Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Развития цивилизаций






В Библии в образно-аллегорической форме изложены основополагающие закономерности бытия Homo sapiens – законы эволюционно-поступательного развития всех времен и народов. Таким образом, перед человечеством стоит дилемма: соблюдать данные основополагающие закономерности бытия, сформулированные в библейском священном писании, что ведет к процветанию народов, государств, цивилизаций, либо, в случае их игнорирования, обречь себя на потрясения, стагнацию, возможно, и на гибель.

Все мы плывем по водам великой реки, имя которой – Время. Наш корабль – это прошлое, настоящее, будущее. Главные же вопросы бытия, на которые отвечает каждый из нас в период своего путешествия по безбрежной реке Времени, несомненно:

Откуда мы пришли? Куда свой путь вершим? В чем нашей жизни смысл? Ответы на эти вопросы содержатся в великой, загадочной, до конца не постигнутой Книге книг – Библии.

Особую актуальность эти основополагающие вопросы историко-философского плана обрели на рубеже третьего тысячелетия, когда вектор направления развития общества, страны, этноса, т.е. «Куда свой путь вершим?», и его совпадение с вектором общецивилизационного развития человечества приобретает важнейшее значение. Современная наука уже сравнительно давно работает с теорией, суть которой сводится к тому, что время обладает собственной энергией развития. В социальной жизни это проявляется в виде тенденций, определяющих направление движения, вектор роста цивилизации, развитие индивидов. Если народ, его лидеры понимают эти тенденции и ведут себя адекватно им, то энергия времени становится союзником. И в этом случае страна, человек обречены на успех и процветание. Если нет, – то энергия времени оказывается противником, что чревато кризисами, а то и катастрофами.

Именно в Библии в образно-аллегорической форме была раскрыта, отражена эта непреходящая, основополагающая константа бытия человеческого сообщества, что нашло отражение в божественно-емком библейском откровении Экклезиаста: «Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем. Бывает нечто, о чем говорят: «Смотри, вот это новое, но это было уже в веках, бывших прежде нас». Каждое поколение заново переписывает свое прошлое. В счастливые времена история кажется нам более или менее орнаментальным искусством, но в пору нависшей угрозы мы спешим перечитать хроники былого, в силу насущной потребности найти ответы на загадки сегодняшнего дня. Нам надо знать, в какого рода твердых принципах другие люди, принадлежавшие к предшествовавшим поколениям, находили нравственную опору. Несмотря на меняющиеся условия существования, они не столь уж отличны от нас, в их мыслях – исток наших идей, им приходилось сталкиваться с ситуациями, столь же сложными, как те, что стоят перед нами, причем делать это с легким сердцем, добиваясь в значительной мере воплощения своих надежд. Нам надо знать, как им это удавалось.

Именно в прошлом лежат истоки многих проблем сегодняшнего и завтрашнего дня. Особенно трагичным был XX век для славянской цивилизации, платившей как за триумфальные взлеты, так и за трагические падения морями своей крови. На рубеже II и III тысячелетий кризис славянской цивилизации не только не ушел в прошлое, но даже и обострился, достиг апогея.

Известный российский этнограф Л. Сапожников анализируя итоги потрясений, испытаний, выпавших на долю славянской цивилизации за период ХІХ–ХХ столетий в ходе грандиозных социальных экспериментов и последовавшей за этим социальной гекатомбой славянского мира, отмечал: «В ХХ веке на нас наряду с другими несчастьями обрушились две огромные беды: массовый геноцид и катастрофическое ослабление генофонда. Геноцид привел к резкому уменьшению численности населения, а одним из следствий подрыва генофонда стало ускоренное развитие дебилизации».

Существует гениальная работа Д. Менделеева «К познанию России», увидевшая свет в 1905 году. Собственно, это отклик на результаты первой переписи населения в России в 1897 году. В книге подняты проблемы, остро вставшие в конце ХХ – начале ХХІ столетия.

По расчетам Д. Менделеева, к 2000 году в России должно было проживать около 594 миллиона человек. СССР же подошел к концу своего существования с населением менее 300 миллионов человек. В результате «экспериментов» прошедшего столетия страна потеряла каждого второго жителя, что связано с нарушением основополагающих законов бытия, отраженных в Книге книг – Библии.

Прямые формы геноцида унесли от 80 до 100 миллионов жизней. Так, к июню 1941 года в СССР было около 198 миллионов жителей, а в сентябре 1945 года около 165 миллионов. Следовательно, к концу второй мировой войны население страны сократилось на 33 миллиона человек. Но вообще-то более корректно было бы сравнивать 1945 год, реальный, послевоенный, с 1945-м мирным, если бы не было войны. Тогда добавляются не рожденные за годы войны младенцы, и общие потери вырастают до 47–50 миллионов.

Подводя итоги развития Советского Союза, Сапожников отмечал: «Перейдем к сопряженным формам потерь. Алкогольно-экологический геноцид – это более 100 миллионов человек. А косвенные формы, то есть нерожденные младенцы, – 70–80. Итого – около четверти миллиарда».

Самые значительные потери приходятся на славянские народы – русских, украинцев и белорусов, поскольку они составляли наибольшую и наиболее активную в социально-политическом отношении часть населения.

«Когда мы задаемся вопросом, почему Отечество наше зашло в тупик, инстинкт самосохранения требует предельной точности и откровенности суждений – необходимо выяснить: является ли этот тупик следствием уникального стечения внешних экономических и политических условий, событий или соответствующих решений, принятых теми или иными правителями», – отмечал российский ученый В. Криворотов.

Необходимо принимать во внимание и весьма существенные замечания протоиерея Александра Меня, что на историю слишком часто смотрят, как на естественно-природное явление, и поэтому думают, что в ней определенные причины неизбежно должны производить соответствующие следствия. Однако, если в мире физических явлений мы действительно как будто имеем дело с такими незыблемыми закономерностями, то в истории иногда может произойти нечто совершенно непредвиденное, противоречащее всему имевшему место до сих пор. Ни один самый смелый человеческий вымысел не может соперничать с тем, что совершается в действительной жизни. Когда мы стоим у поворота исторической дороги, какими беспомощными кажутся попытки людей предсказать, что ожидает нас за углом. Незыблемы константы космического универсума, отраженные в священных книгах.

Более двух тысяч лет значительное большинство населения Земли существует в координатах христианства.

Христианство преобразило лик стран, народов и, в конечном счете, именно благодаря его Заветам человечество выжило, не опустилось до первобытного состояния в череде бесконечно кровавых войн, потрясений, революций и контрреволюций.

Как елей на кровоточащие раны народов мира, нисходит христианская благодать утешения, озарения, просветления, смирения, преодоления, проистекающая из этого непреходящего учения и религии.

Рубеж двухтысячелетия позволяет на основе гармоничного симбиоза Веры и Знания обрести в христианстве своеобразный «обериг» от бед и потрясений настоящего и грядущего. Возможно ли это, и каким образом?

«Ключ» к этому необходимо искать в Книге книг всех времен и народов – в Библии, в которой, по мнению ряда ученых, содержится «генокод» развития человеческой цивилизации (т.е. основные направления, параметры, временные рамки и т.д.).

Порой в «лежащем» на виду, привычном и знакомом, труднее всего найти сокровенный смысл, отыскать высшее откровение, пророчество, предостережение.

Мир бытия человеческого всегда был миром виртуального бытия страстей, заблуждений, иллюзорных устремлений, и посему величайшие откровения остались до конца не воспринятыми и до сей поры.

При этом наиболее значимые и зримые параметры бытия, координаты прошлого, настоящего и будущего «заложены» в Библии, и они позволяют не только осмыслить прошлое, но и скорректировать настоящее, предвосхитить будущее. Эти параметры характеризуют основные закономерности бытия стран, народов, людей, содержат указания как наиболее оптимальных, так и запретных действий.

Особо Библия акцентирует внимание на запретах, табу, ведущих к гибели цивилизации, рода человеческого. Не об этих ли «переломных» периодах бытия общества предупреждал Екклесиаст или проповедник: «Ибо человек не знает своего времени. Как рыбы попадаются в пагубную сеть, и как птицы запутываются в силках, так и сыны человеческие уловляются в бедственное время, когда оно неожиданно находит на них».

Таким образом, Библия, как и другие священные книги мировых религий, дает ответ на наиболее актуальные, кардинальные проблемы всех времен и народов, в том числе: что предпочтительнее, что оптимальнее – эволюция или революция? Потрясение или медленное, поступательное развитие общества? Это кардинальные проблемы не только уходящего столетия, но и грядущего, и Библия дает вполне определенные ответы, именуемые константами, табу, комплексами. Константы, комплексы, табу в аллегорической форме отражены в священных книгах мировых религий, связаны с личностью, основоположников религий.

Константы лежат и в основе цикличности появления мировых религий, в деятельности их основоположников:

1. Моисей (основатель иудаизма) – 13 в. до н. э.

2. Шакья-Муни (основатель буддизма) – 7 в. до н. э.

3. Иисус (основатель христианства) – 1 в. н. э.

4. Мухаммед (основатель ислама) – 7 в. н.э.

Исторические события, отраженные в легендах о Моисее, имели место во 2-й половине ІІ тысячелетия до нашей эры. Известно, что в 1230 году до н. э. египетское свидетельство удостоверяет присутствие племенного союза Израиль в Ханаане, следовательно, описываемый в Библии исход евреев из Египта произошел в это время, то есть в ХІІІ веке до н. э.

Именно в Библии выдвинута «Константа Моисея», нашедшая подтверждение в открытом в наше время учеными «Законе трех поколений». Он гласит, что генетический тип нации можно скорректировать в три поколения, в течение жизни которых страна, народ, цивилизация доходят до полной деградации и вырождения либо до процветания, расцвета.

Мудрецы всех цивилизаций интуитивно принимали этот закон. Вспомним Библию, Моисея. Он не сразу повел свой народ на землю обетованную. Этот пример любят приводить, подчеркивая, что Моисей стремился «выдавить рабскую психологию» из своего народа, водя его сорок лет по пустыне. Нам необходимо с научных позиций взглянуть на это библейское происшествие. Моисей стремился изменить психофизические качества своего народа. Но почему именно 40 лет? На Ближнем Востоке в условиях жаркого климата совершаются ранние браки. Биопоколение – от ребенка до ребенка – там 12–15 лет. Три поколения – это 40–45 лет. (У нас в условиях более холодного климата, во многом влияющего на демографические традиции народа, биопоколение – это 20–25 лет). Так вот, Моисей понимал, что за три поколения можно обновить генофонд народа.

Подобный экскурс в библейско-исторические истоки цивилизаций актуален для уяснения того, что при переходе от одного общественного строя к другому, от формаций к формациям необходим значительный исторический этап эволюционно-поступательных изменений протяженностью в три поколения, и революционно-скоропалителный одномоментный «прыжок» в «райские кущи» той или иной утопии всегда оборачивался кровью революций, контрреволюций, грожданских войн.

Таким образом, «Константа Моисея» ясно указывает на то, что для значимых изменений в обществе, меняющем координаты своего бытия, парадигму существования, необходима «дистанция» в три поколения, «доколе не кончится род», сформировавшийся в системе прежних координат, т.е. в прежней системе морально-нравственных ценностей.

Попытки «ускорить» этот естественно-эволюционный процесс, аллегорически сформулированный в Библии как одно из составляющих кода развития цивилизации, предпринимавшиеся на разных континентах, в разных странах, в различные временные периоды такими деятелями, как Марат и Робеспьер, Ленин и Сталин, Мао, Че Гевара и Фидель Кастро, которые брали на себя функции «ускорения» естественно-исторического процесса трансформации общественных систем путем «усекновения» главы на гильотине или использование монстра – Гулага, приводили с неизбежностью к социальным катастрофам и потрясениям.

Какова же суть «Константы Моисея», в чем заключается ее глубинное предназначение? Библия повествует, что израильтяне за годы жизни в пустыне сильно переменились. Это были уже не те жалкие рабы, которые, только услышав о ханаанских крепостях, были готовы бежать обратно в Египет. Теперь Моисей вел новое поколение, выросшее в пустыне среди трудностей и испытаний, закаленное в стычках, буквально рвавшееся начать нашествие на Ханаан. «Константа Моисея» определяет естественно-исторический отрезок времени, необходимый для формирования людей новой ментальности, новой системы координат. Большевики попытались преодолеть эволюционный закон трансформации общественных систем. Ленин и Сталин подгоняли, «уплотняли» историческое время, уничтожая миллионы людей, которые не успели, не смогли за краткий исторический миг «перестроиться» на требуемый лад. Данная модель развития называется военно-мобили­зационной и имеет свои закономерности, особенности, действующие в условиях общественного кризиса.

При этом даже в условиях действия военно-мобилизационной модели развития, введенной В.И. Лениным, И.В. Сталиным в советской империи, невзирая на все их потуги, «сработала» «Константа Моисея», и некие зримые результаты после сорокалетних потрясений, испытаний, бед, гекатомбы жертвоприношений на алтарь ускорения естественно-исторических процессов развития наступили… через 40 лет после начала большевистского эксперимента. Простейший подсчет говорит: от 1917 года до начала Хрущевской «оттепели» в 1956 году – ровно 40 лет (т. е. «Константа Моисея»). Таким образом, все вышеизложенное позволяет произвести «расшифровку» кода Библии и вывести ряд констант, которые проливают свет на важнейшие закономерности бытия человека и человечества.

Из «закона Моисея» с неизбежностью вытекает «Закон розы и чертополоха». Данный закон, аллегорически изложенный в Библии, гласит, что закономерности, ментальность одной страны, этноса, цивилизации при перенесении на другую общественную цивилизационную почву дают диаметрально противоположные результаты – из розы произрастает чертополох, принц неизбежно превращается в «щелкунчика», белое – в черное. Каковы же причины этого? Не оправдавшееся ожидание деморализует воспринимающую цивилизацию, разоружает ее перед лицом более сильной цивилизацией, обрекает ее на стагнацию и, возможно, даже на гибель.

А. Тойнби отмечает, что западная цивилизация пыталась экспансионистски покорить соседние страны, цивилизации путем религиозной, интеллектуально-духовной агрессии. Прежде чем западная цивилизация стала доминирующей в мире, две попытки, предшествовавшие этому, закончились неудачно. Первой из них было средневековое движение в районе Средиземноморья – крестовые походы. Во время крестовых походов попытка установить экономическое и политическое господство Западной Европы над другими народами окончилась полной неудачей: более того, в результате культурного взаимообмена западноевропейцы испытали, в конечном счете, большее влияние со стороны мусульман и византийцев, нежели сами оказали на них.

Вторую попытку предприняли в XVI веке испанцы и португальцы. Она была более или менее успешной в Новом Свете – современные латиноамериканские сообщества обязаны именно ей своим существованием, однако в других местах западная цивилизация, насаждаемая испанцами и португальцами, была отвергнута после примерно столетнего испытания – изгнание испанцев и португальцев из Японии, португальцев из Абиссинии, что произошло во второй четверти XVII века.

В настоящее время Европа из центра, из которого во внешний мир излучается энергия и инициатива, стала центром, куда стекается неевропейская энергия и инициатива (Европа теряет влияние в мире, но весь мир становится «Европой»).

Исходя из вышеизложенного, западноевропейские ученые задаются вопросом: «Наблюдая процесс вестернизации мира и следя за тем, как он набирает силу, европейцы могли бы воскликнуть почти восторженно: «Какое имеет значение, потеряет ли Европа свое влияние в мире, если весь мир становится европейским?» При этом характерно, что, например, китайцы и турки, которые еще недавно были связаны по рукам и ногам конфуцианскими и исламскими социальными традициями, перенимают не только материальные, технические методы Запада (индустриальную систему и все, что ей соответствует), но и общественные и политические институты: западный статус женщины, западную структуру парламентского представительства и управления».

В России влияние Западной Европы ощущалось на два столетия раньше, чем среди мусульман и индусов... При этом не избежать двух выводов: во-первых, что Евангелие от Ленина и Сталина имеет тот же западный источник, что и Евангелие от Петра и Александра; и, во-вторых, что воздействие Запада на Россию изменило свой знак с плюса на минус.

При этом А. Тойнби отмечает, что чужая агрессивная религия (марк­сизм же стал для славянства религией) со всей очевидностью куда более серьезная и непосредственная угроза для общества, нежели агрессивная зарубежная технология: если технология оперирует, прежде всего, поверхностными факторами жизни, то религия проникает прямо в сердце.

По этой же причине цивилизация – агрессор, выступающая под религиозным флагом, вызовет более сильное и немедленное противодействие, нежели та, которая оказывает свое воздействие через технологический процесс.

Это и поясняет почему в России западная цивилизация была вначале отвергнута, а затем, при втором соприкосновении, принята. Запад запустил по миру свои технологии, хитроумно освободив их от препятствия в виде религии.

Таким образом, любая цивилизация, любой образ жизни есть неразрывное целое, где все части взаимозависимы и нераздельны. К примеру, секрет военного превосходства Запада над остальным миром, начиная с XVII века, заключается отнюдь не только в современном вооружении, обучении и муштре. И даже не только в технологии, обеспечивающей развитие военной техники. Это превосходство нельзя объяснить, если не принять во внимание общий дух и мышление западного общества в целом: а истина в том, что западное военное искусство всегда было лишь одной из граней западного образ жизни. Отсюда любое общество, пытающееся научиться военному искусству другого общества, не приняв чужого образа жизни в целом, обречено на неудачу…. Есть два способа – принимать западную цивилизацию минимальными дозами либо подчиниться этой цивилизации полностью, т.е. спасти себя от исчезновения, приняв западный образ жизни всем сердцем, телом и душой. В 20-е годы Турции предстояло либо вывернуть свою жизнь наизнанку, либо исчезнуть – они предпочли выжить, трансформировав важнейшие составляющие своей ментальности.

Древняя восточная мудрость гласит: «Если хочешь легко забрать у человека что-то большое, дай ему какую-нибудь мелочь». Исторический пример применения: один из китайских императоров, решив завоевать непокорное соседнее государство, подарил его жителям огромный колокол. Польщенные, они специально проложили дорогу через непроходимые горы, чтобы увезти дар к себе. А через некоторое время следом двинулись войска императора.

Таким образом, от розы (колокола – дара данайцев) – к чертополоху (войне и покорению). Какие же закономерности проистекают из данных факторов? Живые существа Земли управляются эволюционными закономерностями Вселенной, которые распространяются не только на человека, тех или иных животных, но и на цивилизации.

Пожалуй, нет проблемы более сложной, противоречивой, чем власть и общество, и проистекающая из нее «власть и ее носитель». Проблема заключается в том, что власть действует не только по вертикали «вниз», но всепроникающая «радиация» власти поражает и «носителей» властных полномочий, о чем гласит Библия, о чем она предостерегает, «кричит».

Слишком тяжко бремя власти. Власть по своей природе как феномен – монстр, чудовище и бродячий сюжет о Драконе – одно из величайших предостережений культуры.

Во все времена власть принимала очертания марширующих армий или изменчивые контуры империи. И, хотя ни одному завоевателю, императору или политику никогда еще не удавалось осуществить свое стремление к всемирному господству, идея эта никогда не умирала.

Стремление правителей к безграничному расширению пространственных пределов своей власти дорого обошлось человечеству. Государства исчезали с лица земли, и целые народы предавались смерти. Обширные области приходили в запустение на века. Но потери измерялись не только в этом. Самая одаренная, самая динамичная часть общества целиком посвящала себя тому, что принято было считать наиболее достойным и престижным делом, – делу войны и убийства.

Комплекс Пилата – противоречие между желанием сохранить спра­ведливость и формальными обязанностями человека, которые порой заставляют его нарушать эту справедливость – этим «заболеванием» сегодня страдают, увы, многие. По мнению немецкого историка и религиоведа Густава Адольфа Мюллера, имя Пилата связано с именем Иисуса неразрывными узлами. Михаил Булгаков, опиравшийся при создании романа «Мастер и Маргарита» на книгу Мюллера «Понтий Пилат, пятый прокуратор Иудеи и судья Иисуса из Назарета», развил эту мысль во сне Пилата, где Иисус обращается к нему со словами: «Мы теперь будем всегда вместе… Раз один – то, значит, тут же и другой! Помянут меня, – сейчас же помянут и тебя!»

Мюллер утверждал, что решение предать Иисуса смерти привело Пилата к ужасному разладу между тем, что говорило ему сердце и что диктовал разум. Ужасно Пилатово пробуждение ото сна и у Булгакова: «Он (Пилат) открыл глаза, и первое, что вспомнил, – это что казнь (Иисуса) была».

Власть – самое тяжкое испытание на Земле, ибо Бог испытует Человека распутством, богатством, вседозволенностью Власти и, что страшнее и разрушительнее, ведает лишь Дьявол. Комплекс Пилата – это библейское иносказание – предупреждение против всепроникающей радиации власти, поражающей не только всех «окрест», но и носителей властных функций.

Тираны, диктаторы, узурпаторы всех рангов и мастей «выжигают» радиацией вседозволенности не только все вокруг, но и в самих себе.

Вслед за Мюллером Булгаков рассмотрел юридический и психологический аспект вины Пилата. Постоянная резиденция римского наместника находилась на берегу Средиземного моря, в Кесарии Палестинской (или Кесарии Стратоновой, названной так в честь греческого военного инженера Стратона, построившего крепость-форт на выступе скалы). Сюда-то Пилат и намеривался, пытаясь спасти Иисуса, перевести его из Иерусалима.

Будучи человеком проницательным, Пилат сразу же, в первые минуты разговора с Иисусом, понял, кто перед ним. Язычник-прокуратор даже склонен был считать арестованного иудея полубогом, что, с точки зрения правоверного римлянина, нонсенс, попадающий под действие закона «Об оскорблении величия римского народа».

Апокрифическое «Евангелие Никодима», не вошедшее в новозаветный канон, но и никогда не относившееся к «отреченным» книгам, повествует: «по прибытии Иисуса в преторию (присутственное место, где заседал Пилат), главы хоругвей склонились и почтили Спасителя. Увидев это знамение, объял страх Пилата…».

Пилат осознал проблему власти и личности. Иисус поэтому и говорил Пилату: «Ты не имел надо мною никакой власти, если бы не было дано тебе свыше, посему более греха на том, кто предал Меня тебе».

С этого момента, замечает евангелист Иоанн, Пилат искал возможность отпустить Иисуса. Трижды прокуратор выходил к иудеям и говорил им: «Я никакой вины не нахожу в нем (Иисусе)». По Булгакову, Пилат трижды ходатайствовал за Иисуса перед первосвященником иудейской церкви Каиафой, пытаясь освободить подсудимого в честь праздника Пасхи согласно обычаю. Но Каиафа заявил, что Синедрион (Верховный суд Иудеи, заседавший в Иерусалимском храме) настаивает на казни Иисуса.

Явная невинность Иисуса удерживала Пилата, привыкшего к смертным приговорам, от осуждения Христа. Лишь угроза доноса императору Тиберию вынудила прокуратора санкционировать распятие. Да и то с недвусмысленной оговоркой: «невиновен я в крови Праведника Сего».

Более чем странное признание чиновника высшего ранга Римской империи, призванного блюсти закон. Впрочем, на месте Пилата любой другой представитель «римского права» поступил бы куда как менее щепетильно, и сомнительно, чтобы отважился он выказать уважение и благожелательство к подсудимому, осмелился предпринять попытки спасти его. Особенно, учитывая болезненную подозрительность императора Тиберия, направленную, прежде всего, против чиновников, правивших в провинциях. И, в частности, против таких умелых и влиятельных, как Пилат.

Вот почему последний в 36 г. был вызван в Рим и по определению суда низложен и сослан в Южную Галлию, примыкающую к нынешней Швейцарии. Швейцарская легенда рассказывает, что здесь мучимый угрызениями совести Пилат лишил себя жизни, утопившись в огромном озере. И с тех пор утопленник, подобно старому усталому Агасферу, не знает ни минуты покоя, и ежегодно в Страстную Пятницу, ночью, дьявол поднимает Пилата со дна, втаскивает на окружающие озеро скалистые стены, где до рассвета тщетно пытается смыть с него пятна позора.

В булгаковском романе эта легенда имеет сострадательный для Пилата как трагической личности истории финал: мастер, с разрешения сатаны, отпускает Пилату его грех, «скалистые стены» рушатся, и пятый прокуратор Иудеи обретает, наконец, желанный покой…

Соотношение: Власть и Человечность, Карьера и Душа, Служение Всепоглащающему Монстру подавления – и конечная тщета перед неизбежным ликом Небытия – все это нераздельно слито, связано в «Комплексе Пилата» – грозном и не воспринятым доселе библейским предостережением.

Пилаты – это не только отличительный образ Римской империи. Они присущи всем народам во все времена.

В наше кризисное, напоенное апокалипсическими страхами время, закладываются краеугольные камни нового мышления, попытки дать ответы на предельные философские вопросы: о смысле явления человека в мир, о высшей цели его существования и деятельности становятся просто насущно необходимыми. При этом отношение: лидер (вождь, правитель) – правящая элит а с неизбежностью замыкается на демосе (народе). Однако и здесь возникают значимые проблемы – в толпе исчезает ощущение личной свободы, свободы совести, свободы мысли. Это заменяется вседозволенностью силы и активностью масс. Сливаясь с другими, личность освобождается от своих моральных и нравственных устоев, а главное – от ответственности. Толпа беспощадна к конкретному человеку, даже к своему ближнему: она может затоптать любого без жалости, сочувствия, сострадания. Человек незаметно для себя вписывается в структуру безликой массой.

Когда процессы в обществе выходят из-под контроля правящей элиты и принимают спонтанный характер, все меньше поддаются регулированию, особенно важно использовать инструментарий наук, касающихся изучения человека и его социальных связей, чтобы, по крайней мере, понять, что же в самом деле происходит, – и после этого прогнозировать ход вещей.

В толпе инстинкт самосохранения оказывается сниженным, а инстинкт деструктивности – усиленным. Отсюда необычайная легкость агрессии и акты вандализма. Совесть, мораль, нравственность, милосердие здесь замолкают. Личность может совершить поступок, обычно ей чуждый. То есть наступает некая магия непредсказуемого, неконтролируемого поведения личности. Формы же контроля над личностью, при всей их «предсказуемости», столь же противоречивы.

Всем памятна древняя легенда о манкуртах, поведанная Чингизом Айтматовым в романе «И дольше века длится день»: попавшим в рабство людям обривали головы и напяливали обруч из парной верблюжьей шкуры. Шкура высыхала, обруч стягивался. Люди, находящиеся на солнцепеке в пустыне, испытывали страшные мучения, теряли память. Навсегда. Манкурт не знал, кто он, какого он рода-племени. Зато теперь он был старательным, безропотным, исполнительным.

Лауреат Нобелевской премии Канетти, рассматривая феномен лидера и толпы, вождя и народа, исследуя психологию толпы и манипулирующих ею правителей, оперирует всевозможными аспектами, элементами, символами власти, устанавливая механизмы их взаимодействия. Имея ввиду по преимуществу фашизм и нацизм, писатель, однако, опирается на примеры из истории восточных деспотий или на архаический быт не столь уж удаленных от нас во времени мелких африканских царств.

Таким образом, возникает важнейшая проблема: какая форма государственного устройства позволяет достигнуть процветания общества, какова наиболее эффективная схема взаимоотношения «лидер – правящая элитаобщество»?

Тысячелетиями эти вопросы волновали мыслителей, правителей, простых людей. Неудачное же их решение вызывало восстания, гражданские войны, революции, кровь лилась рекой, страдания были неисчислимы, погибали страны, народы, цивилизации.

В свете последних научных достижений, дополняющих библейские аллегории, место и роль личности в обществе определяется понятием, введенным в гуманитарные науки американским ученым Э. Ласло. Это понятие «бифуркации», которое описывает состояние жизнеспособности неравновесных систем, в том числе и социальных. Роль личности определяется ролью факторов, которые способны определенным образом воздействовать, нейтрализуя или усугубляя способы проявления социальных закономерностей. Лидер зависит от узкого круга сторонников, малой группы, которую обычно идентифицируют с элитой или командой лидера. Характер их взаимоотношений во многом определяет масштаб лидерства. Подлинное лидерство заключается в настойчивом влиянии на других людей таким образом, что они поступают согласно желаниям лидеров. Одаренный руководитель государства способен создавать свое собственное окружение, одновременно превращая ситуацию, которая возникает на его пути, как тормоз, в ситуацию, дающую ему возможность творить действительность. При этом действия как лидера, так и его окружения, правящей элиты в целом, в значительной мере предопределяется ментальностью общества, «порождением» коего он является, будь то западное или восточнее сообщество. Таким образом, прошлое «давит», предопределяя действия как правителей, так и народа в целом, опосредованно «входя» в канву настоящего. Все вышесказанное позволяет сделать непреложный вывод: для того, чтобы построить цивилизованное «настоящее», необходимо разобраться в прошлом, и, осмыслив его, изменить таким образом к лучшему свое настоящее.

 

 


В гармонию из хаоса и праха без Высших сил не выстроить моста. Что б ни было – Хайяму от Аллаха являлся свет. И Данту – от Христа.

Ю. Карабчиевский

Этот грим, этот лоск, этот прах.

Е. Аксельрод

Лишь тот достоин жизни и свободы,

Кто каждый день за них идет на бой.

Гете

Демократия – это когда вы сидите утром на кухне и пьете свой ежедневный кофе, вдруг в дверь вашего дома кто-то стучит. И вы уверены, что это только почтальон и никто больше.

У. Черчилль

В зрелом возрасте надо начинать готовить себе плацдарм на том берегу, чтобы уйти без ужаса и страха перед неизбежностью смерти, чтобы спокойно и смело глядеть в дверь, куда пред­стоит войти каждому рано или поздно. Помнить о смерти, быть готовым к ней – одна из целей и смыслов праведной жизни западного, истинно верующего человека.

Ю. Ленский

Самое страшное из зол – смерть – не имеет к нам никакого отношения: когда мы существуем, смерть еще не присутствует, а когда смерть присутствует – мы не существуем.

Эпикур

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.