Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






быть или не быть. , или Драма выбора






Итак, " Драма - дилемма". Если со словом " драма" особых сложностей не возникает, то со вторым, определяющим словом в этой паре, еще предстоит разобраться.

Британская Энциклопедия: " Дилемма - в традицион­ной логике одна из форм умозаключений, в котором су­ществуют два крупных допущения, два противоречия: " или - или".

Патрис Пави. " Словарь театра": " Дилемма (от греч. Dilemma - выбор из двух возможностей).

1. Альтернатива, перед которой поставлен герой, ког­да от него требуется сделать выбор между двумя проти­воречивыми и одинаково неприемлемыми решениями. Драматургия Классицизма... особенно склонна к дилем­мам. В семнадцатом и восемнадцатом веках дилемму на­зывали ситуацией.

2. В дилемме часто противопоставляются долг и чув­ство, нравственные принципы и политическая необхо­димость, подчинение двум противоречащим друг другу лицам и т.д. Герой выражает противоречие и в конце кон­цов принимает решение, которое и разрешает тем или иным способом драматический конфликт. Дилемма -одна из возможных драматических форм трагического: она включает в себя две противоположные крайности..."

Вот так всегда бывает, когда в угоду научности захо­чешь привести чеканные словарные формулировки, ко­торые... порой взаимоисключают друг друга. По крайней мере, требуемой ясности не вносят.

Так дилемма - это альтернатива?

Может ли дилеммой быть ситуация, когда перед геро­ем предстоит выбор не из двух, а из большего количест­ва вариантов решения?

Обязательно ли, как пишет Пави, что герой выбирает между двумя " одинаково неприемлемыми решениями"?


Из вышеприведенных определений можно с опреде­ленностью уяснить, что дилемма - ситуация выбора. А выбор всегда исполнен драматизма, связан с сильными страстями, требует решимости. Может быть, поэтому в просторечии дилемма трактуется как проблема, необхо­димость выхода из сложной ситуации со многими вари­антами решения. Людям, далеким от филологии (и не обязанным автоматически переводить частицу " ди" как " два"), свойственно придавать термину " дилемма" рас­ширительное значение, признавая за ним право отно­ситься не только к двум, но и к большему количеству воз­можных выборов.

Во время встреч " Драма - дилемма" я порой прошу у зала помощи в определении смысла занимающего нас слова. В ответ, как правило, слышится: " проблема", " необ­ходимость выбора, когда результат заранее неизвестен", " противоречивая ситуация, когда конфликт требует раз­решения, но как переломить ситуацию - неизвест-но"...После подобных ответов я обычно привожу свой пример:

- В слове " дилемма" мне видится картинка перекрест­ка. У светофора - мой старенький " фиат", в котором си­жу я и размышляю: как добраться до вашего города. Кар­ты с собой нет. Прохожих - никого. Через секунду сме­нится свет светофора, и машины, стоящие за мной, нач­нут нервно сигналить, а я до сих пор не решил: продол­жать движение вперед, свернуть налево или направо, а может, вообще развернуться и двигаться в обратную сто­рону?! Вот вам и конфликт, вот вам и драма выбора и личной ответственности!

Приведенный выше пример - это, скорее, проявле­ние дилеммы как внутреннего конфликта на бытовом уровне. Но что поделать, если наряду с гамлетовским вечным " быть или не быть? " существует сегодняшнее си­юминутное: " Идти в школу или поспать? ", " Жить, чтобы работать или работать, чтобы жить? ", " Пойти на вече­ринку к Мишке или провести вечер у телевизора? "...



В ходе подготовки этой книги я с интересом узнал, что существует особая литературная форма: " рассказ -дилемма". Это типичный жанр короткого африканского рассказа с открытым финалом и моральной амбивалент­ностью. Так слушатель втягивается в активную деятель­ность по комментированию и додумыванию услышан­ного, реально участвует в принятии морального реше­ния. К примеру: дилемма юноши — принять сторону от­ца-самодура или справедливого учителя-наставника. Или аллегория о Черепахе, которая по силе и власти хо­тела сразиться со Слоном и Гиппопотамом. Когда те вы­смеяли ее притязания, она хитростью науськала велика­нов друг на друга, и те погибли в смертельной схватке. Вопрос: так сравнялась ли Черепаха в силе с Гиппопота­мом и Слоном, которых ей удалось прикончить благода­ря изворотливости и хитрости?

В ходе вечера " Драмы - дилеммы" есть этап, когда группа " актеров" (я заключил это слово в кавычки пото­му, что зачастую актеры - это те же зрители, которые вы­шли на сцену, чтобы представить перед остальными уча­стниками импровизированную сцену-конфликт) дово­дит дилемму до высшей точки накала и останавливается, чтобы устами главного героя попросить у зала помощи. До сих пор в зале присутствовали как бы активные участ­ники - играющая " базовая группа" и " наблюдатели" -зрители. Однако наблюдатели эти вовсе не пассивны, потому что отыгранная только что сцена - это результат и их свободного выбора. Они вместе с " базовой группой" определяли тему вечера, голосовали, выбирая из множе­ства дилемм одну, наиболее актуальную... Игра актеров позволила зрителям посмотреть на сцену, как в зеркало, отстраниться от знакомой ситуации, чтобы принять свободное решение.

Дело в том, что в состоянии аффекта, в разгар кон­фликта человек эмоционально несвободен. Вовлечен-


ность в конфликт провоцирует скороспелые, излишне эмоциональные решения. Время, когда зритель наблю­дает игру " базовой группы", - это процесс перехода от конфликта к дилемме, к состоянию " над схваткой". Уви­дев и оценив всю ситуацию со стороны, объективизиро-вавшись, наш зритель готов откликнуться на призыв главного героя (протагониста) и заменить его на сце­не, чтобы предложить залу свой вариант выхода из кон­фликта.

Но перед тем как подняться на подмостки, нашему на­блюдателю-зрителю придется задуматься над двумя гло­бальными вопросами: " почему? " и " зачем? "

Вопрос " почему? " приведет его к размышлению над причинами конфликта. В чем корень проблемы, в чем основания поведения протагониста и других участников конфликта?

Вопрос " зачем? " (" для чего? ") определяет степень це­лесообразности данного действия. К какому результату я хочу прийти, ради чего я совершаю определенный по­ступок? Приведет ли в конечном итоге выбранное реше­ние проблемы именно к той цели, которую я перед со­бой поставил?

Итак, отстраненность наблюдателя позволяет увидеть жизнь во всем ее многообразии, примерить на себя роль противоположной стороны, смоделировать ситуацию-перевертыш, прощупать сильные и слабые стороны соб­ственного поведения... Эмоциональная горячность спо­ра уступает место рациональному осмыслению. Именно уступает, а не освобождает территорию вообще. Ведь за­тем эмоциональная вовлеченность укрепит и проверит правоту рассудка силой и правдой испытываемых на сцене чувств.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.