. Основным в работе воспитателя является создание условий для эмоционального отклика на ситуацию, умение видеть нравственную сторону того или иного поступка.

9. Эффективным в работе с детьми является умение воспитателя подчеркнуть в ребёнке позитивные качества, выразить веру в наличие этих качеств (даже если ребёнок проблемный).

Для того, чтобы пробудить у дошкольников добрые чувства, необходимо целенаправленно, постоянно создавать педагогические условия. Прежде всего, это организация различных игровых и практических ситуаций, смысл которых понятен ребёнку. Обсуждение тех или иных поступков помогает детям понять, как складываются дружеские взаимоотношения, найти правильный выход из сложившейся ситуации и дать оценку. Приведу пример некоторых из них:

Дети закончили рисовать. Дежурные начали убирать со столов, протирать их, мыть кисточки и т.д. В это время музыкальный руководитель сообщает, что всех детей ждут в музыкальном зале на спектакль кукольного театра. Воспитанники устремляются к выходу, но воспитатель напоминает, что дежурные ещё не закончили уборку и сразу со всеми пойти не смогут. Как же быть? Ведь дежурным тоже хочется посмотреть спектакль? Как поступить? Решение предстоит найти самим детям.

Можно предложит воспитанникам такие ситуации:

" Веронику не приняли в игру. Она отошла в угол комнаты, низко опустила голову и молчит, вот-вот заплачет..." или " Мальчики не поделили детали конструктора, они раздражены и ссорятся..." и т. д.

Дети разыгрывают ситуации и находят способы проявления эмоциональной отзывчивости: пожалеть, примирить, выразить участие, проявить терпение. В итоге воспитанники приобретают опыт доброжелательного и гуманного отношения к окружающему миру.

А для того, чтобы удобно было разбирать проблемные ситуации, предлагаем использовать следующий алгоритм работы:

1. Заитересуйте детей и эмоционально представьте возникшую проблему, требующую решения.

2. Вызовите сопереживание к участникам ситуации и понимание их трудностей. (Какие чувства они испытывают? Какое у них настроение? Кому хорошо, а кому плохо? Было ли у вас такое в жизни? Какие чувства вы тогда испытывали?)

3. Побудите детей к поиску возможных способов разрешения ситуаций. (Что может произойти дальше? Как помочь? Что можно сделать? Давайте обсудим все предложения и найдём общее решение, как надо поступить.)

4. Включайте детей в конкретное практическое действие: оказать помощь, выразить сочувствие, помочь разрешить конфликт и т.д.

5. Дайте детям возможность пережить чувство удовлетворения от успешно разрешенной проблемы, осознать, как изменилось эмоциональное состояние участников ситуации, порадоваться вместе с ними. (Как теперь мы будем поступать в подобных случаях? Если мы вместе, мы решим наши проблемы!)

Таким образом, используя как специально планируемые проблемные ситуации, так и естественно возникающие в группе, воспитатель помогает детям устанавливать доброжелательные, дружеские взаимоотношения со сверстниками.

Одним из условий успешной коррекционной работы с детьми с ЗПР является работа с семьей. Мы постоянно прикладываем усилия, чтобы вызвать у родителей интерес к проблеме формирования доброжелательных отношений и позитивного настроя ребёнка к миру, привлекаем к развитию социально-коммуникативных навыков у детей. Нами разработаны рекомендации для взаимодействия с родителями по решению этих задач:

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
VIII. Обязательства выборного органа первичной профсоюзной организации | Коммуникации в системе «паблик рилейшнз»: модели функционирования и типологические




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.