Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. 2 страница






· он предвидит последствия своих и чужих поступков в отдаленном будущем и на основании этого коррек­тирует собственные решения в настоящем;

· он лучше понимает свою индивидуальность и по­требности;

· он получает доступ к мощным сакральным силам, проявленным в окружающем Мире.

Сколько таких сакральных по­священий нужно пройти герою и человеку за свою жизнь? Нет отве­та на этот вопрос. Очевидно лишь то, что большие и малые сакраль­ные посвящения начинаются в жиз­ни мужчины с самого раннего воз­раста. Причем объем инициирующих задач дается стро­го по силам. Например, силы маленького Геракла позволяли ему сразиться с двумя страшными змеями, будучи еще в колыбели. Современные Гераклы уже во младенчестве начинают сражаться с болезнями, актив­но ведя борьбу за свою жизнь. А первой инициирующей ситуацией для мужчины является Рождение. Кстати, первые слова, сказанные акушерами, запоминаются на всю жизнь...

«Ну вот, борец родился!» — говорит врач, устало вы­тирая пот после трудных родов. Так маленький герой на­чал свою борьбу с первых мгновений жизни. Он прошел свой путь побед и поражений, взлетов и падений, муже­ственно претерпевая лишения. Когда он испытал уста­лость и разочарование — он обратился к сказкотерапевту. Через несколько консультаций он понял смысл многих инициирующих ситуации его жизни, принял свой путь и воспрял духом. Так само понимание сакрального назначе­ния инициирующих ситуаций дало этому мужчине суще­ственную опору в жизни...

Итак, сакральное посвящение меняет внутреннее са­моощущение героя. Но не всегда оно сразу меняет его со­циальный статус.

Социальное содержание инициирующей ситуации из­меняет поток внешних событий вокруг героя. Он получа­ет новую работу (например, у царя-батюшки); он стано­вится лидером среди группы людей; на него ожиданно или нежданно сваливаются власть, деньги, новые соци­альные возможности. Согласитесь, как тут голове не за­кружиться?!

Чтобы вовремя остановить головокружение, герою важно понимать, что он оказался в водовороте социаль­ной инициации. Да, теперь у него больше социальных воз­можностей, власти, подчиненных, денег. Но это прежде всего ОТВЕТСТВЕННОСТЬ, обязательства, долг и неве­роятное трудолюбие. Если в период социальной инициа­ции герой расслабится, начнет пользоваться открывшим­ся ресурсом преимущественно для собственных целей, — беда не заставит себя долго ждать.

К социальной инициации героя долго готовили настав­ники. Наследников престола с младенчества тренировали нести бремя власти. Чтобы стать рыцарем, нужно было пройти специальную подготовку и испытание. И нелегко приходится тем, на кого новые социальные возможности и большая ответственность сваливаются с неба! Искуше­ния пользоваться властью избежать непросто.

В социальной инициации чрезвычайно важен сам ри­туал посвящения. Известно немало подобных ритуалов: Инаугурация, Рукоположение в сан, Помазание на цар­ство, Посвящение в рыцари, Присяга. Почему здесь важен ритуал? В процессе самого ритуального действия психи­ка героя перестраивается на принятие большего объема ответственности, укрепляется внутренний стержень, ме­няется мышление. Но самое главное назначение ритуала социальной инициации — освящение Богом нового соци­ального качества героя и его будущего пути. Например, в ритуале Венчания освящается и благословляется новое качество героя — быть главою семьи; в ритуале Короно­вания освящается и благословляется новый статус главы государства. В прежние времена люди, герои стремились получать благословение на перемену социального стату­са. И в этом стремлении глубокое понимание необходимости Божественного Покровительства в процессе социаль­ного роста. Именно это Высшее Покровительство явля­лось основной защитой для героя.

К сожалению, в современных светских ритуалах соци­альной инициации это духовное содержание уходит. Ему на смену приходит клятва верности некоему сообществу людей. Однако люди не могут дать своему лидеру Боже­ственного Покровительства. Поэтому новые предводите­ли оказываются более уязвимыми по сравнению со свои­ми древними предшественниками. Менее защищенными становятся и сами люди, перед которыми произносятся клятвы...

Эти рассуждения приводят нас к простой мысли: лю­бая социальная инициация должна сопровождаться соот­ветствующим ритуалом. Если такого нет, люди его приду­мают и проведут сами. Например, повысили тебя по служ­бе — изволь проставиться, отметить повышение. Но банкет не является ритуалом социальной инициации. Он не может помочь герою качественно перестроиться, что­бы нести новое бремя власти.

К примеру, в сказке «Конек-Горбунок» молено найти символически описанную технологию социальной иници­ации героя:

· сначала герой выполняет все поручения царя — то есть проходит проверку на умелость и преданность;

· в финале он должен окунуться в кипящее молоко, затем в холодную воду — своего рода символическое закаливание перед тем, как принять новое социаль­ное качество.

Конечно, в прежних ритуалах социальной инициации обязательно пировали. Но пир, банкет — это лишь симво­лическое отражение праздника завершения инициации.

Сегодня важно восстанавливать культуру ритуалов со­циальной инициации. Например, в бизнесе они могут стать частью корпоративной культуры (ритуалы повышения). В образовательных учреждениях полезно продумывать ритуалы перехода с одного уровня школы на другой. Из начальной в среднюю, из средней в старшую, из стар­шей — во взрослую жизнь. Для каждого случая требует­ся специальный ритуал.

Ритуал помогает развитию самодисциплины и ответ­ственности. В содержании ритуала есть два мотива: смерть и рождение. Герой символически умирает для старого свое­го качества и символически рождается для нового. Что озна­чает «умереть для старого своего качества»? Отказаться от тех моделей поведения, которые уже перерос. От инфантилизма, прежде всего. «Родиться для нового качества» — дать ответственное обещание проявлять лучшие качества соб­ственной натуры и делать все возможное для исполнения этого. В какие слова и действия облечь эти древние принци­пы? Здесь требуется размышление и творчество тех, кто бу­дет работать над разработкой новых ритуалов.

Итак, мы с вами договорились, что инициирующие си­туации имеют сакральное и социальное содержание. Бла­годаря инициирующей ситуации происходит внутреннее перерождение героя и изменение его социального стату­са. Всякий раз после инициации у мужчины возрастает степень ответственности

· за последствия использования собственной силы;

· за тех, кто доверил ему свою жизнь и надежды на будущее.

При таком подходе любую мужскую сказку можно сме­ло назвать рассказом об особенностях мужской инициа­ции. Сюжет сказки образуют инициирующие события. Инициирующие события — это внешние обстоятель­ства, постепенно приводящие героя к посвящению. Каж­дое инициирующее событие несет в себе сакральный и со­циальный аспект, содержание которых мы обсуждали выше.

В Комплексной Сказкотерапии © выделяется три типа инициирующих событий. Образно мы зовем их так:

· «Выживание»;

· «Управление силой»;

· «Женщина».

Каждое из этих инициирующих событий способно по­родить полноценный сюжет мужской сказки. Комбинация же из инициирующих событий именуется Жизнью. По­этому каждый тип инициирующих событий достоин от­дельного рассмотрения.

Первый тип инициирующих событий — «Выжи­вание». Обстоятельства складываются не в пользу героя. Он попадает в серьезную переделку. Происходящее вы­ходит из-под его контроля. События развиваются по сце­нарию схода снежной лавины. В результате этого собы­тийного вихря герой оказывается принужденным выжи­вать в невыносимых условиях (на необитаемом острове, в тюрьме, среди недругов — словом, в ситуации крайне­го стеснения). В таких обстоятельствах кто угодно может сломаться, погибнуть, но только не герой. Он питается подножным кормом, находит в обстоятельствах источни­ки смысла, формирует новую цель. Сказочные герои пре­бывают в странствиях без средств и выживают, они не ломаются, будучи в заточении, организуют новую жизнь на необитаемых территориях.

В некоторых древних культурах учитель отправлял ученика в лес без припасов, только с легким оружием. Это был урок выживания. В прежние времена к таким иници­ирующим событиям готовили. А сегодня?..

Возникает естественный вопрос: что герою помогает выжить? Прежде всего, ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ. А имен­но: наличие полезных привычек, навыков, а также само­дисциплина и труд. Понимание этого приводит нас к про­стой мысли: одна из важнейших задач воспитания маль­чиков — обучение выживанию.

Надо сказать, что мальчики и сами ощущают потребность обучиться выживанию. Поэтому им так нравятся, например, всевозможные походы разной степени сложности. Но в со­временном мире изобилия и комфорта, опеки со стороны родителей научиться выживанию сложно. Бывает, жизнь дарит мальчику подарок — он приходит в класс, в котором ему нужно реально выживать в коллективе жестких свер­стников. Нередко родители в таких случаях хватаются за голову и требуют незамедлительной помощи. Конечно, под­держка юному герою необходима. Но в чем? В избегании си­туации выживания или в ее грамотном прохождении?

Сказкотерапевт может оказать помощь в прохождении инициирующего события. Главное здесь — понимать тон­кое назначение ситуации. Стратегическая задача — вы­жить и занять собственное место в группе. Тактика: соче­тание терпения, наблюдения и активных действий.

Главные условия грамотного прохождения иницииру­ющего события по типу «Выживание» — поддержание присутствия духа и настрой на долгосрочную работу. В эпицентре инициирующих событий для героя недопус­тимы бессилие, ощущение отсутствия смысла, леность и расслабленность. Ему приходится быть в тысячу раз бо­лее внимательным — ведь малейшее изменение внешних обстоятельств может дать ему шанс на победу или, наобо­рот, повысить угрозу.

Сказкотерапевт может тренировать юных героев вы­живанию на символическом уровне — рассказывая исто­рии о тех, кто пережил подобное инициирующее событие.

Рабочая фабула сказки довольно проста. Ее узловые точки таковы:

1. «Вихрь событий». В результате невероятных, дра­матических, даже трагических событий герой ока­зывается в ситуации, когда ему приходится выжи­вать.

2. «Первый шок». Сначала герой не верит произошед­шему, надеется на помощь, на быстрое изменение ситуации. Постепенно он понимает, что никто ему не поможет. Он может попасть в ловушку малодушия и упасть духом, отказаться от борьбы. Но потом берет себя в руки и принимает решение жить.

3. «Адаптация». Герой внимательно присматривается к тому, что его окружает. Изучает окружение с точ­ки зрения того, как это может пригодиться для вы­живания. Он находит смысл своего нового существо­вания. Формирует перед собой конкретную цель и начинает планомерно трудиться ради ее осуществ­ления. Ему пригождаются все его знания и навыки. Постепенно у него появляются новые привычки, по­могающие ему жить.

4. «Долгожданное избавление». Герой добивается осу­ществления своей цели, или происходит чудесное событие, благодаря которому он получает заслу­женную награду.

Истории с такой фабулой можно рассказывать в каби­нете сказкотерапевта, разыгрывать в песочнице и с помо­щью кукол. Но особую ценность такие сказки приобрета­ют в походах. Прекрасно, если подобные истории будут рассказывать родители, целенаправленно развивая в сы­новьях полезные привычки и навыки выживания.

Второй тип инициирующих событий — «Управле­ние силой». Обстоятельства учат героя проявлять силу определенного мужского архетипа и учиться управлять ею. Чтобы тоньше понять второй тип инициирующих со­бытий, нам нужно вернуться к разговору о мужских ар­хетипах.

Внутри героя (и конечно же, внутри нас) действуют мас­кулинные силы Воина, Монарха, Крестьянина, Купца, Фи­лософа, Монаха и Слуги. Каждая из них формирует некое стремление, мотивацию; моделирует ловушки-испытания, содержит информацию о принципах прохождения иници­ирующего события, задает направление нашей эволюции.

Чтобы глубже понять действие мужского архетипа, мы воспользуемся следующими понятиями: базовая мотива­ция архетипа, основная задача архетипа, инициирующий урок, ключевые ценности, эволюционная задача, ловушка архетипа.

Базовая мотивация архетипа — это главный результат, основное стремление, то, что нужно достичь ОБЯЗАТЕЛЬ­НО. Иначе какой смысл проявлять данную мужскую силу? Базовая мотивация формирует вектор мужской силы.

Опыт исследования сказок, профессиональные и жизнен­ные наблюдения показывают, что изменить базовую моти­вацию невозможно. И уж конечно не нужно. Зачем менять порядок вещей? Зато понимать и принимать базовую мо­тивацию необходимо.

Основная задача архетипа — это смысл функциони­рования архетипической силы. Собственно то, ради чего она была сотворена. Выполнение основной архетипиче­ской задачи обязательно. Отменить ее выполнение не­возможно.

Инициирующий урок — это основной смысл некой дра­матической ситуации, потребовавшей от героя сказки (или человека) максимального напряжения сил. Через сложней­шие ситуации, в которых легко сломаться, происходит укрепление внутреннего стержня. Инициирующий урок от­вечает на вопрос: «Ради чего это нужно было пройти?»

Ключевые ценности — это то, что является самым важ­ным для носителя определенной архетипической мужской силы. В ключевых ценностях сосредоточено большое коли­чество ресурсной энергии, они питают духовные и физи­ческие силы героя.

Эволюционная задача — это то, чему герою предстоит научиться. Это самый сложный урок, понимание которого складывается у героя постепенно, благодаря синтезу опы­та, извлеченного из многих ситуаций.

Ловушка — это ахиллесова пята данной архетипической матрицы. То уязвимое место, которое необходимо дер­жать под постоянным сознательным контролем. При ос­лаблении бдительности герой легко попадает в ловушку архетипа и оказывается вовлеченным в драматические и даже трагические события. Незнание ловушек не осво­бождает от их действия. Если герой попадает в ловушку архетипа, его отбрасывает назад. Освобождение из ло­вушки занимает много времени и сил, отвлекает героя (и человека) от его Пути.

Посмотрите, пожалуйста, на мужские архетипы с по­зиции этих понятий:

Архетип и его ба­зовая мо­тивация Основная задача Инициирую­щий урок Ключевые ценности Эволюционная задача Ловушка
Воин. Быть первым! Отстоять собственную позицию, защитить слабого, бороться за справедли­вость, расширять собственную территорию Пережить поражение, научиться управлять собственным гневом, агрессией Справедливость. Защита Справед­ливости. Схватка Научиться отли­чать справедли­вость людей от Бо­жественной Спра­ведливости. На­учиться управлять собственной силой Существует опасность быть использованным другими людьми в их корыстных целях, «ради справедливости». Есть опасность аффектив­ных состояний, в кото­рых совершаются тра­гические поступки, впоследствии приводя­щие к раскаянию
Монарх. Быть главным! Взять на себя ответствен­ность за нечто важное, осо­знать, что от тебя, твоих ре­шений зависят судьбы других людей Пережить предательство, изо­ляцию, потерю влияния, конт­роля над ситуа­цией Ответственность за других. Власть как служение лю­дям Осознание общей связанности всех людей и ответст­венности за общее благо. Забота о со­блюдении среди людей высших цен­ностей. Постижение человеческой инди­видуальности и за­бота о людях на ос­новании понимания их различности. Принятие мудрых взвешенных реше­ний на основании принципа «Золотой середины» Увлечение внешней стороной власти, ее благами, игнорируя от­ветственность («Да­моклов меч»). Деспо­тизм, навязывание собственной воли лю­дям и обстоятель­ствам. Разбалансированность в принятии решений - переход из крайности в крайность
Крестья­нин. Быть богатым, жить стабильно большой семьей! Обеспечить материальную стабильность, лучшее Качество жизни, создать достойный жизненный уклад, традиции Пережить потерю – как чего-то значимого материального, так и близкого человека Семья, земля, родина, материальный достаток, земное счастье Научиться сосредотачиваться на том лучшем, что имеется в настоящий момент. Научиться не привязываться к имуществу и богатству. Имея и владея им, быть свободным от него Культивирование в собственных мыслях и чувствах социальных тревог из-за возмож­ных убытков, потерь, недостач, лишений. Суета. «Служение богатству», жадность, зависть к достатку других. Оценка чело­века исключительно по его материальным достижениям
Купец комбина­тор). Быть интерес­ным, жить в состоя­нии При­ключения! Легче относить­ся к непростым жизненным си­туациям, ком­бинируя вари­анты выходов из них, воспри­нимать жизнь как приключе­ние Научиться ста­новиться серь­езным, когда этого действи­тельно требует ситуация, осо­знание того, что жизнь - это не игра. Дорога, процесс, постоянное дви­жение Постижение ценно­сти и уникальности каждого прожитого мгновения жизни. Развитие чувстви­тельности к мель­чайшим изменени­ям в потоке жизни Скука из-за отсутствия в жизни ярких событий и приключений. Стрем­ление плести интриги, манипулировать людь­ми, играть ими. Опас­ность «игровой зависи­мости»
Философ. Постичь истину, создать свою теорию жизни, передать ее людям! Разобраться в происходя­щем, в причинно-следственных связях явлений и событий Пережить разо­чарование в соб­ственной кон­цепции мира, жизни; осознать несовершенство собственной те­ории и взглядов; признать за­блуждения и ошибки Тайна Бытия, Тай­на жизненных яв­лений и ситуаций Постижение приро­ды и жизни, всех ее явлений, как Боже­ственного Творения Умножение бездухов­ных знаний, создание концепций, игнориру­ющих или умаляющих Божественный замы­сел, вводящих людей в заблуждение и искуша­ющих их. Пустое «муд­рствование» - тще­славная демонстрация собственных знаний, рассуждения «ни о чем».
Монах. Служить Высокой Идее, Богу! Найти собствен­ное Предназна­чение, идею, которой можно достойно слу­жить, посвя­тить жизнь. Об­рести веру в Бога Кризис веры, экзистенциаль­ный кризис, кризис ценнос­тей. Все, во что верил прежде, превращается в прах Сверх-Идея, Бог Совершенствова­ние «сердечного дара», «развитие сердца»: доброе, любящее сердце, излучающее лю­бовь Выбор идеи разруше­ния в качестве «путе­водной» (трагедия Ро­диона Раскольникова). Нарушение первой за­поведи
Слуга (Раб). Служить достойно­му господи­ну! Терпение, сми­рение, подчи­нение обстоя­тельствам, ко­торые невоз­можно изме­нить. Принятие фигур, вызыва­ющих агрес­сию, как учите­лей, тренеров, начальников. Служение. От­каз от своево­лия Потеря хозяина. Кризис «служивого человека»: кому служить? куда податься? что делать с собственной Свободой? Свобода. Воля Божья, воля хозяина Развитие самодис­циплины, пункту­альности, способ­ности планировать и грамотно распо­ряжаться време­нем. Развитие чут­кости к изменяю­щимся обстоятель­ствам и смирения Проявление инфанти­лизма, несамостоя­тельности, безответ­ственности. Бездарное «прожигание» жизни. Отсутствие цели. Не­дисциплинированность

Теперь давайте постараемся понять, какие же иниции­рующие события нужно пережить герою, чтобы научить­ся более тонко и грамотно управлять собственной муж­ской силой. Для этого разложим инициирующие события по мужским архетипам:

· чтобы грамотно управлять архетипической силой Воина, герою нужно пережить не только победы, но и поражения;

· чтобы грамотно управлять архетипической силой Монарха, герою нужно пережить не только прелес­ти власти, но и предательство;

· чтобы грамотно управлять архетипической силой Крестьянина, герою нужно пережить не только до­статок, но и потери;

· чтобы грамотно управлять архетипической силой Купца, герою нужно пережить не только радость от красивых комбинаций, но и ощущение тупика, не­разрешимости проблемы;

· чтобы грамотно управлять архетипической силой Философа, герою нужно не только пережить счас­тье от осознания стройности собственной теории, но и ощутить ее несовершенство и даже крах;

· чтобы грамотно управлять архетипической силой Монаха, герою нужно пережить не только благодать, но и кризис веры;

· чтобы грамотно управлять архетипической силой Слуги, герою нужно пережить не только чувство при­надлежности кому-то, чему-то, но и чувство свободы.

К инициирующим событиям «Управление силой» так­же нужно готовиться. Жизнь сама предлагает мальчикам маленькие и крупные инициирующие события этого типа. Но более полная подготовка немыслима без достойных историй. Рабочие фабулы таких сказок мы с вами разбе­рем в следующей части книги, когда будем говорить о каждом мужском архетипе подробно.

Третий тип инициирующих событий — «Женщи­на». Мужественность герою помогает обрести не только победа над противником или обстоятельствами, но и жен­щина.

«Когда мне исполнилось одиннадцать лет, я взломал своего поросенка и отправился навестить потаскушек. Поросенок — это свинья-копилка из глазурованного фар­фора с маленькой щелью, куда можно опускать монеты, но вынуть их уже не получится. <...> Значит, в утробе поросенка было двести франков. Двести франков — столько стоила девица с Райской улицы. То была цена обретения мужественности. <...> Мы поднялись наверх. Мне с тру­дом верилось: ей двадцать два, просто старуха, и вот она принадлежит мне. Она мне объяснила, как нужно вы­мыться, затем — как заниматься любовью. <...> Ну вот, я стал мужчиной, получив крещение в лоне женщины; я едва держался на ногах, так сильно они дрожали, а не­приятности уже начались: я забыл о пресловутом пода­рочке. Я опрометью помчался домой, кинулся к себе в ком­нату, оглядел ее в поисках самого ценного, что можно по­дарить, и тут же понесся обратно на Райскую улицу. Девица все еще стояла на крыльце. Я отдал ей своего плю­шевого медвежонка»1.

 

1 Шмитт Э.-Э. Мсье Ибрагим и цветы Корана. СПб.: Азбука-класси­ка, 2005.

 

Такова трогательная исповедь маленького Момо, само­стоятельно создавшего себе инициирующее мужское со­бытие под названием «Женщина».

Сила мужского стремления получить крещение в лоне женщины настолько велика, что может стать двигателем многих полезных дел и подвигов. Поэтому данное инициирующее событие во многих культурах использовали как приз. Сдерживание и накопление сексуальной энергии усиливает в герое мотивацию достижения. Сексуальная разрядка с женщиной на какое-то время притупляет в мужчине активное стремление достигать и побеждать (кстати, отчасти по этой причине перед ответственными событиями: решениями, боями — герою рекомендовалось сексуальное воздержание).

Первый сексуальный опыт юноши — яркое иницииру­ющее событие. После его прохождения у многих возника­ет иллюзия того, что теперь они «настоящие мужчины». Так происходит в современном мире. И это ложное пони­мание инициирующего события, именуемого «Женщи­ной».

Давайте попробуем восстановить сакральное значение этого инициирующего события. Для того чтобы муже­ственность проснулась, оформилась и самореализова­лась, мужчине нужно научиться управлять собственной силой, выживать в любых условиях и продолжать свой род. Последний тип инициирующих событий связан имен­но с тем, что мужчине не под силу сделать самостоятель­но. Для продолжения рода требуется женщина. Кажется, что если ты овладел ею, то уже автоматически получил право на продолжение рода. Это одна из ловушек данного инициирующего события.

Близость с женщиной дает разрядку напряжения, но не право на продолжение рода. Однако даже поспешная близость может привести к зачатию — в этом случае род формально будет продолжен. Но он будет продолжен фи­зически. А как быть с духовным наполнением?

В инициирующих событиях, связанных с женщиной, важны, как минимум, два аспекта: физический и духов­ный. Если физический аспект данной мужской инициации воспринимается большинством с пониманием и радостью, то духовный аспект оказывается на задворках. И это при­водит к весьма неприятным последствиям.

В древних культурах придавалось большое значение духовному аспекту близости с женщиной. И юношу это­му специально учили. Наставницей, учительницей мо­лодого мужчины была женщина опытная и прозорли­вая. Как правило, она жила в отдалении от людей, была более образованна по сравнению с сородичами, иногда занималась врачеванием. В русских сказках это Баба Яга. Инициация добрых молодцев — это еще одна тай­ная символическая нагрузка этого удивительного жен­ского образа.

«Накорми, напои, в бане помой, спать уложи», — по­мимо других символических нагрузок, в этой традици­онной просьбе героя к Бабе Яге содержится информация о технологии мужской инициации данного типа. Накорм­ленный, напоенный, помытый в бане и многократно уло­женный спать, герой некоторое время остается у Бабы Яги в услужении, выполняет ее поручения. Когда же она убеждается в его готовности к новой жизни, то отпуска­ет его или он уходит сам. В любом случае расставание неизбежно. Иначе — регресс.

К сожалению, в старинных сказках подробно не опи­сывается технология мужской инициации у Бабы Яги. Либо это связано с целомудрием историй, либо данная информация была изъята стихийными и организованны­ми цензорами при пересказах, либо данное посвящение должно оставаться тайною. Однако любая архетипиче-ская информация никуда не пропа­дает, она хранится в информацион­ных кладовых Вселенной, может быть добыта, расшифрована и пере­дана через авторские сказки. Она есть как в старинных историях (на­пример, «Дафнис и Хлоя» или «Хозяйка Медной горы»), так и в современных (например, «Пчеловод» Максанса Фермина2, фильм «Сладкий но­ябрь» и др.).

 

2 Фермин М. Пчеловод. М.: Монпресс, 2001.

 

Сказкотерапевт может создать собственную сказку, когда есть необходимость передать информацию об этом типе инициирующих событий.

Рабочая фабула этих историй такова:

1. Знакомство с героем. У него есть возлюбленная, но он не знает, как к ней подступиться, как обращаться с женщиной. Или он просто пребывает в поиске своего пути, в его истории уже были связи с женщинами, ко­торые его либо разочаровали, либо не вдохновили.

2. Встреча с Наставницей. По стечению обстоятельств (подсказанных фантазией автора сказки) герой зна­комится с Наставницей. Либо он случайно набрел на ее избушку, одиноко стоящую в лесу, либо он созна­тельно искал ее, либо его привел к ней друг или учи­тель. Сначала Наставница не производит на героя впечатления. Более того, Она может Его испытывать (прогонять, давать сложные задания, показывать теневые аспекты собственного характера, провоцировать). Однако Он все претерпевает и остается в ее доме.

3. Обучение. Наставница учит героя культуре поведе­ния с женщиной. Показывает, как понимать ее мир, как за ней ухаживать. Она сама ухаживает за геро­ем, демонстрирует женское мастерство заботы, игры и любви. Герой познает доселе скрытый от него мир женщины и испытывает счастье.

4. Ловушка. Герою начинает казаться, что он влюблен, и он желает остаться со своей Наставницей навсегда. Он говорит, что лучше женщины он не найдет в своей жизни. Наставница терпеливо объясняет герою, что влюбленность — лишь средство для обучения или его «побочный продукт». Его стремление остаться с Нею навсегда — ловушка инициирующего события. Истин­ная задача героя — запомнить, сохранить все, чему он научился, найти Свою Женщину и передать ей те зна­ния, что теперь он несет в себе. Герой не желает ми­риться с неизбежным расставанием, делает все воз­можное, чтобы остаться с Наставницей. Ловушка в том, что он путает Наставницу со Своей Женщиной. Его задача — Наставницу отпустить, а Свою Женщи­ну найти. Задача сложная, ведь Своя Женщина — нечто эфемерное, то, что еще требуется искать; а Настав­ница — реальная женщина, находящаяся в пределах достижимого. Герой переживает серьезный кризис. 5. Расставание и начало новой жизни. Эта часть сюже­та сказки может иметь несколько вариантов. На­ставница может просто исчезнуть, оставив после себя знаки, по которым герой понимает, что искать ее не нужно и найти невозможно. Или Наставница, будучи волшебницей, может так изменить собствен­ный облик (например, резко состарить его), что ге­рой сам понимает абсурдность собственных мечта­ний о совместной жизни с нею. Или же герой, гра­мотно пережив кризис и оставив Наставнице некий подарок, с благодарностью уходит. Он возвращает­ся к своей девушке или встречается на пути со Сво­ей Женщиной и начинает строить отношения, в ко­торых ему помогают приобретенные с Наставницей знания.

Красиво и грамотно пройденное инициирующее собы­тие с женщиной одухотворяет все последующие взаимо­отношения героя.

В практике психологического консультирования мы нередко встречаемся с отношениями, в основе которых лежит механизм этого типа мужской инициации. Женщи­на оказывается намного старше мужчины (как по физи­ческому возрасту, так и по эволюционному уровню), она выступает по отношению к партнеру в качестве настав­ницы и донора. В определенный момент, когда мужчина выходит на достаточный уровень социальных возможно­стей, складывается активный конфликт. Женщина стра­дает, не понимая, в чем ее вина, чем она вызывает раздра­жение мужчины. Он же обвиняет ее в том, что она сдер­живает его развитие. Ей тяжело слышать подобные упреки — ведь она отдала множество сил, чтобы вывести его на соответствующую орбиту. Конечно, можно объяс­нить эти противоречия банальным эдиповым комплексом. Но сказкотерапевт обычно «ныряет» за интерпретациями происходящего глубже — к истокам инициирующего со­бытия. В данном случае проблема очевидна: он и она по­пали в ловушку инициирующего события. Драматизм си­туации в том, что обоим придется принять необходимость расставания. В этом случае главная задача сказкотерапевта — помочь красиво и достойно завершить сюжет от­ношений. Любое завершение сюжета начинается с благо­дарности. Баба Яга благодарит доброго молодца за служ­бу, а он благодарит ее за науку.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.