Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава ХVIII






От частной собственности –

к честной собственности

 

По индийской притче, четверо слепых ощупывали слона. Один пощупал хобот и сказал: слон похож на змею. Другой пощупал клык и нашел сходство с копьем. Третий – брюхо и сравнил его с мешком. Четвертый – ногу: она показалась столбом. Вывод из этой притчи – терпимость к чужим верованиям: все они – метонимии истины, часть принятая за целое, но часть реальная, живая.

«Бульдог» английской империи – великий У. Черчиль изрек, что капитализм – самый ужасный общественный строй, но лучшего никто не выдумал. Это была его идейная позиция, духовный императив ХІХ – ХХ столетия.

В настоящее время – ХХІ век, в Западной Европе – доминирует евросоциализм, шведская модель социализма, в СНГ – же преобладает «дикий» капитализм ХІХ века. «Все чрезмерное – ущербно» – отмечали древние греки.

Каков же магистральный путь развития человечества? – Неужели опять революция, кровь, передел? – очередная великая гекатомба мира?

Основополагающая закономерность развития вселенной, в том числе и земли – эволюционный, поступательный путь развития.

При этом все новое – это лишь основательно забытое старое: кардинальным направлением развития мирового сообщества все более явственно становится трансформация частной собственности первоначально как производной кражи в честную собственность, являющуюся векселем служения интересам этноса, общества, а затем – личным интересам.

Первооткрывателями данного направления общественного развития были такие блестящие представители российского и украинского капитала как Морозовы, Терещенко и прочие славянские рыцари-подвижники.

Вряд ли в России конца ХІХ века существовала более известная купеческая фамилия чем Морозовы. Богатство их рода было сказочным. Однако, чтобы прославиться, одних миллионов явно было недостаточно. Деньги обеспечивали благополучие, гарантировали уважение. Но не более. Почитали личность. Потому-то и остались в российской истории Морозовы – преуспевающие фабриканты, страстные коллекционеры и театралы, сочувствующие прогрессу филантропы, радетели человеческих бед.

Многочисленные потомки основателя Морозовской династии «Саввы сына Васильева», начавшего собственное дело в царствование императора Павла, а на исходе правления Александра І откупившего на волю себя и семью, прочно соединились в сознании наших современников в собирательный образ некоего абстрактного Морозова. При одном упоминании этой фамилии воображению предстает дородный купчина-капиталист, «самодур» с причудами, владелец потрясающих любое воображение особняков в «новом стиле», любитель театра, живописи, фарфора и книг; меценат, жертвователь на богоугодные заведения, тайно субсидирующий в довершение всего большевиков. К удивлению, в действительности подобного «Морозова» никогда не существовало. Черты же, которыми этот персонаж наделили, позаимствовали одновременно сразу у нескольких представителей Морозовского клана.

«Богородский первой гильдии купец» Савва Морозов (Савва первый) имел пятерых сыновей, от которых, в свою очередь, пошли четыре ветви знаменитого морозовского дела. Наличие свободных денег позволяло «ситцевым королям» и самим жить с размахом, и быть щедрыми жертвователями. Десятки тысяч тратили Морозовы на то, что сегодня называют «культурными программами». Савва Тимофеевич (второй) поддерживал (слово «содержал» выглядят как-то неблагозвучно) Московский Художественный театр. Его брат Сергей Тимофеевич основал и построил в Леонтьевском переулке в Москве Кустарный музей. Викулевичи субсидировали прессу, финансировали газеты «Голос Москвы» и «Русское слово». Тверские Морозовы-Абрамовичи, как Тимофеевичи, тоже жертвовали изрядные суммы на нужды культуры и искусства. Одна из Морозовых – Варвара Морозова, твердо придерживалась правила, что если уж жертвовать, то исключительно для того, чтобы «учить или лечить народ». Так она и поступала. На ее средства были построены первая раковая клиника на Девичьем Поле, богадельня и школа в Твери, здание Тургеневской библиотеки – читальни у Мясницких ворот, бездумно уничтоженное уже при Сталине.

Известный представитель Морозовской династии – Михаил, увлекшись искусством, как коллекционер стартовал мощно, ничуть не слабее Сергея Щукина, и сразу оказался в числе тех, кому довелось продолжить начатое братьями Третьяковыми дело. Одной из самых больших удач Морозова-коллекционера, несомненно, стала покупка «Портрета Жанны Самари», написанного Огюстом Ренуаром. Парадный портрет актрисы за 20 тысяч франков продал ему знаменитый парижский маршал Амбруаз Воллар. В морозовском собрании оказалось немало редких полотен: первый в России Эдуард Мане – «Кабачок», «Портрет Иветт Гильбер» Анри Тулуз-Лотрека, купленный после гастролей французской певицы в Москве. Тут же рядом с работами Камиля Коро, Клода Моне, Поля Гогена, Винсента Ван Гога в доме на Смоленском бульваре висели древнерусские иконы, полотна Исаака Левитана, Михаила Врубеля, Константина Коровина.

Было ли увлечение Михаила Морозова только лишь очередной причудой его неуравновешенного характера? Не исключено. Но даже если покупками произведений нового искусства скрывалось желание чем-то занять себя, потратить деньги на что-нибудь, кроме бесконечных кутежей, то скоро это переросло в нечто большее. Да, Морозов коллекционировал картины с тем же азартом, что играл в карты.

Осенью 1903 года, 33 лет от роду, Михаил Абрамович Морозов скончался. Глядя на серовский портрет «вросшего в землю своими упрямо расставленными ногами. Морозова, трудно представить, что такой богатырь сгорел буквально в несколько дней. Морозов весь был сгусток энергии, искавшей и не находившей выхода. «Он такой, точно им сейчас из царь-пушки выстрелили», – говорил о своей модели проницательный Валентин Серов.

Для красавицы Маргариты Кирилловны смерть мужа, утверждал «мистериально» влюбленный в нее Андрей Белый, стала началом новой эры: «До нее она – дама с тоскою по жизни, а после – в Швейцарии – деятельная ученица А. Скрябина… Вернувшись в Москву, она – впопы­хах, в поисках идеологий, часто нелепых, но и часто колоритных, – в ней Ницше, Кант, Скрябин, Владимир Соловьев». Особняк на Смоленской отдается в распоряжение участников литературно-музыкаль­ных вечеров; весной пятого года здесь читают лекции о конституции и сам дом «напоминает арену петушиных боев». Маргарита Кирилловна под влиянием философа Евгения Трубецкого начинает субсидировать возглавляемое князем издательство «Путь»; на ее средства издается журнал того же названия. Она финансирует «Вопросы философии и психологии» и общественно-политическую газету «Московский ежене­дель­ник».

Морозовские собрания и издания, за которыми стоит величественная «дама с султаном», формируют философскую и отчасти религиозную мысль Москвы. И всегда Маргарита Морозова окружена музыкой. Ее учителя – Николай Метнер и Александр Скрябин. Верная ученица автора «Поэмы экстаза», Маргарита Морозова многие годы поддерживала композитора материально, давая ему возможность свободно работать. Уже за один этот поступок русская культура обязана ей. Но был и другой, не менее значительный. В 1910 году Маргаритта Кирилловна передала большую часть собрания покойного мужа Третьяковской галерее. И хотя принято считать, что она лишь выполнила волю Михаила Абрамовича, это решение было принято ею самой: в завещании Морозова никаких указаний не счет коллекции не имелось. В те годы морозовский дар воспринимался как знаменательное событие. Это пожертвование открывало начало картинной галереи западного искусства конца ХІХ – начала ХХ века. «Москве выпадет высокая честь быть первой из европейских городов, в котором осуществится создание музея живописи новейшей эпохи», – предвкушали московские критики в истории искусства.

Не уступали в размахе благотворительности Морозовым украинские Терещенко, их гением, на их благотворительные взносы были построены красивейшие здания в Киеве – школы, гимназии, приюты, больницы, собраны со всего мира величайшие художественные творения Запада и Востока, ставшие основой музейных экспозиций Киева.

Мало кому известен тот факт, что входившей в состав Временного правительства Терещенко, исполнявший функции министра, гарантировал всем своим имуществом возврат иностранных займов, представленных Временному правительству.

Терещенко – министр – оказался человеком слова и чести, после краха Временного правительства он отдал свое многомиллионное состояние в погашение правительственного долга, разорился и остался нищим.

После эмиграции во Францию Терещенко – экс-министр не остался невостребованным в иерархии Западной Европы: его блестящее знание дюжины языков, уникальные данные финансиста, позволили ему стать финансовым советником Ротшильдов, вновь подняться из экономического небытия, стать состоятельным человеком.

Таким образом, путь от частной собственности – к честной собственности – путь чести и славы, уважения и признания со стороны общества! У истоков же «честной» собственности стояли выдающиеся представители российского и украинского капитала – эталон любви и уважения к народу, передавшие эстафету благородного, «честного» капитализма международному сообществу!

 


 

Золотой дождь размывает все границы.

Г. Кармиль

Мы близки к тому, чтобы создать спекулятивное государство, государство олигархов и кланово-партийных образований, с тотальной коррупцией. Время уже поставить вопрос о создании антикланового фронта в Украине, поскольку… только весь народ способен противостоять мизерной частице, которая паразитирует на нем. В украинской истории еще не было такой правящей прослойки, которая бы создала свои богатства за счет растаскивания госсобственности и растаскивания национальных богатств, прослойки, которая ничего не построила, кроме офисов и дворцов. Но еще – по своему образцу – коррумпированное государство. У Ста­лина была одна шинель и вся страна. У них сегодня есть все. Более того – они контролируют государство, эксплуатируют власть в собственных экономических интересах.

В. Литвин,

Председатель Верховной Рады Украины

Измеряйте человека без ходулей. Пусть он отложит в сторону свои богатства и звания и предстанет перед Вами в одной рубашке. Обладает ли его тело здоровьем и силой? Какая душа у него? Прекрасна ли она? Одарена ли способностями и всеми надлежащими качествами? Подлеца и вся власть над миром не сделает лучше.

М. Монтень







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.